Опросник "готовность к выбору профессии". Возрастные особенности готовности к выбору профессии в старшем подростковом возрасте Повшедная Фаина Викторовна

Справка

по результатам диагностического исследования

готовности старшеклассников к выбору профессии

Дата: ноябрь

Методика: «Готовность старшеклассников к выбору профессии» (

Цель: определение уровня готовности учащихся 9-ых классов к выбору профессии.

Аудитория: учащиеся 9 А, 9 Б классов.

Результаты диагностического исследования учащихся 9 А класса

Результат

(уровень готовности)

средний уровень

средний уровень

отсутств.

высокий уровень

отсутств.

средний уровень

высокий уровень

отсутств.

отсутств.

отсутств.

средний уровень

средний уровень

средний уровень

отсутств.

средний уровень

средний уровень

отсутств.

средний уровень

отсутств.

отсутств.

средний уровень

отсутств.

отсутств.

низкий уровень

низкий уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

Итого:

Низкий уровень – 2 чел.;

Средний уровень – 14 чел.;

Высокий уровень – 2 чел.

Результаты диагностического исследования учащихся 9 Б класса

Результат

(уровень готовности)

отсутств.

низкий уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

отсутств.

средний уровень

средний уровень

отсутств.

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

высокий уровень

не готов

средний уровень

отсутств.

средний уровень

средний уровень

отсутств.

отсутств.

отсутств.

низкий уровень

средний уровень

низкий уровень

отсутств.

средний уровень

низкий уровень

Итого:

не готов к выбору – 1 чел.;

Низкий уровень – 6 чел.;

Средний уровень – 11 чел.;

Высокий уровень – 1 чел.

Сводные результаты диагностического исследования учащихся 9 А, 9 Б класса

«Готовность старшеклассников к выбору профессии»

Таким образом, анализируя количественные результаты диагностического обследования уровня готовности учащихся 9-ых классов к выбору профессии, можно сделать вывод, что большая часть учащихся (67,6 %) на момент диагностики имеют средний уровень готовности к предстоящему выбору профессии. Высокий уровень, в исследуемых классах, только у 3 респондентов или у 8,1 %, 21,6 % учащихся имеют уровень готовности – низкий.

Резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы. Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

Во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

Во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

В-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу. Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда. Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию. Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

Педагог-психолог _______________Н.В. Кравчук

О. А. Капина

Статья посвящена анализу и уточнению понятия «готовность к выбору профессии» и конкретизации структуры этого вида готовности. Рассмотрены различные виды готовности: готовность к обучению в школе и в вузе, готовность к выбору профессии. Анализ подходов к определению структуры готовности позволил выделить в ее составе два ключевых компонента: личностный (внутренняя позиция) и операциональный.

Ключевые слова: готовность к деятельности, готовность к выбору профессии, структура готовности, внутренняя позиция, операциональный компонент готовности.

А Structure of Psychological Readiness to Choose a Profession

The article is devoted to the analysis of the concept «readiness to choose profession» and structure concretization of the given type of readiness. It also considers various types of readiness: readiness to study at school and a higher educational institution, readiness to choose the profession. The analysis of approaches to determine the structure of readiness allows to single out two key components there: personal (the inward position) and operational, and to specify their content.

Key words: readiness to work, readiness to choose a profession, a structure of readiness, the inward position, the operational component of readiness.

Требования общества и рынка труда к современным подросткам ставят их в ситуацию выбора профессии довольно рано. Раньше система общего среднего образования была устроена так, что принятие решения можно было отложить до 10-11-х классов. Сегодня же, в связи с интенсивной модернизацией системы общего среднего образования, насущная необходимость определиться с выбором профессии возникает уже в 9 классе, а с 10 начинается специализиро-ванная профильная подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение, подготовка к ЕГЭ по профилирующим предметам, обеспечивающим возможность поступления. В то же время актуальными для подростка остаются возрастные потребности: общение со сверстниками, обретение себя, личностные искания. Таким образом, не реализовав до конца потребности подросткового возраста, субъект попадает в сложную критическую ситуацию выбора профессии, которую далеко не всегда готов преодолеть конструктивно и осуществить осознанный выбор. Это определяет актуальность проблем исследования и формирования готовности к выбору профессии.

Готовность к деятельности - это достаточно изученное в психологической литературе поня-

тие. В общем виде готовность представляет собой синтез психологических феноменов, таких как настрой личности перед осуществлением деятельности, внутренняя позиция личности, подготовленность к деятельности. Попытаемся глубже рассмотреть это понятие.

С. Л. Рубинштейн представляет готовность как установку личности. «Установка личности, -пишет С. Л. Рубинштейн, - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям и задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление... Это приноровление к деятельности. Образование установки предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают, она зависит от распределения того, что субъективно значимо для индивида» .

Это определение, на наш взгляд, очень близко к понятию внутренняя позиция личности, которое исследовала Л. И. Божович. Анализ понятия по работам Л. И. Божович показывает, что под внутренней позицией она подразумевает единую систему реально действующих мотивов по отношению к окружению или какой-либо его сфере, осознание себя, а также отношение к себе в

© Капина О. А., 2011

Структура психологической готовности к выбору профессии

контексте окружающей действительности. Таким образом, делает вывод Д. В. Лубовский, внутренняя позиция - это единство трех компонентов - рефлексивного, эмоционального и мотиваци-онного . Кроме того, в исследованиях Л. И. Божович, посвященных психологической готовности к школе, внутренняя позиция признается в качестве низшего актуального уровня психического развития, необходимого и достаточного для начала обучения в школе .

