Ученый либих. Биография. Основные методики психотерапии, применяемые при сексуальных расстройствах

ЛИБИХ, ЮСТУС (Liebig, Justus von) (1803–1873), немецкий химик. Родился в Дармштадте 12 мая 1803. Учился в Боннском (1820), Эрлангенском (1821) университетах, в 1822–1824 работал у Ж.Гей-Люссака в Париже. Вернувшись в Эрланген, защитил докторскую диссертацию. В 1824 по рекомендации А.Гумбольдта получил место профессора химии Гисенского университета. С 1852 до конца жизни был профессором Мюнхенского университета; с 1860 – президент Баварской академии наук.

Либиху принадлежит заслуга открытия важных органических соединений, разработка новых методов анализа органических веществ и синтеза новых групп соединений, создание теоретических основ органической химии. В 1832 Либих совместно с Ф.Вёлером показал, что в ряду превращений бензойная кислота – бензальдегид – бензоилхлорид – бензоилсульфид группа C 6 H 5 CO–, названная впоследствии бензоилом, переходит без изменений из одного соединения в другое. Аналогичным образом, группа этилрадикал сохраняется в ряду спирт – эфир – этилхлорид – эфир азотной кислоты – эфир бензойной кислоты. Эти работы способствовали утверждению теории радикалов. Вместе с Ж.Дюма Либих исследовал многоосновные органические кислоты, предложил классификацию кислот по их основности. Изучая природу, структуру и химические превращения спирта и эфира, открыл новые вещества: альдегид, ацеталь, хлороформ, хлораль. Либих многое сделал и в неорганической химии. Изучал галогены, получил бром (правда, счел его хлористым иодом). Исследовал активирующее действие платины, серебра, свинца, марганца, т.е. создал предпосылки для зарождения области, называемой ныне неорганическим катализом. Разработал ряд методов аналитической химии: метод отделения кобальта от никеля, определение синильной кислоты в лекарственных веществах, определение кислорода и т.д.

Либих считается одним из основоположников агрохимии и биохимии. Он обосновал теорию минерального питания растений и создал научные основы повышения плодородия почвы. Исследовал роль углекислого газа и связанного азота в физиологии растений. Изучал проблемы питания, предложил делить пищевые продукты на жиры, белки и углеводы, установил, что жиры и углеводы служат для организма своего рода топливом. Разработал некоторые виды детского питания.

Либих коренным образом перестроил существовавшую до него систему преподавания химии, введя в широком масштабе лабораторные занятия и самостоятельные исследования студентов. Его система распространилась за пределы Германии и до сих пор является общепринятой во многих странах.

В 1824 Либих создал в Гисене первую в Германии учебную лабораторию по химии, где работали ученые из разных стран. Из научной школы Либиха вышли А.Кекуле, А.Вюрц, А.Гофман, Н.Н.Зинин, А.А.Воскресенский и др. В 1832 он основал «Анналы фармации» («Annalen der Pharmacie»), старейший химический журнал, который в год кончины ученого был переименован в «Либиховские анналы химии и фармации» («Liebigs Annalen der Chemie und Pharmacie»), вместе с Ф.Вёлером и И.Поггендорфом издавал Словарь-справочник чистой и прикладной химии (Handwörterbuch der reinen und angewandten Chemie , 1837–1856). Среди основных его трудов – Органическая химия в ее приложениях к физиологии и патологии (Die organische Chemie in ihrer Anwendung auf Physiologie und Pathologie , 1842), Руководство по органическому анализу (Anleitung zur Analyse organischer Körper , 1837) и Естественные законы земледелия (The natural laws of husbandry , 1865). Умер Либих в Мюнхене 18 апреля 1873.

Юстус Либих родился в 1803-м году в семье немецкого аптекаря в г. Дармштадте Гессенского герцогства. Семья жила трудно, отцу нужно было прокормить восьмерых детей. Юный Юстас с детства любил помогать отцу готовить лекарства, разыскивал и уточнял в книгах нужные рецептуры, с увлечением изучал книги по химии, которые находил в библиотеке Великого Герцога. Он родился в то время, когда химия считалась скорее колдовством и шарлатанством, чем наукой. Тем не менее, именно химию он мечтал сделать делом своей жизни, а вот другими науками не интересовался и учился в гимназии слабо.

Так и не закончив гимназию, Либих какое-то время подрабатывал помощником аптекаря, а потом отец нашел способ отправить сына в университет Бонна. В 1822-м году Либих убедил Великого Герцога послать его на обучение в Париж, где «действительно учили химии». В Париже он прослушал хорошо систематизированный курс лекций, познакомился с выдающимися учеными того времени А.Гумбольтом и Гей-Люссаком, получил возможность проводить эксперименты в лаборатории Гей-Люссака.

