Как правильно носить вечерю. Что носят крестники на рождество крестным. Как носить правильно вечерю Что говорят 6 января вечером на вечерю

Праздник Рождества Христова относится к наибольшим христианским праздникам, которые Церковь отмечает особенно торжественно. Все люди с особым вниманием относятся к празднику Рождества, стараясь в этот день соблюдать обычаи и традиции. Несение вечерь - одна из традиций рождественских праздников. Но правильно ли мы носим вечери? Как к этому относится церковь? И что нам дает эта всеми известная традиция? Об этом и многом другом журналисту «Первой городской газеты» рассказывал Протоиерей Украинской Православной Церкви отец Андрей Бобрик (на фото).

- Обязательно ли носить вечер ю, или это по желанию?

Несение вечерь это традиция нашего народа, её истоки не связаны с православием. В православии 6-го числа обязательно идти на богослужение. Вечеря это больше устоявшаяся традиция нашего народа, взятая из язычества. Причина, по которой христианство приняло эту традицию - духовная ценность, которая многими годами вырабатывалась у людей. Они вкладывают в неё нечто очень важное. Поэтому в христианстве несение вечерь больше относится к проявлению желания человека проведать своих родственников, крестных и особенно важных людей.

Нет, это не грех. Скорее всего, нужно учитывать - не обижаете ли вы этим своих близких. Проведывать своих родственников, близких в нормах христианской морали - это приветствуется и поощряется. Но если у вас действительно не получается, то следует перенести визит или объяснить ситуацию. Важно тут именно не нанести вред другому человеку, чтобы вас поняли ваши близкие и не держали обиды.

- Кому именно принято носить вечер ю и до какого возраста?

По традиции сложилось, что вечери приносят дети своим крестным:сначала крёстному отцу, потом - крёстной матери. Они привозят вечерю в знак благодарности за то, что тевзяли на себя обязанность учить и молиться за ребенка. А крёстные родители,в свою очередь,дарят ребенку подарки. По логике разума можно сказать, что носить вечери принято, когда ты ещё ребенок. Когда человек становиться более самостоятельным, то эта традиция уже менее обязательна. Так же можно сказать, что в каждом регионе по-своему. На западной Украине, например, принято носить вечерю всего до 7-ми лет, пока ребенок не пошел в школу.

- Когда можно начинать носить вечери и до какого времени?

По традиции,вечерю нужно нести 6-гоянваря, накануне рождества. Дети приносят вечерю своим крестным, общаются несколько часов, а потом едут к себе домой, чтобы встретить Рождество за семейным столом. После рождества это уже можно считать рождественскими поздравлениями,и посещение родных зависит от человеческого желания.

- А если крестные находятся в разных семьях или даже в разных городах?

Если это возможно и ваши крестные живут в одном городе, то желательно сделать все 6-го числа, в течениедня, до рождественского ужина. Но когда ваши крестные живут, к примеру, в другом городе и возможности поехать нет. То уже после 6-го числа, можно собраться и поехать их поздравлять. Это называется «принести вечерю», но фактически это есть поздравление с рождеством.

- Есть ли специальные слова, с которыми нужно входить в дом?

Да, есть определенные слова, с которыми следует приходить в дом, и которые следует говорить при встрече. На литургии священник обращается к прихожанам словами: «Христос рождается!». Все люди отвечают: «Славим его!». Именно этими словами следует приветствовать человека на вашем пути. В деньКрещенияГосподнего- 19-го января - люди при встрече приветствуют друг друга другими словами: «Христос крещается!», а отвечают на это: «В реке Иордан!»

- Что с собой нужно обязательно приносить? Из чего состоит вечеря?

Опит-таки это более связанно с традицией, поэтому особых и обязательных вещей не нужно приносить. В каждом регионе по-разному. Но если проанализировать традиции всех регионов, то можно сказать, что самое главное - это кутья и хлеб. Хлеб всегда имел особое значение. А так как есть в семье дети, то принято также приносить и дарить сладости.

- Можно ли сделать такое заключение, что необходимо приносить то, что можешь?

Да, несомненно. Если у человека нет возможности, то никто не обязывает приносить много продуктов. Главное в этой традиции именно внимание и желание проведать близких людей.

А какие особые традиции существуют во время святок? Возможно, есть запреты? Например, многие знают, что нельзя работать в период святок. Еще есть запрет на бракосочетание.

