Китайские головоломки из дерева. Невозможное возможно, или как собрать основные модели кубика рубика. Фотогалерея: части кубика Рубика и их определения

Самодельные деревянные головоломки, представленные на нашем сайте:

07.05.2013.

Узлы из шести брусков.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что узел из шести брусков - самая известная деревянная головоломка.

Есть мнение (и я его полностью разделяю!), что родились деревянные узлы в Японии, в качестве импровизации на тему традиционных местных строительных конструкций. Наверное, именно поэтому современные жители Страны Восходящего Солнца - непревзойденные головоломщики. В лучшем смысле этого слова.

Лет... дцать назад, воружившись взятым напрокат уникальным и по сей день станком для детского творчества "Умелые руки", я изготовил из дуба и бука много вариантов шестибрусковых узлов...

Независимо от сложности исходных компонентов, во всех вариантах этой головоломки имеется один прямой, без вырезов брусок, который всегда вставляется в конструкцию последним и замыкает ее в неразделимое целое.

Нижеприведенные страницы из уже упоминавшейся книги А.С.Пугачева показывают разнообразие узлов из шести брусков и дают исчерпывающую информацию для их самостоятельного изготовления.

Среди представленных вариантов есть очень простые, а есть и не очень. Как-то так получилось, что один из них (в книге Пугачева он фигурирует под номером 6) получил собственное название - "Крест адмирала Макарова".

Узел из шести брусков - Головоломка "Крест адмирала Макарова".

Не стану вдаваться в детали, почему она так называется - то ли потому, что славный адмирал в затишьях между морскими баталиями любил мастерить ее в корабельной столярке, то ли еще почему... Скажу лишь одно - вариант этот действительно непростой, при том, что в деталях отсутствуют так нелюбимые мною "внутренние" выемки. Уж больно их неудобно выковыривать стамеской!

На нижеприведенных картинках, созданных с помощью программы трехмерного моделирования Autodesk 3D Max, показан внешний вид деталей и решение (очередность и ориентация в пространстве) головоломки "Крест адмирала Макарова"

На занятиях по компьютерной графике в Детской художественной школе №2, помимо прочего-разного, в качестве учебных пособий я также использую макеты головоломок, сделанные "на скорую руку" из пенопласта. Например, детали креста из шести брусков отлично подходят в качестве "натуры" для низколиполигонального моделирования.

А простейший узел из трех брусков пригодится для понимания основ ключевой анимации.

Помимо прочего, в той же книге А.С.Пугачева есть чертежи и других узлов, в том числе из двенадцати и даже из шестнадцати брусков!

Узел из шестнадцати брусков.

Несмотря на то, что деталей много, собрать эту головоломку довольно просто. Как и в случаях с шестибрусковыми узлами, последней вставляется прямая, без вырезов деталь.

DeAgostini Журнал "Занимательные головоломки" №№ 7, 10, 17

В номере № 7 журнала "Занимательные головоломки" издательства "DeAgostini" представлена довольно любопытная, на мой взгляд, головоломка "Косой узел".

В ее основе лежит очень простой узел из трех элементов, но за счет "скособочивания" новый вариант стал гораздо сложнее и интереснее. Во всяком случае, мои ученики в художественной школе порой крутят-вертят его, а собрать не могут...

Да и я сам, кстати, собравшись смоделировать его в программе 3D Max, помучился изрядно...

На нижеприведенном скриншоте из журнала показана последовательность сборки "Косого узла"

Очень похожа по своей внутренней сути на представленный на этой странице "Узел из шестнадцати брусков" головоломка "Бочка-пазл" из номера 17 журнала "Занимательные головоломки".

Да, пользуясь случаем, хочу отметить высокое качество изготовления практически всех приобретенных мною головоломок издательства "DeAgostini". В некоторых случаях пришлось, правда, взять в руки напильник и даже клей, но это уж так... издержки.

Ниже показан процесс сборки головоломки "Бочка-пазл".

Не могу не удержаться и не сказать несколько слов об очень оригинальной "Крестовой говоломке" из той же серии "Занимательные головоломки" № 10. С виду это вроде тоже крест (или узел), из двух брусков, но чтобы рассоединить их, нужна не умная голова, а сильные руки. В смысле - нужно быстро закрутить, как волчок, головоломку на ровной поверхности, и она разберется!