В 1824-м году Либих вернулся в родной город и по рекомендации А.Гумбольта и Гей-Люссака получил пост экстраординарного профессора химии Гессенского университета, хотя ему был всего 21 год. Через два года он стал ординарным профессором. В том же 1826-м году Либих женился; брак был счастливым, в семье родилось пятеро детей.

Заняв место профессора в университете, Либих решил полностью обновить систему обучения студентов, взяв за основу французскую, но усовершенствовав ее по своему вкусу. Либих считал очень важной частью практическую работу студентов в лабораториях, где они смогут не только выполнять определенные работы, но и проводить собственные эксперименты и исследования. Для этого он добился строительства учебной химической лаборатории, оснащенной всем необходимым. В дальнейшем, методика Либиха была распространена по всей Германии, а потом и за рубежом. Учиться у Либиха приезжали из многих стран. В числе его учеников были и российские химики Воскресенкий, Зинин, Шишков.

Параллельно с преподавательской деятельностью Либих занимался научными изысканиями - в первую очередь синтезом органических веществ. Химики того времени уже хорошо умели анализировать неорганические вещества, а вот с органическими были проблемы. Различать и определять состав сложных веществ, состоящих, большей частью, из одних и тех же элементов: кислорода, углерода и водорода ученые еще не научились. Именно эту задачу и решил Либих, модифицировав лабораторные приборы и методики. Например, именно он сконструировал простой и эффективный холодильник Либиха , который применяется для перегонки и фракционного разделения до сих пор. Ученому удалось добиться потрясающих результатов: анализ, на который у других ученых уходило по два месяца, он делал за один день.

Изучая превращения бензальдегида, Либих пришел к выводу, что радикалы (неизменяемые при превращениях одних соединений в другие группы атомов), обнаруженные Гей-Люссаком, характерны для многих неорганических соединений. Таким образом, он был одним из тех, кто способствовал развитию теории сложных радикалов.

Либих исследовал практически все важные органические кислоты, доказал, что они бывают многоосновными и предложил классифицировать их по количеству основ. Ученый открыл такие вещества как хлороформ, хлораль, ацеталь, уксусный альдегид, карбоновые кислоты, в том числе молочную и гиппуровую, бром. Он ввел в химический анализ новые методики, с помощью которых определяли количество углерода и водорода в органических веществах; соли и мочевину в моче, синильную кислоту в лекарственных средствах; кислород воздуха; он разработал способы отделения никеля от кобальта. Заложил основы будущей науки о катализаторах, указав, что некоторые вещества могут активировать химические реакции.

Либих, по-существу, создал такие науки как агрохимия и биохимия. Он изучал способы увеличения плодородия почв. В то время единственным способом повышения урожайности культур было внесение в почву навоза, но этот метод себя уже исчерпал и не всегда давал результаты. Либих выяснил, что растениям нужны для развития многие минеральные вещества, особенно калий, азот, фосфор . Он предложил вносить в почву минеральные удобрения в растворимой форме. Его книга «Химия в приложении к земледелию» имела оглушительный успех, ее мгновенно раскупили, и в дальнейшем она переиздавалась каждый год. Несмотря на продолжающиеся споры среди агрономов, химиков и других ученых, многие землевладельцы начали применять теории Либиха на практике, и добились выдающихся результатов. В промышленности же обозначилась новая отрасль - производство минеральных удобрений. За работы по земледелию Либих получил в Германии титул барона и стал именоваться фон Либих. В России ему были вручены два ордена Святой Анны за вклад в повышение эффективности земледелия.

Либих стоял у истоков химии пищевых продуктов. Он предложил оценивать качество продуктов по содержанию жиров, белков и углеводов. Установил, что жиры и углеводы играют в организме роль топлива. Разработал рецепт мясного концентрата, который дожил до наших времен в виде бульонных кубиков.

Из важных исследований Либиха следует отметить также: изучение цианистого калия, желтой кровяной соли , альдегидов, продуктов окисления спирта; работы по гальванопластике и серебрению стекол для изготовления зеркал.

Либих открыл один из основных законов экологии - Закон ограничивающего фактора. Этот закон применяют на практике, например, в земледелии. Он гласит, что выживание организма зависит от фактора, который менее всего соответствует оптимуму. Например, если в почве всего 25% нужного фосфора, а других элементов больше, то недостаток фосфора станет ограничивающим фактором, поэтому в первую очередь нужно вносить фосфорные удобрения.

