Презентация как зимой помочь птицам. Как зимой помочь птицам? Вместе с папой смастерил

Урок окружающего мира.1 класс

ТЕМА: Как зимой помочь птицам?

Цели : - познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой, различать зимующих птиц по рисункам; способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся;
- обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц, создать условия для формирования заботливого отношения к птицам;
- изготовить меню для птиц (практическая работа в паре), пополнять словарный запас детей;
- выполнить мини-проект «Птичья столовая»; воспитывать гуманное отношение к животным;
- запомнить правила подкормки птиц;
Оборудование: картинки кормушек, птиц, надписи корма для птиц, плакат «Перелётные и зимующие птицы»

Ход урока

1.Орг. момент.

Создание эмоционального настроя. Постановка целей и задач.

Дети (хором)

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Ребята, а над чем мы сегодня будем работать, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка .
Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это….(птица)

Правильно, ребята, сегодня мы продолжим разговор о птицах.

А кто даст характеристику птицам?

А что им нужно для жизни? (свет, тепло, вода, воздух, пища)

Создание проблемной ситуации
- Значит сейчас вокруг нас животных нет? Сейчас ведь зима, холодно, а я шла на работу видела воробушков. (Ответы детей. Их согревают перышки)

Правильно. Но в сильные морозы и ветра они всё равно мёрзнут. Им трудно.

А можем ли мы помочь птицам, когда им холодно? (Нет. Мы не можем открыть свои окна, двери, птички не полетят, они привыкли жить на свободе.) А если голодно? Как? А что птицам страшнее: холод или голод?

Очень много птиц зимой умирают от голода! Снег укрыл землю, спрятал семена трав, пищи мало.

А как я могу помочь ласточке, стрижу? Они ведь насекомоядные, я что, буду им мошек ловить? А сейчас и мошек нету.

Значит, какие птицы бывают? (перелётные и зимующие)

А каких зимующих птиц вы знаете? (Работа с плакатом «Перелётные и зимующие птицы)», показ иллюстраций зимующих птиц или на слайде.

Работа по учебнику.

Откройте учебники на странице 74. Посмотрите, какие зимующие птицы там изображены. Назовите их.

А теперь давайте каждой птичке дадим характеристику, т.е. отличительные признаки. (Дети характеризуют птиц по внешнему виду)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет.

Крохи собирает.

Воробьи зимой стараются держаться поближе к жилью человека. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.

Хорошо. А кто из вас знает, почему так называется птичка воробей?

(Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)

2. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синицы почти круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой в поисках корма собираются в стайки и перебираются к жилью человека.

3. Чернокрылый, красногрудый,

Не боится он простуды -

С первым снегом тут как тут!

Зимой в наших лесах появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево - будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.

4.Кто в беретке ярко - красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

5. Я бы мог еще так много

Про лесных сказать певцов.

Как средь стужи и морозов

Вывел он своих птенцов.

Рассказ учителя о клёсте.
- У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой. Почему мы не видим его на кормушке?

Чем же отличается клёст от других птиц? (Выводит зимой птенцов)
- Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)

6. Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы.

И торопятся куда - то

Ярко - красные щуры

7. А вот эту птицу вы могли не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя эта птичка получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и перепрыгивает. В это время птица работает - ищет насекомых в щелях дерева. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. Но если найдет кормушку, куда положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.

Ребята, всех этих птиц, как можно назвать одним словом? Какие они? Почему?

Физкультминутка «Перелётные и зимующие птицы»

(Если птичка перелётная, вы машете руками, если зимующая, вы приседаете.)

Посмотрите, что это Муравьишка-вопросик прячет за спиной? (Ответы детей)
- А что такое кормушка для птиц? (Это птичья столовая) А из чего можно сделать кормушку?

(Ответы детей. Учитель показывает пакет из-под сока, молока, бутылку с зерном, домик, сало на верёвочке)

А кормушки бывают ещё и такие. (Показ видов кормушек на слайдах.)

Работа по учебнику.

Муравьишка-вопросик предлагает посмотреть кормушки в учебнике на странице 74. Какая кормушка вам понравилась больше всего? А какая не понравилась? Чем?

А сейчас мы с вами выполним краткосрочный проект «Птичья столовая»

Посмотрите, какая у меня есть кормушка.(На доске прикреплена кормушка, на ней кусочки двустороннего пластыря.) Но птичек нет. А птички у вас на партах. Но они не раскрашены.

Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить? (Нам по характерным признакам надо догадаться, что это за птичка, раскрасить в нужный цвет и посадить на кормушку).

Посоветуйтесь друг с другом, если затрудняетесь. Будьте внимательны, если кто забыл, как выглядит птичка, какие у вас есть подсказки? (учебник и атлас-определитель).

Кто выполнил работу, сажает своих птичек на кормушку. Подойдите ко мне, пожалуйста, посмотрите, какая у нас хорошая получилась кормушка! Какие птички на нашей кормушке?

Физкультминутка

Прилетели птички

Птички - невелички

Смотрят к нам в окошко

Просят хлеба крошку

Создание проблемной ситуации.
Гости прилетели, а угощать-то нам их нечем. Что надо сделать?
А что надо положить в кормушку?

Работа по учебнику.

На странице 75 прочитаем памятку, чем кормить зимой птиц. (Читает хорошо читающий ребёнок)

Обобщение. Что нельзя давать птицам? (Солёное сало и чёрный хлеб)
- А сейчас мы выполним ещё один мини-проект «Составление меню»

А сейчас мы с вами составим меню для птиц. А что такое меню? Куда надо обращаться, если мы не знаем значение какого-нибудь слова?

Учитель читает из Толкового словаря значение слова «меню»

Сейчас вы птички. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат наименования блюд и основа. Что вам надо сделать? (Подписать листок, выбрать только нужные блюда и вклеить их в меню)

Вспомните, какие блюда нельзя предлагать птичкам! Выполнение работ.

Я - официант, сейчас буду собирать заказы. (Учитель собирает меню, дети делают обобщение, какие блюда у них остались невостребованными.)

А сейчас послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой» (Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Я сделаю соответствующие выводы.

За то, что вы слушали всё внимательно,
Задания все выполняли старательно
Хочу я картинки с птицами вам подарить.
Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!

Я думаю, что за выходной все, у кого ещё нет кормушек, сделают их.
- Спасибо, дети, за урок!

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 п. Грибановский УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ: «КАК ЗИМОЙ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ?» 1 КЛАСС СЛЕДЫ НА СНЕГУ

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Свиристель

Поползень

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

План сообщения:

  • 1. Название птицы.
  • 2. Внешний вид птицы.
  • 3. Особые повадки.
  • 4. Где обитает (еловые леса, сосновая чаща, бор, вблизи жилья).
  • 5. Чем питается.

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок.

Чик- чирик! Не робей

Я бывалый... .

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.

Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять.

Только я из птиц,

признаться,

В зной, морозы и

По стволу

передвигаться

Головою вниз могу.

ПОПОЛЗЕНЬ

Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой- Всё равно он будет мой!

Эти птички с хохолком И красивые притом, На рябину прилетели. Птички эти - … .

СВИРИСТЕЛЬ

У этой птички клюв кривой, А гнёзда вьёт она зимой, Из шишек семечки клюёт, Кто эту птичку назовёт?

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Меню для птиц

  • Вкусное лакомство для птичек – семена дыни, тыквы и арбуза
Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки. Подсолнечник – особенно мелкий, не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. ПРИРОДНАЯ СТОЛОВАЯ

Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенья птицы ждут от нас! Кормите их! Согрейте! Повести домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу. И оживут бедняжки. По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая: - Спасибо, вам, великое!

Литература:
  • 1. Волина В.В. Учимся играя. – М., - Новая школа, 1994.- 448 с.
  • 2. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой / авт-сост. Г. Е. Болдырева. Волгоград, - Учитель, 2006.-124 с.
  • 3. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс / [А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова и др.]. М. ,-Просвещение,2012. - 176 с.
  • Интернет-источники:
  • 1. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki (информация о птицах).
  • 2. Поисковая система «Рамблер» http://images.rambler.ru (фото и картинки для презентации).
  • 3. Детские загадки о птицах http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_birds3.php

Количество слайдов:22.

Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007.

Цель использования презентации: предоставить информацию обучающимся в полном объеме (картинки, фото) и максимально комфортно – наглядно и доступно.

Задачи, решение которых реализуется с помощью презентации:

  1. Как можно больше донести информации до обучающихся.
  2. Наглядно познакомить обучающихся с зимующими птицами (фото).
  3. Обратить внимание обучающихся на особенности питания зимующих птиц (картинки еды).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Покормите птиц зимой Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо!

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

План сообщения Название птицы. Внешний вид птицы. Особые повадки. Где обитает. Чем питается.