Люди всегда работали, и выполнять свои обязанности человек должен. А вот некоторые домашние заботы, без которых можно обойтись - следует перенести. Период святок называется так, потому что люди прославляют Рождество Христово. А для нас это имеет особое значение, потому что пришло в этот мир спасение - человек получил надежду на то, что он может попасть в рай. Поэтому люди радовались, что пришел тот, кто победит зло и смерть. Разрешается тот труд, который помогает другому человеку. Если вам нужно что-то зашить, то лучше воздержаться и сделать это после праздников. Но если к вам пришел человек и у него больше нечего одеть - то, конечно же, в этом случае вы должны помочь. Нужно думать всегда и понимать - где доброе дело, а где удовлетворение личного интереса.

В период святок, как вы заметили, запрещается совершать таинство брака. Это связанно с тем, что люди в этот период находятся на богослужениях и причащаются. Для причастия существует определенная подготовка. Человек соблюдает своеобразный пост. Но пост не от пищи, а от плотских утех. А поскольку венчание предполагает это - соответственно бракосочетание запрещается в период святок.

- Как относиться к суевериям?

Только негативно. Если перевести дословно, то суеверие - это суетная вера. Мы сами строим свое будущее, и вера в суетные вещи нас заводит в заблуждение. Человек не может быть счастлив, когда он боится. А вера во всевозможные суетные вещи основана на страхе. Некоторые люди боятся, когда рассыпаютсоль на столе, верят что будет ссора или несчастье. Но если вдуматься, то в период подготовки к праздникам мы стараемся сделать все вовремя - успеть приготовиться и ничего не забыть. В этот период человек становится менее внимательным и это ведет к неаккуратности или к меньшей бережности. Также, можно сказать, что когда человек во что-то верит, он ставит это выше себя. То есть получается, что суетные и незначительные стечения обстоятельств человек ставит выше себя, веря в них. Господь сказал, чтозаконы и заповеди существуют для людей, а не наоборот. Мне жалко людей, которые верят в суеверия, потому что они не могут взять от этой жизни всю радость - они несчастливы в страхе перед этой верой.

Как относиться к гаданиям? Люди, особенно молодые девушки - это видно из нашей украинской литературы - относились особенно трепетно к этому периоду года, зная - что они наконец-то смогут узнать будущее, узнать имя суженного и другое.

Однозначно это негативно. Если человек это делает,его нельзя назвать христианином. По своей внутренней сути этот человек язычник. Господь прямо запретил гадать. И за это есть прямое наказание - это смерть. Если богослужение - это прославление Бога, то гадание - это прославление дьявола. Нельзя даже совершать смешение христианских праздников с гаданием. Это тот момент, когда христианство начинают считать магией. Это не магия. Христос не совершал магии - он приносил жизнь. Христианство - это жизнь в истине понимания. Совершение колдовских ритуалов в период больших Христианских праздники является грехом, который не прощается еще многим поколениям в будущем.

Христианские праздники в период Рождественских праздников:

16:00 - богослужение

После богослужения люди идут домой на семейный ужин.

Ирина Коцюбенко

Рождество Христово - один из самых больших христианских праздников. К сожалению, в современном мире многие забывают, что именно предполагает празднование этого дня. Сегодня на Рождество люди накрывают богатый вкусностями стол, крестные навещают своих крестных родителей, дарят подарки и т.д.

В то же время служители церкви напоминают: Рождество - это, прежде всего, празднование рождения сына Божьего, и в этот день нужно постараться приблизиться к святости. В светлый праздник Рождества нужно обязательно уделить время молитве, духовному очищению.

В этот день столы вовсе не должны ломиться от деликатесов и обилия алкоголя. Конечно же, это не означает, что нельзя собираться за праздничным столом. Застолье, общение с семьей и друзьями - это хорошо, но желательно обойтись без «фанатизма», так сказать. Злоупотреблять едой и спиртными напитками на Рождество все же не стоит.

Взаимные угощения крестных и крестников

В Рождество, а точнее, с 7-го по 14-е января принято носить вечерю своим крестным родителям . Крестники, по традиции, несут своим духовным родителям угощения - вечерю, за что крестные дарят им подарки.

Вместе с праздничной вечерей, в дом крестных родителей приходит Божья благодать. Нести вечерю крестным - означает выказывать им свое уважение, разделять с ними судьбу, добро, надежду, благополучие на целый год вперед.

По традиции, вечеря включает в себя кутью, пироги (пирожки), конфеты, фрукты, орехи. Конечно же, сегодня эти рождественские традиции немного изменились, вечеря и праздничный стол стали более «богатыми». Крестники несут крестным уже не куличи с пирогами, а полноценный праздничный ужин.

