Значение слова «волюнтаризм. Что такое волюнтаризм простыми словами? Волюнтаристское решение

течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления. Присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения, и способность принятия решений, выражающих его личностные установки и собственные убеждения, волюнтаризм истолковывает как эффект действия стоящей над этими актами особой иррациональной духовной сущности.

ВОЛЮНТАРИЗМ

лam. voluntas - воля). 1. Идеалистическая философская концепция, рассматривающая волю как основу "душевной жизни" и поведения человека, высший принцип бытия. При этом речь идет о воле не как о сознательном проявлении целенаправленной психической деятельности человека, а как о божественно предопределенном явлении. В законченном виде философский В. сформулирован в работах А. Шопенгауэра. 2. Деятельность человека, игнорирующая реальные обстоятельства и объективные законы природы, вытекающая из произвольных решений осуществляющих ее лиц.

ВОЛЮНТАРИЗМ

от лат. voluntas - воля) -течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало сначала разуму {интеллектуализм), а позже объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеческой воли от окружающей действительности. Хотя идею В. можно проследить со средневековья - от Августина, Вильгельма Оккамского и Дунса Скота с его "воля выше мышления", оформление В. в философское учение произошло в XIX в. У Канта, Фихте, Шеллинга и (особенно) Гегеля воля разумна и является источником нравственного начала. У Шопенгауэра воля - слепое, иррациональное начало.

В конце XIX - нач. XX в. В. проник в психологию. Основоположником В. в психологии был В. Вундт, название дал Ф. Паульсен. В психологии различают В., ограничивающийся признанием того, что воля среди др. психических процессов составляет качественно своеобразное явление и, в частности, не м. б. сведена к ассоциации представлений и движений (X. Геффдинг, Т. Липпс и др.), и В., утверждающий, что воля есть прототип и основа всех др. психических процессов и явлений, что она представляет собой первичную способность, зависящую только от субъекта (В. Вундт, У. Джемс, Н. Лосский). Воля рассматривается здесь только как особый первичный акт, не имеющий объективных оснований, а не как способ сознательной регуляции человеческого поведения, имеющий социальную детерминацию. Вундт и Лосский не отвергали качественной разнородности психических процессов. Суть их идей состояла в том, что все сочетания разнородных психических проявлений всегда осуществляются по одному типу, именно как волевой процесс. В этом плане показательно учение Вундта об апперцепции как волевом процессе.

Волюнтаризм

Словообразование. Происходит от лат. vоluntas - воля.

Специфика. В соответствии с ними в основе мироздания усматриваются процессы воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления (В.Вундт, У.Джемс, Н.Лосский).

В психологии (науке о человеческой психике) есть много неоднозначных и связанных с другими дисциплинами моментов. Очень часто она тесно переплетается с философией, политологией, экономикой. Подобная взаимосвязь прослеживается и в ответе на вопрос, что такое волюнтаризм.

Что главное – воля индивида или законы жизни

С древних времен человек задавался вопросом, есть ли свобода воли или всем правят некие невидимые законы жизни (судьба). В результате человечество подошло к такому понятию, как волюнтаризм.

Для начала посмотрим, какое определение дает Википедия. В первую очередь это стремление к реализации желаемых целей, когда не учитываются никакие объективные обстоятельства и последствия принятых решений. В отличие от него фатализм подразумевает, что все предопределено заранее, а личная всего лишь миф.

Данный термин был введен социологом Ф. Теннисом в 1883 году. Voluntas переводится с латинского языка как «воля, свобода». Потому, если говорить простыми словами, волюнтаристический человек признает только свободу воли (человека или Бога), которые являются главным движущим элементом в развитии природы, личности и общества. Какое это имеет значение в современном обществе? И что это такое?

Вначале следует отметить, что в разных сферах жизни и деятельности человека этот термин трактуется по-своему:

  • В психологии акцент делается в первую очередь на индивидуальность, на ее решения и желания.
  • Философы говорят о том, что воля (Бога или человека) первична, а законы мироздания вторичны.
  • В экономике под этим термином понимают пренебрежение рекомендациями экспертов, законами, по которым функционирует общество.
  • Политология и социология используют этот термин для указания на то, что личные цели следует реализовывать, даже несмотря на последствия. Кроме того, это и свобода слова, мнения и выбора.

Примером могут послужить такие действия, как сооружение станций, которые вызывают всевозможные климатические аномалии, или изменение речных русел в интересах отдельных людей. Это все результат волюнтаристских решений.