Внутренняя позиция тесно связана с произвольной саморегуляцией деятельности. Так, Н. И. Гуткина, анализируя готовность к школьному обучению, отмечает: «Для того, чтобы поведение сознательно регулировалось человек должен хотеть что-то сделать, или понимать для чего ему это нужно» . Об этом же пишет и Л. И. Божович, характеризуя процесс самоопределения старших подростков: «... наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а, следовательно, внутренне более собранным и организованным» . Как отмечает Е. М. Борисова, старшие подростки в основном выбирают те виды деятельности, в которых ими достигнут определенный прогресс. Это говорит, по мнению автора, о попытке направить свои интересы в те области деятельности, в которых они имеют определенные достижения и поэтому возможен дальнейший прогресс .

Помимо внутренней позиции и, связанной с ней произвольной саморегуляцией поведения, важной составляющей готовности к деятельности являются общие способности субъекта, его знания, умения, опыт. Такой точки зрения придерживаются А. К. Маркова, В. Д. Шадриков, С. Н. Чистякова, М. В. Ретивых, Н. Ф. Виноградова.

Как убедительно доказано в исследованиях В. Д. Шадрикова и Ю. П. Поваренкова , любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей. Именно способности и опыт субъекта определяют эффективность и успешность выполнения деятельности. Интегральным проявлением способностей, знаний и умений, по мнению В. Д. Шадрикова, является интеллект, уровень которого определяется уровнем развития отдельных способностей, наличием знаний, планов, программ и их связями и целостным характером функционирования .

В отечественной психологической науке интеллектуальные свойства личности чаще всего

трактуются как умственное развитие, которое зависит как от созревания органической основы, создающей предпосылки развития, так и от усвоения общественного опыта. Основываясь на мнении Л. С. Выготского , можно даже сказать, что наиболее значимым является соотношение уровня подготовки и развития субъекта к тому уровню требований, которые предъявляются обществом. Такие требования в отечественной науке представлены социально-психологическим нормативом. Так, например, К. М. Гуревич характеризует социально-психологический норматив школьников как совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения .

Таким образом, в структуре готовности к деятельности можно выделить 2 основных компонента - личностный (внутреннюю позицию субъекта) и операциональный (произвольная саморегуляция деятельности, умственное развитие и опыт). Кроме того, в различных видах готовности можно выделить специфические компоненты, зависящие от особенностей ситуации, в которой находится субъект. Так, например, Н. В. Ни-жегородцева и В. Д. Шадриков в структуре готовности к обучению в школе выделяют 5 блоков учебно-важных качеств: личностно-мотива-ционный, принятие учебной задачи, представление о содержании деятельности, информационный, управление деятельностью . Е. И. Рогов включает социально-психологический компонент . Рассматривая готовность к обучению в вузе, С. Н. Кусакина включает в ее структуру мотивационно-профессиональный, когнитивно-темповый и волевой компоненты .

Анализируя готовность к выбору профессии Н. В. Нижегородцева и О. А. Таротенко определяют ее как интегральное свойство индивидуальности, в структуру которого входят индивидуальные качества, побуждающие, направляющие, регулирующие реальную деятельность, которые развиваются неравномерно и гетерохрон-но . С. Н. Чистякова определяет это понятие как устойчивую целостную систему ПВК личности, в которую входит положительное отношение к избираемому виду деятельности, наличие необходимых знаний, умений и навыков.

М. В. Ретивых понимает ее как интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и прак-

О. А. Капина

тической готовности к формированию и реализации профессиональных намерений .

Исходя из таких представлений, готовность к выбору профессии можно охарактеризовать как системное качество и предположить следующую ее структуру. Содержание внутренней позиции включает в себя мотивационный аспект - профессионально ориентированные интересы, склонности, предпочтения, ценности подростка. Рефлексивный аспект предполагает, в первую очередь, осознание того, что подросток хочет и чего может реально добиться, критичность к оценке своих возможностей и осознание личной ответственности за события своей жизни. Эмоциональный аспект характеризует отношение субъекта к выбору профессии, эмоциональное принятие этой ситуации, положительный настрой на деятельность.

В структуре операционального компонента готовности субъекта мы рассматриваем особенности саморегуляции деятельности, в частности, умение ставить цель, планировать деятельность по выбору профессии, способность принимать взвешенные решения, искать необходимую информацию. Немаловажное значение играют уровень умственного развития подростков, его соответствие социально-психологическому нормативу, а также обученость и обучаемость, что характеризует их подготовленность к освоению программы профильного или профессионального образования.

Этот подход к пониманию готовности к выбору профессии позволяет предположить, что она является системой, в которой несформирован-ность одного из компонентов может привести к сбою всей системы. Это, в свою очередь, может позволить индивидуализировано описывать проблемы подростков, находящихся в ситуации выбора профессии и находить индивидуальный путь сопровождения субъекта, исходя из специфики его проблем.

Библиографический список:

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельд-штейна. - Москва - Воронеж, 1997. - 349 с.

2. Борисова, Е. М. Профессиональное самоопределение (Личност. аспект) [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук / Е. М. Борисова. - Москва, 1995. -411 с.

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.

4. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. - М. : НПО «Образование», 1996. - 160 с.

5. Думенко, Г. А. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Г. А. Думенко // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2005. - № 2.

6. Кусакина, С. Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук / С. Н. Кусакина. -Москва, 2009.

7. Лубовский, Д. В. Понятие «внутренняя позиция личности» в работах Л. И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования [Текст] / Д. В. Лубовский // Журнал практического психолога. - 2008. - № 5. - С. 157-171.

8. Нижегородцева, Н. В., Шадриков, В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадри-ков. - М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. -256 с.

9. Поваренков, Ю. П. Профессиональное становление личности [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук / Ю. П. Поваренков. - Ярославль, 1999. - 359 с.

10. Поваренков, Ю. П. Введение в психологию труда [Текст] : учеб. пособ. для студентов вузов / Ю. П. Поваренков. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. - 134 с.

