Ребенок бьет родителей: причины и пути решения проблемы. Что делать, если ребенок бьет детей? Ребенок бьет головой маму

Чтобы справиться с нежелательным поведением ребенка, придерживайтесь следующих основных правил.

  • Определите причины. Попытайтесь понять ребенка и определить, почему он делает то иди это. Что заставляет его творить зло? Существует ли модель нарушения поведения? Происходит ли это от усталости, от скуки, от голода или от перегрузки (например, ребенок пробыл в магазине слишком долго)? Поняв, что стоит за тем или иным типом поведения, вы сможете найти верный способ корректировки.
  • Активно реагируйте на хорошее поведение. Маленькие дети не знают, какое поведение «хорошее», а какое «плохое», пока вы не объясните им это. Когда они получают положительный отклик, это является мотивом продолжать подобное поведение. Если они неоднократно получают отрицательный отклик на свои действия, то прекращают такое поведение. Вот почему важно усилить внимание на желательном поведении и скорректировать нежелательное как можно раньше. Иначе нарушение поведения станет частью образа действия ребенка, и его исправление в дальнейшем будет крайне затруднительно.
  • Выращивайте цветы, уничтожайте сорняки. Жизнь растущего ребенка заполнена отрицательными и положительными поступками. Мы их назвали «сорняки» и «цветы» соответственно. При хорошем уходе, цветы растут так бурно, что сорняки незаметны. Но часто эти цветы вянут, а сорняки начинают превалировать. Если вы подождете до конца сезона, сорняки завянут, а цветы расцветут вновь, иногда настолько красиво, что вы забудете, что здесь когда-то были сорняки. Иногда сорняки растут быстрее, и их приходится уничтожать, пока они не заглушили цветы. Это образное сравнение напоминает поведение растущего ребенка. Частью воспитания является исключение нежелательных элементов поведения, которые затруднят жизнь ребенка, и поощрение желательных, которые сделают ребенка приятным и полезным для окружающих.

Маленькие дети часто не могут осознать результаты своих действий. Агрессивные движения опасны и должны корректироваться до того, как нанесут серьезный вред ребенку и его взаимоотношениям с окружающими.

Почему дети кусаются и бьют. Не принимайте это персонально. Дети кусают руки (и соски), которые кормят их. Любую вещь ребенок обязательно трогает руками и ртом. Руки и рот - его первые инструменты, и они используют их на практике. Как только появляются зубы, а руки развиваются, ребенок начинает экспериментировать и использовать эти «инструменты» на различных объектах, чтобы изучить их свойства и свои возможности. Задача ребенка состоит в том, чтобы использовать свои инструменты, а ваша - научить его пользоваться ими. Щипки и шлепки могут вызывать беспокойство у родителей, когда являются выражением крайнего раздражения или неуважительного поведения.
Агрессивные укусы и шлепки наиболее часто наблюдаются в возрасте от восемнадцати месяцев до двух с половиной лет. В этот период ребенок,еще не может с помощью слов выразить свои требования; вместо этого он производит действия. Ребенок обычно прекращает кусаться, когда он приобретает разговорные навыки, однако шлепки при этом не прекращаются.

Почему малыши кусают и бьют, толкают и бросают. Действия, социально неопасные в раннем возрасте, оставленные без контроля, могут превратиться в агрессивное поведение у повзрослевших детей. Именно поэтому вы должны избавиться от них прежде, чем они станут вредной привычкой, чертой характера ребенка. Малыши становятся агрессивными, чтобы выпустить скрытый гнев, управлять ситуацией, продемонстрировать власть или защитить сферу влияния в ссоре из-за игрушки.

Что делать
Агрессивность поведения малыша уменьшится, как только он достаточно подрастет и начнет хорошо пользоваться словами вместо действий. Родители должны искоренять агрессию решительно, чтобы избавиться от нее полностью. Вот способы удерживать ребенка от причинения вреда другим.

Рассмотрите источник. Какой спусковой механизм включает агрессивное поведение? Заведите журнал, в котором фиксируйте взаимосвязь между тем, как ребенок действует, и обстоятельствами, вызывающими эти поступки. Например: «Кейт укусила Сюзи во время групповой игры. Сюзи взяла любимый мяч Кейт. Это было время перед сном. Большое количество детей в одном месте. Сюзи очень властна».

Ребенок травмирует родителя. Хлопок по лицу, к которому прибегает ребенок, вызывает отрицательную реакцию у окружающих. Переадресуйте шлепок младенца в социально приемлемую форму: «Дай мне пять». Аналогично поступите с действиями ущипнувшего ребенка: «Нельзя щипаться. Это травмирует маму!» (сделайте при этом несчастное лицо); затем предложите такую форму поведения: «Обними маму. Это хорошо!» (улыбки и взаимные объятия). Как только негативные действия становятся выражением расстройства ребенка (например, малыш сердит и бьет вас, потому что ему не позволили взять леденец), необходимо сразу отреагировать на его поведение. Твердо, но спокойно скажите: «Нельзя бить маму». Он будет все еще сердит из-за леденца, так что вы можете долго говорить с ним. С ударами, укусами и толчками нужно поступать одинаково - резко пресекать. Дайте ребенку понять, что никогда не позволите так себя вести.
Если вы не разрешаете ребенку бить вас, пока он маленький, он, вероятно, не разрешит окружающим бить себя, когда станет старше. Вы должны показать ребенку, что драться нельзя, например, удерживая его руку от удара. Но никогда не бейте в ответ.