Если говорить о положительных аспектах данного явления, но в первую очередь на ум приходят понятия, свойственные западному мировоззрению: свобода слова, мнения и выбора. В таком случае этот термин, обозначающий прогресс современной цивилизации, позволил людям уйти далеко от рабской идеологии прошлого. Позитивные и негативные аспекты волюнтаристического движения будут описаны далее.

Позитивные и негативные последствия свободы воли

Слово «волюнтаризм» трактуется разными людьми по-разному. Кто-то может вспомнить Хрущева – стиль его руководства является прямым воплощением данного понятия.

Хрущев решал сложнейшие вопросы экономики, полагаясь только на собственное субъективное мнение и на свои силы, совершенно пренебрегая рекомендациями специалистов и ученых. Его действия были случайными и порой лишенными логики. Хозяйственные вопросы решались политическими или административными методами, что в итоге привело к полной неудаче и в дальнейшем – к отставке.

Все это говорит о том, что игнорирование объективных законов, по которым развивается общество, а сюда относятся природные, экономические, социальные, политические и духовные тенденции, приводит к ряду нежелательных и непредсказуемых последствий.

Человек борется за свои устремления. Продвигаясь к личной цели, он часто идет «по головам», не замечая никого и ничего вокруг себя. Когда отсутствует малейшее уважение к другим людям, свобода превращается в анархию.

Описанный выше стиль руководства является негативным проявлением слова «волюнтаризм». А теперь поговорим о позитивных аспектах, которые несет в общество это слово.

В первую очередь вспомним о том, что человек – существо сознательное, и только ему (в отличие от животных и растений) дана возможность принимать осознанные решения и целеустремленно достигать личных целей. Потому современная трактовка термина «волюнтаризм» в западных странах как свободы действий, мнения и выбора, указывает на положительный аспект понятия.

Но настоящее проявление воли человека возможно лишь при уважении других людей и соблюдении законов, по которым функционирует общество. Воля – это сила, но сама по себе она бесцельна и может привести как к созиданию, так и к разрушению.

Разум – это главное, что управляет волевым аспектом человека. Без оного данная сила превращается в разрушительный феномен. Это главное, что следует знать каждому человеку.

Как говорится, истина всегда где-то посередине, и это означает отсутствие в реальной жизни таких понятий, как волюнтаризм и фатализм, в чистом виде. Да, есть объективные законы жизни (как в природе, так и в обществе), но эффективное и разумное взаимодействие между людьми, а также между человеком и миром возможно только при наличии волевых решений. Но, делая личный выбор, не следует забывать о причинно-следственных связях – только так возможно установление гармонии и равновесия во всех сферах жизни. Автор: Наталья Зорина

Современные толкования некоторых философских и психологических терминов пестрят противоречиями. Нет полного единодушия и в ответах на вопрос «Что такое волюнтаризм?» в политике, экономике, психологии.

Чаще всего так называют произвольные решения руководства, пренебрегающего объективными законами общественной жизни.

Если говорят о политике, государственном деятеле в негативном ключе, то не забывают ему приписать волюнтаризм, могут добавить «и авантюризм». Волюнтаризм, как направление в философии и психологии, противопоставляет волю разуму вкупе с объективными законами общества и природы.

Решающая роль отводится проявлениям субъективности человека, сознательно и целеустремленно преследующего свои цели.

В хитросплетениях мысли отцов-основателей учения Ф. Тенниса, А. Шопенгауэра подчас нелегко разобраться. Волюнтаризм - что это? Рамки направления ограничиваются философией и психологией, может, они намного шире?

Это слово используется во многих сферах жизни, даже в кинематографе. Интересно, что контекст подчас бывает диаметрально противоположным.

Что такое волюнтаризм

Происхождение слова «волюнтаризм» связано с voluntas - «воля» и vello - «желать, хотеть» (лат). Понятие ввел в научный обиход немецкий социолог Фердинанд Теннис в 1883 году.

В родном языке родоначальника германской профессиональной социологии значение слова Voluntarismus подразумевает «произвольные решения».