В 1852-м году Либих принял предложение стать профессором и руководителем кафедры в университете Мюнхена. В 1860-м году был избран президентом Баварской Академии наук. В дальнейшем стал почетным членом академий наук и университетов многих стран, в том числе и в России.

В 1873-м году Либих простудился, заболел воспалением легких и умер.

После его смерти старейший химический журнал, основанный Либихом в 1832-м году «Анналы химии и фармацевтики», стал называться «Либиховские анналы химии и фармацевтики». Либих оставил после себя богатое научное наследие, которое служило учебниками многим поколениям химиков.

Юстус фон Либих (нем. Justus von Liebig; 12 мая 1803, Дармштадт - 18 апреля 1873, Мюнхен) - немецкий учёный, внёс значительный вклад в развитие органической химии, один из основателей агрохимии и создателей системы химического образования. Профессор Гисенского университета (с 1824) и Мюнхенского университета (с 1852). Президент Баварской академии наук (с 1860).

Биография

Первоначальное образование получил в дармштадтской гимназии. Университетское образование получил в Бонне и Эрлангене (1819-1822).

В 1822 году переехал в Париж, где благодаря своей научной работе, представленной Французской академии наук, стал известен Александру Гумбольдту, с помощью которого познакомился с Гей-Люссаком. Либих уже с 1824 года стал экстраординарным, а с 1826 года и ординарным профессором химии в Гессене.

Благодаря своим необыкновенным дарованиям Либих скоро стал главой научной школы. При поддержке правительства им была устроена первая в Германии образцовая лаборатория, которая более четверти столетия привлекала учёных всех стран.

Многие из русских учёных были учениками Либиха, как например А. Воскресенский, Н. Зинин, А. Ходнев, П. Ильенков, Н. Соколов, К. Шмидт. Либих великим герцогом гессенским произведён в бароны. С 1852 года состоял профессором в Мюнхенском университете, с 1860 года - президент академии наук и главный консерватор научных музеев государства.

В Дармштадте ему поставлен памятник в 1887 году; в Гессене в 1890 году и ещё ранее, в 1883 году, немецкое химическое общество воздвигло ему памятник на Максимилиановской площади в Мюнхене. Нельзя не удивляться разнообразию, многочисленности и плодотворности работ Либиха.

Изданная им в 1840 году (9 издание в 1876 году), «Die organische Chemie in ihrer Anwendung auf Agrikultur und Physiologie» была, по справедливому выражению Гофмана, благодеянием для человечества. Его «Naturwissensch. Briefe ber die moderne Landwirtschaft» (Лейпциг, 1859 г.) не только интересны для химии, но и для остальных отраслей естествознания. В ней автор предлагает теорию минерального питания растений и дал рекомендации повышения урожайности путём внесения минеральных удобрений в почву.

Не менее известны его книги Die organische Chemie in ihrer Anwendung auf Physiologie und Pathologie («Органическая химия и её применения в физиологии и патологии») (1842, третье изд. 1846 г.). Эти работы переведены на французский, английский, итальянский, венгерский и русский языки. Из других капитальных сочинений стоит указать на Theorie und Praxis in der Landwirtschaft (1856). Кроме большого числа научных работ, указанных ниже, Либих редактировал журнал «Анналы химии и фармацевтики», издаваемый им с 1832 года совместно с Гейгером, с 1851 года - с Велером и Коппом.

Совместно с Поггендорфом им начато издание Handwrterbuch der Chemie («Карманный словарь по химии»), и кроме того им была обработана химическая часть в «Учебнике фармации» Гейгера, органическая часть которого вышла как самостоятельный «Учебник химии» (1839-1843). Научные работы Либиха также касаются всех отраслей этой науки.

Научный вклад

В технической и агрономической химии важны его исследования над цианистым калием в применении его к производству жёлтой кровяной соли и гальванопластике, работы об альдегидах при производстве уксусной кислоты, опыты над серебрением стекла для производства зеркал, над известковыми суперфосфатами в применении к земледелию.

В области аналитической химии заслуживают большого внимания работы, касающиеся метода отделения никеля от кобальта, метода определения кислорода воздуха при помощи пирогалловой кислоты, а также определение соли и мочевины в моче человека и хищных животных.

