Да хун. Китайский чай да хун пао - большой красный халат. Родина Да Хун Пао - уишаньские утесы

Как мы писали в прошлом выпуске нашей серии материалов «Чайный пьяница», сегодня этот напиток неожиданно становится частью уличной культуры. Например, привлекает особенное внимание поклонников хип-хопа. , вызывающем ощущения сродни опьянению, вызвала среди читателей FURFUR большой интерес, поэтому мы продолжаем писать о других видах (и снова не без помощи русского рэпа). Сегодняшний выпуск посвящен одному из видов улуна, который растет на склонах Уи в провинции Фуцзянь. Как и пуэр, да хун пао бодрит и вызывает ощущение легкости и свежести, но действует мягче.

Что такое да хун пао

Улун, он же «черный дракон», он же бирюзовый чай - полуферментированный чай, который может быть двух видов: материковым (китайский) и островным (тайваньский). Растет на горных плантациях, где качество чая напрямую зависит от погоды, солнечного света и туманов, окутывающих деревья. В китайской классификации находится между красными и зелеными чаями. Самые известные сорта - тегуаньинь и как раз да хун пао.

Название «дахунпао» (верно также написание «да хун пао») переводится как «большой красный халат». В записях уишаньского монастыря Тянь Синь Сы говорится о неком студенте, который спешил на экзамен и внезапно захворал. От недомогания его спас свежезаваренный чай, преподнесенный оказавшимися неподалеку монахами. Сдав экзамен и получив должность, к которой прилагался красный халат, студент вернулся в монастырь и даровал этот халат чайным кустам, из которых был приготовлен настой.

Да хун пао - выдержанный и сильноферментированный чай, который готовится по сложной технологии из чайных кустов особого сорта. «Материнских» кустов, с которых началась история да хун пао четыре столетия назад, осталось всего шесть, в год с них снимается около 400 граммов листьев. Последний урожай был продан десять сезонов назад, и его стоимость составила почти полмиллиона долларов. Сейчас весь собираемый с легендарных кустов чай хранится в государственном хранилище.

Однако есть одно но. Некоторое время назад в Уишане началась рекламная кампания по развитию туризма, где да хун пао стал своеобразным символом. Толпы туристов начали приезжать, чтобы попробовать именно этот сорт чая. Чтобы не рушить местный рынок,был принят указ ,по которому любой утесный улун из Уишаня теперь можно называть да хун пао . Отличить да хун пао, жоугуй и шуйсянь порой тяжело даже китайским чайным мастерам. Технология приготовления одинакова, вкус и аромат похожи, а разница - в чайном листе.

Стоит понимать, что настоящий да хун пао сейчас тяжело найти не только в Москве, но и в самом Китае.

Производство

Сырье для изготовления правильного да хун пао проходит тщательный отбор и, как правило, соответствует установленному ряду требований. Во-первых, несмотря на существование плантаций в разных провинциях, предпочтение отдается чайным кустам, выросшим на склонах Уишань. Во-вторых, самое качественное сырье получается из листьев, собранных с кустов-старожилов - чем старше чайный куст, тем выше цена на рынке.

Технология производства не имеет устоявшейся процедуры, работники сами решают, когда наступает время следующей стадии, исходя из конкретной ситуации. Работа сложная и напряженная, малейший промах может привести к порче целой партии.


ФЕРМЕНТАЦИЯ

Первая стадия наступает в начале мая. Листья собираются вместе со стеблем и на несколько часов раскладываются на свежем воздухе, для того, чтобы часть влаги испарилась. После этого сырье загружается во вращающиеся барабаны для выделения сока и ускорения процесса ферментации. Стоит заметить, что первая стадия непрерывно продолжается на протяжении нескольких суток.

СУШКА

В определенный момент процесс ферментации останавливается, наступает вторая стадия. Листья обжариваются в котлах, скручиваются и сушатся.

СОРТИРОВКА

Третья стадия длится все лето. Происходит сортировка сырья - «ворсистого чая»: листья отрываются от стеблей и купажируются.

ПРОГРЕВАНИЕ И ФАСОВКА

Финальная стадия производства утесных чаев - прогревание сырья над углями.
После чего получившийся чай фасуется и отправляется на продажу.

Выбор

Прежде всего нужно научиться отличать настоящий и свежий чай от старого и фальшивого. Листья свежего чая имеют яркий цвет и довольно плотную структуру, они не должны быстро крошиться. Однако, если при попытке растереть листья образуются шарики и комки - значит чайный лист не досушен. Старые листья моментально растираются в порошок.


ЦВЕТ

Черный с оттенками зеленого и каштанового цвета. Чем более однородным выглядит чай, тем выше его качество.

ВКУС

Раскрывается в несколько этапов. Вначале - плотный, насыщенный и терпкий, но в то же время мягкий. Спустя какое-то время приходит бархатное и сладкое послевкусие.

ЗАПАХ

Глубокий и сладкий, с присутствием нот ванили. У настоя из свежего чая наблюдается постоянство аромата. Если запах пропадает на вторую или третью заварку - в листья был добавлен краситель.

ХРАНЕНИЕ

Тут все как и с любым чаем: отсутствие посторонних запахов и умеренность света.

СОЧЕТАНИЕ

Можно экспериментировать с открытием новых свойства чая, заваривая разные сорта поочередно. Например, да хун пао раскрывается сильнее, если его пить после бело-зеленого бай мао хоу («беловолосая обезьяна») из той же провинции Фуцзянь. Но это индивидуальный опыт, нужно искать и пробовать.

ЭФФЕКТ

Выраженным мгновенным действием, который бывает, например, у стопки водки или банки «Рэдбулла», никакой чай не обладает: эффект тут индивидуален и может зависеть от окружения, состояния, сосредоточенности на процессе заваривания и чайника, в котором готовится настой.

Да хун пао погружает в несколько вкусовых этапов, то есть каждая заваренная чашка раскрывается по-новому. Это определенно утренний чай, который обеспечивает ясность ума - не кофейную бодрость и деятельность, а именно ясность и спокойствие.

Заварка и употребление

Попробуем заварить да хун пао способом, немного отличным от того, каким мы заваривали пуэр. Чайные инструменты прежние: заварочный чайник, чахай, чашки и ситечко.


Взять отстоянную воду, довести до полного кипения, залить в чайник для
его прогрева.

Слить воду, засыпать в чайник 7 граммов да хун пао и снова залить водой.

Первая заварка не пьется, через 5 секунд нужно разлить настой по чашкам для т ого, чтобы их разогреть и попутно избавиться от накопившейся чайной пыли.

Снова наполнить чайник водой, вылить на него настой из чашек. Это
делается для того, чтобы повысить температуру заварки, не повредив при этом
листья. За счет этого действия чай приобретает более плотный и насыщенный

Китайский чай Да Хун Пао известен далеко за пределами своей родины благодаря таким свойствам, как оздоровительный эффект и неповторимые вкусовые качества. Большую роль в этом играет место выращивания. Последнее расположено возле долины Фуцзянь, которая славиться минимальным вторжением человека и особыми климатическими условиями. Все это позволяет выращивать на территории долины необычайно ароматные и пряные . Чем особенным (кроме вкусовых качеств) характеризуется рассматриваемый чай?

Отличительные особенности чая

Состав

Дахон Пао представляет собой сокровищницу широкого перечня витаминов и полезных элементов. К последним относятся:

  • танин;
  • кофеин;
  • железо;
  • марганец;
  • цинк;
  • витамин В12 (цианокобаламин);
  • витамин B1 (тиамин);
  • витамин D (кальциферол);
  • витамин C (аскорбиновая кислота);
  • витамин Е (токоферол);
  • Витамин B3 (PP);
  • Витамин K (филлохинон).

Целебное действие

Эффект от Дахун Пао распространяется практически на все органы и системы человеческого организма. Богатый витаминно-минеральный состав его листьев оказывает такое влияние:

  • решение косметологических проблем (позволит устранить ломкость ногтей и волос);
  • очищение организма (рассматриваемый эффект заключается в стимуляции выведения шлаков, токсинов, тяжелых металлов);
  • помощь в процессе похудения (Да Хун Пау представляет собой абсорбент для жировых клеток и позволит ускорить проявление результата программ);
  • оздоровление сосудистой системы (повышение прочности стенок, улучшение обращаемости крови в организме, минимизация вероятности воспалений венозных стенок);
  • решение ряда стоматологических проблем (эффект проявляется в повышении прочности зубной эмали, борьбе с эрозией, укреплении десен);
  • нормализация функционирования иммунной системы организма;
  • профилактика образования раковых клеток;
  • борьба с проблемой отечности (
  • тонизирующий эффект на организм;
  • помощь в процессе лечения зависимостей от алкоголя и наркотических средств;
  • торможение естественного процесса старения организма.