«Современная» вечеря - это запеченная утка или курица, картофель, салаты, колбасы, рыба, торт, вино и т.д.

Что должно быть на рождественском столе

Сегодня многие путают Святой вечер и Рождество Христово. Вечер 6-го января - это Святой вечер , канун Рождества. Начинается Святой вечер с восходом первой звездочки на небе.

В этот день христиане еще соблюдают рождественский пост, и вся пища на столе должна быть, по правилам, постной.

По традиции, в Свят вечер вся семья собирается за домашним праздничным столом, на котором должно быть 12 блюд (желательно, постных). Число 12 в данном случае символично - это и двенадцать месяцев и двенадцать апостолов Христа.

Считается, что каждое блюдо из двенадцати, стоящих на столе, нужно непременно попробовать.

Праздничный рождественский стол застилают белой скатертью, сверху ставят зажженную свечу. Можно также поставить на стол вазочку с вязанкой необработанных колосьев (их надо собирать еще летом).

По традиции, еду для рождественского стола нужно приготовить заранее. Обычно хозяйки занимались приготовлением праздничных блюд с самого утра, чтобы к вечеру все уже было готово.

Садиться за стол в Святой вечер можно не раньше, чем на небе взойдет первая звезда. Перед тем, как приступить к еде, нужно прочитать молитву.

Главное блюдо на столе в Святой вечер - это праздничная «богатая» кутья. Делается эта обрядовая еда из пшеницы, изюма, мака, орехов, с добавлением меда и узвара (компота из сухофруктов).

Помимо кутьи, традиционными блюдами на Святой вечер являются:

Постный борщ или капустняк (хотя сейчас первые блюда редко выставляют на праздничный стол),

Постные голубцы с кашей,

Рыба жареная, соленая (сельдь),

Блюда из грибов,

Узвар (компот),

Гороховое пюре или каша,

Вареники или пирожки с разными начинками (без мяса),

Заливная рыба,

Рагу овощное,

Блины, папмушки, калачи,

Салаты (как правило, винегрет).

Праздничный стол на Рождество, 7 января, отличается куда более разнообразным набором блюд. Пост 7 января заканчивается, поэтому на рождественском столе, как, впрочем, и на вечере крестных с крестниками, постная еда уступает место скоромной.

Традиционными блюдами на Рождество и вечерю являются:

Картофель,

Запеченная утка или курица,

Жареный поросенок,

Домашняя колбаса, кровянка,

Голубцы с мясом,

Буженина,

Холодец,

Жаркое,

Сало,

Вареники, пирожки с мясными начинками,

Салаты,

Компот и т.д.

Веселого Вам Рождества Христова!

Рождение Христа – великое событие, значимый праздник, имеющий отношение к каждому из нас.

Интересен и символичен обычай, когда семья собирается за общим столом в сочельник – вечер, предшествующий празднику.

На стол ставят 12 блюд, существует множество примет и поверий при проведении застолья.

Семейная трапеза в сочельник – давняя и важная традиция, оказывающая благотворное влияние на человека.

Какова же история праздника

Событие произошло в городе Вифлееме в 5508 году — родился младенец Иисус от Святого Духа и Девы Марии.

Рождение Божественного ребенка предсказывали ветхозаветные пророки. Событие ждали на протяжении нескольких веков. Мальчик родился в пещере. На ночном небе в этот момент сияла яркая звезда, которая означала приход Спасителя в мир.

Перед знаменательным событием Август – римский император повелел провести процедуру переписи населения, для чего всем подданным нужно было посетить родные города.

Иосиф с Марией были родом из Вифлеема, а проживали в Назарете. Приехав в родной город, они не смогли устроиться в гостинице и заночевали в пещере, в которую пастухи загоняли скот. Как раз в эту ночь рождается Иисус. Мария спеленала ребенка, положив в ясли на солому.

Рождество Христово католики отмечают 25 декабря, а православные 7 января по новому стилю. В этот день празднуют рождение в Вифлееме Иисуса Христа – спасителя человечества.

Более подробно про , узнаете по вышеприведенной ссылке.

Сочельник – подготовительный этап к знаменательному событию

Существовал обряд в Святой вечер или сочельник праздничный стол накрывать из 12 блюд, главной среди них являлись кутья, калач.