11. Психологическая диагностика [Текст] / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - СПб. : Питер, 2007. - 652 с.

12. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. -М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,

13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер,

14. Таротенко, О. А. Структура психологической готовности к выбору профессии в юношеском возрасте [Текст] / О. А. Таротенко // Систе-могенез учебной и профессиональной деятельности: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 317 с.

15. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Репр. воспр. текста издания 1982 г. [Текст] / В. Д. Шадриков. -М. : Логос, 2007. - 192 с.

16. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способностей человека [Текст] / В. Д. Шадри-ков. - М. : Логос, 1996. - 320 с.

Структура психологической готовности к выбору професии

Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед старшеклассником в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с процессом дальнейшей учебы, работы и профессиональным ростом. Старший школьный возраст, согласно результатам исследований отечественных ученых (А.Е. Голомшток, С.Б. Елканов, Д.И. Фельдштейн), является периодом определения и уточнения своего социально-профессионального статуса. Первое, очень важное и самостоятельное решение, касающееся осуществления выбора своей будущей профессии, старшеклассникам приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, а на представления о своем будущем и о будущем общества, в котором им предстоит жить.

Психологические исследования А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер свидетельствуют о том, что в процентном соотношении старшеклассники выпускаются из средних общеобразовательных школ с недостаточно сформированной психологической готовностью к выбору профессии. Это свидетельствует о том, что учащиеся не могут представить свою профессиональную карьеру, а также не могут адекватно оценить свою собственную профессиональную перспективу. Возникновение данной ситуации Е.Р. Ярская-Смирнова и Г.Г. Карпова связывают с низкой психологической готовностью к выбору профессии у старшеклассников. Они указывают на то, что в современном мире человек испытывает страх перед самостоятельными решениями и именно поэтому хочет максимально «отодвинуть» время взросления, оставаясь в состоянии, когда не нужно брать на себя ответственность. Другой причиной, по мнению А.П. Чернявской, является отсутствие у старшеклассников опыта в планировании своего времени и деятельности, а также умения прогнозировать собственное профессиональное развитие самостоятельно, без посторонней помощи. Ещё одной причиной является недостаточная профориентационная работа по данной проблеме в общеобразовательных школах, т.е. такая работа ведётся, но она является несистематизированной и непоследовательной, что приводит к малоэффективным результатам.

В психолого-педагогических исследованиях представлен теоретический анализ средств формирования и развития психологической готовности к выбору профессии, которые позволяют развивать отдельные компоненты психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. При этом недостаточно изучены возможности применения методических средств, которые способствуют развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования.Таким образом, психологическая готовность к выбору профессии является одним из центральных личностных новообразований старшеклассников, но в реальной практике получения основного общего образования уделяется недостаточное внимание исследованию средств ее формирования и развития.

Целью нашего исследования является разработка и апробация программы развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников средствами профориентационного практикума.

Объектом исследования выступает психологическая готовность к выбору профессии у старшеклассников.

Предметом исследования является прфориентационный практикум как средство развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников.

Гипотеза исследования: если в профориентационный практикум по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников включить комплекс методических средств (диагностико-консультационных, информационных, развивающих и активизирующих), то он будет способствовать развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования.

Исследованием психологической готовности к различным видам деятельности занимались многие исследователи. В работах Л.С. Нестерян, В.Н. Пушкина, Е.П. Ильина психологическая готовность рассматривается как психическое состояние, которое способствует эффективности деятельности и достижению качественного результата. В работах А.Ц. Пуни, В.Ф. Сафина, Б.Г. Ананьева психологическая готовность определяется как психическое состояние, которое зависит от личностных свойств и качеств, а также специфики предстоящей деятельности. В исследованиях Н.И. Дьяченко, А.А. Кандыбович, К.М. Дурай-Новаковой психологическая готовность понимается как сложное и целенаправленное проявление личности.

Исследованием психологической готовности к выбору профессии занимались Н.С. Пряжников, И.В. Дубровина, В.И. Байденко, А.П. Чернявская, С.Н. Чистякова. В работах исследователей анализируются: структура психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников и трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при выборе своего профессионального пути.

В своем исследовании мы будем опираться на положения личностно-деятельностного подхода, в котором под психологической готовностью мы будем понимать целостное личностное образование, характеризующееся активной целенаправленностью личности старшеклассника на процесс выбора профессии, эмоциональной окрашенностью и вовлеченностью в данный процесс, а также умении планировать и адекватно оценивать собственную профессиональную перспективу.

А.П. Чернявская выделяет пять взаимосвязанных компонентов психологической готовности к выбору профессии: автономность, планирование, принятие решения, информированность и эмоциональное отношение. Автономность предполагает самостоятельную активную и ответственную позицию по отношению к процессу выбора профессии, а также независимость от окружающих, умение выделять свои собственные профессиональные приоритеты. Планирование предполагает умение строить план своего профессионального развития, различные варианты по достижению профессиональных целей. Информированность предполагает, что старшеклассники обладают информацией о мире профессий в целом и информацией об отдельных профессиях, а также о своих профессионально важных качествах, необходимых для овладения профессиональной деятельностью в определенной области. Эмоциональное отношение предполагает эмоциональную включенность в процесс выбора профессии, положительно окрашенное отношение к этому процессу, а также готовность старшеклассников быть субъектами труда. Принятие решения предполагает, что старшеклассники уже определились с профессией, они решительно настроены на её освоение, способны планировать своё профессиональное будущее в её рамках.

Типичными ошибками при выборе профессии являются: ориентация подростка сразу на профессию высшей квалификации; пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными; отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле; перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом; выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.

Психологическая готовность к выбору профессии у старшеклассников развивается при использовании: информационных, развивающих, диагностико-консультативных, активизирующих средств (табл. 1).