Косметология шагнула дальше традиционного способа употребления чая. Специалисты этой сферы рекомендуют осуществлять процедуру протирания лица насыщенным настоем. Это позволяет устранить дефекты, связанные с угревыми высыпаниями и прыщами.

Оздоровительный эффект такого вкусного напитка на организм рассматривается также со стороны нормализации эмоционального состояния. Употребление чашка Да Хун Паун позволит избавиться от тревоги, обрести спокойствие, повысить уровень внимательности. Положительный настрой от чайной церемонии способствует приятному и плодотворному общению.

Описание

Вкусовые качества рассматриваемого чая являются ярко выраженными. С каждой процедурой заваривания они заметно меняются. Создается впечатление, что пьются разные напитки. Правильное приготовление позволит добиться полного отсутствия горечи. В остывшем виде появляется заметная сладость и дополнительная мягкость. Наблюдается долгое послевкусие.

Запах (аналогично вкусовым качествам) также меняется с каждым последующим завариванием. Оставаться равнодушным перед ним невозможно. Эксперты отмечают сочетание пряности, ванильной нотки и аромата жареных орехов.

Напиток сначала является черно-каштановым. После нескольких завариваний интенсивность цвета снижается , однако это позволяет проявиться янтарному оттенку.

Процесс производства

Перед поступлением в продажу чай проходит ряд этапов:

  • Этап 1 – сбор сырья. Процедура осуществляется каждые три месяца, однако наиболее ценной является продукция, полученная осенью. Технология не позволяет смешивать листья с разных кустов. Это объясняется тем, что качество сырья (вкусовые и ароматические) является напрямую зависимым от возраста растения. Чем оно старше, тем выше будет ценность полученной продукции.
  • Этап 2 – предварительная сушка сырья. Процедура осуществляется на открытом воздухе под воздействием солнечных лучей. Листья раскладываются тонким слоем. Данный этап позволяет добиться смягчения и снижения процента содержащейся влаги.
  • Этап 3 – подвяливание сырья в помещение. В результате процедуры осуществляется регулирование влажности в листьях. Для достижения требуемого результата используются специальные бамбуковые подносы.
  • Этап 4 – ферментация сырья. В последующем листья вручную переминаются. В результате процедуры выделяется сок, осуществляется обогащение кислородом и нарушается структура сырья. Сам процесс «брожения» происходит во вращающихся барабанах на протяжении 2-3 суток. Эффект данного этапа заключается в повышении вкусовых и ароматических свойств.
  • Этап 5 – сушка. Процесс осуществляется путем обжаривания листьев.
  • Этап 6 – ручная сортировка.

Точная продолжительность этапов производства не определена. Необходимость перехода к последующим стадиям определяется путем экспертной оценки состояния сырья.

Выбор

Чай дахунпао высокого качества сложно найти не только у нас, но даже на китайских рынках. Главными критериями процедуры выбора являются:

  • срок изготовления (желательно последний календарный год);
  • плотность и внешний вид чайных листьев (они не должны быть слишком хрупкими, смятыми или свернутыми в шарики, что говорит о нарушениях технологии сушки);
  • однородный цвет.

Процесс заваривания рассматриваемого чая можно осуществлять до восьми раз. Потеря цвета после одной-двух процедур говорить о добавлении красителей.

Конкурентом рассматриваемого напитка является чай Пуэр. Его цена растет пропорционально возрасту. Перед тем как попасть на торговые полки элитные сорта хранятся до двух десятилетий.

Процесс приготовления

Заваривание напитка осуществляется следующим образом:

  • Заварка помещается в выбранную пустую емкость и ополаскивается остывшим кипятком. Жидкость сливается. Это позволяет подготовить Да Хун Пао к употреблению, то есть очистить его от возможных загрязнений.
  • Второе и все последующие заваривания осуществляются кипяченой водой, температура которой должна быть ориентировочно 80 градусов.
  • Каждое последующее использование заварки требует больше время для настаивания (примерно плюс полминуты). Однако важно не передержать, так как крепкий напиток может отдавать горечью.

Для извлечения максимальных качеств рассматриваемого чая следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • заваривание напитка осуществляется в стеклянной или глиняной посуде;
  • используется «качественная» вода;
  • чашки во время чайной церемонии заменяются пиалами (это позволит создать особую атмосферу).

С каждым последующим завариванием чай теряет свой аромат, однако вкусовые качества листьев становятся более выраженными.

Противопоказания

Рассматриваемый напиток является противопоказанным некоторым категориям населения.

Чай Да Хун Пао является полезным напитком, характеризующимся незабываемыми вкусовыми качествами. Его употребление способно подарить два, на первый взгляд, сложно сочетаемых чувства. Это умиротворение и бодрость. Одновременно с этим, наслаждение каждой каплей правильно заваренного чая, позволяет оказать положительное действие на организм.

Как хранить чай

Не рекомендуется хранить листья чая внутри чайника , произведенных из фарфора. Также не стоит их помещать внутрь стеклянных чашек, бутылок, предназначенных для хранения обычного чая. Это можно объяснить тем, что такие емкости достаточно хрупкие, поэтому не способы в достаточной мере защищать чай от влаги, света.

Оптимальным вариантом является помещение продукта внутрь сухой банки , которую можно плотно, герметично закрыть. Кроме этого, да хун пао разрешено сохранять в холодильнике.

Заключение

Как можно заметить, чай Да Хун Пао имеет полезные свойства, которые трудно найти составляющими других напитках, китайцы называют его магическим, волшебным. Очень важно знать, как правильно заваривать его, что вкус, аромат, а главное – польза, проявились максимально эффективно. Предоставленный напиток позволяет вылечить разнообразные заболевания , придать энергии, силы, прояснить мысли, а также помочь в процессе похудения.

В зависимости от вкусовых предпочтений, можно подобрать один из вариантов заваривания. Но нельзя забывать о противопоказаниях, дабы не ухудшить состояние здоровья.

Нельзя забывать о советах во время приобретения качественного чая, так как подделка не только не принесет пользы, но и не доставит удовольствия от церемонии. Также важно правильно хранить чайные листья, дабы они сохранились в первоначальном виде на протяжении длительного времени.

Да хун пао, что в переводе с китайского языка означает – большой красный халат, один из самых знаменитых чайных напитков. Наравне с непревзойденными вкусовыми свойствами и ароматом, он обладает по-настоящему сильным эффектом оздоровления человеческого организма.

Описание напитка

Вкус этого чая ярко выражен, причём каждое заваривание видоизменяет его, придавая новые нотки. От этого создается впечатления дегустации совершенно разных напитков. Правильно приготовленный Да Хун Пао позволяет наслаждаться вкусом, лишенным всякой горечи. Особенно это касается остывшего чая, который дополнительно обретает сладковатый привкус и особую мягкость, наделенную долгим приятным послевкусием .

Характеристики

Вкус:

  • насыщенный;
  • бархатистый;
  • мягкий;
  • сладкий

Запах:

  • богатый и стойкий;
  • бодрящий;
  • с присутствием ванильной нотки в сочетании с запахом жареных орехов;
  • с обязательным наличием пряных тонов

Цвет:

  • чайные листья могут иметь оттенки цвета от зелёного до красновато-коричневого;
  • напиток окрашен в чёрно-каштановый цвет;
  • повторное заваривание может осветлять напиток, придавая ему оттенки янтаря

Полезные свойства

Дахунпао обладает целой совокупностью витаминов и минералов, наделяющих этот напиток полезными для организма свойствами. Чай содержит в себе такие элементы :

  1. Минералы: железо, марганец, цинк, йод, кофеин, танин.
  2. Витамины: В1, В12, D, C, В3, К, Е.

Да Хун Пао способен целебным образом воздействовать практически на все системы организма, оказывая общее благотворное влияние и нормализуя работу отдельных органов.