Ребенок бьет малышей. Если полуторагодовалый ребенок бьет игрушечным молотком по голове других детей из группы, отберите этот предмет. Покажите и скажите, что нельзя драться. Предложите ему альтернативное занятие, твердо направляя бьющую руку. («Будь хорошим, спокойным ребенком».)

Не бейте в ответ. «Но ребенок должен знать, что это больно», - можете возразить вы. Да, однако ребенок не поймет, что он не должен драться, если его бьют. Воспользуйтесь альтернативой методу «зуб за зуб»: отведите ребенка в сторону и предложите ему укусить себя, но не сердито и мстительно, а как ученый, проводящий опыт. («Смотри, укус опасен!») Дайте этот урок непосредственно после того, как он укусил вас или кого-то из окружающих. Обучая ребенка бережному отношению к чувствам других, не ожидайте проявления особенной чуткости в возрасте до трех лет. Кратко и ясно объясните ему, как он должен поступать.

Не бейте за драку. Кейт бьет Томми. Мать Кейт (обеспокоенная и раздраженная) быстро вмешивается, шлепает Кейт по руке, говоря «Нельзя драться». Вы смущены. Вы когда-либо поступали нелогично под воздействием обстоятельств или чувства гнева? Все мы так поступали. Поэтому планируйте заранее свои действия, если ваш ребенок ударит кого-то.

Ребенок травмирует ребенка. Вы заметили, что один ребенок бьет (толкает или бьет ногами) другого, чтобы получить игрушку. Обязательно вмешайтесь. Покажите и расскажите о другом способе получить игрушку: «Бить и отбирать нельзя. Если ты хочешь игрушку, подожди, пока твой друг закончит играть с ней, или спроси маму, а я установлю общий таймер. Когда мне необходимо что-то, я же не бью тебя, а спокойно спрашиваю». Если обидчик не сотрудничает, предложите другому ребенку сказать: «Я не играю с тобой больше, покаты не извинишься и не прекратишь драться». Двухлетний ребенок может оказаться неспособным сказать все эти слова, но он поймет их; поэтому проговорите все сами со всеми вытекающими последствиями.

Перерыв для агрессора. «Кусаться нельзя, это опасно. Ты будешь сидеть со мной», - обычно к двум годам малыш может установить связь между агрессией и последствием. Если ребенок расстроился, поцелуйте или обнимите его.

Модель неагрессивного поведения. Ребенок, который живет в агрессивной среде, становится агрессивным. Агрессия заразительна. Маленькие дети заимствуют агрессивное поведение от старших детей. Если малыши видят старших, бьющих друг друга, они делают вывод, что это один из способов взаимодействия с другими людьми. Объясните это в воспитательных целях старшим детям. Покажите им модель правильного поведения и убедите, что правильное поведение выгодно им и маленьким детям.
Захват какого-либо предмета - обычное агрессивное поведение малышей и дошкольников.
Обратите внимание, как вы неумышленно моделируете захват, вырывая вещи из рук ребенка. Спокойно объясните, почему нельзя забирать игрушку у другого ребенка, и попросите вернуть ее ему или вам. Вероятно, придется предложить замену вместо того, от чего он должен отказаться. Если ребенок может повредить что-то ценное или у него в руках предмет, которым он способен нанести травму, используйте сугубо деловой голос и укажите жестами, что вы требуете немедленно положить вещь на место.

Избегайте неразумных установок. Во время празднования дня рождения сына мать предложила игру - охота за сокровищами. Чтобы подогреть желание, она установила приз для победителя. Можете представить себе, что произошло. Дом был перевернут, а дети - взбудоражены. Они били и пихали друг друга в поисках скрытых сокровищ. Все это закончилась ссадинами и ушибами. Мораль: избегайте ситуаций, в которых проявляются низменные чувства детей.

Смягчите плохие черты. Наблюдайте за малышом, который постоянно ломает игрушки, колотит кукол, пинает кошек и портит стены. Если такие поступки повторяются, их нельзя считать нормальными. Таким образом ребенок выражает свой гнев и повышенную напряженность. Возможно, что он начнет обращаться подобным образом с людьми. Выясняя истоки этой проблемы, предложите ребенку: «Обними мишку», «Погладь кошку», «Люби куклу».

Поощрение . Дети старше трех лет хорошо откликаются на поощрение: «Каждый день, когда ты будешь хорошо себя вести с друзьями, нарисуй счастливое лицо. Когда ты нарисуешь три счастливых лица, мы пойдем за мороженым».

Программируйте самоконтроль. Некоторые импульсивные дети могут ударить, прежде чем подумают. Помогите детям старше трех лет контролировать свои импульсы. Предложите сменить стиль поведения, как только приходит первая мысль об ударе: «Если тебе захочется ударить, возьми подушку и ударь ее или пробегись вокруг двора». Моделируйте поведение, управляйте импульсивными поступками ребенка. Например, когда у вас возникнет "желание ударить, возьмите себя за руку и проговорите: «Моя рука не должна бить людей». Ребенок обратит на это внимание, особенно если именно его вы хотели таким образом наказать.