Таблица 1.
Направления, рассматривающие методические средства развития психологической готовности
к выбору профессии у старшеклассников

Направления психологической помощи

Методические средства развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников

Информационное (информационные

методические средства)

1. Образовательные выставки, дни открытых дверей,

ярмарки вакансий, встречи со специалистами,

семинары.

2. Просмотр и обсуждение телевизионных передач, экскурсии на предприятия и в учебные заведения.

3. Информационные уроки для учащихся и уроки в учебных мастерских.

Диагностико-консультационное (диагностико-консультационные методические средства)

1. Беседа, анкетирование.

2. Анализ результатов деятельности.

3. Метод экспертов и метод обобщения независимых характеристик.

Развивающее (развивающие методические

средства)

1. Тренинги и мастер-классы.

2. Деловые игры.

3. Психотехнические упражнения, развивающиенавыки саморегуляции.

4. Резюме, самопрезентации.

Активизирующее (активизирующие методические средства)

1. Карточные информационно-поисковые игры.

2. Активизирующие профориентационные опросники.

3. Игровые профориентационные упражнения.

4. Бланковые карточные методики.

5. Бланковые игры с классом.

6. Ценностно-смыловые методики.

Комплексное использование в профориентационной работе со старшеклассниками данных методических средств способствует развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования.

Для изучения и развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников нами было проведено исследование в логике формирующего эксперимента. Исследование проводилось на базе МОБУ «Физико-математический лицей» г.Оренбурга. В исследовании приняли участие 40 учащихся 11 «А» и «Б» класса. Все респонденты - старшеклассники в возрасте 17-18 лет. Из них 20 девушек и 20 юношей.

Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов.

1-й этап - подготовительный. На данном этапе определялись цели и задачи исследования, проводился анализ психолого-педагогических исследований по исследуемой проблеме, осуществлялся выбор и описание необходимого диагностического инструментария.

2-й этап - констатирующий. На этом этапе проводилась первичная диагностика компонентов и общего уровня развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников, осуществлялась обработка и анализ полученных данных.

3-й этап - формирующий. На данном этапе был разработан и апробирован проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников.

4-й этап - контрольный. Целью данного этапа являлась оценка результативности разработанной и апробированной программы профориентационного практикума, направленного на развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. На данном этапе осуществлялась обработка, анализ, сравнение и обобщение результатов контрольного диагностического среза.

Зависимая переменная - развитие психологической готовности к выбору профессии. Независимая переменная - профориентационный практикум.

Для достижения целей и задач нами была реализована формирующая стратегия, в рамках которой мы применили следующие методы:

1. Метод опроса. Опрос - это психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Метод опроса является весьма распространенным методом в социально-психологических исследованиях. Существуют несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Различают опрос устный и письменный, в нашем исследовании мы использовали вариант письменного опроса. Достоинствами метода письменного опроса являются процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания. Основным недостатком данной диагностической процедуры является возможность фальсификации результатов. Проблемы, связанные со снижением достоверности полученных данных, возникают в силу влияния факторов, имеющих установочную природу, и различий в понимании вопросов обследуемых.

2. Тестирование - это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психического процесса или свойств личности. Применяется в научно-исследовательских и практических целях. В настоящее время психологический тест рассматривается как специализированный метод психодиагностического исследования, применяя который можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Достоинства психологического тестирования как метода исследования заключаются в его большей объективности по сравнению с другими методами (наблюдение, беседа, проективные тесты), также в возможности его повторного проведения, в наличии четких критериев фиксации и обработки данных. Ограничения психологического тестирования проявляются в однонаправленности измерения, отсутствии целостного представления об испытуемом.

3. Методы статистической обработки.

Интервальная шкала - это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц - меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстает от другого на равное расстояние. Р.Б. Кеттелл предложил шкалу стенов - «стандартной десятки». Среднее арифметическое значение в «сырых» баллах принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные ½ стандартного отклонения.

Непараметрический критерий U-Манна-Уитни. Критерий применяется для оценки значимости различий контрольной и экспериментальной групп по измеряемым признакам на констатирующем и контрольном этапах эксперимента;

Непараметрический Т-критерий Вилкоксона. Критерий применяется для оценки значимости изменений внутри контрольной и экспериментальной групп после реализации профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников.

В своем исследовании мы использовали следующие методики:

1. «Опросник для выявления готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского. Данный опросник предназначен для выявление общего уровня психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников (неготовность, низкая готовность, средняя готовность, высокая готовность). Опросник состоит из 23 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Обработка результатов осуществляется посредством ключа.

2. Методика «Профессиональная готовность» Е.А. Климова (в модификации А.П. Чернявской). Данная методика (в модификации А.П. Чернявской) применяется для определения уровня психологической готовности старшеклассников совершить самостоятельный и осознанный профессиональный выбор. Методика состоит из 99 вопросов, форма ответов на которые - дихотомическая («да» или «нет»). Обработка результатов осуществляется посредством ключа по следующим шкалам: «Эмоциональное отношение», «Принятие решения», «Информированность» «Автономность», «Планирование».

Наше исследование было направлено на разработку и апробацию программы развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников средствами профориентационного практикума.

С этой целью, на констатирующем этапе эксперимента мы проводили исследование уровня общего развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. По результатам эмпирического исследования низкий уровень развития психологической готовности был выявлен у 9 старшеклассников (23%), средний уровень - у 26 старшеклассников (65%), высокий - у 5 старшеклассников (12%).Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования показали, что для 88% старшеклассников нашей выборки необходимо проведение роботы по комплексному развитию психологической готовности к выбору профессии.