Термин «волюнтаризм» относится:

  • к идеалистическому направлению в философии , признающему первоосновой всего сущего волю;
  • в психологии - к утверждению первичности воли по отношению ко всем все другим психическим явлениям и процессам;
  • в теории и практике социально-политической деятельности - к стремлению реализовать желанные цели без учета причинной обусловленности всех общественных процессов и возможных последствий;
  • в экономике - к пренебрежению реально существующими законами развития природы и общества, научно обоснованными рекомендациями экспертов (строительство станций, способных вызвать климатические аномалии, изменение русел рек и переброска вод с севера на юг).

В политике понятие проявляется в навязывании обществу своих представлений о социальном развитии без учета объективных условий деятельности. Как правило, такие устремления проповедуют сторонники экстремизма и анархизма.

Волюнтаристы не видят рационального начала, трактуют деятельность как произвольный процесс, основанный на волевых желаниях.

Игнорирование объективных тенденций общественного развития (природных, социальных, духовных, экономических, политических и других) приводит к неожиданным и нежелательным последствиям.

Учет всех факторов также не гарантирует положительный результат, если отсутствует воля к его достижению. Например, порочная практика управления «сверху» приводит к однолинейному «начальственному» мышлению бюрократической верхушки.

Если отсутствует традиция привлечения народа к политической деятельности, к управлению делами государства, то корни явления следует искать в истории, экономике и социальном развитии.

Истоки философского направления

Один из отцов христианской церкви - Блаженный Августин (Аврелий) утверждал, что все предопределено Богом и не зависит от поступков людей. Считается, что этот теолог и философ еще в IV–V веке первым раскрыл сущность волюнтаризма.

Для Августина человеческая воля ничего не значила, он считал ее слепым орудием в руках Господа. Одни люди предназначены к спасению, других ожидают адские муки.

Общественные проблемы развития Августин изложил в рукописи «О граде божьем», разработав христианскую философию мировой истории. Согласно его доктрине, человек не способен без Бога ни на один поступок, кроме греховных.

Фактически, это означало божественное предопределение, фатализм, изначальную греховность всего, что связано с человеческим родом. В исламе идеи, подобные тем, что высказывал Августин, нашли яркое выражение.

Главная в фатализме - подчиненность воли человека некоторой высшей силе. Противоположный смысл заложен в учении о свободе воли, что означает самостоятельность в действиях, не зависящих от чужой воли.

Два учения кажутся взаимно исключающими друг друга, но они одинаково пренебрегают объективными закономерностями всего происходящего в мире.

Философия Шопенгауэра

Волюнтаризм в философии оформился к XIX веку, представлял собой идеалистическое течение, отдающее приоритет в развитии природы и общества божественной, либо человеческой воле.

Наиболее яркие представители этого направления - А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон. Немецкий философ Артур Шопенгауэр вел педагогическую деятельность в Берлине, преподавал во Франкфурте-на-Майне. Главным его произведением считается книга «Мир как воля и представление» (1819).

Шопенгауэр высказал необычное для европейского философа понятие о первенстве воли над разумом. С именем немецкого мыслителя связаны слова о том, что «воля - это вещь в себе».

Он писал, что нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. По Шопенгауэру, все существующее - не что иное, как представление, созерцание того, кто созерцает.

Познание - венец сущности всякого явления природы. Так, гений, обладая необычной силой фантазии, благодаря чистому созерцанию может познать вечную идею.

Она находит выражение в поэзии, творениях художников. Музыку Шопенгауэр называл главным из искусств, отражением мировой воли. Она является высшим проявлением духовности, мистически постигающим истину, затем уже приходит черед других видов творчества.

Артур Шопенгауэр понимал все, что существует вокруг, как волю к жизни. Но жизнь проходит в худшем из миров, человека преследуют страдания до тех пор, пока не будет умерщвлена плоть.

Но зло можно искоренить и в процессе эстетического созерцания, когда субъект:

  • теряет свою индивидуальность,
  • забывает о своих желаниях;
  • растворяется в объекте;
  • освобождается от воли.

Идеи, проходившие красной нитью в трудах Шопенгауэра, оказались близки Фридриху Ницше. Отдавая дань модному в конце XIX века биологизму, он создал «философию жизни», основанную на биологическом волюнтаризме.

Центральное место в творчестве Ницше занимала проблема «воли к жизни», которая у человека принимает форму «воли к власти». Ее проявления повсюду: самоутверждение в науке, культуре, искусстве, религии.

В своих работах Ницше пишет об относительности морали, когда полезное и справедливое для одних, оказывается аморальным для других. По мнению философа, на просторах Европы культивируются «неудачные виды человека», которые в скором времени должны быть заменены на новую породу «сверхчеловека».