Примените двойное воздействие. Шестилетний Тимми, будучи в возбужденном состоянии, ударил маму. Она немедленно усадила его, посмотрела ему в глаза и объяснила, что ни при каких обстоятельствах нельзя бить родителей; это поведение недопустимо и должно быть исправлено. Позже, в тот же день, она обсудила этот инцидент с мужем. Он серьезно поговорил с Тимми и укрепил в сознании ребенка недопустимость подобного поведения: «Я не позволю тебе бить женщину, которую люблю». Этот мудрый отец укрепил свой авторитет в результате такого воспитательного акта, поддержав позицию жены.

Контролируйте . Опасно оставлять агрессивных малышей играть с другими детьми без наблюдения родителей. Если ребенок драчлив, поделитесь своим беспокойством с другими родителями или преподавателями и совместно ищите пути в сглаживании агрессивного поведения вашего малыша.
Расскажите им об этом, не колеблясь. Вы можете быть уверены, что они так же, как и вы, сталкиваются с подобной проблемой у своих детей. Ваша откровенность лишь продемонстрирует чуткое отношение к другим детям. В противном случае агрессия может расстроить дружбу; родители дерущегося ребенка обеспокоены, а родители жертвы сердиты, потому что их ребенок получил травму. Родителей дерущегося ребенка обвинят в неумении его воспитывать (они плохие родители плохого ребенка), и дружба взрослых прекратится.
Преподаватели и воспитатели также должны быть бдительными, снижая влияние агрессивного ребенка на всю группу. Группа детей должна знать, какое поведение социально приемлемо. Если они видят и чувствуют, что агрессивное поведение допускается, особенно если дерущийся ребенок находится в центре внимания, они принимают это как норму и могут сделать такое поведение частью своего. Хотя агрессивное поведение требует немедленной реакции, будьте осторожны, чтобы другие дети не восприняли его как способ овладения вниманием окружающих. Убедитесь, что нашли правильный вариант поощрить других детей за хорошее поведение.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Ситуация, когда дети плохо себя ведут и бьют своих родителей, широко известна. Это не означает, что родители не пытаются научить, как правильно себя вести, просто в силу возраста, обстоятельств или окружающей среды, малыш начал вести себя плохо и перестал их слушаться.

Ребенок бьет маму как себя вести

Исключительными нервами и правильностью ответных поступков похвастается не каждый.

Реакция на удары может быть следующая:

  • дать сдачу в ответ (дернуть, шлепнуть, укусить, щипнуть);
  • обговорить ситуацию и наказание;
  • вести себя так, будто ничего не произошло.

Давайте «разложим по полкам» нюансы ситуации. В основном такое поведениие не носит преднамеренное желание причинить родному человеку боль. Так могут выражаться эмоции, как негативные, так и позитивные.

Подход к проблеме должен быть мудрым, отучить дитя делать плохое не просто.

Популярные статьи:

Совет 1 : найдите в себе силы вести диалог, оценивать ситуацию понятным языком и объяснить ребенку, что такое поведение недопустимо;

Совет 2 : нельзя говорить, что ваша кроха плохая, и что ее больше никто не будет любить, и никто с ней не будет дружить и играть.

Совет 3 : говорите, как важно вести себя мирно. Играйте в игры, наподобие театра, где главный герой со всеми дружит.

Совет 4 : расскажите, как вы радуетесь, когда никто никого не обижает, и все ведут себя хорошо.

Почему ребенок бьет маму

Желание бить кого-то, можно объяснить интересом к реакции на такой поступок. Ребенок бьет по лицу маму что делать? Маленький совет — выясните природу проявлений — это легкие удары ладошками от радости или со всей силы от злости.

В любом случае, это эмоции, которые не получается выразить словами. Научите рассказывать о своих чувствах, слушайте и пытайтесь вести себя спокойно.

По мнению психологов, драки – результат недосказанности, устранив которую отучить этому гораздо легче. У крохи тоже бывает плохое настроение от того, что поломалась любимая игрушка, что-то болит, не хватает внимания или скучно дома, потому она себя так ведет.

Почему ребенок бьет маму причины

Когда кроха бьет или кусает маму, кажется что это результат отсутствия воспитания. В этом есть доля правды. К правильному воспитанию относится пример взаимоотношений в семье. Если родители дерутся между собой, почему не вести себя также?

Рассмотрите атмосферу дома, постарайтесь оградить от скандалов и криков. Тогда будет лучше восприниматься информация, поданная строгим тоном. Основой неправильного поведения может быть:

Врожденная психическая проблема;
Агрессия родных;
Мультфильмы с элементами агрессии героев;
Отсутствие режима дня;
Нереализованность.

Ребенок 2 года бьет маму

Двухлетки руководствуются в основном инстинктами. Есть негативная эмоция, которую нужно выплеснуть. В 2 года еще не осознается адекватность поступков. Такой же механизм и с положительными эмоциями: кому в первую очередь хотят похвастаться достижениями? Близким людям.

Все поступки инстинктивного характера должны получать такой же ответ. Ударили вас – дайте сдачу, главное контролируйте силу. Речь идет не о причинении физической боли, нужно отучить от рукоприкладства, дав понять, что такое поведение не нравится окружающим.

Настроение родителей улавливается молниеносно в 2 года, потому следует быть серьезным и строгим в этот момент. Во избежание конфликтных ситуаций с двухлеткой, найдите интересное занятие: рисование, лепка, вырезание – все это занимает много времени и служит отвлекающим маневром.

Ребенок 3 года бьет маму

В 3 года поступки становятся осознанными — изучена схема поведения родителей и друзей. Как думаете, почему в гостях у бабушки начинается баловство и непослушание? Потому что там разрешают проверять нервы на прочность. Такая же ситуация с и драками в 3 года: меры не принимаются – можно продолжать.