На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и апробирован проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. В основе профориентационного практикума лежат теоретические (идея комплексности использования методических средств) и эмпирические (результаты констатирующего этапа эксперимента) основания. Целью разработанного профориентационного практикума является развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного личностного образования. Реализация данной цели осуществлялась в течение 10 занятий по 2 часа каждое.

После апробации проекта профориентационного практикума, направленного на развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в контрольной группе по исследуемым параметрам не выявлено статистически значимых различий (Тэмп><Ткрит(0,01)), что свидетельствует о том, что проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии является результативным.

Таким образом, нашу гипотезу о том, что если в профориентационный практикум по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников включить комплекс методических средств, то он будет способствовать развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования, можно считать подтвержденной со статистической значимостью 0,05 и 0,01 (по U-Манна Уитни и Т-Вилкоксона).

Динамика развития общего уровня развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников и ее структурных компонентов в ходе проведения формирующего эксперимента подтверждает результативность использования профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников для развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования (статистически достоверно на 0,01 и 0,05 уровне).

Итак, целью нашего исследования была разработка и апробация программы развития средствами профориентационного практикума. В результате проведенного психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников теоретического анализа психолого-педагогических исследований и формирующего эксперимента были получены следующие результаты.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Бюджетного Муниципального Общеобразовательного Учреждения «Физико-математический лицей» г. Оренбурга. Выборка исследования составила 40 учащихся старшего школьного возраста. В качестве эмпирического метода нами были использованы тестирование и опрос. Методиками получения эмпирических данных выступили «Опросник для выявления готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского и методика «Профессиональная готовность» Е.А. Климова (в модификации А.П. Чернявской).

По результатам проведенного эмпирического исследования низкий уровень развития психологической готовности был выявлен у 9 старшеклассников (23%), средний уровень - у 26 старшеклассников (65%), высокий - у 5 старшеклассников (12%).

Для реализации формирующего этапа эксперимента мы разделяли выборку на контрольную и экспериментальную группы, при этом статистических различий между ними выявлено не было. Далее нами был разработан и апробирован проект профориентационного практикума по комплексному развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. Целью разработанного профориентационного практикума явилось развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. Для достижения цели нами был использован комплекс методических средств (диагностико-консультативных, развивающих, информационных, активизирующих), которые способствуют развитию общего уровня развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников и ее структурных компонентов.

После апробации проекта профориентационного практикума, направленного на развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в контрольной группе по исследуемым параметрам не выявлено статистически значимых различий (Тэмп>Ткрит(0,05)), в экспериментальной группе выявлены статистически значимые различия (Тэмп<Ткрит(0,01)), что свидетельствует о том, что проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии является результативным.

Таким образом, нашу гипотезу о том, что если в профориентационный практикум по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников включить комплекс методических средств (диагностико-консультационных, информационных, развивающих и активизирующих), то он будет способствовать развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования, можно считать подтвержденной со статистической значимостью 0,05 и 0,01 (по U-Манна Уитни и Т-Вилкоксона).

Повышение уровня общего уровня развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников и ее структурных (автономность, планирование, информированность, эмоциональное отношение и принятие решения), на развитие которых был направлен наш проект профориентационного практикума, оказались статистически значимыми (на уровне 0,01 и 0,05). В связи с этим разработанный нами проект профориентационного практикума по развитию психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников можно считать результативным для развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников как целостного образования.

Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты, интересы, темперамент, способности, состояние здоровья и другие. Достаточно сложной задачей является выбор профессии. Можно сказать, что любая профессия - является сложным миром, в котором нужно адаптация, годы обучения, приспособление к различным факторам и условиям. Если посмотреть с другой стороны, то прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать. Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.

Профориентация, выполняющая функции профессиональной подготовки предполагает два пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования или успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Рассмотрим понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение - это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:

1 Этап: Зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями;

2 Этап: Целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности;

3 Этап: Вхождение в профессию. Это непосредственно знакомство с условиями труда, со служебными обязанностями, вхождение в коллективные отношения;

4 Этап: Реализация профессиональных устремлений. Отношение к труду, уровень мастерства, творческий подход.

Предлагаем рассмотреть возможные ошибки, совершаемые подростком на выделенных этапах, применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап. Первая ошибка состоит в том, что подросток в первую очередь ищет учебное учреждение, в котором он бы хотел учиться, а потом уже только начинает выбирать профессию в данном заведении. Вторая ошибка состоит в несвоевременности выбора. Это означает, что у подростка не хватает времени на то, чтобы выбрать профессию. Третья ошибка состоит в отсутствии у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии. Например, у подростка все родственники имеют профессию педагога, данная профессия является традицией в данном семейном коллективе. Естественно, родители заставляют подростка сохранить традицию, несмотря на то, что подросток, может быть, и не хочет пойти в данном направлении.

2 этап. Огромное значение при выборе профессии играет самооценка подростка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

3 этап. Одним из основных этапов принятия решения о выборе какой-либо желаемой профессии является сбор необходимой информации о ней. При этом могут возникнуть ошибки и сложности, на данном этапе, которые обусловлены тремя причинами: личностными характеристиками, ролью семьи и влиянием сверстников.

4 этап. На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения.

Выделяют множество факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, но мы рассмотрим самые основные:

1.Личные профессиональные предпочтения - то, что является потребностью подростка;

2.Позиция родителей. Часто родители побуждают подростка выбрать профессию по своему предпочтению;

3.Позиция сверстников. Порой подростки выбирают профессию «за компанию», либо по местоположению вуза или предприятия;

4.Позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор подростка своим авторитетом;

5.Способности заложены природой в человеке и их стоит развивать, с тем, чтобы они способствовали наилучшему выбору профессии;

6.Уровень притязаний. Часто подростки ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям. В итоге происходит разочарование в ней...