Собиралась вся родня, поминали усопших в этот вечер. Начинали торжество с внесения снопа (это была рожь или пшеница), который устанавливали под иконой.

Он имел множество названий, например «дед» или «коляда», а на весь стол насыпали сено. На сегодняшний день праздничный сноп устанавливают в углу стола.

Перед трапезой семейство хором произносила молитву «Отче наш», в процессе ужина было принято не разговаривать много. Девушкам и парням запрещали садиться на угол стола, что могло препятствовать женитьбе и замужеству. Вставать из-за стола, а тем более – из дома можно было лишь по окончании ужина. Считалось, что открытая входная дверь во время застолья могла впустить нечистую силу.

Нужно было перепробовать каждое из блюд для того, чтобы не было голода, но не стоило съедать угощение целиком. По порверью было необходимо оставить немного еды в доме.

Неотъемлемым элементом рождественского стола являлась свеча – символ света, нетленности, зажечь которую должен был хозяин.

Застолье длилось около 4-х часов, после чего кутью со стола не убирали, оставляя угощение духам умерших родственников. Ведь существовало поверье, что усопшие в сочельник приходили в гости «на кутью».

В момент застолья семья раздавала кусочки хлеба с медом или же просвирой. Это действие выполнял хозяин. Он подходил к каждому из членов семьи (начиная с самого маленького или же – со старшего, главное это сделать — по очереди) и проговаривал свои пожелания каждому из них.

Считалось, что какой будет сочельник, такой будет и наступивший год.

Бытовало поверье, что в сочельник с Богом общаются животные. Перед трапезой хозяева навещали свое хозяйство, благодарили животных за верную службу: собаку, корову, коня, кота.

Кроме основного блюда — кутьи, приготовленной из пшеницы, мака, меда, на стол ставили еще 11 наименований блюд.

К ним относились: компот из сухофруктов, капустняк, борщ с грибами, голубцы с рисом, блины, гречневая каша, вареники с картошкой и капустой, соления, рыба, грибы, пироги.

Алкоголь в сочельник не употребляли, а лишь 7 января его было разрешено выставлять на стол вместе с мясными блюдами. К праздничному столу добавляли заливное, холодец, домашнюю колбасу, гуляш, жаркое, запеченную птицу.

Не обходилось без гуся с яблоками. Про рождественского гуся мы все откуда-то знаем, вероятно, из детских книжек, сказок.

В праздник не принято было работать, заниматься хозяйственными делами.

Есть поверье, что в сочельник снится вещий сон. Для запоминания сна в изголовье кровати устанавливали свечу и рядом клали сонник, чтобы, проснувшись, заглянуть в него и немедленно разгадать сон.

Праздник Рождества – мощный энергетический заряд на будущее

Считают, что в ночь накануне Рождества открываются небеса. На небе ликуют ангелы, люди радуются. В этот момент можно загадывать желание – каждая просьба, которая произносится от чистого сердца, обязательно будет принята Богом и выполнена.

Этот момент был воспет Гоголем в его бессмертном произведении «Ночь перед рождеством».

Читая произведение, погружаешься в атмосферу мистики, таинственности и необыкновенной веселой и праздничной ауры Рождественской ночи.

Мы продолжаем испытывать эти чувства и ощущения, празднуя Рождество Христово – праздник, который наполняет человека присутствием Бога, Божественным смыслом.

Традиционно, в Сочельник вечером (6 января), крестники несут своим крестным родителям вечерю - кутью, а крестные родители одаривают крестников подарками и садят их за праздничный стол.

Этот обычай очень древний — испокон веков люди разносили в рождественский сочельник друг другу вечерю. Этот обычай связан не только с крещением, но также с христианской добродетелью милосердия, взаимопомощи.

Как правильно носить вечерю крестным в Сочельник:

Предварительно договоритесь со своими крестными о вашем визите 6 января, когда принято носить вечерю. Отнесите им кутью и поздравьте с праздником Рождества Христова. При соблюдении этой традиции принято обмениваться подарками. Не беда, если у вас не получится навестить всех, кого принято. Можно просто поздравить их с праздником или заехать в другой день.

К этой традиции приобщают и детей. Раньше дети в деревнях носили вечерю бабушкам и дедушкам, тетям и дядям, крестным и даже бабке-повитухе. Они пели особые песни, славящие Рождество и Христа, а в знак благодарности получали сладости и монеты. При современном укладе жизни это вряд ли возможно исполнить так, как делалось раньше. Просто постарайтесь уловить идею этого обычая и помогите ребенку отвезти вечерю крестным, например, на следующий день или в течение рождественских каникул. Разучите с ним слова, которые принято говорить крестным родителям при вручении кутьи: «Добрый вечер, Святой Вечер! Отец с мамкой вечерю вам предали».