Советы , если в 3 года случился такого рода конфликт, нужно:

Отвести в сторону и начать разговор о его поведении. Помните, тон должен быть таким, как при разговоре со взрослыми людьми.

Если отвести в стороны невозможно, разговор должен состояться дома
Бить в ответ не стоит, только обсуждение проблемы поможет ее решить и предотвратить в будущем. Трехлетка воспринимает физическое насилие, как зеленый свет, для повторения. Он знает, что можно маме – то можно и ему.

Помните, что сейчас время для определения манеры дальнейшего поведения. В 3 года появляется способность учиться уравновешенности, уважению старших. Желание поскорее вырасти будет играть на вашей стороне, если расскажите о том, как себя ведут взрослые.

Ребенок бьет маму в 5 лет

В пятилетнем возрасте он бьет маму со 100% сознательно. Это уже не проявление эмоций, как бывает в 2 года, а протест против установленных правил. Разговоры о том, как себя вести, не были услышаны, так как информация была донесена неправильным образом.

Найти причину такого поведения на данном этапе сложнее. Совет один — нужно проанализировать окружающую среду, получаемую информацию и стиль поведения взрослых. Отложите дела и проведите день вместе: играйте и смотрите мультики, наблюдая за проявлениями эмоций.

Если заметили у малыша склонность к мультфильмам с элементами агрессивного поведения главного героя (например, зомби) – немедленно исключите их.

Не стоит разрешать проводить много времени за компьютерными играми, так как они могут негативно сказываться на детской психике. Сейчас время найти секцию (рисование, бокс, танцы, вокал и т.д.), там будет оставаться много сил, и агрессия начнет стихать.

Ребенок бьет маму как отучить

Бывает, что все советы, как отучить от всплесков негативных эмоций оказываются недейственными. Тогда поднимается вопрос о том, как отучить делать больно другим. Важно помнить, что нельзя драться в ответ. Вы – взрослый человек, задача которого отучить, а не избить меньшего!

Что можно делать , чтобы отучить:

1) Осуждать действие, но не ребенка;
2) Объяснять, как выплескивать эмоции без применения физической силы;
3) Быть строгим, но не агрессивным;
4) Рассказывать о ваших эмоциях, которые причинил удар;
5) Наводить правильные примеры из мультфильмов;
6) Показывать пример хорошего поведения.

Чего делать нельзя , если хотите отучить:

1) Наказывать и кричать;
2) Доводить ребенка до истерики;
3) Слишком ограничивать его действия;
4) Оставлять ребенка одного в комнате, чтобы обдумал свои действия.

В возрасте пяти лет малыш не всегда ощущает стыд от собственных действий, но границы дозволенного должен знать всегда. Меры допустимого должны быть в каждой семье. Это статус, придерживаться которого должны все, независимо от возраста.

Очевидно, что ситуации, когда дети дерутся, разные. Естественный ли это этап взросления или тревожный звоночек, что не все так гладко и ребенку стоит уделить больше внимания, разберемся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей...

Группа детей возвращается с прогулки. Детки стоят вдоль стеночки, и вдруг один мальчуган резко, с размаху бьет другого по груди. Малыш сразу в слезы, воспитатели ругают обидчика, успокаивают обиженного.

Или вот еще: девочке приглянулась кукла другой малышки, а та не дает, ну что за несправедливость? Надо отомстить пару раз по голове!

Или вот два мальчугана дерутся из-за игрушки. Один взял, другому тоже нужна именно эта! Так и ходят весь день друг за дружкой - лишь бы повод найти пошуметь-подраться!

И если детские столкновения мы порой не воспринимаем всерьез, то драки в школе, как правило, вызывают озабоченность, особенно если негативизм и агрессия подростка видны невооруженным взглядом, а родители обиженных детей постоянно жалуются на ваше чадо, с призывами применить к нему жесткие меры воздействия.

Очевидно, что ситуации, когда дети дерутся, разные. Естественный ли это этап взросления или тревожный звоночек, что не все так гладко и ребенку стоит уделить больше внимания, разберемся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В этом нам поможет тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана (СВП). Начнем с малышей.

Почему дети дерутся?

Практически все малыши, за редким исключением, дерутся. Они легко к этому относятся и воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Это их «первобытный инстинкт». Так они выстраивают свою иерархию, в виде игры готовятся к взрослой жизни. На языке тренинга «Системно-векторная психология» это называется «ранжирование».

На лекциях Юрия Бурлана мы узнаем, что каждый из нас рожден с определенным набором желаний/талантов/особенностей. Они необходимы для выполнения человеком своей роли в обществе, для нормального функционирования всей системы. Совокупность желаний определенной направленности называется вектором. Всего 8 векторов. У каждого вектора свой «ранг» в обществе. У современного человека в среднем 3-5 векторов, поэтому ранжирование существенно усложнилось.

По принципу «первобытной стаи»

Возраст с трех до шести лет - это первый, очень важный этап социализации, когда дети учатся взаимодействовать. Без большого ущерба для себя малыши научаются находить свое место в общей системе. Драки - неотъемлемая часть этого процесса. Дети организуются по принципу «первобытной стаи», выясняя, кто из них какую функцию в дальнейшем будет выполнять и сколько она «весит» в обществе.