7.Информированность играет важную роль в выборе профессии. Ведь у подростка на виду и на слуху невеликий выбор профессий. Изучение профессиограмм помогает сориентироваться в мире профессий. Таким образом, возрастает и интерес к другим, ранее неизвестным профессиям;

8.Склонности - это избирательная направленность, побуждающая заниматься определенной деятельностью. В ее основе желание совершенствовать навыки и умения, связанные с этой профессиональной деятельностью. Профориентация - это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда. В наше время существует множество различных методик профориентации и широкая практика их применения. Рассмотрим блок методик, который наиболее часто применяется для помощи подросткам в осуществлении своего профессионального выбора.

Наиболее распространенными психодиагностическими методиками, направленными на оказание помощи в осуществлении профессионального выбора подростков, являются:

Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО). Методика разработана в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Опросник предлагает выбрать среди 20 пар ответов по одному в каждой паре. Результаты показывают, к какой из сфер у человека проявляется наибольший интерес.

- «Карта интересов» Голомштока. Опросник включает 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности. Проанализировав его результаты, можно сделать вывод о приоритетной сфере интересов подростка.

Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (Тест Голланда). Выявляет соответствия типа личности и типа профессиональной среды. В методике предложены 43 пары профессий, в каждой из пар подростку предлагается выбрать одну, наиболее предпочитаемую.

Психодиагностическая методика «Профассоциации». Основана на ассоциативном методе. Подростку предлагаются слова-стимулы, в ответ он называет профессию, с которой они у него ассоциируются. После обработки результатов выделяются профессии, интерес к которым наиболее выражен. Опросник профессиональной готовности (ОПГ). Включает 50 вопросов, по результатам ответов на которые можно диагностировать желание и способность человека заниматься тем или иным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке человеком своих склонностей и возможностей.

Данные методики подходят для профориентирования как подростков, так и взрослых людей, тестирование возможно провести самостоятельно по средствам интернет-ресурса на сайтах профориентации в режиме онлайн.

Выбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности, а может омрачить всю его жизнь, расстроить планы и сделать его несчастным. В идеале два основных фактора определяют выбор профессии - это самосовершенствование и благо другим людям. Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь профориентацией школьников.

Психология выделяет три основных фактора для правильного выбора профессии:

1.Правильная самооценка личности, ваших способностей, интересов, наклонностей, возможностей, желаний и ограничений; наличие начальных знаний и умений в той области, в которой находится выбираемая профессия; умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии. Помните, что правильная профориентация - один из главных показателей развития человека.

2.Вторым важным моментом профориентации в школе является осведомленность о том, чем занимаются другие люди. Практика показывает, что наиболее распространенными трудностями и ошибками школьников, подростков и молодых людей при профотборе оказываются: руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации; неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности.

3. Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка; неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами; ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии; руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей; наличие стереотипов; неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации; профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.

Различные проблемы поведения и формирования в подростковом возрасте. Невозможность или нежелание пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом. Позиция родителей, сверстников, учителей.

В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильно выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию, изучая себя.

С наилучшими пожеланиями, специалисты ЦПСМ

Материал: Костюнина Е. А., Агеева Л. Г. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый. - 2015. - №20. - С. 530-533.

УДК 159.922

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

© Лариса Юрьевна ПРОСКУРЯКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социальной психологии; Центр внешкольной работы, г. Тамбов, Российская Федерация, педагог-психолог, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением, обусловленным их социально-педагогической запущенностью. В ней приводятся результаты эмпирического исследования, показывающие, что подростки, отличающиеся социально-педагогической запущенностью, не готовы к адекватному осознанному выбору будущей профессии, что такие подростки нуждаются в психолого-педагогической помощи, направленной на преодоление девиантности их поведения и формирование готовности к профессиональному самоопределению. Анализируется эффективность разработанной автором программы коррекционной работы с девиантными подростками.

Ключевые слова: девиантность; готовность к выбору профессии; социально-педагогическая запущенность; профессиональное самоопределение.

В настоящее время актуальной задачей практической работы специалистов системы дополнительного образования является решение вопросов оказания помощи детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью профилактики и преодоления девиантного поведения, обеспечения их адекватной социализации. Такая помощь нужна и в такой важной сфере социальной адаптации, как выбор профессии.

Проблема психолого-акмеологической

поддержки в профессиональном самоопределении приобретает особую актуальность при работе с социально и педагогически запущенными подростками. В практике своей работы с такими подростками мы столкнулись с проблемой неумения молодых людей планировать свою профессиональную карьеру, незнания ими основных принципов выбора будущей профессиональной деятельности.

Юношеский возраст вообще и подростковый возраст, в особенности, представляют собой группу риска. В этой связи особое внимание уделяется поведению подростков, склонных к девиантному поведению, их психологическим особенностям. Преодоление социальной дезадаптации детей и подростков возможно только в условиях специально организованного комплекса мер учебновоспитательного характера.

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы разработать и опробовать программу профориентационной работы с под-

ростками, склонными к девиантному поведению. На начальном этапе исследования мы выявили подростков, которые могут быть отнесены к группе риска по признакам, свидетельствующим об их склонности к девиантному поведению. Испытуемыми в нашем исследовании выступили 90 подростков, посещающих подростковые клубы г. Тамбова. Изучение подростков осуществлялось с помощью методики, выявляющей детей группы риска по таким показателям, как отношения в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, а также по наличию у них четырех типов акцентуаций характера: гипертимного, истероидного, шизоидного и эмоционально-лобильного. Полученные результаты представлены в табл. 1, в которой указаны количество и процент подростков с высокими показателями риска.

Данные табл. 1 показывают следующее.