Стихотворение детям для кутьи, на вечерю

С Рождеством Вас поздравляем
И коненечно же желаем:
Вьюга пусть на целый год,
Вам здоровья наметет,
Ветер выдует все хвори
На холодное подворье.
Снег пусть искрами кружится,
Чтоб светлели ваши лица,
А лукавая луна
В ночь любви лишит вас сна.
Пусть одна из ярких звезд
Даст талантам вашим рост,
Вашу мысль поднимет ввысь!
Пусть друзья украсят жизнь!

*************
Воробышек летит,
Хвостиком вертит.
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

*************
Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!

*************
Для всех взрослых:

Вам вечерю принесли мы,
Так попробуйте её.
Мама с папой наварили,
В добрый путь нас проводили.
По червонцу вы нам дайте,
И нас с богом провожайте.

Для тётей и дядей:

Тёти дяди не скупитесь,
За вечерю расплатитесь.

Для бабушек и дедушек:

Бабушки и дедушки вечеря хороша
Доставайте денежки из шкафа не спеша.

Для мамы и папы:

Мамы с папой вы не смейтесь,
И на деньги не надейтесь,
Свои деньги доставайте
На игрушки добавляйте.

*************
Вот и снова Рождество —
Сил небесных торжество:
В этот день Христос пришел,
Чтоб спасти наш мир от зол.
Слава вечная Ему,
Побеждающему тьму.
Поздравляем всей душой
С этой радостью большой.

Праздник Рождества Христова относится к наибольшим христианским праздникам, которые Церковь отмечает особенно торжественно. Кульминацией праздничного приготовления является вечер накануне Рождества - день бдения, молитвы и поста. Святвечер имеет не только глубокие по содержанию церковные службы, но, прежде всего, богат в нашем народе исполненными символикой обрядами и обычаями, некоторые из них восходят еще к дохристианским временам, рассказывает Юлия КОЦАН .

«Время нашего спасения уже настало.
Готовься, вертеп, потому что Дева скоро родит»
(Стихира вечерни Навечерия)

История празднования вечера накануне Рождества Христова восходит еще к первым векам христианства. Канун праздника Рождества имеет отдельное богослужение, называемое Большие, или Царские часы, которые составил Иерусалимский Патриарх Софроний, где в псалмах и чтениях пророков из Ветхого Завета собраны основные пророчества относительно обещанного Мессии. Из святого Евангелия читают события, связанные с Христовым Рождеством, а стихиры воспевают воплощение Сына Божьего, место и обстоятельства Рождества. Во время богослужения Царских часов святое Евангелие лежит на тетраподе как символ Христа, который уже пришел и провозглашает нам Божью науку. Происхождение названия Царские часы объясняется тем, что когда-то в Византии на этом богослужении всегда присутствовали императоры со своим двором. В конце службы в их честь пели отдельно многолетие. День Навечерия завершает Филипповский пост перед Рождеством, поэтому в этот день строгий пост.

Когда-то, еще в дохристианские времена, у наших прадедов в это время был праздник «Корочуна» - день приветствия солнца. «Праздник «Корочуна», - говорит проф. С.Килимник, слова которого приводит в своей книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий, - сугубо земледельческий, было вдохновение человека надеждой и верой в счастливый год урожая, приплода скота, здоровья, благополучия и радостной жизни». Наши предки верили, что в декабрьские и январские дни рождается чудодейственная сила, которая переливается в души людей, в землю, в воду, в растения и животных, поэтому так ждали и радостно отмечали этот праздник. Христианство наполнило давние традиции новым содержанием, христианскими идеалами, идеями правды, любви, всепрощения Слова, щедрости, совершенствования.

Приготовления к Святвечеру

«К Рождеству в Украине готовились еще с лета. Во время жатвы первый, а в некоторых местах - последний сноп хлеба (ржи или пшеницы) оставляли не обмолоченным. В него добавляли также по несколько стеблей других злаков и перевязывали одним, двумя, а иногда тремя перевяслами. Этот сноп вносили в дом в канун Рождества Христова. Называли его по-разному: «дидух», «дед», «коляда» на Волыни, «криль» (король) на Холмщине, «зажин» на Черниговщине, «баба» в Черткове на Тернопольщине», - рассказывают в книге «Обряды и блюда Святого Вечера» Ольга Вербенец и Вера Манько . В некоторых местах «бабой» называли сено, которое также вносилось в дом.