Такими «сверхлюдьми» возомнили себя сторонники и последователи Адольфа Гитлера. В Германии фашизм взял на вооружение философию Ницше, его идеи о «сильной расе». Нацисты именно этим постулатом оправдывали свою агрессию против других народов.

По Ницше, сила или слабость рас выражалась не в национальных различиях, а в моральных ценностях.

Субъективизм в СССР. Хрущев

В СССР после 1964 года стиль руководства бывшего первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета министров Н. С. Хрущева официально именовали «волюнтаризмом».

Подразумевалось, что Никита Сергеевич произвольно решал экономические вопросы, не учитывал объективный характер условий, пренебрегал научно обоснованными рекомендациями. Партийный руководитель переоценил свои силы, его преобразования носили случайный и субъективный характер.

Проявление в политике Хрущева волюнтаризма связано с решением хозяйственных задач политико-административными методами. Практически все его попытки увязли в интригах партийного и государственного аппарата.

Курс Н. С. Хрущева на проведение экономических преобразований и реорганизацию административной системы потерпел неудачу.

Воля - наивысший принцип бытия. Уверовав в это утверждение, человек осознает приоритет своих устремлений к достижению цели, ему недосуг раздумывать о возможных препятствиях и последствиях.

Идейно-психологическая сторона решения вопроса волюнтаристу кажется наиглавнейшей, на задний план уходит предметно-содержательная составляющая деятельности. В этом случае подлинные условия, объективные закономерности общественной жизни приходят в противоречие со словами и обещаниями.

Одно из современных толкований волюнтаризма на Западе, окрашенное в позитивные тона, подразумевает свободу мнений, выбора и действий.

Но чаще этот термин применяют по отношению к социально-политической практике, при которой не учитываются объективные законы исторического процесса, а во главу угла ставятся произвольные решения.

Активность субъекта в различных областях деятельности возводится в ранг абсолюта. Пренебрежение к объективным законам приводит к тому, что политические и иные решения принимаются без их учета.

Видео: Философия А. Шопенгауэра

Волюнтаризм – это философская позиция, разработанная как абстрактная философия еще в древности. Волюнтаризм родился не из ниоткуда, он предполагает очень старое представление об активной воле, когда субъект имеет волю к самобытию, к морализму, к рациональности, к прагматизму. Тем самым индивиду необходимо обладать волевыми проявлениями, дабы быть собой и хозяином жизни.

Позиция о такой воле зародилась еще на базе религии, она прослеживается в посланиях родоначальника христианской философии апостола Павла. Если разобрать эти послания философски и вспомнить рассуждения апостола о разнице физического обрезания и духовного, о необходимости именно духовного обрезания, то мы увидим, что духовное обрезание есть волевое самопринуждение и очень ясная целевая ориентация: «я вижу цель и заставляю себя ей соответствовать». То, что рекомендовал апостол Павел адресовано к христианству: «человеку надо заставлять себя быть христианином». Так со сменой эпох принцип оставался неизменен: человеку надо заставить себя быть европейцем, служить государству, собственной корпорации, себе самому, заставить себя быть прагматичным субъектом и действовать. Тем самым волюнтаризм предстает некой борьбой индивидуума с различными обстоятельствами.

Что такое волюнтаризм?

Понятие волюнтаризм происходит от латинского voluntas – воля, и обозначает философское направление, уделяющее божественной, человеческой либо природной воле главенствующую роль в развитии мира, а также всех его составляющих.

Само понятие волюнтаризм возникло сравнительно недавно, хотя его принципы имеют древнейшие корни, а развитие этого понимания о воле как базовом компоненте мира получило еще в трудах Шопенгауэра и Ницше.

Волюнтаризм, что это такое? Волюнтаризм простыми словами означает то понимание, что воля – это есть главная сила движения в жизни. Надо заявить о своей позиции и эту позицию неукоснительно соблюдать, заставить себя быть свободным, а это бывает иногда страшно, особенно в странах, что только недавно начали выходить из тоталитарных условий. А став свободным, индивидуум должен защищать личную свободу и предъявлять требования другим, чтобы они соблюдали заявленные ими обязательства и предоставляли возможность другим быть собой. Тем самым, волюнтаризм простыми словами – это воля человека как главная составляющая жизни, постоянная борьба за свои устремления.

Волюнтаризм, как направление в психологии и философии, противостоит рационализму как еще одной философской идеалистической системе, оспаривая первичную значимость разума.