Главная заслуга Либиха несомненно, однако, принадлежит к области органической химии. Он усовершенствовал аппарат для сжигания органических соединений (печь Либиха) и улучшил метод анализа; исследовал почти все важнейшие органические кислоты; изучил продукты разложения спирта хлором, продукты окисления алкоголя и сверх того составные части жидкостей мяса. Либих открыл в аммелине и меламине первые могущие быть искусственно приготовленными углеродосодержащие основания, нашёл в моче сначала травоядных, а потом человека - гиппуровую кислоту, в жидкости мяса - креатинин и инозиновую кислоту и тирозин как продукт разложения казеина. Он отличил далее цинтонин - главную составную часть вещества мускулов - от кровяного фибрина. С Вёлером Либих предпринял исследование циановой и мочевой кислот, радикала бензойной кислоты и масла горьких миндалей.

Либих открыл один из фундаментальных законов экологии - закон ограничивающего фактора (известный также, как бочка Либиха).

Либих также известен и как оратор. Между речами, сказанными им как президентом академии, следует указать речь «О Фрэнсисе Бэконе Веруламском» (1863), «Индукция и дедукция» (1865), одна из позднейших - «Развитие идей естествознания».

Память

В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Либиха кратеру на видимой стороне Луны.

В память о Либихе выпущены монеты: 10 марок ГДР (1978, к 175-летию со дня рождения); 10 евро (2003, Германия, к 200-летию со дня рождения). Обе монеты серебряные.

Сочинения

  • Письма о химии, т. 1-2, СПБ, 1861;
  • Химия в приложении к земледелию и физиологии, М. - Л., 1936.

Литература

  • Красногоров В. Юстус Либих. - М.: Знание, 1980. - 144 с. - (Творцы науки и техники). (обл.)
  • Энциклопедический словарь юного химика/ Сост. В.А, Крицман, В.В. Станцо. -М.: Педагогика, 1982.- С.10
  • Мусабеков Ю.С. Юстус Либих. - М.: Изд-во АН СССР, 1962.
  • Гельман З.Е. Юстус Либих – выдающийся химик ХХ в. - Химия в школе, 1986, № 6, с. 13–15.
  • Азимов А. Краткая история химии. М., 1983
  • Hofmann, «The life-work of L. in experimental and philosophical Chemistry» (Лонд. 1876);
  • Bischoff, «Ueber d. Einfluss J. L-s auf d. Entwickelung d. Physiologie»;
  • Vogel, «J. L. als Begrnder d. Agrikulturchemie»;
  • Erlenmeyer, "Ueber d. Einfluss L-s auf d. Entwickelung d. reinen Chemie;
  • Partington J. R. A history of chemistry. - N. Y., 1964. - Vol. 4, L.. - P. 294.

ЛИБИХ (Liebig ) Юстус (1803-73), немецкий химик, основатель научной школы, один из создателей агрохимии, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1830). Открыл (1823) изомерию. Получил ряд органических соединений. Один из создателей теории радикалов. Автор химической теории брожения и гниения, теории минерального питания растений.

ЛИБИХ (Liebig ) Юстус Фрайхер фон (12 мая 1803, Дармштадт - 18 апреля 1873, Мюнхен), немецкий химик, один из основоположников органической химии, основатель агрохимии, автор ряда химических теорий.

Детство и годы учебы

Либих родился в семье торговца. Поступив в гимназию, где преподавали в основном древние языки и литературу, мальчик не проявлял интереса к учебе, и учителя серьезно сомневались в его способностях. Юного Либиха привлекали совсем другие вещи. Он был экспериментатором от Бога, с ранних лет с увлечением помогал отцу готовить лаки, краски и лекарства. Однажды на уроке греческого языка у Либиха взорвался ранец с гремучей ртутью. Отец, убедившись, что мальчик не создан для гимназии, отдал его в ученики аптекарю. Через несколько месяцев тринадцатилетний химик лучше учителя знал, как составлять лекарства. После очередного взрыва его выгнали, и он стал подмастерьем у своего отца. Получив доступ в герцогскую библиотеку, Либих начал жадно изучать химическую литературу. Не ограничиваясь чтением, он проводил многочисленные химические опыты.

По рекомендации профессора К. Кастнера, в октябре 1820 Либих был принят в Боннский университет. Когда Кастнер перешел в университет в Эрлагене, Либих последовал за ним. Однако его не удовлетворяло преподавание химии в Германии, и в октябре 1822 юноша отправился в Париж. Ему повезло, во Франции у него были хорошие учителя: Ж. Л. Гей-Люссак, П. Л. Дюлонг, М. Э. Шеврель, Клеманн, Ж. Б. Био, Теннар. Благодаря ряду рекомендаций Либих получил доступ в лабораторию Л. Н. Воклена, где начал изучать гремучую ртуть и серебро. Результаты были опубликованы в его первой научной работе "О получении и составе гремучей ртути и серебра". 28 июля 1823 он познакомился с А. Гумбольдтом, рекомендация которого открыла Либиху доступ в лабораторию Ж. Л. Гей-Люссака, где он продолжил исследования гремучекислых солей. Либих нашел, что гремучекислое серебро, отличающееся по своим свойствам от циановокислого серебра, имеет с ним один и тот же состав. Это было первым примером изомерии.