Дело в том, что запирающие узел цилиндрические штырьки под действием центробежной силы расходятся в стороны и открывают "замок". Простенько, но со вкусом!


Занятия с головоломкой развивают внимание, память, образное и логическое мышление, коммуникабельность детей. Задача: разберите головоломку на составные части, а затем соберите снова. Головоломка может стать и интересной деталью интерьера, и прекрасным подарком. Наши головоломки - прекрасный вариант досуга для всех любителей умных и нескучных развлечений. Головоломки изготовлены из натурального материала - дерева.

Интерес к загадочным предметам, вещам и местностям, связанным с какой-нибудь тайной, сохранялся у людей во все времена. Сегодня мы расскажем об одной любопытной игрушке, которую до сих пор можно встретить в старых поселениях поморов на берегах Белого моря. Во время долгой полярной ночи, в свободное от охоты и рыбной ловли время любимым занятием мужчин было вырезание из дерева предметов домашней, хозяйственной ицерковной утвари, детских игрушек и головоломок.

Головоломка, о которой идет речь, имеет вид небольшой коробочки в форме куба. Внутрь кубика прятали в древности какую-нибудь ценную вещь, а в более поздние времена в коробочку просто насыпали горох или камешки, приделывали ручку, и тайник превращался в игрушку-погремушку. Такую погремушку, сделанную лет двести назад, можно увидеть в Загорском музее игрушки. Для непосвященного коробочка выглядит неразборной и попытки добраться до ее содержимого ни к чему не приводят. Все шесть дощечек, из которых состоит куб, плотно прилегают друг к другу и не разбираются. Хотя внутри кубика угадывается пустота, совершенно непонятно, как туда можно что-либо засунуть. Секрет невелик, но додуматься до него непросто. Мы сначала расскажем о том, как самому сделать наш кубик-тайник.

Заготовки для головоломки - это шесть брусков размером 65x40x6 мм. К их изготовлению нужно отнестись серьезно. Каждая деталь должна быть сделана очень тщательно и точно. Дерево подберите обязательно сухое, иначе через некоторое время части головоломки начнут болтаться и секрет кубика можно будет легко разгадать. После изготовления каждого элемента его зачищают наждачной бумагой, чтобы все поверхности были гладкими. Брусок 3 делают в последнюю очередь. Перед тем, как вырезать в нем паз, нужно сложить изготовленные пять брусков вместе так, как показано на рисунке. Затем следует измерить пазы между элементами 1 и2, в которые должен входить брусок 3. В зависимости от получившихся размеров этих пазов следует изменить размеры бруска 3, подогнать его по месту. Важно, чтобы брусок 3 входил в паз с небольшим усилием, а в конце хода защелкивался на элемент 2.

Не беда, если дощечек указанных размеров у вас не найдется. Вы можете сделать кубик из любых планок. Только учтите, что от их ширины зависят размеры тайника и всего кубика. Пусть ширина бруска равна 6 мм. Тогда длина паза а в заготовках рассчитывается по формуле а = в + З мм. Остальные размеры можно оставить такими, как на рисунке.

Теперь о том, как разобрать кубик. Секрет заключен в элементе 3, который действует как защелка. Чтобы открыть тайник, нужно нажать на этот элемент вверх, а затем сдвинуть его внутрь кубика.


Материалы и инструменты:
Рейка с квадратным сечением

Эту головоломку конструировал знаменитый адмирал Макаров, руководитель двух кругосвет-ных путешествий.

Заготовьте из рейки шесть одинаковых брусочков. На одном из них ненужно делать ника-ких вырезов (I). На другом надо выре-зать паз шириною в толщину брусочка и глубиною в половину этой толщины (II). На третьем брусочке делают два паза: один — такой же, как на предыдущем брусочке, и рядом с ним, отступая на половину толщины брусочка, — другой та-кой же глубокий, но вдвое уже (III).