Волюнтаризм, раскрывшийся в работах Шопенгауэра, ставит волю выше всех остальных явлений в психической жизни человека, главной мотивационной компонентой его деятельности, делает волю надприродной силой.

Значение слова волюнтаризм определяет не только лишь человеческое качество, как сегодня принято в психологии, но и общемировой принцип. При этом волюнтаризм как особое видение о воле просочился и в психологическую науку, с этой позиции волю изучали многие психологи 19-х и 20-х веков. Однако многие ученые и не соглашались с таким подходом, утверждая необходимость причинных связей в волевых проявлениях человека. Спиноза, например, рассматривал обязательные причины в человека, а также относил волевые проявления человека только к душевным проявлениям, но не к телесным. Кант утверждал, что воля в одинаковой степени может быть свободна и несвободна. Лейбниц говорил о свободе в воле только через связь с разумными, рассудочными действиями, противопоставляя их поступкам на основе страстей. По Гегелю свобода и воля есть тождественные понятия и понятие волюнтаризм простыми словами означает «свободу». Но первейшее значение для развития волюнтаризма как философского направления имели труды Шопенгауэра.

Волюнтаризм Шопенгауэра

Во времена Шопенгауэра господствующее значение согласно Гегелю придавали разуму, познание считалось базовой категорией в мироустройстве. Однако немецкий философ усомнился в таком видении и выдвинул идею о значении волевых проявлений человека, как самой значимой силе в жизни не лишь человека, но и животных, а также растений. Мир иррационален, не столь предсказуем, как кажется человеку, а познание – интуитивно, и именно волевые проявления человека движут всем. Воля знакома всем на основе опыта, как предельно простое явление, волевые проявления человека не требуют мыслительных конструкций.

Шопенгауэр рассматривал волевые проявления человека как силу, бесцельное движение без начала, без конца. У воли есть отдельные проявления, они могут конфликтовать между собой. Противодействия вовне и внутри человека есть выражения этой борьбы между отдельными волевыми объективизациями. Немецкий философ уверен, что мы действуем часто не как рассудочные существа, а под влиянием , страстей, темных импульсов, которые не можем вывести на уровень .

И лишь вторую ступень в мироустройстве занимает познание, которое свойственно человеку. Познание мира доступно в его отдельных актах схватывания реальности, и его выражение возможно через только искусство. Шопенгауэр рассматривает только как инструмент воли, он служит конкретным практическим целям. Интеллект способен охватить только связи между объектами, не имеет способности познать их вглубь, утверждает немецкий философ. Разум не имеет регулятивную и мотивационную функции.

Главная задача, которую ставит себе Шопенгауэр – это понять живого человека. В противовес подходу рационалистов, человеку Шопенгауэра свойственна вся гамма чувств. В его понимании человек – это боящийся страданий, болезней, смерти, вечно жаждущий чего-то, недовольный собой. Немецкий философ считал, что именно человек придает миру осмысленность. Шопенгауэр не выделяет мир отдельно от взятого человека. Мир по Шопенгауэру — это мир человека.

В работе о мировой воле немецкий философ пробует показать, что многие претензии человека, его взгляды отдают . Симптомы мании величия по Шопенгауэру проявлены в трех сферах: космологической, биологической, психологической.

Космологический симптом мании величия находится в том, что индивидуум мнит себя господином вселенной, единственным высшим существом в космосе. Немецкий философ представляет Землю как крохотный шарик на окраинах космоса.

Биологический симптом немецкий философ рассматривает, как видение человека о себе подобных, как о венце творения, что тоже оспаривает, аргументируя тем, что отдельный человек не сможет встроиться в природную систему, использовать целиком, что дано ему природой.

Психологический симптом он описывает через то, что считает свое сознание, «я» – хозяином в жизни. Немецкий философ уверен, что истинным управителем мира и человека есть некое базовое, неуправляемое, бессознательное и часто темное начало, являющееся в воле.

Мировая воля в понятии немецкого философа является абсолютным злом. Ее два ключевых свойства – желание быть и желание продолжить свой род проявляются в любых существах. Желание быть – есть , свойственный как живой, так и неживой природе. У человека этот выражается особенно ярко через , борьбу за жизнь. Немецкий философ придает важное значение желанию продолжить род, как возможности победить мировую волю через создание потомства, которое будет жить, даже тогда, когда сам человек прекратит существование.