Приготовление к Рождеству охватывало все стороны жизни украинской семьи. Готовилось вдоволь еды, варился мед, изготавливались различные наливки, вишневки, сливянки и т.д. Хозяйка покупала новые горшки, ложки, миски, беспокоилась о новых нарядах для детей и взрослых.

Традиционные в наше время елки в домах украинцев появились преимущественно только в первой половине ХХ в. Сначала их подвешивали к основной потолочной балке и лишь со временем стали ставить на пол. Украшали елку свечечками, орешками, яблочками, медовыми пряниками или домашними пирожными. Обычай украшать рождественскую елку распространился из Германии. Легенда гласит, что традицию украшать деревья в честь Рождества ввел известный богослов-реформатор Мартин Лютер (1483-1546). В 1500 году, накануне Рождества, он, гуляя по лесу, увидел несколько елок, покрытых снегом. Они ярко сверкали в лунном свете и поразили Лютера своей красотой. Вернувшись домой, он поставил маленькую елку посреди комнаты, украсил ее свечами и зажег их.

На Лемковщине и в некоторых районах Львовщины изготавливали так называемых «пауков», символизирующих паутину, которая, по легенде, спасла Христову семью от воинов Ирода. Изготовляли пауков из соломы или из тонких деревянных прутьев или из проволоки, а в местах соединения цепляли цветы, свечи или стеклянные елочные украшения.

К празднику должен был быть наведен порядок и во дворе, и в доме. Все инструменты должны быть на своем месте. Все, что было одолжено, нужно было вернуть домой, но также и самому вернуть одолженное. К праздникам, по традиции, должны быть починены и телеги, и сани.

Блюда, приготовленные на Вечерю

Для празднования Святвечера и Рождества выпекали много разновидностей хлеба, который имел разные названия (корун, крачун, крайчун, керечун, кныш, калач, струцля и просто хлеб) и формы, в зависимости от местности, и выпекался из разной муки, мог быть пресным или скоромным (его во время ужина не употребляли, а просто клали на стол). Рождественский хлеб был символом новорожденного Иисуса, в некоторых регионах к нему добавляли немного святой воды. Обязательным на праздничном столе должен был быть "кныш" - каравай с крошечным хлебцем сверху - для душ умерших. Иногда перед выпечкой этот хлеб обозначали головкой мака или оттиском стакана с обмакнутыми в масло краями. Кныши символизируют единство поколений рода и покровительство-опеку предков.

На Лемковщине и в Галичине посреди стола клали «струцлю» - плетенку, посыпанную маком, которую еще называли «кукелкой». На Подолье выпекали три обрядовых хлеба, которые в Святвечер клали на столе один поверх другого. Нижний (его называли «Хозяином»), пресный, пекли из ржаной муки, второй (назывался «Василий») - из пшеничной, верхний («Иордан»), меньший, - также из пшеничной. «Хозяина» разрезали и ели в первый день Рождества, «Василия» - на Новый год, а «Иордан» - на Крещение. В Козове на Тернопольщине тоже клали на стол три хлеба - два нижние ржаные и сверху - круглый пшеничный калач, в который вставляли восковую свечу. Этот калач был особым, потому что состоял из многих шишек, которые скручивались из полосок теста и плотно укладывались в круглую форму. Считали, что сено под скатертью символизирует конюшню, первый ржаной хлеб - ясли, второй ржаной - колыбель, калач - Иисусика, потому что очень он был сладкий и вкусный.

Обязательно пекли на праздники калачи - круглые обрядовые хлеба из белой пшеничной муки, замешанные на молоке с добавлением яиц. Из двух шаров теста скручивали жгут, из которого формировали круг с дыркой внутри. На юге Подолья калач выплетали из восьми шаров теста. На Черкащине пекут прямоугольный хлеб, который называется «Хозяин».

Обязательно на столе должны были быть пирожки с разной начинкой - капустой, горохом, сливами, вишнями, маком и т.п. Бабушки раздавали их внукам, и каждый должен был запомнить, с какой начинкой пирожок. Говорили, что когда ребенок заблудится, стоит вспомнить с какой начинкой пирожок на Святвечер, и Господь сразу поможет вспомнить дорогу. Отдельно хозяйки пекли хлеб для угощения скота. На Подолье этот хлеб называли «Рожество» и имел очень интересную форму. Делали его из двух шаров теста, которые скручивали жгутом, придавали ему форму подковы, клали на горшок с кутьей.