Оставшиеся три брусочка будут одинаковыми; на каждом из них делают по два выреза: один — шириною в две толщины брусочка и глубиною в половину толщины: другой, на смежной поверхности (для чего брусочек поворачивают на 90°), — шириною в толщину брусочка и глубиною в половину толщи-ны (IV, V, VI).

Теперь соберите головоломку. Возьмите два бруска типа IV, V, VI, сложите их так, как показано на рисунках. В образо-вавшееся «окошечко» вставьте брусок типа III. Придерживая все три бруска, чтобы они не «разъезжались», вставьте ос-тавшийся брусок типа IV, V, VI, сверху так, чтобы он вошел тонкой своей частью в промежуток б. Рядом с этим бруском нужно поместить брусок типа II; по-верните его пазом вверх и введите

сбоку незамкнутое «окошечко» а. Рассмотрите фигуру, образованную пятью брусками. Между теми двумя брусками, которые вы в самом на- чале сложили вместе, сохранилось квадратное «окошечко» в. Если в это «окошечко» ввести оставшийся бру-сок (сплошной, бе з вырезов), то вся конструкция прочно свяжется.

Материалы и инструменты:
рейка с квадратным поперечным сечением (например, 1 см2)

От-режьте от рейки три брусочка длиною 8-9 см. Посредине одно-го из них сделайте вырез так, чтобы образовалась перемычка с квадратным поперечным сечением. Толщина перемычки должна быть равна половине толщины брусочка (0,5 см2). Второй брусочек обрабатывайте точно так же, но у перемычки срежьте углы и превратите затем (с помощью напильника) ее сечение из квадратного в круглое.

В третьем брусочке выпилите поперечный паз шириною и глубиною в 0,5 см, затем, повернув брусочек на 90° , делайте второй паз такого же размера на смежной поверхности (в).

Головоломка готова. Соберите ее.

Держа брусочек с двумя пазами вертикально, включите брусок с круглой перемычкой в паз, затем во второй паз вклю-чите брусочек с квадратной перемычкой на 90° против часовой стрелки, и головоломка принимает вид цельной, нерассыпающейся фигуры.

Материалы и инструменты:
Деревянная планка

От деревянной планки, ширина которой в три раза превы-шает толщину (например, толщина 8 мм, ширина 24 мм), отпилите три одинаковых куска длиною 8-9 см. В каждом по-средине пропилите лобзиком прямоугольную выемку-окошеч-ко, соответствующую по размерам поперечному сечению взятой вами планки.

Нужно, чтобы планка только-только входила в выемку-окошечко, с некоторым, может быть, даже усилием. Поэтому лучше, если окошечко вначале будет несколько меньше, чем нужно, а затем с помощью напильника вы доведете его до требуе-мого размера.

Одну из трех сделанных вами деталей вы оставляете без изменений, а в двух других делаете сбоку пропил, ширина которого точно равна толщине планки (или, что то же, — ширине окошечка). Таким образом, эти две детали имеют Т-об-разный пропил.

Головоломка готова. Теперь можно собрать ее. Одну из пла-нок с Т-образным вырезом вставьте в окошечко детали, кото-рую вы сделали первой, продвиньте ее настолько, чтобы торец бокового выреза стал «заподлицо» с поверхностью планки. Теперь возьмите третью деталь (тоже с Т-образным вырезом) и наденьте ее на планку с окошечком сверху, так, чтобы боковой вырез был обращен назад. Опустите ее вниз до упо-ра, затем осадите (также до упора) первую планку с Т-образ-ным вырезом, и головоломка примет вид, приведенный на рисунке, помещенном перед задачей.

Головоломка "Свинка"

Одной из популярных игрушек нашей современности является змейка Рубика. Головоломка стала хитом еще в прошлом веке. Но и сегодня она не потеряла своей актуальности. Конструкция игрушки состоит из равнобедренных треугольных призм – всего их 24. Соединены они вращающимися шарнирами. Змейка головоломка развивает усидчивость, пространственное мышление, воображение, логику и фантазию. Она увлекает как взрослых, так и детей. В этой статье мы познакомим вас со змейками Рубика и расскажем, как собирать разнообразные фигуры.