Листья крупно

Влияние чая да хун пао на организм

Косметология

  • укрепление волосяной и ногтевой структуры;
  • устранение ломкости;
  • увеличение количества волосяных фолликул;
  • уменьшение воспалений на коже;
  • снижение частоты возникновения прыщей и сыпи;
  • противодействие преждевременному старению кожи;
  • улучшение цвета лица;
  • выравнивание неровностей на поверхности кожи

Обмен веществ

  • ускорение работы системы обмена веществ;
  • выведение шлаков и примесей тяжелых металлов;
  • лёгкое похудение (при условии применения специальных программ и регулярных тренировок)

Сердечно-сосудистая система

  • укрепление сосудистых стенок;
  • улучшение кровообращения во всех системах и органах;
  • снижение вероятности появления воспалений вен и артерий;
  • предотвращение развития атеросклероза;
  • уменьшение риска возникновения гипертонии и ишемических проблем

Ротовая полость

  • повышение прочности зубной эмали;
  • борьба с возникновением эрозий слизистой оболочки полости рта;
  • укрепление дёсен;
  • профилактика развития кариеса

Иммунная система

  • повышение сопротивляемости организма внешнему воздействию со стороны инфекций и бактерий;
  • нормализация работы иммунитета

Мочеполовая система

  • выведение лишней жидкости за пределы организма;
  • профилактика развития мочеполовых инфекций;
  • избавление организма от избытков молочной и мочевой кислот

Центральная нервная система

  • стимуляция ЦНС;
  • Да хун пао повышает энергетический баланс;
  • увеличение способности к сосредоточению;
  • улучшение мышления;
  • достижение одновременного бодрящего и успокаивающего эффектов

Дыхательная система

  • расслабление гладкой мускулатуры дыхательных органов;
  • снижение вероятности возникновения бронхоспазма;
  • улучшение кровообращения в сосудах бронхов и лёгких;
  • ·ускорение отхождения мокроты

Желудочно-кишечный тракт

  • подавление роста патогенной микрофлоры в кишечнике;
  • ускорение выздоровления при наличии таких заболеваний, как холера, дизентерия, энтерит, брюшной тиф;
  • заживление язв

Организм в целом

  • профилактика возникновения новообразований как доброкачественного, так и злокачественного характера;
  • повышение тонуса организма;
  • увеличение эффекта от проведения лечения алкоголизма и наркомании;
  • затормаживание естественных процессов старения тела

Китайский бодрящий чай дахунпао нормализует эмоциональное состояние человека, употребляющего его на регулярной основе. Этот напиток обладает свойством избавлять от тревожности и повышать спокойствие. Неспешная чайная церемония позволяет получить положительный настрой и способствует плодотворному общению в приятной компании.

История возникновения сорта Да хун пао

История происхождения этого целебного напитка уходит своими корнями в 14 век, когда в Китае правила династия Мин. Согласно легенде родительница императора, находящегося у власти, долго и тяжело болела. Никакие лекарства ей не помогали до тех пор, пока во дворец не прибыл монах с высоких гор по имени Уи Шань и не привез целебный напиток. Это снадобье помогло матери императора исцелиться, а в знак особой благодарности, её сын накинул на кусты чая красные халаты.

Существует ещё одна, не менее интересная легенда, согласно которой студент из китайской провинции отправился на сдачу важных экзаменов в Пекин. По дороге ему внезапно стало плохо, он потерял сознание, а очнулся уже в заботливых руках монахов, которые напоили его чудодейственным напитком. Молодому человеку стало гораздо лучше, и он смог продолжить свой путь.

После сдачи экзамена, студент сумел получить отличную должность и в дополнение к ней халат красного оттенка. Именно его он и презентовал монастырю в знак особой признательности за помощь ему в дороге. Монахи не согласились принять этот дар, тогда молодой человек положил халат на чайные кусты.

И последняя, не менее интересная версия, гласит, что название «дахон пао», чай получил из-за того, что сбором его листьев занимались обезьянки, работавшие в красных халатах. Это было нужно для того, чтобы видеть, где находились маленькие умелицы.

На сегодняшний день, листья чая Да хун пао собирают на севере Китая, в провинции, носящей название Фуцзянь. Кустов этого сорта осталось только 4, они находятся под надежной охраной и дают всего около 500-600 грамм чая в год. Поэтому этот чай имеет высокую стоимость, которая доходит до 1000 долларов за упаковку с небольшим весом.

Несколько урожаев последних лет вообще не выставлялись на продажу, даже на традиционно проводящемся аукционе. Они сразу отправлялись в государственное хранилище, откуда напиток поставляется на стол президента или в специальный музей чая на хранение.

Тем не менее, в свободной продаже всё равно несложно найти «красный халат», представляющий собой разновидности, которые были получены после срезания веточек от материнского куста и их последующего размножения.

К таким сортам относят:

  • Уи Шуй Сянь;
  • Сяо Хун Пао;
  • Уи Ба Сянь;
  • Уи Ци Лань.

Стоимость этих чаев несколько ниже, хотя они и имеют большое вкусовое сходство с чаем Да Хун Пао.


В виде прессованной плитки

Как создается чай Большой красный халат

Власти Китая, понимая ценность и популярность этого чая, позволили называть любой , произрастающий в районе Уишань, Да Хун Пао. Эта мера сделала возможным налаживание массового производства популярного напитка и в значительной степени снизила его стоимость.

Степень ферментации чая Большой Красный Халат равняется 80-85%, что относит его не столько к зелёной, сколько к красной разновидности напитков.

Получение чая, отвечающего самым высоким требованиям, отличающегося необходимыми критериям вкуса и аромата, возможно только в случае, когда его производство проходит ряд обязательных стадий. Все они осуществляются ручным образом, ни в коем случае не механизированным. Их начало, и конец контролируются специалистами, которые имеют богатый опыт, передаваемый на протяжении веков.

Стадии производства чая да хонг пао:

  1. Сбор чайных листиков, производимый только ручным способом. Чаще всего он проводится в первую декаду мая.
  2. Подвяливание сырья, необходимое для устранения излишней влаги из листьев. Для осуществления этой процедуры сырье размещается на открытом, проветриваемом пространстве, после чего оно размягчается и высушивается.
  3. Ферментирование: предполагает выделение из листвы соков, которые, в совокупности с кислородом, запускают процессы биохимической переработки сырья. В ходе этого этапа, листву немного сминают и размещают в специальных барабанах, где они хранятся на протяжении нескольких суток. Как долго будет длиться этот период, решает опытный мастер, точных сроков не существует.
  4. Обжаривание сырья, проводимое для приостановки . Эта процедура проводится в специальном котле.
  5. Скручивание продольным способом для придания листве уникальной формы.
  6. Сушка листвы для удаления остатков влаги и приобретения ею окончательной формы.
  7. Сортирование чайных листьев, в ходе которого они отдыхают, дозревают и насыщаются ароматом и вкусом. Этот этап может длиться всё лето.
  8. Последняя обжарка проводимая путем медленного продвижения сырья над горящими углями с целью их окончательного высушивания.

Степень нагревания и его продолжительность оказывают важное влияние на характер получившегося Да Хун Пао. Мягкий сорт имеет название Цин Сян, крепкий – Нун Сян . Только опытный специалист может грамотно регулировать процесс создания сырья для этого напитка, своевременно останавливая процесс прожаривания или брожения. Это и оказывает важное влияние на окончательный вкус и аромат чая.


В упаковке

Выбор качественного чая

Для того чтобы приобрести по-настоящему полезный напиток, который, при заваривании раскроет все свои грани, следует уделить внимание выбору правильного сырья. Оно должно отвечать таким требованиям:

  1. чай должен быть собран в текущем году, свежесть — это гарантия тонкого вкуса и непревзойденного аромата;
  2. листва Да Хун Пао должна быть яркой, плотной;
  3. сырье не должно крошиться, сминаться в шарики или мяться. Всё это свидетельства неправильной обработки и сушки сырья;
  4. заваренный напиток не должен терять аромат после повторного заваривания, если такое происходит, значит, в процессе создания чая в него добавлялись красители.

Как заваривать да хун пао

Для того чтобы благородный напиток раскрыл все тонкие грани своих вкусовых качеств, следует ответственно отнестись к процессу его приготовления и соблюсти такие требования:

  1. Использование воды, прошедшей фильтрование либо взятой из родника. Водопроводная вода только испортит вкус напитка.
  2. Для заваривания чая «большой красный халат» следует применять жидкость, температура которой варьируется от 90 до 93 градусов по Цельсию. Этот фактор имеет решающее значение для сохранения и выделения полезных качеств чая. Если при заваривании используется крутой кипяток, то большая часть пользы от употребления такого напитка будет уничтожена.
  3. Для приготовления следует использовать сосуды из фарфора, глины или стекла. Причём объём такой тары не должен превышать 200 мл, что позволит брать для однократного заваривания около 6-8 гр сырья.
  4. Заваривание чая проводят только в предварительно прогретом чайнике: для этого в него наливают горячую воду, выдерживают 50 секунд и сливают её.