Если ребенок дерется в возрасте 3-4 лет, чаще всего он ведет себя естественно: он ранжируется как умеет, у него еще нет навыков «культурного» поведения. Но мы давно не первобытная стая. Мы живем в сложноорганизованном обществе, под влиянием культурных норм, ограничивающих природные инстинкты и естественно возникающую неприязнь. Поэтому в каждом конкретном случае нужно разбираться, чем вызван конфликт, почему ребенок ударил другого малыша, и объяснять, как было правильно выйти из ситуации. Учить договариваться, научать его культурным ограничениям, поведению в группе, жизни среди других детей.

Почему ребенок дерется? Разные характеры - разные причины

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет не только пронаблюдать, как дети проигрывают свои первичные роли, но и понять особенности характера каждого ребенка, его природные задатки, а значит, и причины его столкновений с другими.


Я первый!

Так, например, ребенок с - это шустрый, изворотливый, гибкий малыш, потрясающе подвижный, стройный. Он как рыба в воде чувствует себя на спортивных турниках и горках. Психика у него тоже гибкая. Все устремления выражены в пользе/выгоде, главное для него - добыча, возьмет все, что плохо лежит, выторгует все что угодно, вывернется из любой ситуации. При правильном развитии врожденного потенциала такие дети - это будущие бизнесмены, инженеры и законотворцы.

Дети с кожным вектором всегда соревнуются. И драка для них - способ доказать свое первенство или борьба за обладание чем-либо. В младшем возрасте для них такие эпизоды это - нормально, это их рост, их развитие. Они учатся занимать свое место под солнцем. И самое лучшее - дать им это сделать в таком «безопасном» возрасте. Естественно, под надзором и соответствующими объяснениями, но относиться к этому можно спокойно.

Желание сделать больно

Есть, наоборот, медлительные и «тщательные» детки. Неспешные, аккуратные. Такой все соберет - книжечка к книжечке, карандашик к карандашику. Основательный, послушный, никогда не соврет и очень любит маму. Часто косолапит, крупный такой, «бутуз». Будет хорошо учиться и много читать. Это дети, обладающие . Будущие профессионалы своего дела. Любого, чем бы ни занялись - от программирования до создания одежды. Перфекционисты, доводящие каждое дело до конца, до совершенства!

По своей природе такие дети покладистые и недрачливые. Драки в их случае чаще всего являются сигналом о том, что надо корректировать воспитание. Можно сказать иначе: если в драке есть элемент садизма, желания причинить боль другому, то на это обязательно необходимо обращать внимание, в каком бы возрасте это ни происходило.

Так ведет себя только ребенок с анальным вектором в состоянии обиды. Возможно, он мстит обидчику, если считает, что с ним поступили несправедливо, и будет достаточно просто доверительно поговорить с ним. Более серьезный вариант, когда желание причинить боль другому становится тенденцией. Как правило, это следствие сильной обиды на маму. И причин тут может быть много, но все они связаны с потерей чувства безопасности и нарушением нормального развития ребенка. Возможно, торопливая мама постоянно подгоняет такого ребенка из-за его природной (!) медлительности, нарушая его естественные временные ритмы, отчего он впадает в еще больший ступор и начинает упрямиться. Это может привести к очень негативным сценариям в будущем.

Школьная жизнь

Драки в школе - это уже не норма поведения, ведь нельзя сказать, что ребенок просто не обучен поведению в группе. Чаще всего такие инциденты свидетельствуют об определенном психологическом неблагополучии ребенка. Поэтому здесь особо важно обращать внимание на частоту и интенсивность драк и, конечно, на состояние ребенка.


В этом периоде жизни есть свои особенности. Продолжая отыгрывать свои первобытные роли, в случае недостаточно привитых культурных ограничений, класс может выбирать себе жертву, объединяясь против нее, и начинает «травить». Как правило, выбор жертвы не случаен и также зависит от состояния ребенка. Неуверенность в себе, страхи и комплексы ребенка делают его уязвимым.

Порой дети могут быть очень жестокими. Способными к адекватному взаимодействию в группе они становятся при помощи нас, взрослых, и роль учителя и родителей здесь огромна.

В каждом конкретном случае нужно разбираться, что это - нормальное, природное действие для ребенка, или уже стоит обратить на что-то внимание, что-то поменять в воспитании? Для этого нужно знать скрытые психические особенности каждого ребенка, как они развиваются в норме и какие проблемы в поведении возникают при ошибочном подходе, как раз это и изучается на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Чтобы воспитывать современного ребенка, мало понимать, что он любит из еды или какая одежда ему больше нравится. Важно понимать его скрытые психические особенности, чтобы не наделать ошибок. Ведь у современного поколения огромный объем психики (гораздо бОльшие желания, чем у нас), и ошибки в воспитании могут обойтись нам слишком дорого. Поэтому важно научиться определять таланты детей и знать, как правильно их развивать, чтобы помочь ребенку вырасти счастливым. При правильном развитии ребенку не нужно добиваться желаемого кулаками.

Детские проблемы можно решить - это проверено сотнями родителей. Читайте их

Россия, Чехов

А нам это не помогает. Он бьет еще сильней, а сам будто боли и не чувствует. Если я закрою его в комнате, он выходит, если сама закроюсь, то пытается выломать дверь. Вообще ничего не помогает. Причем, бьет по голове, лицу кулаками и иногда что-то в руки берет и бьет. Если же я просто не даю ему подойти ко мне, то он кидает в меня всем, что попадет под руку, а потом начинает делать на зло то, что я ему запрещаю: выдергивать розетки, пытаться разбить телевизор или опрокидывать тарелки с едой. Кошмар сплошной...