По шкале отношения в семье высокие баллы получили 30 подростков. Это свидетельствует о том, что у 33 % обследованных подростков наблюдаются нарушения внутрисемейных отношений. Эти нарушения могут быть обусловлены напряженной ситуацией в семье, родительской неприязнью к подростку, необоснованными ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви, страхом перед родителями и т. п. Они оказывают негативное воздействие на состояние подростка, вызывая у него дистресс. Когда напряжение, вызванное не-

удовлетворенностью отношений в семье, продолжается слишком долго, оно может оказать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.

По шкале агрессивность высокие баллы получили 33 подростка, что составляет 37 % от общего количества испытуемых. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах - недоброжелательности и озлобленности. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.

По шкале недоверие к людям высокие баллы показали 39 (43 %) подростков. Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.

По шкале неуверенности в себе высокие баллы у 47 (57 %) подростков. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, и возможно, также - о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а дети и подростки,

имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.

По шкале акцентуаций характера картина наличия риска возникновения девиантного поведения выглядит следующим образом. Высокие баллы по гипертимному типу акцентуации показал 21 подросток, что составляет 23 % от общего количества обследованных подростков, по истероидному типу таких подростков было 11 человек (12 %), по шизоидному типу - 15 подростков (17 %) и эмоционально-лабильному типу - 37 подростков (41 %).

Из приведенных в табл. 1 данных видно, что в изучаемой группе подростков наиболее распространенными факторами риска девиантного поведения являются: неуверенности в себе (52 %), недоверие к людям (43 %), эмоционально-лабильный тип акцентуации характера (41 %), агрессивность (37 %), отношения в семье (33 %). Наименее значимыми факторами риска выступают такие акцентуации характера, как истероидный тип (12 %), шизоидный тип (17 %) и гипертим-ный тип (23 %).

После оценки степени риска девиантного поведения, с подростками была проведена работа по профориентационной программе, включающей блок, направленный на предупреждение девиантного поведения. Результаты такого экспериментального воздействия на испытуемых были оценены путем повторной оценки показателей риска девиантного поведения. Полученные результаты отражены в табл. 1, а также на диаграмме (рис. 1).

Таблица 1

Наличие показателей риска девиантного поведения у подростков

№ п.п. Показатель риска девиантного поведения Кол-во испыт. % испыт.

1. Отношения в семье 30 33

2. Агрессивность 33 37

3. Недоверие к людям 39 43

4. Неуверенности в себе 47 52

5. Гипертимный тип акцентуации 21 23

6. Истероидный тип акцентуации 11 12

7. Шизоидный тип акцентуации 15 17

8. Эмоционально-лабильный тип акцентуации 37 41

■до эксперимента □ после эксперимента

Рис. 1. Изменение показателей риска девиантного поведения в результате экспериментального воздействия

Если в начале эксперимента 76 % обследованных детей относилось к группе риска, то после завершения эксперимента количество таких детей стало гораздо меньше и составило всего 36 %. При этом изменения произошли по всем показателям риска девиантного поведения. Это говорит о результативности работы с подростками, проведенной по разработанной программе в подростковых клубах по месту жительства.

Являясь неотъемлемой частью личностного развития, профессиональное самоопределение происходит под воздействием ряда внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов. Поэтому у подростков, склонных к девиантному поведению, процесс профессионального самоопределения существенно затруднен в силу дисгармонии личностного развития и неблагоприятного влияния социальных факторов . Таким образом, данной категории молодых людей требуется профессиональная помощь при решении вопросов профессионального выбора. В противном случае процесс социализации подростка и его будущей интеграции в мир взрослых может пройти неудачно, что приведет к нравственно-моральной деградации личности, которая будет представлять угрозу обществу.

С целью определения уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявления путей и способов их профилактики и коррекции, прогнозирования дальнейшего развития подростков нами было также проведено обследование подростков, посещающих подростковые клубы, с помощью методики Р.В. Овчаровой «Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей» . По результатам обследования было выявлено следующее. Из общего числа обследованных подростков (90 человек) 90 % социально не приспособлены, 45 % имеют неадекватную самооценку и уровень притязаний, что указывает на нарушения в формировании самосознания подростков, на их социально-педагогическую запущенность. Далее было установлено, что 52 % подростков нуждаются в признании; 74 % отличаются низкой коммуникативной активностью и неудовлетворенной потребностью в общении; 39 % имеют низкий социальный статус и отвергаются окружающими.

74 % обследованных подростков имеет проявления социальной неадекватности, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные 26 % демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.

Данные по шкале общей тревожности демонстрируют высокую семейную тревожность ребенка по всем 10 утверждениям шкалы. Высокий балл общей тревожности указывает на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию.

Результаты, полученные по шкале «воспитательный микросоциум семьи», показывают, что у большинства подростков наблюдаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитар-но-гиперсоциализированный тип отношений к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагопри-ятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.

Таким образом, у большинства подростков диагностируется социально-педагогическая запущенность. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25 %, при выраженной степени - 25-50 %, при высокой - 50 % и более.

Таким образом, результаты изучения социально-педагогической запущенности подростков, посещающих подростковые клубы, показывают, что большая часть подростков нуждается в психолого-педагогической помощи. В том числе эта помощь должна быть направлена на оказание им психолого-педа-гогической поддержки в профессиональном самоопределении. В связи с этим нами разработана и апробирована программа психо-лого-акмеологического сопровождения в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением «Дорогу осилит идущий». Выбор профессии у подростка с девиантным поведением чаще всего ограничен низким уровнем его знаний и социальной дезадаптацией. В свою очередь, отсутствие возможности выбора приводит к нежеланию совершать профессиональный выбор в качестве защитной реакции. Далее процесс развивается в режиме положительной обратной связи: у подростка формируется устойчивое нежелание совершать такой выбор. Это нежелание воспринимается окружающими как асоциальное проявление, порождающее у них раздражение и агрессию и ответную реакцию того же содержания со стороны подростка. Но хуже всего то, что

раздражение эти подростки вызывают и у своих родителей. Поэтому задача психолога состоит, прежде всего, в снижении этого взаимного раздражения и его последствий .