Процесс заваривания Да Хун Пао проходит так:

  1. Сначала осуществляется так называемая «нулевая заварка», которая позволяет убрать лишние примеси, зачастую попадающие в сырье в ходе хранения или производства. Процедура поводится путем заливания листов горячей водой с незамедлительным её сливанием. Причём получившуюся жидкость не обязательно выливать совсем, допускается её использование для нагревания чайных пиал.
  2. Спустя 3 — 4 минуты после первого заваривании, когда листва раскроется, её снова заливают горячей водой, выдерживают 40-50 секунд и переливают в стеклянную чашу, называемую Ча Хай. Только оттуда чай разливают по пиалам и предлагают к дегустации.
  3. Каждое следующее заваривание должно длиться на 30 секунд больше предыдущего. Оно будет раскрывать всё новые ноты во вкусовой музыке Да Хун Пао, постепенно проявляя оттенки ванили, фруктов, цветов и мёда. В случае, когда заваривание даёт слабый оттенок и аромат, время его выдержки позволено увеличить на 1-2 минуты.

Для приготовления разных по крепости чаёв существуют особые рецепты :

  1. Некрепкий чай: требуется залить горячей водой не более 5 гр сырья и выдерживать его около 2 минут.
  2. Крепкий чай: для заварки берётся не менее 6 граммов листвы, а время выдержки увеличивается до 5 минут.

Противопоказания к употреблению напитка

Китайский чай Да Хун Пао, несмотря на массу достоинств, имеет некоторые противопоказания к употреблению. Не рекомендуется его пить следующим категориям людей:

  • женщинам и ;
  • страдающим от гипертонии, гастрита или аритмии;
  • находящимся в процессе острых респираторных заболеваний, особенно с повышением температуры тела.

Эффект от употребления

Чай Большой Красный Халат способен оказывать на организм человека особый, ни с чем несравнимый, эффект:

  • он расслабляет и согревает человека изнутри;
  • увеличивает восприимчивость окружающего уюта;
  • улучшает настроение;
  • способствует душевному единению компании, собравшейся за чайной церемонией, настраивает людей на единую волну.

Важная особенность Да Хун Пао заключается в способности подарить человеку чайное опьянение, которое не затрагивает ума, оставляя его трезвым и ясным . Этот напиток снимает эмоциональное напряжение, и дарит телу приятные ощущения, словно растекающиеся от кончиков пальцев по всему телу.

Все легенды, повествующие о происхождении этого напитка, подчеркивают его целебную силу. Тем не менее, его редко используют в качестве лекарства, гораздо чаще, им наслаждаются, получая приятный бонус в виде профилактики развития множества проблем со здоровьем.

Название Да Хун Пао (大红袍) — одно из известнейших среди пантеона марочных китайских чаёв. Ему удалось выйти далеко за пределы узкой ниши качественного китайского чая: даже простая домохозяйка, привыкшая к чаю в пакетиках, может знать этот сорт, а возможно даже когда-то брала его в подарок в одной из многочисленных чайных лавочек. Да Хун Пао, чай-легенда, чай-миф. Чай, в котором стоит разобраться. Что ж, давайте попробуем!

Первые упоминания
История названия Да Хун Пао насчитывает уже более пятисот лет, причём нужно заметить, что для чая из Уишань (тогда местность относилась к ныне упразднённому уезду Чунъань) этот срок не является рекордом. Записи за 1279 год свидетельствуют о популярном уже тогда сорте Ши Жу (石乳, “Каменное молоко”), а также Сунло (松萝, “Вьющаяся лоза”, перевод “Зелёная улитка” не совсем верен). Уже в это время уишаньский чай славился своим качеством и поставлялся к императорскому двору, входя в перечень продуктов, которыми тогда взималась дань. Также нужно отметить, что технология производства этих сортов на заре становления династии Юань отличалось от современных — технология производства современных улунов была придумана и описана несколько столетий спустя. Первое же упоминание о Большом Красном Халате датируется 1385 годом.

Что такое Да Хун Пао?
Да Хун Пао (大红袍), или Большой Красный Халат, относится к улунам, частично-ферментированным чаям (а если правильнее, то частично окисленным или недоокисленным). Также эта группа чаёв именуется иногда бирюзовыми чаями или оолонгами (искажённая транскрипция в западных языках китайского слова “улун”, wulong, 乌龙).

Откуда этот чай?
Родиной знаменитого сорта является регион в восточной провинции Китая под названием Фуцзянь. На севере провинции расположился природный заповедник Уишань (У И Шань, 武夷山) площадью более 50 000 гектар, в сердце которого и появился на свет чай-легенда. Регион был воспет за свои достоинства ещё в V веке нашей эры, снискав такие сравнения, как край “лунных долин и облачных ниш”, а также “бирюзовых вод, киноварных гор”.

По легенде регион получил своё название в честь двух сыновей мудреца-даоса по имени Пэн Цзу. Стремясь помирить вечно ссорящихся братьев, отец попросил их проложить новое русло для реки, чтобы спасти местные земли от затоплений. Помогая отцу, братья помирились. Одного брата звали Пэн У, а другого — Пэн И. Проложенная ими река получила название Цзю Цюй Си (九曲溪, Река Девяти Излучин). В окрестностях этой реки и появился Да Хун Пао.


В окрестностях заповедника произрастает большое количество древних видов растений, к которым относится и чай, являясь для местности У И Шань эндемиком (естественным образом произрастающим видом растительности). Ранее данная местность являлась морским дном. В результате эрозии горных хребтов кислые глинистые почвы в ущельях скал Уишаня обогащаются большим количеством минеральных веществ, а ландшафт и климат располагают к образованию в ущельях туманов. Сочетание этих факторов делают местность Цзюцюйси подходящей для выращивания чая, а многие считают, что уникальной.

Технология изготовления
Приготовление чая состоит из нескольких этапов, в которые входят:

  • Сбор чайного листа . Лучшим временем является весна, собирается веточка с несколькими листьями (не более четырёх).
  • Подвяливание (вэй дяо) и протряхивание . Лист подвяливают на открытом воздухе, чтобы убрать из него излишки влаги, добившись повышения эластичности, после чего выполняется протряхивание. Эта процедура проводится для того, чтобы повредить чайный лист и запустить процесс частичного (неравномерного) окисления, являющегося одной из ключевых особенностей улунов. В результате протряхивания окисление листа в повреждённых участках протекает интенсивнее. Традиционно использовались бамбуковые противни и протряхивание вручную в несколько циклов, в настоящее время процедура может выполняться машинным способом.
  • Обжарка . Также этап носит название “убийство зелени” (ша цин). Процедура осуществляется в горячем котле. В результате этого действия останавливается дальнейшее окисление (и потемнение) листа.
  • Сушка (гань цзао) . На этом этапе из листа удаляются остатки избыточной влаги, и фиксируется его форма. Чем естественнее происходит высушивание, тем лучше сохраняется баланс веществ в листе. Чай, прошедший сушку, получает название Мао Ча (毛茶, чай-сырец). Такой чай уже годен к употреблению, его пьют местные крестьяне. Слабой стороной этого “полуфабриката” является непродолжительность хранения.
  • Просеивание . На этом этапе из Мао Ча вручную убирают черенки, вместе с которыми было собрано начальное сырьё. После просеивания чай состоит исключительно из листьев.
  • Прожарка, или хун пэй (烘焙) . Изначально придуманный для придания чаю устойчивости к транспортировке и хранению, хун пэй является важнейшим этапом в производстве уишаньских улунов. Без хун пэй чай-сырец быстро теряет вкус и аромат, лишаясь своей ценности.
    Традиционно прожарка осуществляется над горячим древесным пеплом, выбираются породы, которые не дают много дыма. В наши дни также прибегают к обработке горячим воздухом, нагреваемым с помощью электрических элементов, это ускоряет процесс, делает его более контролируемым, но может сказаться на качестве конечного продукта.



Легенды о Да Хун Пао
Долгая история любого явления неизменно связана с многообразием легенд и версий его происхождения. Да Хун Пао — не исключение. По мере развития и завоевания популярности его история дополнялась, додумывалась, приукрашивалась, а иногда подменялась красивыми легендами. Эти истории интересны, а местами очаровательны, поэтому имеет смысл вкратце о них упомянуть. Итак, мифы о Да Хун Пао:

Крестьянин и кабарга
Эта легенда рассказывает о смуглолицем крестьянине по имени Лун (龙). Тёмный цвет в китайском обозначается иереголифом У (乌), поэтому называли крестьянина У Лун (乌龙). Однажды он пошёл в горы, где набрал полный заплечный туес чайных листьев. Возвращаясь домой, он увидел кабаргу (зайца, оленя — версии разнятся), которую захотел изловить. Погоня была долгой, но всё же увенчалась успехом — домой крестьянин вернулся с добычей. Открыв туес, он обнаружил, что листья повредились во время тряски, их края покраснели. При этом чай издавал приятный аромат, поэтому крестьянин решил его высушить. Заварив получившийся напиток, он с удивлением обнаружил, каким вкусным получился чай. Так человек открыл для себя Да Хун Пао.