08/08/2016 00:00

Rin Украина, Запорожье

У меня доча тоже в свое время прбовала драться. Пару раз получила больно по рукам и желание пропало, но я говорила ей всегда, что мама не бьет, а наказывает, если она не реагирует на словесные замечания. И действительно, если всегда говорить, что ребенок маленький и сильно сюсюкаться, то он никогда не повзраслеет.

19/06/2016 00:45

Украина

Спасибо за такой ответ, буду чувствовать себя не так плохо от того, что приходится пробовать такой метод. Но действительно _объяснить_ что-то полуторагодовалому ребенку в нашем случае _невозможно_. В ответ - полное игнорирование или нежелание понимать. И агрессия. А мне надоело терпеть и ходить всей в синяках. :(В конце концов мама тоже человек и имеет право на самозащиту.

08/01/2014 17:50

Россия, Москва

По поводу обращения малышей с животными двух мнений быть не может. Категорически не допускать бесконтрольного общения. Они общаются - вы смотрите наготове разрулить ситуацию. Вы должны научить ребенка обращаться с животными. Он должен знать что можно и что нельзя. Когда у вас нет возможности следить, животное и ребенок должны быть изолированы. Для этого есть разные комнаты или клетка в которой будет временно сидеть ваш любимец пока ребенок не подрастет. У нас две собаки. Когда ребенок начал ползать и уже не мог сидеть в манеже его выпустили, а собак поместили в огромную клетку. Где-то к году его стали знакомить с ними. Сейчас ему 1 год и 9 месяцев. Он прекрасно общается с собаками. Как рас на собаках мы учились общаться без агрессии, не делать больно. А они мне помогали на улице, следили чтобы не убегал. Но клетка пока нужна чтобы дать собакам отдохнуть от маленького разбойника. А вот с кошками сложнее потому что кошка не живет стаей и не потерпит фамильярностей. Она обязательно будет обороняться. И вы сильно рискуете ребенком. Если в случае с собакой вы учите их обоих, то с кошкой вы учите только ребенка. Сделайте так чтобы ваша кошка могла жить в доме спокойно там куда ребенок не доберется пока он не подрастет.

08/08/2013 11:18

Россия, Москва

Lena Туркменистан, Ашхабад, я бы Вас перефразировала, что можно ребенку, то можно маме, т к не Вы первая начинаете. А если не показать ребенку, что чувствуют другие, то остаются умозрительные словесные заключения, которые вообще не эффективны (это возрастные психологи, так полагают, не я).

07/03/2013 10:52

Россия, Казань

Моей дочке полтора года, она где-то с 7-8 месяцев начала меня стукать, кусать и щипать, а дальше было только хуже, все волосы мне выдрала. Пробовала стукать в ответ, но она только смеется и бьет опять. Дерется со всеми, и других детей на улице бьет. А кошке достается как, она дочке все руки уже расцарапала, но дочка все равно к ней лезет. На слова "нельзя" и "больно" не реагирует! В остальном она нормальный ребенок. Не знаю что делать!

14/02/2013 05:43

Россия, Апатиты

Lena Туркменистан, Ашхабад, к сожалению другие методы не очень эффективны.. После того как цапнула сынка - он больше не кусался. Во стукнуть - не стукала, до сих пор дерется. Хотя очень много методов испробовала. Беда в том, что это не агрессия, а проверка "а что если.."

13/02/2013 13:32

Lena Туркменистан, Ашхабад

«Дать сдачи» несильно ударить по руке в ответ или отшлепать. Это неверно. Ведь дети копируют поведение родителей. И таким образом Вы демонстрируете ребенку, что удар – это вполне допустимый способ выразить свое недовольство. То, что нельзя ребенку, нельзя и маме.

21/06/2011 22:24

Беларусь, Минск

Моему ребенку 3 года. С 5 месяцев пыталась бить меня по лицу, но я останавливала её движения и сильно "сердилась" лицом, помогло. В 1,5 года пыталась бить, но я просто оставляла её одну и говорила, что играть не буду. В три года тоже бывает,но больше из-за обид. Дети всё время нас проверяют))). Если ребенок чувствует любовь родителей, то это единичные случаи агрессии.

10/02/2011 23:25

Вы про 2 года говорите, а у меня сыну 10 месяцев и тоже приходится аккуратно "воспитывать". Когда был поменьше и лезли первые зубы, меня забавляло, как он тер десенки о мой подбородок или плечо. Теперь зубов 6, а привычка покусывать маму осталась. Понимаю, это еще не специально, но бывает ТА-А-А-АК укусит, что ничего не захочется! Я вскрикну, а он улыбнется - и еще разок! Что ж, порой и по мягкому месту давать приходится (учитывая слой памперса, оно действительно мягкое:)), но только моментально после укуса, чтоб выработать "рефлекс". Бывает, он в ответ опять кусает, и я в долгу не остаюсь. Тогда слезы и жутко обиженное лицо. Но через секунду - снова кусает, но только футболку! Понимает? Конечно, понимает! Чешутся зубки - пожалуйста, футболка в твоем распоряжении, а маму "до мяса" грызть запрещено. Если начать воспитывать с такого "нежного возраста", то, думаю, в 2 года не придется писать доктору подобные письма.
З.Ы. Из всего ассортимента купленных грызунков и пластмассовых игрушек ни один нашему парню не пригляделся в роли массажера...