Научная деятельность

Либих вернулся в Германию с такими великолепными рекомендациями известных химиков, что правительство в нарушение традиций, не спрашивая мнения факультета, назначило его экстраординарным профессором химии Гиссенского университета (1824). Уже в 1825 Либих стал ординариусом, т. е. штатным профессором. Он перестроил всю систему преподавания на кафедре, оборудовал, в основном на свои средства, отличную химическую лабораторию. К нему начали стекаться ученики из Германии, а затем и Европы. С 1826 началась дружба и совместная работа Либиха с Ф. Велером. Первое время в Гиссене Либих интересовался неорганическими веществами. Он исследовал соединения титана, свинца, хрома, марганца и др., изучал состав сложных минералов, открыл современный метод получения хлорной извести.

Постепенно интересы Либиха стали сосредоточиваться на органической химии. Чтобы определить состав органических соединений, Либих разработал метод элементного анализа, который из-за своей простоты и совершенства используется и сейчас. Количество работ Либиха по синтезу органических соединений безгранично. Изучая действие хлора на спирт, он впервые получил хлораль, ацеталь (1831), хлоральгидрат, хлороформ (1832). Исследование спирта привело Либиха к получению алкоголятов и уксусного альдегида (1835).

В 1832 Либих и Велер показали, что при разнообразных превращениях горькоминдального масла (бензальдегида) одна и та же группа атомов, названная ими сложным радикалом бензоилом, неизменно переходит из одного соединения в другое.

Около 1840 Либих начал проводить широкие химические исследования животных и растительных организмов. Он исследовал кости, мясо, жиры, желчь, кровь. Большая часть работ Либиха после 1840 посвящена решению проблем сельского хозяйства. Его труд "Органическая химия в применении к сельскому хозяйству и физиологии" был посвящен исследованию химизма питания растений и пропаганде этих знаний. Эта деятельность Либиха положила начало применению химических удобрений в немецком сельском хозяйстве в начале 2-й половины 19 века, а также созданию предприятий по их производству. В 1842 Либих выпустил труд "Органическая химия в ее применении к физиологии и патологии", в котором опубликовал результаты исследования химических основ дыхания, питания и тепловыделения у живых организмов.

За огромный вклад в развитие земледелия Либих был награжден 28 орденами разных стран, в т. ч. четырежды русскими орденами.

Осенью 1852 Либих переехал в Мюнхен. Здесь он занялся изучением процесса образования серебряного зеркала при действии виноградного сахара на растворы солей серебра, разработал новые способы золочения и серебрения стекла и получения зеркал (1856). Еще при исследовании химизма обмена веществ Либих изобрел "мясной экстракт Либиха" - известные всем бульонные кубики. В 1862 он принял участие в организации заводов по производству мясного экстракта в Уругвае и Аргентине.

На склоне лет Либих заинтересовался выпечкой хлеба, стал изучать химическую сторону процессов брожения. Именно он предложил при выпечке хлеба вместо дрожжей использовать соду.

Литературное наследие Либиха очень велико: более 400 книг и статей, среди которых учебник по органической химии, справочник по чистой и прикладной химии, ежегодные обзоры достижений химии и др., несколько тысяч писем. Когда Гиссенской лаборатории понадобился свой печатный орган, Либих стал редактором "Журнала фармации" (1832), который со временем превратился в журнал "Анналы химии и фармации" (1840). Этот издающийся и сейчас крупнейший химический журнал с 1873 носит имя Либиха.

Либих воспитал целое поколение замечательных химиков. Среди его учеников были А. В. Гофман, Ф. А.