Обезьянки в красных халатиках
Другая легенда рассказывает нам о невероятно умных обезьянках, которые обитали (и обитают сейчас, и они, действительно, довольно смышлёные) в Уишани. Поскольку малышки были умны, местные жители наловчились дрессировать их на сбор чая — тот рос на утёсах и собирать его порой было затруднительно. Чтобы маленьких сборщиков ненароком не изловили на ужин соседи, их наряжали в маленькие красные халатики. По названию одежды получил название и чай.

Девственницы, собирающие чай
Про девственниц не в этот раз.

Красная кайма на кустах
Более рациональной выглядит теория о красном ободке — хун бьен (红边). По этой версии чай получил название за цвет каймы частично окисленного листа — она была бордово-красной. Также нередко можно видеть подобный эффект на листьях, ещё не собранных с куста. За счёт этого, создаётся впечатления, что весь куст одет в красные одеяния.

Воля небес
Заключительная версия, имеющая под собой документальное основание — это история из записей монастыря Тянь Синь Сы (天心寺, “Воля небес”), расположенного в Уишань. В сохранившихся летописях описана история, произошедшая в 1385 году. Рассказывается о студенте по имени Дин Сянь (丁显), который проходил мимо монастыря, держа путь в столицу, для сдачи императорских экзаменов. По дороге путник занемог. Восстановить силы ему помогли монахи, напоив целебным чаем. Студент дошёл до города, сдал экзамен и снискал хорошую должность, в нагрузку к которой шли красные одеяния. Вернувшись в монастырь, студент пожелал отблагодарить монахов, отдав им чиновничий красный халат, но те учтиво отказались. Тогда молодой чиновник одел халат на куст чая, из листьев которого был приготовлен целебный напиток. Так появился Да Хун Пао, Большой Красный Халат.


В разных версиях этой истории Дин Сяня называют уже состоявшимся учёным, мудрецом, а иногда его место занимает жена или мать самого императора Поднебесной. Неизменным элементом остаются только монахи и монастырь — поэтому имеет смысл рассказать об этом месте поподробнее.

История монастыря Тянь Синь
Тянь Синь Сы (天心寺, “Воля небес”) — это буддийский монастырь, начало которому положил в IX веке монах по имени И Сэн, построив в глубине горного массива Уишань хижину, где практиковал чань-буддизм и выращивал чай, тесно связанный тогда с обрядами этой конфессии. Старые здания монастыря до сих пор хранят на своих стенах летописные записи, открывающиеся 801 годом.

В XII веке бытовавшая в стенах монастыря фраза “У просветление и чая одинаковый вкус” (禅茶一味, «Чань Ча И Вэй») положила начало объединению учений конфуцианства, даосизма и буддизма под девизом «Чжэнь, Цинь, Хэ, Я» (正,清,和,雅) — «Прямота, чистота, единство и тонкость», определившим во многом основы чайной культуры в Уишань.

Тянь Синь и Да Хун Пао
Современное название — Тянь Синь Юн Лэ Чань Сы (天心永乐禅寺, “Чаньский монастырь Воли небес и Вечной радости”), монастырь получает в 1419 году. Тогда же, как отмечается, весь производимый в нём чай начинают именовать Да Хун Пао, а также “Предком десяти тысяч чаёв”. В 1685 году, в труде под названием “Песнь уишаньского чая” монаха по имени Ши Чао Цюань (释超全) была впервые описана технология изготовления Да Хун Пао. В 1855 году саженцы из Тянь Синь Юн Лэ отправляются на Тайвань, где, прижившись, дают начало знаменитому тайваньскому Дун Дину.


В окрестностях монастыря находятся знаменитые материнские кусты Да Хун Пао.

Да Хун Пао и не только
Несмотря на то, что уже с XV века название Да Хун Пао начало своё победное шествие по Китаю (а затем и по миру), чайное разнообразие Уишань на ограничивалось только Красным Халатом. Из дикорастущих “цай ча”, утёсных эндемиков (чай рос сам по себе, как сорняк), имевших высокую приспособляемость к местным почвам, монахи, а затем и крестьяне в результате семенных высадок и культивации вывели большое количество разновидностей кустов. К ним относятся известные и поныне Те Лохань (铁罗汉, “Железный архат”), Бай Цзи Гуань (白鸡冠, “Белый петушиный гребень”), Шуй Цзинь Гуй (水金龟, “Водяная черепаха”) и Бань Тянь Яо (半天腰, “Просвет меж утёсов”), а также более древние и менее известные Вань Гань Хоу (晚甘侯), Яньгао (研膏), Ламянь (腊面), Лунтуань (龙团), Фэнбин (凤饼).

Упадок и возрождение монастыря
При Мао Цзе Дуне, в 1958 году монастырь был распущен. Монахов выгнали, они ушли вместе со знаниями о чае. Монастырь с его чайными плантациями пришёл в запустение. В интервью для BBC нынешний настоятель монастыря Чжэ Дао рассказывал, что вернувшись в эти места из Сучжоу в 1990 году, он нашёл обветшавшие остатки монастыря, населяемые павлинами. Так началось возрождение буддийской обители. В настоящее время “Воля небес и Вечная радостть” является одним из крупнейших монастырских комплексов в Уишань, а также одним из самых известных. С 2006 года при нём действует «Государственное общество изучения культуры чая и Чань Буддизма в Уишани».


Наследник Вьющейся лозы
Можно сказать, что знаменитый представитель пантеона китайских чаёв, Да Хун Пао ведёт свою историю… от зелёного чая.

В начале 50-х годов XVII века правительство уезда Чунъань пригласило монахов из Хуаншань с просьбой наладить производство зелёного чая сорта Сунло, так в то время назывался сорт прожаренного зелёного чая. Технология изготовления Сунло практически полностью совпадавшая с технологией улунов, описанной выше в этой статье, включала тщательный отбор и просеивание сырья, а также прожаривание в котле со строгим контролем температуры. Чай обжаривали в котле, а по окончании обжарки обмахивали веером, чтобы снизить температуру листа, далее следовала процедура пропекания (современный “хун пэй”). С увеличением спроса на Сунло и последовавшим ростом объёмов его производства, качество соблюдения технологии стало снижаться, это привело к появлению Сунло, лист которого через некоторое время из зелёного становился бурым и тёмно-красным.

Учитывая, что первое описание приготовления Да Хун Пао было выполнено спустя 30 лет с момента начала производства хуаншаньскими монахами зелёного жареного Сунло, можно предположить, что технология Да Хун Пао стала результатом развития и трансформации традиции прожарки зелёного чая.

Бурный ХХ век
История чая в У И насчитывает больше 1200 лет, история сорта Да Хун Пао в том виде, в котором мы его знаем сейчас — триста пятьдесят. И эта история заслуживает внимания.

К концу XVIII века в Уишань насчитывалось 95 чайных заводов, утёсный чай шёл в Монголию и Россию, а также в страны Юго-Восточной Азии, в близлежащие провинции и на Тайвань. Чайная торговля стимулировала развитие чайного дела в У И. Утёсный чай был выделен в отдельный подвид чая — Bohea (так транскрибировалось в западных языках название У И Шань). Классификацию ввёл Карл Линней.

До середины ХХ века чай из У И представлял собой отдельный подвид чая. Это можно видеть в классификации Джорджа Ватта 1907 года, классификации Коэна Стюарта 1917 года, а также классификации Лоуэлла Бэйли 1925 года.


Также встречаются версии, что именно Да Хун Пао был целью экспедиции Роберта Форчуна, санкционированной Ост-Индской компанией в 1849 году. Англии нужен был свой чай, за который не приходилось бы платить непомерные цены серебром. Компания уже имела опыт выращивания семян из Китая на территории Индии, но оказалось, что ранее вывезенные из провинции Гуандун семена не прорастали, индийские же чайные деревья местного происхождения не давали продукта с нужным вкусом. Так было принято решения предпринять ещё одну попытку достать образцы семян — теперь уже из провинции Фуцзянь, из Уишань. Упоминается, что останавливался в своих поисках в упомянутом ранее монастыре Тянь Синь.

Поиски английского ботаника увенчались успехом, и семена с материнских кустов Да Хун Пао, скрещенные впоследствии с индийскими деревьями, положили начало многомиллиардной чайной индустрии во главе с индийским чаем.

Возрождение легенды
Оригинальные кусты Да Хун Пао монастыря Тянь Синь Юн Лэ сохранились до наших дней. Всего это шесть кустов, три из которых относятся к оригинальному Да Хун Пао, а три других — к его “младшим братьям”, выращенным тут же из взятых непосредственно с этих кустов отростков-черенков. В 1927 году на скале были выбиты знаменитые красные иероглифы Да Хун Пао (大红袍), хотя такая “реклама” не могла сгладить происходившие в стране разрушительные процессы.