Часто подростки считают, что работать можно и нужно только кем-то «главным», получая деньги исключительно за присутствие на рабочем месте. Конечно, такие представления - следствие ошибок, допущенных в их воспитании. Поэтому следует довести до сведения подростка, что работа должна соответствовать возможностям человека и что чем выше его должность и зарплата, тем больше у него ответственности. Кроме того, важно объяснить, что речь о престижности работы может идти только тогда, когда у человека есть выбор на основе реальных физических и интеллектуальных возможностей. Если же в силу плохой успеваемости и других причин выбор ограничен, то руководствоваться следует соображениями моральной и эмоциональной приемлемости работы в рамках существующих возможностей.

Побудить «трудных» подростков к тому, чтобы они в письменном виде изложили свои профессиональные намерения, интересы, практически невозможно. Поэтому так важно проводить с ними систематические беседы, тренинги, предоставляя им возможность высказать свои мысли по этому поводу.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

Подростки, посещающие подростковые клубы, отличаются наличием педагогической и социальной запущенности;

Наличие педагогической и социальной запущенности сопровождается риском возникновения у подростков девиантного поведения и низким уровнем развития готовности к адекватному осознанному выбору профессии;

Подростки с девиантным поведением не могут самостоятельно определиться в профессиональной сфере.

Проведенные опросы показали разбросанность интересов детей. Часто мотивом выбора той или иной профессии является ее престижность, хорошая заработная плата, что было показано в нашем совместном с Б.И. Тенюшевым исследовании . Лишь только после специально проведенных занятий юноши и девушки смогли сделать осознанный выбор в пользу определенной про-

фессии. Проведенная в процессе работы методика «Профиль» (модификация методики Карта А. Голомштока) показала, что профессиональные интересы в большинстве случаев не совпадают со склонностями у 72 % подростков. Это, в свою очередь, указывает на преобладание внешних факторов выбора профессии над внутренними. В ходе работы по программе у подростков сформировалось знание о рынке востребованных профессий и мотивация к осознанному выбору профессии.

Исходя из полученных данных, можно констатировать, что выбор профессии у испытуемых на завершающем этапе эксперимента носит неслучайный характер. При выборе профессии учащиеся руководствуются знаниями ее особенностей, условиями труда и средствами.

Результаты проведенного нами исследования подтвердили связь сознательного выбора профессии и личностного развития подростка с девиантным поведением. Юноши и девушки, сделавшие свой определенный профессиональный выбор и уверенные в его правильности, более осведомлены о выбранной профессии, лучше успевают в учебной деятельности, воспринимаются учителями как более зрелые личности по сравнению с теми, кто еще профессионально не определился. После завершения работы по программе выбор старшими подростками своего профессионального пути делается более самостоятельно, без заметного влияния значимых людей, окружающих их (родителей, учителей, одноклассников и друзей и др.).

Программа психолого-акмеологического сопровождения направлена на профессиональное самоопределение, которое начинает занимать одно из ведущих мест в структуре самосознания подростков, а учебная деятельность в результате приобретает нацеленность на будущее и обусловливается профессиональной ориентацией.

Количественный анализ результатов показывает, что после формирующего эксперимента происходили изменения в профессиональных предпочтениях при выборе профессии, т. е. можно говорить о начале формирования внутреннего плана самоопределения. Таким образом, психолого-акмеологи-ческая помощь подросткам с девиантным поведением способствует повышению готовности учащихся к профессиональному само-

определению, появлению мотивов выбора профессии, устойчивых профессиональных интересов, адекватной самооценки и волевой активности в профессиональном самоопределении.

Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с девиантным поведением в профессиональном самоопределении эффективно, если:

Изучена система поддержки девиантных подростков;

Разработана концептуальная схема психолого-акмеологической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении;

Разработана технология психолого-акмеологической поддержки в профессиональном самоопределении девиантных подростков;

Разработаны критерии и показатели профессионального самоопределения девиантных подростков;

Определены условия психолого-акмео-логической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении;

Разработана программа психолого-акмеологической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении.

1. Сергеева В.П. Социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося в деятельности классного руководителя // Классный руководитель. 2008. № 5. С. 53-66.

2. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений. М., 2006.

3. Научно-методическое проектирование социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образовательных учреждений / сост. В.И. Сергеева, О.А. Нестерова. М., 2009.

4. Тенюшев Б.И., Проскурякова Л.Ю. Особенности мотивационной готовности подростков к выбору профессии // 15 Державинские чтения. Академия психологии и управления: материалы Общероссийской научной конференции. Февр. 2010 г. / отв. ред. Е.А. Уваров. Тамбов, 2010.

Поступила в редакцию 8.12.2011 г.

FORMATION OF PERSONAL PREPAREDNESS FOR CHOICE OF PROFESSION IN DEVIANT ADOLESCENTS Larisa Yuryevna PROSKURYAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Social Psychology Department; Center Of Extracurricular Activities, Tambov, Russian Federation, teacher-psychologist, e-mail: [email protected]

In the article consider the problem of preparedness for professional self-determination of adolescents with behavioral problems stemming from their social and educational neglect. It presents the results of empirical research showing that adolescents, characterized by social and educational neglect, are not prepared to adequately informed choice of future profession, such that adolescents need psychological and pedagogical assistance aimed at overcoming the deviancy of their behavior and the formation of readiness for professional self-determination. The effectiveness of programs developed by the author of remedial work with deviant adolescents analyzed.

Key words: deviance; commitment to choice of profession; social and educational neglect; professional selfdetermination.