Юстус Либих 7 , современник Фридриха Вёлера, родился 12 мая 1803 г. в семье торговца москательными товарами в Дармштадте. Некоторые из продававшихся в его лавке товаров, например краски, отец Либиха изготовлял в собственной небольшой лаборатории. В этой лаборатории и провел первые научные работы его сын. Не заинтересованный в обучении в гимназии, где главным образом изучались древние языки, юноша ушел оттуда до сдачи выпускных экзаменов. Отец помог сыну в 1820 г. поступить в недавно основанный Боннский университет для изучения химии. В Бонне Либих слушал лекции К. Кастнера , считавшегося в то время одним из самых выдающихся химиков. Его лекции отличались натурфилософским подходом, бессистемностью и оторванностью от практики. Кастнер позволил Либиху работать в своей лаборатории, что было особой привилегией. Когда в следующем году Кастнер был приглашен в Эрлангенский университет, вслед за ним последовал и Либих. Кастнер не только разрешил Либиху опубликовать результаты исследования гремучего серебра, но и написал предисловие к этой статье. В Эрлангене Либих стремился заполнить пробелы в своем так рано завершившемся гимназическом образовании. Прослушав лекции Шеллинга по философии, Либих скоро понял узость и бесперспективность романтической философии, приверженность к которой, по его собственным словам, стоила ему потери двух драгоценных лет. По предложению Кастнера Либиху стали выплачивать стипендию для поездки в Париж, где он изучал химию.

Несмотря на попытки короля Карла X повернуть историю вспять, Франция в экономическом развитии продвинулась гораздо дальше Германии и переживала период расцвета естественнонаучных исследований. Во Франции в то время жили такие замечательные естествоиспытатели, как Ж. Гей-Люссак, Л. Тенар, Ж. Ламарк, Д. Араго и Ж. Кювье , получавшие значительную поддержку от правительства. Учителями Либиха в Париже были Гей-Люссак, Тенар и П. Дюлонг , с которыми его вскоре связали крепкие узы дружбы. Однако решающее влияние на научное развитие Либиха оказало знакомство с Александром фон Гумбольдтом, который не только помог ему во время пребывания в Париже, но приложил немало усилий, чтобы Либих в 1824 г. в возрасте 21 года был назначен экстраординарным профессором в Гиссенский университет. Благодаря деятельности Либиха этот маленький провинциальный университет стал местом паломничества химиков из разных стран мира. Свою первую лабораторию в Гиссене Либих устроил в караульном помещении бывшей казармы. Большую часть оборудования он приобрел на собственные средства. Хотя Либих постоянно заботился о расширении лаборатории, новое здание для нее было построено лишь в 1839 г., и тогда количество рабочих мест увеличилось с девяти до двадцати двух, размещавшихся в двух залах. Либиховская лаборатория стала образцом почти для всех немецких университетов и высших учебных заведений. Метод обучения Либиха - выдвижение простых положений, дающих направления для их экспериментальной проверки,- придавал его преподаванию творческий характер и возбуждал у студентов стремление мыслить самостоятельно. Основным направлением собственных исследований Либиха в Гиссене было совершенствование органического элементного анализа.

С 1826 г. началась дружба и совместная работа Либиха с Вёлером. С Вёлером, Гей-Люссаком и Берцелиусом Либих состоял в постоянной научной переписке.

В 1838 г. Либих выступил с критикой низкого уровня развития химии в Австрии, указав прежде всего на отсталость и неспособность к творчеству преподавателей высшей школы в этой стране. Спустя два года Либих возложил ответственность на правительство Пруссии за пренебрежение уровнем исследований и преподавания химии в этой стране. Но по вине реакционного прусского правительства был потерян еще десяток лет, пока не была наконец создана современная лаборатория под руководством Бунзена в Бреслау. И лишь спустя четверть века после опубликования критической статьи Либиха первый ученик Либиха А. В. Гофман получил кафедру химии в Пруссии. Правительство Австрии, признавая заслуги Либиха в развитии химии и справедливость его критики, пригласило немецкого ученого в 1840 г. в Вену. Но Либих отклонил это приглашение, поскольку либерально настроенный ученый не хотел жить в условиях реакционного режима Меттерниха. Отклонил Либих и последовавшее в 1851 г. приглашение Гейдельбергского университета, так как он надеялся добиться улучшения материальной поддержки своей лаборатории в Гиссене. Когда его надежды не оправдались, Либих с горечью написал об этом своему бывшему ученику М. Петтенкоферу, который выхлопотал у короля Баварии Максимилиана II приглашение Либиху работать в Мюнхене. Плохое состояние здоровья не позволило Либиху проводить занятия со студентами в мюнхенской лаборатории. В столице Баварии Либих читал свои знаменитые публичные лекции и посвятил себя главным образом изучению физиологической химии, биохимии и агрохимии. Юстус фон Либих умер 18 апреля 1873 г. незадолго до семидесятилетия. При жизни он был удостоен многих почетных званий и отличий. В 1845 г. ему был пожалован титул барона, а в 1859 г. Либих был избран президентом Баварской академии наук.