ВОРОБЕЙ Воробей скакал по грядке, Рядом кот играл с ним в прятки. Не поймать меня коту- Я проворный на лету.

СВИРИСТЕЛЬ Песня свиристеля - журчащая трель « сви-ри-ри-ри-ри », похожая на звучание свирели.

ПОПОЛЗЕНЬ

СИНИЦА Подвижная, вертлявая птица. Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма.

СОРОКА Часто сорока издает длинные крики « чакр », «чирк», « чиррл » или «чара».

КОРМУШКИ

МЕНЮ НА ОБЕД ДЛЯ ПТИЦ Подсолнечник, особенно нежареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьев.

МЕНЮ НА ОБЕД ДЛЯ ПТИЦ Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало (можно только несоленое) любят синички.

МЕНЮ НА ОБЕД ДЛЯ ПТИЦ Вкусное лакомство для птичек – семена дынь, тыквы и арбуза

ПРИРОДНАЯ СТОЛОВАЯ

Помогайте зимующим птицам!

Как зимой помочь птицам Кузнецова Ирина Николаевна Иркутская область, г. Киренск МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Киренска» Дисциплина: окружающий мир Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений с приложением на электронном носителе. М., Просвещение, 2012. – 145 с. Класс: 1 Продолжительность урока: 40 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Берегите птиц зимой"

Данная презентация составлена на основе наблюдений за птицами зимой. Может быть использована на уроке окружающего мира или на классном часе...

Презентация "Покормите птиц зимой!", приложение к экологической акции "Кормушки -птицам!" для 1 -4 классов

Эта презентация - обращение к школьникам:Ребята! Помогайте птицам зимой!Зимуют в нашем крае не все птицы, а только те, которые приспособлены к выживанию в холодных погодных условиях.Для зимующих...

























Включить эффекты

1 из 25

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Просто презентация из фотография без текста и каких-либо пояснений что же изображено на экране. Такой powerpoint материал подойдет только для сопровождения вашего рассказа, не более.

Дмитрий Иванов

Хорошая презентация, которая будет отличным дополнением к вашему выступлению, так как в основном состоит из картинок-изображений зимующих птичек. А так же материал поможет рассказать детишкам, чем именно подкармливать наших пернатых друзей в суровую зиму.

Валерия Русакова

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Как зимой помочь птицам" подготовлена для показа на уроках окружающего мира и подойдет для сопровождения вашего рассказа о птицах, так как разработка состоит из фотографий пернатых, которые переживают зиму. Так же есть текстовый материал, который расскажет как и чем помочь птичкам зимой.

  1. Фотографии
  2. Птицы
  3. Чем кормить птиц

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Макарова Елена Михайловна

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

      Набор фотографи / фотоотчет

Слайд 1

Презентацию подготовила

Макарова Елена Михайловна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» г.Емвы

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Голуби разворковались - установится хорошая погода.

Голуби прячутся - к ненастью.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.

Слайд 20

Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс, пшено охотно съедят синицы, воробьи.

Слайд 21

Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.

Слайд 22

Слайд 23

С утра и до позднего вечера

Освоив полянки страниц

Хозяйствует в книжке доверчиво

Раздольная музыка птиц.

Аможет быть, с этого времени

Наступит иная пора –

Истанет для птичьего племени

Милее ещё детвора?!

Порадуют снова пернатые

Руладами сердце и слух,

Икрепче подружат с юннатами

Речушка и роща, и луг.

От неба до мира подводного

Давайте ж, как Родины речь,

Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!

Единое многообразие

Мы будем ценить неспроста,

Любя и Европу, и Азию,

И наши родные места!

Сохраним природу Земли!

Слайд 24

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!

Слайд 25

Посмотреть все слайды

Конспект

Цель

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Методы и приемы:

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Почему? (ответы детей).

Ребята, а что это за шум?

Появляется синичка:

Воробей:

Синичка:

Появляется ворона:

Читают ученики:

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

Появляется сорока:

Воробей недовольно:

Сорока возмущенно:

Воробей недовольно:

Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:

Встал воробушек на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух.

И скорей за парту плюх

Синичка:

Воробей:

Синичка:

(Улетают)

Под карнизом обитаю.

(воробей) Слайды 2-3

2) Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

По дереву стучу,

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой -

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

(Свиристели) Слайды 10-11

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

�Слайд 16

.(клёст) Слайд 17

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица…(Поползень)

Настоящий акробат –

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Если б только- только- только

Если б только на планете

Если б только все земляне

Всё живое берегли.