Падение династической системы Китая в начале ХХ века, революция 1911 года во главе с Сун Ятсеном, разгоревшаяся в дальнейшем гражданская война и жестокая борьба за власть между политическими группировками во главе с Мао Цзедуном и Чаном Кайши на многие десятилетия затормозили развитие не только чайной промышленности, но и всей страны. Мировой рынок захватил индийский чай с созданных Англией плантаций, а после октябрьской революции 1917 года Китай потерял последнего крупного экономического партнёра в лице Российской Империи. Объёмы поставок в новообразованный Союз Советских Социалистических Республик значительно упали, а в середине 50-х годов почти прекратились. Причиной послужил практически полный разрыв отношений между странами: Мао Цзедун не принял программы нового генерального секретаря КПСС Никиты Хрущёва, направленной на развенчание культа личности Иосифа Сталина.

Не способствовало развитию индустрии и положение дел внутри Китая, который с начала ХХ века поочерёдно сотрясали гражданская война, голод, оккупация Японией восточных провинций Поднебесной, а затем становление нового государственного строя и Культурная революция.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону только в 70-е годы ХХ века. Китайский чай стал входить в состав дипломатических подарков. Существует история, согласно которой в 1971 году, во время визита Ричарда Никсона в Китай, тому был подарен чай Да Хун Пао . Президент США был удивлён скромности подарка, на что первый премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай пояснил, что стоимость этого чая сопоставима с половиной всего Китая. По другой версии вместо Да Хун Пао был зелёный чай Лун Цзин.

Период подлинного возрождения и расцвета чайного дела в У И начинается с середины 1990-х годов. Государство начинает предпринимать активные действия по развитию региона. Так к 1999 году Уишань был включён в список культурного наследия ЮНЕСКО, Уишань объявляется заповедником. Жители были выселены из этих мест, им были выделено жильё за границей заповедника. При этом за ними сохранили права на чайные посадки, расположенные на территории заповедника.

На этом участие государства в судьбе Да Хун Пао не ограничилось. Это было только начало.

Регулирование государством
В 2002 году китайским правительством выпускается постановление, согласно которому сорта чая, именуемые 武夷山大红袍 (Уишань Дахунпао) и 正山小种红茶 (Красный чай Чжэншань Сяочжун), становятся торговыми марками со строгой географической привязкой (“Продукт с охраняемой геолокацией”). “Большой красный халат” и “Оригинальный мелколистовой” включаются в «Государственный реестр знаменитых торговых марок”. Для производства чаёв с такими названиями теперь нужно получать соответствующую лицензию. С этого момента начинается отсчёт в истории не сорта Да Хун Пао, но бренда.


Попутно Да Хун Пао становится одним из первых чаёв в Китае, для которого в рамках рекламы региона как туристического направления проводится обширная рекламная кампания. Начинается эра повышенного спроса на Большой красный халат, и только на него. Перед местными производителями встаёт непростая задача. Как сделать много из того, чего крайне мало? Выяснилось, что попытки решить данную проблему уже предпринимались.

Селекция и купажи
К началу ХХ века, по подсчётам У Цзюэнуна (吴觉农, Wu Jue Nong), одного из известнейших чаеводов Китая, в окрестностях Уишань насчитывалось более 300 дворов, занимавшихся производством тёмных улунов, причём это был не один лишь Большой красный халат. Все производимые сорта изготавливались из гибридных разновидностей кустов группы «цай ча» (дикорастущие чайные эндемики Уишань) и были по-своему уникальны. Они различались по способу уборки листа, скрутке, гибридной разновидности куста или способу прожарки. У каждого двора было несколько различных позиций, что совокупности давало более тысячи различных сортов.

Также такое разнообразие было обусловлено интересной особенностью. В традиции чаеторговли того времени отсутствовала практика повышения цены на товар. Зарекомендовавший себя чай продавался по одной цене. Когда нужно было увеличить цену, придумывался новый сорт, схожий с изначальным, но имеющий отличия или “улучшения” — его продавали уже по более высокой цене (Ещё больше обжарка! Ещё темнее лист! Новые грани вкуса! Камера 21 мегапиксель!). При всём этом разнообразии сортов общий объём производимого чая был невысоким. На протяжении середины ХХ века ситуация, по вышеописанным причинам, не менялась.

К моменту взлёта популярности Уишань, как туристической достопримечательности и Да Хун Пао, как её составной части, вставал вопрос, как удовлетворить высокий спрос на столь ограниченный в количествах чай. Так были начаты работы по селекции, созданию Да Хун Пао нового образца.

Нужно отметить, что весь чай в Уишань в принципе является результатом селекции. Крестьяне и монахи на протяжении многих веков занимались окультуриванием дикорастущих чайных деревьев (цай ча дань цуны), высадкой семян уишаньских “цай ча” в разных областях, что обеспечивало естесственную гибридизацию: пыльца чайных растений смешивалась, что приводило к формированию внутрипопуляционного разнообразия и появлению новых разновидностей изначального куста.

Начало целенаправленных работ по селекции положил уже упомянутый выше господин У Цзюэнун в первой половине ХХ века. Это были изыскание и попытки одного человека, которые приносили результаты, пригодные для научной работы, но не для повсеместного внедрения в агропромышленность региона. Дело господина У продолжили не менее уважаемые в наше время чаеводы: господин Яо Юэмин и господин Чэнь Дэхуа.

Обстоятельное изучение практики культивации оригинального Да Хун Пао продолжилось экспериментом по по вегетативному размножению чая сорта Да Хун Пао. В 1995 году был достигнут положительный результат: полученный по принципу агамогенеза сорт успешно прошёл экспертную оценку в Комитете по науке и технике провинции Фуцзянь. Было установлено, что полученный путём селекции Да Хун Пао не уступает оригинальному Да Хун Пао, полученному с материнских деревьев, сохраняя уникальную вкусовую специфику.

Дальше путь становления “доступного” Да Хун Пао резко вильнул в неожиданную сторону. Стало иметь место произвольное смешивание сортов с целью получения схожего с оригинальным Да Хун Пао купажа. Довольно быстро такие купажи начали составляться без использования ни сырья с материнских деревьев, ни даже сырья с кустов, выращенных из выведенного Яо Юэмином и Чэнем Дэхуа “нового” Да Хун Пао. Под общим названием Да Хун Пао стали продавать смеси. Оригинальное происхождение чая при этом начали заменять маркетинговой “обёрткой”, состоящей из легенд, искажённых сведений или просто вранья.

В связи с такой ситуацией на государственном уровне были предприняты меры по сохранению доброго имени Да Хун Пао. В 2006 году был введён запрет на сбор сырья с материнских деревьев Да Хун Пао. Последняя собранная партия оригинального сырья была направлена в музей Гугун в Пекине. Процесс же купажирования чайного листа для последующей продажи под маркой “Да Хун Пао” был регламентирован. Для контроля за этим процессом и для сохранения качества продукции под маркой “Большого красного халата” совместно с известными чайными специалистами Китая, среди которых был и господин Чэнь Дэхуа, разработали свод норм и правил. Так Да Хун Пао из чая-сокровища превратился в повсеместно распространённую марку, доступную для любой категории потребителей.

Чем может быть Да Хун Пао?
На сегодняшний день термин Да Хун Пао может иметь несколько значений:

Да Хун Пао с материнских кустов
Точным значением термина нужно считать чай, собранный исключительно с материнских кустов Да Хун Пао. Их шесть, и сбор с них находится под запретом уже более 10 лет. Таким образом точное значение постепенно уходит в историю.

Оригинальный Да Хун Пао
Появилось после успешных опытов по получению саженцев Да Хун Пао из отростков с материнских кустов. Полностью такой чай именуется Чжэнь Янь Да Хун Пао (正岩大红袍, “Оригинальный утёсный Большой Красный Халат”). Регион происхождения Чжэнь Янь Да Хун Пао строго ограничен территорией Уишаньского заповедника. Чай, собранный и приготовленный вне его пределов, не может носить соответствующего названия. Именно этот чай обладает такой характеристикой, за которой гоняются любители утёсного чая — янь юнь (“Утёсная мелодия”).

Данный вид Красного халата в наши дни стал не менее труднодоступным, чем в своё время был Да Хун Пао с материнских деревьев. За Оригинальным Красным халатом стоит очередь, он продаётся ещё перед тем, как будет изготовлен (такой, вот, чайный фьючерс).