Мировоззрение и политические взгляды Либиха отражали идеологию немецкой буржуазии. Как и многие его современники, будучи студентом, Либих участвовал в патриотическом движении. Став уже в юности преподавателем высшего учебного заведения, он выступал против реакционной политики прусского и австрийского правительств в области высшего образования. Но к революции 1848 г. он отнесся выжидательно. В идеях организованного пролетариата Либих не смог увидеть прообраз будущего общества.

В опубликованных впервые в 1844 г. "Химических письмах" Либих 8 защищал виталистические взгляды и выступал против материализма, хотя следует заметить, что его статьи были направлены лишь против "Круговорота жизни" Молешотта.

Вклад Либиха в развитие органической х.шии сравним лишь со значением работ Берцелиуса для неорганической химии. Как и Берцелиус, Либих усовершенствовал применявшиеся ранее аналитические методы и аппаратуру и разработал новые, что создало решающие предпосылки для развития органической химии в XIX в. Интерес Либиха к анализу органических соединений возник в первую очередь под влиянием Берцелиуса.

Уже Лавуазье исследовал органические вещества, окисляя их хлоратом калия или оксидом марганца (IV) и анализируя продукты сожжения. Гей-Люссак, Тенар и независимо от них Дёберейнер ввели в качестве окислителя оксид меди (II). В работах Берцелиуса продукты сгорания органических соединений поглощались хлоридом кальция и едким кали. Либих ввел в употребление специальные раздельные печи для анализа органических веществ при их сожжении, трубку для сжигания с оттянутым концом и усовершенствованные сосуды для абсорбции. Либих разработал метод определения азота отдельно от углерода и водорода. Этот способ в усовершенствованном Ж. Дюма виде применяется и в настоящее время.

В работе "О новом аппарате для анализа органических веществ и о составе некоторых органических веществ" Либих описал разработанный им способ органического элементного анализа 9 . Созданные им методы позволили проводить целые серии анализов в довольно короткое время. Либих первый сумел доказать аналитическим путем, что полученный им фульминат серебра (серебряная соль гремучей кислоты) и исследованный Вёлером цианат серебра, несмотря на значительную разницу их свойств, имеют одинаковый процентный состав. Это наблюдение, а также получение Вёлером мочевины из цианата аммония дали Берцелиусу повод назвать эти явления изомерией и рассматривать их как следствие возможного различия в расположении одинаковых атомов элементов. Быстрое накопление фактов изомерии привело к созданию структурной теории.

Первый шаг в этом направлении сделали Либих и Вёлер в работе, посвященной исследованию бензоила. В этом основополагающем исследовании было доказано, что в многочисленных продуктах превращения бензальдегида (горькоминдального масла) и его хлор- и бромпроизводных остается неизменной группировка атомов, которая ведет себя как элемент. Авторы назвали эту группировку атомов радикалом бензоилом. В этой же работе Вёлер и Либих развили метод постепенного химического превращения органических соединений, принципы которого на протяжении столетия с большим успехом применялись как для установления структуры, так и для синтеза многих новых веществ.

В этом направлении Либихом были проведены выдающиеся экспериментальные исследования органических соединений, таких, как производные этилового спирта - моноэтиловый эфир серной кислоты, ацетальдегид (этаналь), ацеталь (диэтилэтаналь), хлораль (трихлорэтаналь) и т. д.

Своими указывающими новые пути исследованиями амигдалина и мочевой кислоты Либих и Вёлер создали образец будущих методов работы в органической химии.

Либих надеялся, что сотрудничество с Дюма позволит развить положения теории радикалов, независимой от Берцелиуса. Но его ожидало глубокое разочарование. Дюма отказался от теории радикалов и выдвинул собственную теорию замещения. Не сумев справиться с потрясением, Либих отстранился от научной полемики о структурной теории.

В работе "О конституции органических кислот", опубликованной в 1838 г., Либих изложил основы созданной им теории кислот и высказал соображения об основности. Он определил кислоты как соединения, в которые входит водород, способный замещаться на металлы.

С 1840 г. Либих посвятил большую часть своих работ решению проблем, важных для практики, особенно для развития сельского хозяйства. Громадное значение имел его труд "Органическая химия в применении к сельскому хозяйству и физиологии" 10 , опубликованный в 1840 г. В середине XIX в. юнкера-помещики и богатые крестьяне начали внедрять капиталистические методы в немецкое сельское хозяйство, превращаясь в значительную экономическую силу в стране. Они стремились изыскать новые способы повышения доходов от сельского хозяйства, в том числе путем использования новых машин и применения химических удобрений. Интенсификация сельского хозяйства была обусловлена увеличением населения Германии и уходом крестьян в города для работы на промышленных предприятиях. Существовавшие до этого способы обработки земли не могли обеспечить потребности в продовольствии и кормах и должны были уступить место методам, основанным на достижениях науки. В выполнении этой задачи важную роль сыграли работы Либиха о питании растений.