То, возможно-можно-можно,

То, наверно-верно-верно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели.

А-а! Крокодилы! Бегемоты!

А-а! Обезьяны! Кашалоты!

И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичих стай!

Ты запомни-помни-помни,

Что б сберечь природу-надо

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помоги!

Литература.

Интернет-ресурсы.

Внеклассное мероприятие для учеников первых классов

Цель : Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

Задачи:

Образовательные:

Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах нашего края.

Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.

Воспитательные:

Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.

Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.

Развивающие:

Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Методы и приемы:

Игровой, словесный, наглядный.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Пение птиц»).

Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей).

Почему? (ответы детей).

Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

Когда ты идёшь по тропинке лесной,�Вопросы тебя обгоняют гурьбой.�Одно “почему" меж деревьями мчится,�Другое пчелою забралось в цветок,�А третье – лягушкою скок в ручеёк.�Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём�Ответы поищем под снежным шатром.

Ребята, а что это за шум?

Появляется взъерошенный воробей: (пятиклассники)

Ой, спасите! Караул!�Кто в меня снежком пульнул?�Эти скверные мальчишки�Жить мешают воробьишкам.�То снежками, то рогаткой!�А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!�Где бы спрятаться получше?�Замерзаю на лету!�Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой?�Ты взъерошенный такой!�Может, кто тебя обидел?�Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!�Видишь там троих мальчишек�Бессердечных, злых и грубых?�Хорошо им в теплых шубах,�В шапках, в куртках меховых!�Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!�Птичья жизнь зимой ужасна!�Против нас мороз, бураны,�Да еще и хулиганы!�Нас выслеживают кошки,�И во рту с утра не крошки!�Червячков и мошек нет,�А без них какой обед?�Ой, как трудно жить на свете!�Что нам делать? Кто ответит?

Появляется ворона:

Ну, морозы! Ну морозы!�Нос наружу – ой-ой-ой!�Даже белые березы�В серой корке ледяной.�И голодная синица�Тихо плачет у окна:�«Негде греться и кормиться, �Ни козявки, ни зерна.�День дымится морозной далью�Ночи снежны и темны,�Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой? (ответы детей).� - Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.

Читают ученики:

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше занятие сегодня будет посвящено птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время. Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Сегодня, 15 января, самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.

Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (ответы детей).

Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.

Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом

Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка?

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

Слышите, опять какой- то шум. Наверно ещё кто-то пожаловал к нам в гости.

Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!�Чик - чирикин, как дела?�Ой, не терпится похвастать-�Я сегодня принесла�Сногсшибательную весть:�Будет всем нам, что поесть:�Рассказала мне подружка�Про какие-то кормушки.�Дескать, дети есть такие-�Ну, совсем, совсем не злые, �А, как раз наоборот,�Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,�О еде, о жизни легкой,�Да еще о добрых детях.�Сказки нет глупей на свете!�Не поверю никогда,�Будто где-то ждет еда!�Никому мы не нужны.�Эх, дожить бы до весны….

Сорока возмущенно:

Чик - чирикин, Ты не прав!�Разузнала я вчера:�Эти славные ребята�Называются юннаты.�Так летим же в школьный сад,�Ведь кормушки там висят.�Их, поверьте, там немало.�Есть на них зерно и сало,�Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:

Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.�Что-то кушать захотела�Я еще два дня назад.�Кто со мною в школьный сад?

Так и быть, я полечу-� Я всю зиму есть хочу.

Давайте и мы встанем и отдохнём немножко (Физминутка)

Встал воробушек на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух.

И скорей за парту плюх

Появляются не спеша, синичка и воробей.

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!�Я теперь люблю весь мир!�Был жестоким день обычный,�Оказалось, не со зла.�Людям я не безразлична!�Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:

Да, в саду я убедился:�На сороку зря сердился.�И теперь уж наяву�До весны я доживу!�А весной мы дружно вместе�Будем петь вам, люди, песни,�Защищать от злой беды�Огороды и сады.�Ведь на сытый-то желудок�Нам, пернатым, ерунда�И любое время суток,�И снега, и холода!�Обращается к синичке:�Ты со мной согласна?

Синичка:

Да!Я, сосед, с тобой согласна!�Как на свете жить прекрасно!

(Улетают)

Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.�- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.�- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.�- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.�- Корма класть немного, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время. Интересно наблюдать за птицами во время кормления, как быстро они слетаются, как общаются друг с другом.