У любителей головоломки Рубика, создание шара – это самая распространенная фигура. Начинать сборку можно не только с конца игрушки, но и с ее середины. В данном случае не существует точного алгоритма сборки. Любой из способов, верный.

Схема сложения следующая:

Посмотрите алгоритм сборки змейки в шар в предложенном нами видео.


Собираем собачку
Перед вами головоломка змейка, инструкция фигур сопровождает каждое описание. Сейчас поговорим о том, как сложить собачку. После сборки ребенок с удовольствием будет с ней играться.

Научите ребенка создавать разные фигуры из кубика-змейки. Собирая головоломку, он не только интересно проведет время, но и с пользой. Сложение разнообразных форм тренирует память и внимание. Обратите внимание на схему сборки собачки.

Видеоинструкция алгоритма сложения симпатичного щенка.

Милый котенок

Профессор Рубик разрабатывал свою идею с целью развития логического мышления и мелкой моторики рук. Механизм игрушки создан таким образом, чтобы можно было сложить разные формы: собаку, кошку, лебедя, летучую мышь, шар и так далее. Со змейки собирается свыше 50 интересных фигур животных. Никаких алгоритмов для этого не существует, только человеческая фантазия.

Практически каждый ребенок любит котят. У вас есть уникальная возможность сложить из кубика милого домашнего питомца.

Вот такого оригинального кота может собрать головоломка змейка, схема фигуры показана в нашем видео.

Кобра

Как уже упоминалось, развивать навыки помогает головоломка Рубика. Имея такую игрушку под рукой, вы интересно проведете свой досуг не только дома, но и на обеденном перерыве на работе, на перемене в школе, в транспорте, отдыхая в парке и т.д. Змейка занимает вторую позицию после кубика Рубика.

Венгерский изобретатель разработал ее для тех людей, кому так и не поддался кубик. Разница между ними в том, что змейка не имеет алгоритма сложения. То есть результат может быть любым. Математики подсчитали, что механизм вращения головоломки позволяет собрать свыше 90 квадриллионов комбинаций, куда входят цветы, растения, животные, мебель, объекты, здания, птицы и т.д. Человек сам для себя определяет, какие собирать формы- сложные или простые.

Фигура «Кобра» не считается сложной. Попробуйте при помощи видеоинструкции сложить ее.

Слон

При помощи поворачивания механизма змейки можно собирать интересные фигурки. На первый взгляд, кажется, что, сборка комбинаций не составляет труда. На самом деле, крутить змейку легко, но вот для создания точной фигуры, нужны умения и навыки. Слон – самое огромное животное. Но при помощи змейки вы сможете собрать его.

Подробная инструкция предложена в ролике. Возьмите змейку в руки и приступайте к созданию ушастого слона.

Ракета

Мальчиков заинтересует сборка ракеты. Такие обучающие игры нужны детям. По сути, они делают для себя игрушки своими руками. Сюда относятся головоломки. Змейка разработана, таким образом, чтобы ребенок развивался во время игры, обучался новым навыкам, не подозревая об этом. Да и взрослым сборка головоломки полезна. С годами память ухудшается, а любые мыслительные процессы активизируют извилины.

Обучение лучше начинать с простых фигур. Для начала попробуйте собрать ракету.

Следует отметить, что при помощи змейки можно складывать самые разные летательные аппараты, например, вот такой.

Все зависит от уровня сложности. При желании можно сложить еще несколько разновидностей ракеты.

Поговорим о преимуществах змейки Рубика. Такая головоломка объединяет в себе игру и учебу. В процессе сборки у ребенка формируется аналитическое и образное мышление. Он по-новому воспринимает мир. Именно эти качества помогут ребенку адаптироваться во взрослой жизни.

Предлагаем посмотреть видео с инструкцией по сборке ракеты.

Психологи убеждены, что конкретные результаты, к которым пришел ребенок самостоятельно, благоприятно сказываются на его общем настроении. Он начинает верить в себя, становится смелее и активнее в каких-либо действиях. У ребенка поднимается самооценка. Нахождение верного решения способствует математическим способностям. Поэтому развивайте ребенка и развивайтесь сами. Посмотрите видео, в котором показано, какие еще фигуры можно сделать при помощи головоломки змейки.