Учение о питании растений и почвоведение находились тогда еще в начале своей разработки. Этим объясняется тот факт, что вначале исследовались не связанные друг с другом частные вопросы, а не вся проблема в целом. Уже до работ Либиха Альбрехт Таер выдвинул теорию гумуса, где, однако, вопрос о питании растений ставился односторонне. Другие исследователи, среди которых были К. Шпренгель и Либих, теорию Таера отклоняли в принципе. Лишь позднее была преодолена односторонность таких точек зрения. Только тогда были признаны представления о питании растений, учитывающие всестороннюю связь между растениями, почвой и другими факторами окружающей среды.

Большой заслугой Либиха в развитии агрохимии были исследование им химической стороны питания растений и последовательная пропаганда данных этих исследований и следствий из них. Результатом этой деятельности Либиха было введение в немецкое сельское хозяйство в начале второй половины XIX в. химических удобрений и создание предприятий по производству этих удобрений (суперфосфата, сульфата аммония).

На основании проведенных обстоятельных анализов образцов растений и почвы Либих пришел к выводу, что растения во время своего роста извлекают из земли минеральные вещества, которые естественно не возвращаются на поля. В этом Либих видел причину падения урожаев. Одновременно Либих вывел закон минимума, в соответствии с которым максимальный доход от сельского хозяйства зависит от того минимума питательных веществ, которые растение может взять из почвы.

Из этого следовало, что применение удобрений, включающих минеральные вещества, может повысить доход от земли. Вначале Либих предполагал, что растения поглощают двуокись углерода и азот из воздуха, а из земли - воду и питательные соли. Лишь позднее он понял, что большинство растений получают азот также из почвы - в виде растворимых в воде солей.

Будучи одним из наиболее выдающихся агрохимиков, Либих много сделал для решения продовольственной проблемы растущего населения страны. Проведенные Либихом агрохимические работы, результаты которых обеспечили значительное увеличение урожаев сельскохозяйственных культур, явились серьезным аргументом в борьбе против мальтузианства.

Публикация Либихом в 1842 г. труда "Органическая химия в ее применении к физиологии и патологии" ознаменовала начало его исследований в области физиологической химии. Он изучал химические основы обмена веществ и дыхания. Позднее, работая в Мюнхене, Либих заложил основы науки о питании.

Среди многочисленных литературных работ Либиха наибольшее значение имели издание журнала "Анналы химии", который теперь носит его имя 11 , публикация вместе с Вёлером и Поггендорфом справочника по чистой и прикладной химии, ежегодных обзоров достижений химии. К ним принадлежат также и "Химические письма" Либиха, выдержавшие после смерти автора шесть изданий и в 1913 г. включенные в избранные труды ученого. Своими "Химическими письмами", отличающимися исключительной ясностью изложения, Либих смог показать, как можно о химии писать одновременно и научно, и популярно.

Даже многочисленные небольшие работы Либиха оказывали значительное воздействие на развитие химии. Это особенно относится к критике Либихом состояния химии в Пруссии и Австрии, которая диктовалась желанием способствовать подъему химии в интересах страны и народа.

Методы преподавания Либиха оказали далеко идущее влияние на химическое образование. Либих считал, что студенты лишь в результате собственной практической работы могут познакомиться с методами и законами химии, и сделал лабораторные занятия основой изучения химии. Лаборатория Либиха в Гиссене стала примером для всех немецких университетов и высших школ, хотя до него еще в 1811 г. практическими работами студентов руководили И. Дёберейнер в Йене, И. Троммсдорф в Эрфурте и Ф. Штромейер в Гёттингене. Либих ввел в преподавание принцип постепенности в прохождении практикума, при котором студенты знакомились вначале с качественным, затем с количественным анализом, после этого с препаративными методами и затем лишь приступали к самостоятельным исследованиям.

Применяя новые методы обучения, Либих воспитал целое поколение химиков из разных стран мира, ставших его последователями. Наиболее выдающимися из учеников Либиха были А. В. Гофман, Кекуле, Петтенкофер, Копп, Фелинг, Фрезениус, Эрленмейер, Фольгард, Жерар, Вюрц, Гиббс, Плейфер, Зинин, Воскресенский.