10/02/2011 22:50

Иногда приходится и сдачи дать. Думаю - доктор прав. Никто не говорит, что если ребенок от избытка чувства любви пытается вас укусить (у нас такое было, в год примерно) - нужно со всей дури кусать его в ответ. Но если двухлетке не дали конфетку (игрушку, мультик), и на попытки объяснить причину, следует кусание (бросание, битье чем попало), то за это нужно наказывать. Тут предлагали на стул сажать - с боле-мене спокойным ребенком может и действенно, но я своего (2 года и 3 месяца)смогу удержать на стуле только с помощью скотча. Мне, это кажется негуманным:)(по той же причине угол - тоже не выход.)На счет моральных наказаний - может я конечно неправа, но мне почему-то кажется, что как раз до трех лет, логичнее воздействовать физически. То что для нас, взрослых, кажется логичным - для ребенка загадочно и необъяснимо. Вас укусили, а вы с ним не разговариваете: где логика? он то с вами разговаривает? Я пыталась эксперементировать - получается фигня. Ребенок смотрит на меня огромными глазами, со вселенской обидой во взоре, и не понимает напрочь, почему мама не хочет с ним играть и отворачивается. И тут непонятно: если все это сразу сворачивать - то воспитательный эффект нулевой, если процесс затягивается, начинаются объяснения,что это потому и потому, то начинается настоящяя истерика. И успокоить его после нее очень тяжело кстати. Помоему это садизм какой-то. А когда он укусил - его укусили в ответ - неприятно конечно, но зато все понятно, и никаких обид. А вообще в зависимости от ситуации как-то получается действовать. Даже за один и тот же поступок наказания разные бывают: когда шлепнуть, когда поругать, когда просто пожурить слегка. Он ведь тоже человек, у него бывает плохое настроение, не выспался, болит что-то, в садике день неудался... да мало-ли что.

10/02/2011 18:07

Наталья, метод, предложенный доктором, срабатывает не только в том смысле, что получишь отпор, а ещё и "попробуй сам, как это приятно". Когда дочка лезла к кошке, я говорила "Представь, если я тебя за волосы дёрну, как ты кошку за хвост. Нравится? Больно, правда?" Согласилась. Больно. Отстала от кошки.
Период агрессии у большинства детей бывает, как ни воспитывай.

10/02/2011 15:36

Тут я с доктором не согласна. Установка "сильных надо уважать" имеет подоплеку - "а слабых можно бить". То есть в дальнейшем ребенок, не встретив сопротивления, будет драться с теми, кто слабее. Нужно с младенчества приучать ребенка к тому, что делать больно нельзя: дергать за волосы других в 5-6 месяцев(а многие так этому умиляются), бить по лицу маму, бабушку, мучить кошку даже играючи. Ребенок не знает, что это больно, но может понять, что это "ай-ай-ай, плохо, нельзя" и что после таких действий мама (папа, брат, дедушка) обидится и не будет улыбаться (играться, дружить и тд). Мое мнение - реакцией на агрессию должна быть обида, слезы, эмоции, но не физическое действие. Тогда малыш не станет бить, чтобы не получить негативной реакции другого, а не просто опасаясь удара в ответ. Конечно, успех Макаренко начался с удара первого ученика, но, во-первых, тот был малолетним уголовником лет 14, а во-вторых, Макаренко сам сожалел об этом ударе.

Укусы, щипки, удары – в психологии эти проявления объединяют термином «физическая агрессия», которая не считается нормой в обществе и подлежит осуждению. Но это у взрослых, а что делать, если ребенок-дошкольник поднимает руку на родителя? Считать ли это допустимым? Как реагировать? Попробуем разобраться в проблеме.

Для начала стоит уяснить, что никакое поведение не является хорошим или плохим: психологи никогда не мыслят такими категориями. Зато по поведению ребенка они судят о проблемах, которые он испытывает, и работают с ними. Если ваш маленький сын или дочь проявляет по отношению к родителям, то не нужно ругать его за плохое поведение, а нужно разбираться, почему он так себя ведет.

Исчерпывающего списка причин, заставляющих ребенка бить родителей, разумеется, не существует, ведь все дети индивидуальны. Но есть некоторые научно подтвержденные закономерности такого поведения.

1) Выражение эмоций.

Ребенок не робот, а живой человек, поэтому не может не выражать эмоций вовсе или выражать только радость. В дошкольном возрасте проявления эмоций у детей обычно непосредственны, то есть малыши не умеют контролировать эмоции, подавлять их, размышлять о том, правильно они ведут себя или нет. Поэтому, если ребенок испытывает злость или гнев, одной из его естественных реакций будет ударить обидчика, даже если это родитель.

Кроме того, ребенок таким образом может выражать обиду, грусть, скуку, ведь других способов выражения эмоций он пока может просто не знать. И если не разрешать ребенку проявлять экспрессию, пусть даже в такой форме, как щипки и удары, то он может лишиться базовых жизненных ориентиров, может так и не научиться понимать, хорошо ему или плохо, хочет он чего-то или не хочет.

Самым правильным будет не ругать ребенка, а учить его распознавать свои эмоции. Спрашивайте его, что он сейчас чувствует. Рассуждайте с ребенком, что значит та или иная эмоция. Предлагайте другие, альтернативные варианты проявления чувств: нарисовать обиду, представить грусть, побить подушки, покричать в окно.

2) Наблюдение физической агрессии, насилия.