Чтобы успеть приготовить блюда на праздничный ужин, хозяйка вставала очень рано, в 1-2 часа ночи. Этот ужин, хотя постный, но богатый, потому что имеет аж 12 традиционных блюд. Отсюда его название - Богатая кутья.

Почему на этот ужин готовят именно 12 блюд? Этнографы говорят, что это может быть связано с 12-тью месяцами. В наше время число 12 трактуют как память о двенадцати апостолах Иисуса Христа.

Хозяйка разжигала печь, добывая живой огонь при помощи кусков дерева, или огнива (этот обычай еще до недавнего времени соблюдался на Гуцульщине). В печь клала семь или двенадцать поленьев. Для приготовления блюд набиралась до рассвета вода, ею заливали пшеницу, сушеные фрукты и ставили в печь варить два главные блюда - кутью и узвар.

Между блюдами Святой Вечери на первом месте стоит кутья, или колыво. Это вареная пшеница с медом. Кутья появилась еще в дохристианские времена. С тех пор она сохранила символизм поминального блюда. Пшеница, как зерно, ежегодно оживает, поэтому является символом вечности, а мед - символ вечного счастья святых в небе. Варили кутью в специальном горшке, в котором ничего другого не варилось, или покупали каждый раз новый. В разных регионах кутью готовили по-разному. На Лемковщине варили кутью из ячменной каши (панцаку), поскольку пшеницу в горах не сеяли. Обычай варить пшеницу туда принесли с собой священники и учителя из Галичины, однако этот обычай прижился не во всех селах. В тех селах на Лемковщине, где кутью варили из пшеницы, ее подавали только с медом. Кутью из ячменной крупы также варили на Черниговщине - там ее заправляли только узваром (компот из сухофруктов). В разных местах кутья имела разную консистенцию - она могла быть густой или же редкой, как уха.

Узвар варился из сушеных яблок, груш, слив, вишен. На Тернопольщине его называли сушеницей.

Кроме этих главных блюд, хозяйки ставили варить голубцы, капустняк с пшеном и фасолью, затертый подсолнечным маслом, который на Винничине и Гуцульщине называли «шупеней», горох, борщ постный с карасями, кашу гречневую, пшенную, вареники с капустой, картофелем. Также жарили рыбу, пекли блины из кислого теста (на Подолье), варили блюда с грибами. Голубцы, как правило, делали из заквашенной головками капусты, и начинка у них была разной.

Традиционно считается, что блюд должно быть 12, но их количество и составляющие несколько отличаются - в зависимости от местности и зажиточности семьи. Так, Лемковщина отличалась рядом особых блюд, которые больше нигде не готовили. Например, «бобальки» - продолговатые, посредине утолщенные, раскатанные в руках куски теста, которые варили или пекли и смазывали растертым маком с медом и подсолнечным маслом. Другое блюдо - «киселица» - сегодня совсем забыто. Накануне Святвечера замачивали молотый овес, потом перецеживали этот заквас через сито. Очищенную густую жидкость варили, постоянно помешивая, чтобы не пригорела. Заправляли ее тмином, чесноком и льняным маслом.

На Тернопольщине делали напиток, который назывался «голопас». Его готовили заранее из отвара сушеных фруктов, в который добавляли ржаную закваску или дрожжи, а также карамель.

Пока хозяйка хлопочет в доме, хозяин приводит в порядок двор, поит и кормит скот.

Интересный обычай зафиксирован на Лемковщине. Когда уже все в доме было готово, вся семья шла к потоку и там тщательно мылась ледяной водой, а вытираться спешили домой. Последней шла мыться хозяйка.

Традиция внесения дидуха и приготовления стола

Следующий шаг - традиция внесения дидуха. Хозяин, подняв шапку, перекрестившись, брал дидуха и вязанку сена, а сын - две. Сено при этом раструшивали, а отец приговаривал: «Пусть трусится сено, пусть кормит скотинку. Пусть мягко будет душечкам, пусть мягко будет Святому Дитяти и скотинке на сене лежать!»