Сырьё для Чжэнь Янь Да Хун Пао делится на три вида: Чжэнь Янь, Бань Шань (半山, “Половина утёса” — полуутёсный) и Вай Шань (外山, “Внешняя часть горы”). Различие состоит в расположении делянки с чайными кустами внутри заповедника У И. Если делянка окружена утёсами с обоих сторон (т.е. находится в подобии ущелья), чай относят к Чжэнь Янь. Если же чай растёт у основания только одного утёса, а другой стороной делянка выходит на равнину, такой чай относят к Бань Шань. К Вай Шань относят кусты, растущие не в ущелье или половине ущелья, а расположенные непосредственно на склонах утёсов У И. Поскольку полезные для роста кустов вещества собираются в низинах, кусты, растущие на утёсных склонах ценятся ниже.

Коммерческий Да Хун Пао
Этот термин был придуман господином Чэнь Дэхуа в начале 2000-х годов, когда возник феномен подделки “Чжэнь Янь Да Хун Пао” путём составления смесей из утёсных чаёв другого сорта. Изначально коммерческий Красный халат представлял собой Чжэнь Янь Да Хун Пао, “разбавленный” утёсными же сортами Шуй Сянь и Жоугуй — такая смесь была составлена непосредственно господином Дэхуа. Но постепенно вариантов купажирования стало больше. Как правило в такие купажи идёт сырьё категории Бань Шань. Наиболее распространённой на сегодняшний день смесью Да Хун Пао по-прежнему является купаж, включающий Шуй Сянь и Жоу Гуй.

Две вышеописанных группы Да Хун Пао — Чжэнь Янь и Коммерческий — различаются по сортам: первый сорт, второй сорт и высший сорт.

Ненастоящий Да Хун Пао
Эта категория занимает наибольшую долю в общем объёме чая, объединяемом названием “Большой красный халат”. К этой категории относятся две основных группы чаёв.

Первая группа состоит из чая, приготовленного внутри заповедника У И, но не имеющего в своём составе сырья с материнских кустов или кустов-клонов (Чжэнь Янь Да Хун Пао). То есть это может быть всё та же смесь Жоу Гуй и Шуй Сянь, но без самого Да Хун Пао.

Вторая группа — это подделки. Такие чаи делаются из сырья, получаемого вне местности Уишань. Иногда это может быть сырьё вообще не из провинции Фуцзянь.

Чайная лихорадка
Отдельный интерес представляет феномен торгов за Да Хун Пао с материнских кустов. На протяжении более 20 лет сделки по этой позиции ставили рекорды по цене, когда-либо уплаченной за чай. За несколько десятков грамм чая владельцы ресторанов и частные коллекционеры отдавали суммы, сопоставимые со стоимостью дорогих автомобилей, домов или произведений искусства. Этот феномен нельзя обойти стороной. Ниже приведены примеры самых известных сделок по продаже Да Хун Пао с материнских деревьев. Для наглядности перечисление осуществляется с привязкой к датам:

  • 1998 год
    Утверждается, что в этот год китайское правительство впервые выставило на торгах лот «Да Хун Пао с материнских деревьев». По окончании торгов 20 грамм утёсного чая были куплены за 156 800 юаней (на тот момент — около 19 000 долларов США).
  • 2002 год
    Встречается история о торгах на одном из чайных аукционов, регулярно проводимых в Гуанчжоу, столице провинции Гуандун, а также в Гонконге. На одном из таких аукционов, проводившемся в рамках Всемирной чайной выставки в Гуанчжоу, 7 лянов (350 грамм) Да Хун Пао с материнских кустов было продано уже за 180000 юаней (21 000 долларов США по курсу того времени). Позиция поставила рекорд торгов.
  • 2005 год
    Очередной аукцион, в котором была представлена позиция оригинального Да Хун Пао, проводился в апреле 2005 года в провинции Фуцзянь (по другой версии в провинции Гуандун). На этот раз лот включал 20 грамм чая. Стоимость позиции достигла 208 000 юаней (25 000 долларов США по курсу того времени).
  • 2006 год
    Последний рекорд Да Хун Пао поставил в тот же год, когда государством был введён запрет на сбор чая с материнских кустов. На торгах один олигарх из Сингапура заплатил за 20 грамм утёсного чая около 320 000 юаней (40 000 долларов США по курсу того времени).

После ввода в 2006 году запрета на сбор чая с материнских кустов, информации о торгах не встречается, хотя можно предположить, что где-то столь «денежные» лоты по-прежнему торгуются. Чай, по-прежнему собираемый с материнских кустов (около 400 грамм в год) передаётся в музей Гугун в Пекине, а также используется в дипломатических подарках.


Заключение
В более чем тысячелетней чайной истории Уишань Да Хун Пао стал блестящим аккордом, своей яркой пронзительностью выразившим богатство и глубину чайной традиции региона. Пройдя путь от монашеского чая до мировой чайной легенды, Да Хун Пао не растерял своей красоты и привлекательности, по прежнему оставаясь желанным в коллекции каждого любителя чая.

Надеюсь, данная статья даст нужные ответы тем, кто собирается начать знакомство со знаменитым Красным халатом, а тем, кто уже знаком с этим чаем, поможет структурировать знания и лучше разобраться в истории его происхождения.

Статья. T Ching, 2014 , китайское издание. Перевод Сергей «Хризолит» Кошеверов, 2017

  • 18. « » , документальный фильм. CCTV, 2013.
  • Кирилл Константинов, 2017 год

    Итак, отправимся в путешествие по историческим местам, заглянем в уголки древних храмов, на стенах которых запечатлены факты его происхождения, понаблюдаем за технологией производства, вдохнем карамельный аромат настоящего Красного Халата и научимся определять его качество.

    Популярность сорта давным-давно вышла за пределы Поднебесной. Его называют Da Hong Pao, Большой Красный Халат, ДХП, Дахунпао, но смысл остается один - он не оставляет равнодушными ни ценителей и гуру, ни тех, кто далек от чайной культуры.

    Родина Да Хун Пао - уишаньские утесы

    Исторически сложилось, что Уишань рождает лучшие сорта китайского чая. Здесь кустарники растут в долинах и утесах гор.

    Уишаньские горы достигают высоты до 2 тысяч метров, но камелия растет в пространстве между ними: на высоте 500-700 м. Здесь чайный лист впитывает в себя густой туманный воздух: облачный туман практически не покидает утесов. Здесь глинистые кислые почвы, которые насыщают кустарники и способствуют их высокому плодородию.

    Шесть материнских кустов Дахунпао

    Есть в центре гор Уишань загадочное место, именуемое «Логовом девяти драконов». Именно здесь, на скалистых уступах, растут материнские кусты Большого Красного Халата. Согласно историческим фактам, в течение многих лет сырьем для знаменитого улуна служили листья только этих кустарников.

    Все мы знаем, насколько важны климатические условия роста кустарника для конкретного сорта. Веками влажность, температура и другие природные факторы формируют новые разновидности чайной камелии.

    До нашего времени сохранилось всего шесть материнских кустов Да Хун Пао. Это кусты первого поколения: чай из их листьев перестал поступать на иностранный рынок с 2007 года. Но есть и хорошая новость: в середине 20 века со старых деревьев были взяты черенки, породившие новые кустарники. Хотя и их не так уж много: гораздо меньше, чем нужно для того, чтобы покрывать спрос на сорт. Именно поэтому так сложно найти «настоящий» чай Дахунпао, предком которого являются древние материнские кусты.

    Легенды о Красном Халате

    Он окутан рекордным числом легенд и мифов. Многие из них похожи между собой, но некоторые поражают фантазией автора.

    Легенда о студенте

    Это одна из самых популярных легенд о происхождении улуна. В эпоху императорской династии Мин студент Дин Сянь приехал сдавать экзамены для поступления на службу во дворец. Тяжелая дорога его утомила: было жарко и солнечно. Добравшись до места, студент получил тепловой удар. Не сложно догадаться, что его спасло: конечно же, лечебный напиток, преподнесенный одним из монахов близлежащего монастыря. Он вернул силы юноше: тот успешно сдал экзамен и не оставил без подарка своего спасителя. Получив хорошую должность, он преподнес монаху дорогой красный халат, на котором был изображен китайский Дракон. Монах отказался от такого роскошного подарка, а Дин Сянь накинул им кусты, вернувшие его к жизни. Так Да Хун Пао получил свое название, которое переводится как Большой Красный Халат.

    Мать императора

    Эта легенда также прописывает Дахунпао целебные свойства, приписывая его к рангу лекарств от упадка сила. Мать одного из императоров серьезно заболела: ни один лекарь не мог понять причину болезни. Но однажды свершилось чудо - к дворцу прибыли купцы с уишаньским чаем. Уже после первой чашки женщине стало лучше, а вскоре она и вовсе излечилась. В знак благодарности правитель пожертвовал купцам красные халаты, в честь которых и был назван Да Хун Пао.