А сейчас ребята, мы с вами разгадаем загадки и вспомним, каких же птиц мы можем увидеть на наших кормушках и узнаем о них много интересного.

1) Я весь день ловлю жуков,�Ем букашек, червяков.�Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!�Я бывалый ….

(воробей) Слайды 2-3

Учитель: По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете?

Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло. А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.

2) Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой(снегирь) Слайды 4-5

Учитель: Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.

По дереву стучу,

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой -

Червячок-то будет мой! (Дятел) Слайды 6-7

Учитель: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А спит дятел в своём гнезде – в дупле зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Эту птицу называют «лесным доктором». Почему?

Ребята, а что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.)

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица) Слайды 8-9

Учитель: Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз. Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой

Выгоняют холода �Птиц из леса в города. �На рябину налетели �Дружной стаей …

(Свиристели) Слайды 10-11

Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока) Слайды 12-13

Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

Окраска - сероватая,�Повадка вороватая.�Крикунья хрипловатая-�Известная персона.�Это... (Ворона.) Слайды 14-15�

Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка!

Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.

Вот сколько птиц прилетело на кормушку.

Каких же ещё птиц мы можем встретить в нашей местности зимой?

Известно с давних нам времен, Что эта птица – почтальон (голубь) Слайд 16

Это довольно красивая птица - мало кто еще обладает таким быстрым, уверенным полетом.Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи.

Кто в лесу живет сосновом,�Носит крестит на носу?�И гнездо плетет в ту пору,�Когда пурга поет в лесу?�Не страшны ему метели,�Гнезда вьет зимой на ели.�Крик его отрывист, прост,�Криворотый красный….(клёст) Слайд 17

Учитель: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы. А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица…(Поползень)

Настоящий акробат –

Чистит все стволы подряд. Слайд 18

Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.

Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.

Какой корм дадим каждой птичке? (ответы детей)

Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!) Слайды 19-21

Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (ответы детей)

У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину! Не ломайте ее ветки, чтобы не разрушать птичью столовую. Слайд 22

Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину".

Ученик читает стихотворение «Покормите птиц зимой» (Александр Яшин)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Послушайте ёще одно стихотворение и прочитайте, что получится из первых букв каждой строчки. Слайд 23

Пятиклассники исполняют песню (слова у детей на столе, кто хорошо умеет читать - помогают):

Если б только- только- только

Если б только на планете

Если б только все земляне

Всё живое берегли.

То, возможно-можно-можно,

То, наверно-верно-верно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели.

Припев: А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины!

А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины!

А-а! Крокодилы! Бегемоты!

А-а! Обезьяны! Кашалоты!

А- а! И зелёный попугай! (2 раза)

И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичих стай!

Ты запомни-помни-помни,

Что б сберечь природу-надо

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помоги!

Литература.

Газета “Педсовет", 2006–2008 гг.

Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.

Газета “Педагогическое творчество", 2006 - 2008 гг.

Интернет-ресурсы.

Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. Комсомольск- на- Амуре: Агора, 2005.

Скачать конспект

Урок окружающего мира.

Тема: Как зимой помочь птицам?
Цель: Не оставлять птиц в беде.

Задачи: 1) Познакомить с условиями жизни птиц зимой.

2) Развивать речь учащихся, умение наблюдать, делать выводы, учить работать в группах.

3) Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к птицам.

Оборудование: презентация к уроку, тетради, учебник.Кормушки, изготовленные учащимися.

Иллюстрации: Мудрая черепаха, Муравьишка Вопросик.

Задания для групповой работы.

I Организационный момент.

А теперь проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

II Тема,цели урока.

Отгадайте, о ком мы будем говорить на уроке.

Это животные, тело которых покрыто перьями.

Но речь пойдет не обо всех птицах.

Многие птицы на юг улетают

Многие зиму у нас коротают

Галка, ворона, снегирь, воробей

Ну-ка ребята, их вспомни скорей.

Птиц, которые остаются у нас зимовать,

Как можно назвать одним словом? (зимующие)

Многие птицы нам знакомы. Давайте вспомним их. Отгадайте загадки.(загадки на слайдах)

III Подготовительная работа.

Посмотрите в окно. Какое время года сейчас? Почему?

Какие зимние месяцы вы знаете? Каждый месяц имеет свои особенности, которые народ излагал в песнях, стихах, загадках.(Дети читают стихи про зимние месяцы)

Все деревья в серебре

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу принес.

2) Месяц зимний,

Месяц снежный

Открывает первым год,

И со снегом и морозом

В гости к нам январь идет.