Медленно и торжественно отец с сыном подходили к дому и становились перед порогом, где их уже ждала хозяйка с кнышем в руках. Входили в дом, и отец говорил такие слова: «Святки идут!» «Святки пришли!» - отвечал после отца сын. «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!» - отвечала мать. Так происходило в Восточной Украине, а в Галичине газда (хозяин) говорил такие слова: «Дай Бог, добрый вечер, эти праздники провести, других дождаться в здоровье, счастье до второго года, на многая лета». Потом семья заходила в дом, крестилась, расстилали вязку сена в углу и ставили на него дидуха, вторую вязку сена клали на стол, а третью - под стол. Во время того, как на пол стелили солому, дети под столом кудахтали: «Кво-кво - завтра Рождество».

На Тернопольщине и Львовщине на стол укладывали сено тонким слоем, хозяйка клала на четыре угла зелье и чеснок. Сверху стелили белую скатерть, а поверх нее часто стелилась вторая.

На празднично накрытый стол клали хлеб, и в нем делали дырку, куда вставляли высокую восковую свечу. На Лемковщине и в Галичине свечу ставили в сосуд, наполненный ярым зерном, которое потом подмешивали к посевному зерну. Зажженную свечу никто не имел права погасить весь вечер и старались зажечь так, чтобы она случайно не погасла, так как это не было хорошей приметой, потому что предвещало смерть кого-то из семьи. После этого хозяин клал в сено под столом топор, косу, серп, часть сохи, часть граблей - чтобы хорошо пахалось, жалось, косилось и чтобы было что жать и косить в Новом году. Только потом хозяин брал горшок с кутьей, а хозяйка - с узваром. Они торжественно несли их на красный угол.

Пока мать ставила блюда на стол, хозяин шел в хлев кормить скот куском хлеба с воткнутым в него чесноком, посыпанным солью, начиная с самого старшего и заканчивая самым младшим. Символизм этого обычая в том, что скот своим дыханием согревал новорожденного Иисусика. Затем вся семья становилась к общей молитве. Сначала молятся за умерших, а потом за всех присутствующих.

После хозяин смешивал ложку кутьи и всех других блюд с мукой и снова шел в хлев угощать скот, чтобы и тот мог принимать участие в праздновании. Потом выходил во двор, чтобы пригласить на ужин все праведные и не праведные души, солнце и месяц. Приглашение повторял трижды. Не получив ответа, громко говорил: «Если не идете, то чтобы во веки веков не приходили». Хозяин, вернувшись домой, закрывал двери. После этого уже никто из взрослых в этот вечер не мог выходить. На Прикарпатье сохранилась до сих пор традиция перед ужином идти с кутьей и свечой на кладбище и приглашать умерших родственников на совместную трапезу.

Рождественская звезда

Когда на небе появлялась первая звезда, только тогда семья могла садиться за стол после дня строгого поста, во время которого никто не имел права есть, кроме маленьких детей, которым давали немного вареной картошки. Однако перед тем как сесть, каждый дул на место на скамье, чтобы ненароком не придавить души, которые, считалось, на Святвечер приходили в дом.

Начинали ужин с кутьи. Ели все из общих мисок и пили из одной кружки, что символизировало мир и согласие в семье на протяжении года. Отдельные тарелки и ложки ставили только для усопших родственников или для того из семьи, кого не было в этот вечер дома. Неожиданный гость предвещал счастье на целый год, поэтому ему старались угодить. Также считалось хорошей приметой приглашать на ужин одиноких, бездомных и нищих людей. Ужинали долго, и никто не имел права вставать, кроме хозяйки, которая подносила блюда.

В конце ужина отец, а за ним и вся семья вставали из-за стола и благодарили Господа за прожитый год и просили о хорошей судьбе на следующий.

После ужина на столе оставляли кутью, другие блюда, ложки, потому что верили, что ночью умершие придут еще раз на ужин.

В центральной и восточной части Украины после Святвечера существовал обычай носить вечерю дедушке и бабушке (если они жили отдельно), крестным родителям и добрым знакомым. «Нести вечерю» - значит, уважать старейшину, разделять надежду, судьбу, добро, вспоминать умерших.

После Вечери в некоторых регионах молодежь начинала колядовать. Некоторые шли на Всенощное богослужение, которое завершалось праздничной Рождественской Литургией.

В целом традиции празднования Навечерия Рождества носят одинаковый характер по всей Украине, а разница в южных и северных областях объясняется влиянием других культур. Многие из самобытных обычаев утратились или позабылись вследствие массовых депортаций украинцев с их этнических земель или из-за советской атеизации. Вопреки всему, украинцы сегодня по-новому открывают себя для Бога, родных традиций и обрядов.