В 1961 году группа психологов под руководством Альберта Бандуры провели эксперимент, который во всем мире известен как «Эксперимент с куклой Бобо». В нём приняли участие мальчики и девочки со средним уровнем агрессии, которых поделили на группы. Одна из групп наблюдала агрессию взрослого по отношению к кукле (её били молотком, трепали, подбрасывали вверх, кричали), вторая - естественность. Оказалось, что малыши, в присутствии которых люди агрессивно вели себя, копировали эту модель поведения, причем, еще более изощренно: били куклу по голове, садились на нее верхом, душили ее и так далее. Это позволило ученым сделать вывод, что если ребенок видит, как другой взрослый проявляет агрессию, то «учится» делать так же.

Этот же эксперимент показал, что если проявляющего агрессию отругать на глазах ребенка, то это создаст воспитательный эффект. Ребенок будет понимать, что так делать нельзя.

Просмотры же мультфильмов, где Маша безнаказанно издевается над Медведем, фильмов-боевиков или игры, где нужно ударить, чтобы выиграть - все это только подкрепляет уверенность ребенка в том, что так можно делать, поэтому он позволяет себе ударить родителя, просто не задумываясь о том, что поступает неправильно.

3) Физическое насилие по отношению к ребенку.

Ребенок, который сам становится объектом для агрессии, чаще будет проявлять агрессию сам. Если ребенка (причем, неважно, что это – оплеухи или болезненные удары), то появление у ребенка агрессии и желание ударить в ответ становится закономерным.

Физическая агрессия может поступать как от родителей, так и от других лиц, в том числе и других детей. Но не факт, что ребенок будет отвечать агрессией именно обидчику. Получаемые тумаки от другого ребенка в песочнице могут быть перенаправлены взрослому. Таким образом, если ребенок бьет вас, но вы никогда при этом не наказывали его физически, попробуйте выяснить, не становился ли он объектом агрессии со стороны кого-то другого.

Если ребенок был в такой ситуации, обсудите эмоции, которые он пережил. Расскажите ему, что, когда он бьет вас, вам тоже больно. Возможно, стоит обсудить как действовать, если ребенка ударил кто-то другой.

В случае, если вы сами используете физические наказания или «невинные» на ваш взгляд шлепки, щипки, оплеухи в качестве воспитания, то попробуйте пересмотреть варианты наказаний или проявления собственных эмоций.

4) Проверка границ.

Ребенок является экспериментатором. Он проверяет окружающую среду на то, что можно делать, а что нельзя. Что будет если я сделаю так? Что можно трогать, что можно щупать, с какой силой можно нажимать?

Здесь родителю важно помочь ему установить правильные границы. Четко очертить круг того, что делать можно, а что нет. Для этого вам нужно спросить самого себя: вы за или против того, чтобы ребенок хлопал вас по спине, пусть и не сильно? Можно делать это руками, ногами, другими вещами? Вполне вероятна ситуация, что одни и те же действия разные родители будут воспринимать по-разному: одни как шутку или даже как массаж, другие как боль и оскорбление. Сообщите об этом ребенку, объясните, что, в каких ситуациях и когда приемлемо, а когда нет, и что будет, если он продолжит так делать.

5) Неумение проявлять любовь к родителю другими способами

Одним из способов выражения любви, симпатии, нежности является физический контакт - прикосновения, объятия, поцелуи. Возможно, что ребенок, ударив вас, хочет привлечь таким образом ваше внимание. Отсутствие внимания, игнорирование более невыносимы для ребенка, чем реакция родителя на агрессию.

Если ребенок начал бить, щипать, кусаться не после конфликта, а неожиданно, то, скорее всего, он ждет вашей реакции и внимания. Спросите его, хочет ли он поиграть. Попробуйте выразить любовь и внимание к ребенку приемлемыми способами, чтобы он тоже учился это делать: обнимите его, расскажите ему о своей любви, пощекочите.

6) Ребенку не хватает активности.

Физическая агрессия – способ выплескивания физической энергии. В силу возраста у дошкольника этой энергии много. Сдерживание ее в условиях детского сада, развивающих занятий, направленных на умственное развитие, может выражаться в желании «побороться».

Попробуйте увлечь ребенка занятиями спортом, активными играми на свежем воздухе, опять же поколотить боксерскую грушу, если ребенку хочется делать что-то руками. Свою энергию он также может выражать на детской площадке в кругу сверстников, в кружках, направленных на физическое развитие.

Этой части жизни ребенка должно быть уделено не меньше внимания, чем интеллектуальному развитию.

Как уже было сказано, это не исчерпывающий список причин, по которым дошкольник может поднимать руку на родителей, и, как вы видите, далеко не все из них свидетельствуют о том, что у ребенка есть какие-то психологические проблемы. Такое поведение нередко является нормой, но чтобы его прекратить, родителям нужно больше внимания уделять своему ребенку, чаще говорить с ним о его эмоциях и переживаниях, учить морали и расставлять границы дозволенного.

Если же ребенок продолжает вести себя агрессивно, дерется постоянно или причиняет вам боль преднамеренно, отрегулировать его поведение поможет специалист – детский психолог. Бесплатную психологическую помощь вы имеете право получать в образовательных учреждениях (детские сады, школы), в которые ходит ребенок, и в специализированных центрах по месту жительства. Чем раньше вы разберетесь в причинах такого поведения, тем легче его будет скорректировать.

Александра Султанова