И щиплет уши детворе,

И красит щеки до красна

Уйдет февраль – придет весна.

А какой месяц на дворе?- какое сегодня число? Какой день недели?

Какая сегодня погода, что вы наблюдаете?

Давайте вместе подумаем, почему зимой нелегко приходится птицам?

Через пословицы и загадки попробуем разобраться в этом.

  1. Назовите-ка ребятки,месяц в этой вот загадке: дни его – всех дней короче,

всех ночей длиннее ночи, на поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдет мы встречаем Новый год.

  1. Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. То бураны,то метели на деревню налетели. По ночам мороз силен, днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?
  2. Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет,не вода уже, а лед.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи за месяц это?

IV Работа в группах.

Вставьте в пословицу нужное название месяца.

(Декабрь) зиму начинает,а год кончает.

(Январь) году начало, зиме середина.

(Февраль) зиму замыкает, весне дорогу показывает.

(Проверка сигнальными карточками.)

Вывод : Какая же погода бывает зимой? Представьте себе, что вы стали зайчиками. Покажите как трудно зайцам зимой?

V Физминутка.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть

1,2,3,4,5 надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,
Надо Зайке поскакать

1,2,3,4,5 надо зайке поскакать

Зайку кто-то напугал,

Зайка прыг и ускакал.
VI Новый материал.

А птички намного меньше зайцев.

Как думаете, легко ли им приходится зимой? (Дети читают стихотворение)

Известно что у птах
Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах!

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу и в град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят

И если долго снег идет

И долго длится вьюга

Тогда друзья приходится

Пичугам очень туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут птицы отыскать

Ни зернышка, ни крошки

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей.

Вы задумывались, а где ночуют птички? Как они себя ведут во время морозов?

Для чего они поднимают перья? Почему перебираются к жилью человека?

Какую пользу приносят птицы людям?

Летом мы заслушиваемся пением птиц.

А как вы думаете, о чем разговаривают птицы зимой?

Давайте перенесемся в зимний лес и послушаем их голоса.

Почему так думаете? Объясните.

Вывод: - Как живется птицам зимой? (Птицам холодно и голодно зимой. Негде найти корм, если все занесено снегом.)

Сейчас мы узнаем, какие еще птицы зимуют в наших краях. Запомните как их зовут. Мы узнаем, как помочь птицам.

VII Презентация « Зимующие птицы» и фильм.

VIII Физминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг- скок, прыг – скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень, тень, тень!

Про каких птиц говорится в фильме?

IX Обобщение.

Продолжите фразу, начатую мной:

У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)

Ворона большая,а воробей (маленький)

Снегирь малоподвижный, а синица (шустрая)

Синицы высиживают птенцов летом, а клест (зимой)

Если у синицы черная голова,то она какая? (черноголовая)

Если у сороки белый бок, то она? (белобокая)

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)

Как называется птица, которая ползает по дереву? (поползень)

Вы запомнили кто как поет?

Воробей- чирикает

Ворона- каркает

Голубь- воркует

Сорока – стрекочет

X Работа с учебником.

Учебник стр.54

Рассмотрите птиц. Найдите: свиристеля, синицу и т.д.

Могут ли к вам прилететь к кормушке эти птички? Раскрасьте кружочки.

Учебник стр.55. Рассмотрите кормушки.

Чем можно подкармливать птиц?

Назовите птиц, которые лакомятся в природной столовой.

Птицы любят не только ягоды рябины, но и плоды ясеня, клена. Эти деревья надо охранять.

XI Работа в тетради.

С.24 Узнали птичек?

Давайте соединим название с картинкой.(Помоги соседу)

XII Тест.

XIII Итог урока.

Сегодня на уроке мы узнали о жизни птиц зимой. Мы с вами изготовили кормушки, теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. Несколько кормушек развесим возле школы и будем помогать птицам зимовать. А остальные вы повесите возле своих домов или в саду.

Как вы думаете, Мудрая черепаха и Муравьишка Вопросик остались довольны сегодняшним уроком?

Что понравилось вам на уроке?

Что не понравилось?

Окраской сероватая, Повадкой вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона Кто это?

Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик. Не робей, Я бывалый ….

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.

Кто там ловко и упорно Лазит острым клювом вниз? Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

Средь стужи и морозов Вывел клёст своих птенцов.

Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто пти-цы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима.

Разве можно забывать, Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз, К своему окну. Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин

Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом.

Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки, преимущественно для них подходят и крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести ее к гибели