    Утесные обезьянки в красных халатах

    Если предыдущие легенды хоть как-то походят на правду, то миф об обезьянах, носящих халаты из бархата и собирающих листья с кустарников, совсем уж не укладывается в голове. Видимо, Да Хун Пао настолько прекрасен, что способен унести человека в сказочные миры, в которых сказка становится реальностью.

    Факты о происхождении Да Хун Пао

    Народные сказания демонстрируют большую любовь к Дахунпао, его высокую ценность, а также богатую фантазию жителей Поднебесной.

    Обратимся же к наиболее достоверному источнику - стенам монастыря Тянь Синь, расположенного в Уишаньских горах: на них с далекого 9 века фиксировали все значимые чайные события.

    Это буддистский монастырь с древней историей, стоящий на древнем фундаменте из камня, построенном в эпоху династии Тан. Именно здесь начали производить Да Хун Пао. Вот записи со стен храма:

    1385 г. - студент Динь Сянь, получивший тепловой удар, был вылечен чаем, преподнесенным ему монахом. Получив должность при дворе, Динь Сянь подарил своему спасителю красный халат с изображением драконов.

    1419 г. - монастырь получил новое название - Тянь Синь Юн Лэ Чань Сы. Весь производимый чай стали называть Да Хун Пао.

    1685 г. - написана песнь о Уишаньском чае монахом монастыря, отразившая принципы его производства.

    1855 г. - Тайвани были подарены 36 чайных кустов. (Посаженные и прижившиеся на острове, они стали сырьем для производства улуна Ду Дин).

    Выходит, что миф о студенте больше всего приближен к истине.

    Этапы производства

    Все начинается со сборки листьев. В случае с сырьем для Дахунпао все очень строго: сбор проходит лишь раз в год, с 1 по 15 мая. В то время лист полон жизненной силы, сока и полезных веществ. В ход идут только молодые веточки с четырьмя листками.

    Последующие этапы:

    1. Подвяливание. Этот процесс требует постоянного поступления к собранному урожаю свежего воздуха. Листья тонким слоем выкладывают на улице или в помещениях с хорошей вентиляцией: несколько часов достаточно для их частичного обезвоживания и смягчения.
    2. Ферментация. Листья мнут вручную или в специальном оборудовании (барабаны). Взаимодействуя с кислородом, лист ферментируется, приобретая новый оттенок, становясь еще мягче.
    3. Обжарка. Цель этапа - остановка ферментации. Достаточно всего нескольких минут под большим огнем, и ферменты практически разрушаются, окисление прекращается. На этом этапе происходит окончательное «убийство зелени» в чае.
    4. Скрутка. Листочки Да Хун Пао скручивают продольно.
    5. Сушка. Результат: полная ликвидация влаги, фиксация формы листа. На выходе получается Мао Ча, чайный сырец с черенками.
    6. Очистка от черенков. Происходит вручную.
    7. Хун Бэй - финальный этап обработки. Листочки укладывают в толстые плетеные корзины и медленно прогревают их над горячими углями. Периодически угли меняют, также как интенсивность прогревания чая. Именно этот этап определяет его сортность.

    Разновидности Да Хун Пао

    «Настоящий» чай Большой Красный Халат, как мы уже выяснили, достать практически невозможно. Это при условии, что под «настоящим» мы понимаем продукт с материнского или дочерних кустов.

    Тем не менее, существуют виды, которые максимально приближены к истокам: их производят из качественного сырья по традиционной технологии.

    Первый критерий сортности Дхп, как и других уишаньских улунов - местность роста кустарников. Исходя из этого, знаменитый улун делится на следующие сорта:

    • Утесный («Чжэнь Янь Ча»). В нем присутствует та самая «утесная мелодия». Сырьем служат листочки с кустарников, растущих в горных ущельях. Раньше на месте Уишаньских гор было море: их структура по-прежнему сохранила пористость, много глины, мелкого камня и песка. Под воздействием осадков часть горной породы оседает в ущельях, создавая именно тот состав почвы, идеальный для роста и плодородия камелии. Это моносорт: при его производстве используют листочки с кустов, растущих в одной местности. По праву он считается лучшим: увы, довольно редок.
    • Полуутесный («Бань Шань Ча»). Кустарники растут у основания гор (а не в ущельях между ними, в отличие от утесного). Вкус и свойства чая зависят от расстояния кустарников от гор.
    • Чай с внешних гор («Вай Шань Ча»). Растет в районе Уишани, но в долинах, далеко от горной местности. Как правило, готовый продукт стоит дешево, в нем нет утесной нотки.

    Второй принцип классификации - степень прожарки сырья. Речь идет об этапе «Хун Бэй», который как раз и определяет эту глубину. В зависимости от интенсивности прогревания, выделяют Дхп слабой (Цин Сян), средней и сильной (Нун Сян) прожарки.

    Третий принцип - «чистота» состава. Большая часть Да Хун Пао, представленного на российском, да и на китайском рынках - это купажи. Сырьем для них служат листья с разных кустарников, зачастую растущих в удаленности от гор. Моносорт, в котором все листочки одинаковые, встречается гораздо реже: достать его очень сложно, а стоит такой чай дорого.

    Чаще для производства Да Хун Пао используют урожай с кустов Уи Жоу Гуй и Шуй Сянь. В итоге один ДХП оказывается совсем не похожим на другой: ведь на каждом заводе используют свой урожай, свои пропорции при составлении купажной смеси. Также под именем легенды часто продают дешевые, низкосортные чаи. Большое количество пыли, разные по форме и размеру чаинки, слабо выраженный аромат - признаки подделки.

    От сухого чая до настоя: аромат и вкус Дахунпао

    Цвет сухого листа и настоя, аромат и вкус Да Хун Пао, эффект от чаепития определяются степенью прожарки и качеством продукта.

    (слабая прожарка) обладает травянистым, легким вкусом. Чем длительнее прогревание, тем насыщеннее вкус, тем больше в нем шоколадно-карамельных нот. Дым, оттенки жареных орехов и сладкая пряность - это все о хорошо прожаренном улуне. Вкус чая от легкого до насыщенного, плотного, со сладковатым устойчивым послевкусием. Каждая новая чашка раскрывает новые нотки - в нем вы найдете и цитрус, и мед, и запах осеннего леса.

    Как определить настоящий Да хун пао?

    Признаки качественного уишаньца:

    • Одинаковые листочки. По испитому листу легко определить принадлежность чая к моносортному или купажу. В купаже листочки разного цвета и размера, в моносортовом чае - одинаковые.
    • Цвет сухих листьев - от светло- до темно-бурого (в зависимости от степени прожарки). Чаинки длинные, заметна продольная скрутка.
    • Бурый, но прозрачный цвет настоя.
    • После 1-2 заварки в листьях проступают зеленые прожилки.
    • Насыщенный аромат и вкус с приятным бархатистым послевкусием.

    Эффект и польза

    В песне «Чайный пьяница» рэперы приписывают чуть ли наркотическое воздействие. Хорошая новость для любителей «измененных состояний сознания»: чайное опьянение существует. Плохая новость: эффект от чая иной, нежели от психотропных веществ, будь то алкоголь или что-то потяжелее.

    Чай по-разному влияет на каждый организм: его эффект зависит от текущего состояния Пьющего, от того, где он пьет чай, в каком окружении. Описывая эффект Дхп, многие отмечают ясность ума, спокойствие, которое граничит с бодростью духа, приливом сил и оптимизма. Пьянящее воздействие проявляется как моментальная смена восприятия: после первой ароматной чашки ощущается волна энергии уишаньских утесов.

    Да Хун Пао богат витаминами группы В, Е, С, К и микроэлементами: фосфор, калий и магний, йод, селей и другие. Он не только успокаивает нервную систему, но и компенсирует нехватку полезных веществ.

    Заваривание

    Лучший чайник для темных улунов изготовлен из исинской глины, но не возбраняется использование фарфоровой гайвани. Чтобы чаепитие принесло максимум пользы, начинаем с вдыхания сухих листьев. Аромат пряный, с оттенком ванили и леденцов. Оптимальная температура воды - 80 градусов. Первую заварку сливаем через минуту. Чай полностью раскрывается на 2-3 заварке: его аромат и вкус становятся более интенсивными. Время заваривания постепенно увеличиваем с каждым проливом. Когда листочки приобретут светло-зеленый цвет, аромат теряет свою яркость.

    Пейте чай в тишине, используйте специальную посуду, превратите чаепитие в ритуал, и вы почувствуете, как меняются ваши будни. J

    Хранение

    В темном месте, при комнатной температуре, в идеале в вакууме или плотной упаковке. Подойдет герметичная чайница из фарфора, дерева, глины. При неправильном хранении чай быстро теряет свою яркость, даже если это качественный продукт.