Советы родителям: Как выбрать школу для первоклассника? Выбор школы: учебный план

2 026

Выбор оптимального и идеального учебного заведения для ребенка — пожалуй, самый важный вопрос для родителей. Ведь необходимо внимательно подбирать школу по внешнему виду и преподавательскому составу. Оно должно еще и подходить ему по особенностям. Например, ребенка со склонностью к математическим наукам отправлять учиться в гимназию с языковым уклоном – настоящая ошибка, и никакого толка от такого образования не будет. Поэтому стоит понимать, что выбор следует тщательно вымерять, чтобы сделать правильно.

На что обращать внимание

Решая проблему: как выбрать школу для ребенка и, главное, сделать это правильно, следует учитывать целый ряд нюансов, который поможет нисколько не сожалеть о сделанном выборе.

Психологи утверждают, что обычно родители имеют определенные взгляды на то, где будет обучаться ребенок, и какое именно образование ему потребуется в жизни. Однако стоит учитывать тот факт, что учиться будет ребенок, и далеко не всегда некоторые особенности развития позволяют адаптироваться под любые программы. А это значит, что следует очень внимательно изучить таланты и интересы малыша перед тем, как подбирать ему подходящую школу.

Если вы затрудняетесь самостоятельно определить сферу интересов вашего ребенка, хотя это обычно видно сразу же, то стоит подключить профессионалов – психологов, неврологов, специалистов по профессиональным ориентациям. Далее следует определиться с типом учебного заведения. Это может быть обычная школа, но с углубением в определенные предметы. Также можно выбрать специализированное заведение учебного характера — лицей, гимназию и т.д.

Когда вы выбрали какие-то варианты, нужно посмотреть на определенные факторы, которые позволят утверждать, что ребенку будет в данной школе комфортно и удобно. К ним относятся:

  • Количество учебных дней в неделю: психологи уверены, что оптимальным графиком будет 5-дневная учебная неделя, в этом случае ребенок сможет полноценно отдохнуть
  • Наличие столовой в учебном заведении: особенно это важно, если ребенок остается на продленку, т.к. без полноценного питания организм и здоровье малыша будут поставлены под угрозу
  • Ряд кружков и прочих секций, их бесплатность или размер оплаты: такие услуги позволят избежать необходимости бежать после уроков на дорогостоящие секции и кружки
  • Наличие охраны: безопасность детей превыше всего

Это базовые параметры. Но если вас интересует что-то еще, то добавьте к этому списку свои пожелания и подбирайте школу по ним.

Специалисты также дают свои советы по выбору школы. Современные школы делят на несколько признаков:

  • Государственные
  • Частные
  • Общеобразовательные
  • Профилированные
  • Гимназии
  • Лицеи

Важным пунктом выбора школы специалисты называют (а многие родители с ними соглашаются) является ее местоположение. Сегодня многие считают, что ребенка возьмут только по месту жительства. На деле же всегда присутствует возможность выбора. И если в школе в наличии свободные места, вполне возможно попасть в учебное заведение, которое к вашему адресу никак не относится. При этом, если вы не планируете возить ребенка на машине, рекомендуется обращать внимание на такие пункты:

  • Есть ли дороги по ходу следования ребенка в школу, и насколько они обладают интенсивным движением
  • Наличие пустырей и строек по дороге к школе: все это может стать потенциальной опасностью и проблемой. Ведь нередки ситуации, когда дети отправляются погулять по таким пустырям и попадают в серьезные неприятности
  • Удаленность школы от дома и, как следствие, насколько ранним будет подъем

Немаловажным пунктом является плата за обучение. Общеобразовательные школы, естественно, предоставляют свои услуги бесплатно – это прописано в Конституции и гарантировано главным документом страны. Однако сегодня родители нередко предпочитают отдавать детей в частные школы, как наиболее отвечающие их требованиям и предоставляющие более качественные услуги. Также к пункту про оплату присоединяются различные сборы, которые вполне могут появляться и в самых обычных государственных школах. Поэтому стоит обращать внимание на оснащение учебного заведения, чтобы понимать, насколько велика вероятность взимания дополнительной родительской платы.

Важным пунктом является и качество знаний учеников в учебном заведении. Сегодня каждая школа отчитывается ежегодно и предоставляет данные по общему итогу поступивших в разные высшие учебные заведения. Также по этим данным можно оценить, насколько высоки шансы у ученика поступить в хороший вуз. Обязательно стоит изучить варианты факультативных занятий и на то, как часто они проводятся. Немаловажное значение имеют и различные «нестандартные» дисциплины, которые включены в программу, например, «этика», «философия» , «риторика» и т.д. Это позволит дать ребенку более всестороннее образование и широкие знания. С таким багажом ему будет проще поступить в высшее учебное заведение и достаточно достойно там учиться. Также есть и варианты экспериментального обучения – в этом случае все программы практикуются по специальным методикам.

Специалисты также советуют внимательно изучать и педагогический состав учебного заведения. Особенно важно это для первых классов, т.к. от первого учителя зависит весь дальнейший процесс обучения и то, будет ли ребенку нравиться его школа. Сегодня выбрать идеального учителя достаточно несложно. Ведь в сети существует довольно много разных форумов, где мамы и папы активно делятся своими впечатлением и мнением о том или ином педагоге. В результате можно сложить определенное представление о педагогах. Естественно, потом стоит встретиться с ним лично. Ведь каждый человек индивидуален, и то, что может оцениваться высоко у других, очень необязательно будет нравиться и вам.

Особое место занимает матбаза школы. Сюда относятся как вполне бытовые вопросы – не течет ли крыша, хороший ли ремонт в школе, так и специализированные – наличие бассейна, хорошо оборудованные компьютерные классы и т.д.

Естественно, важно обязательно обращать внимание и учитывать мнение ребенка. Ведь это именно ему ходить в эту школу каждый день, сталкиваться с выбранными вами учителями, оставаться с материальной базе. Если же ваше желание отправить ребенка учиться именно в эту школу слишком велико, стоит обсудить с ним все плюсы и минусы и предложить ему хорошо подумать.

Признаки хорошей школы

Выделяют и 7 признаков хорошей школы, которые позволят сориентироваться в выборе. Так, к их числу относятся:

  • Поощрение увлечений учеников: проведение творческих конкурсов, подключение учеников к школьным мероприятиям – концертам, праздникам и т.д.
  • Наличие в классах наглядных пособий: в идеале они должны быть сделаны руками учителя и учеников
  • Общение педагога с детьми: когда после уроков они не стараются разбегаться, а подходят к своему учителю и задают ему уточняющие вопросы
  • Наличие фотовыставок о внутришкольной жизни, которые показывают как интересно и продуктивно дети проводят время в школе
  • На каникулах организовываются походы в театр, на выставки и т.д.
  • Дети на переменах не выясняют отношения и не устраивают драк
  • Имеется богатая библиотека

Учебные программы

Особняком в вопросах выбора школы стоят программы обучения, которые практикуются в школах. И это факт, на который следует обращать особое внимание, т.к. именно программа может решить все. Одни из них рассчитаны на логику, другие на обучение механическим методам обучения. Но по сути своей они все серьезно отличаются от тех, по которым учились лет 20 назад. Происходит это потому, что подход к воспитанию и обучению сегодня довольно серьезно изменился. Раньше применялись усредненные стандарты, которые подходили не всем. Но на тот момент за индивидуальные особенности никто не боролся. Сейчас же подход совсем другой – в детях стараются воспитывать индивидуальность и логику. Поэтому сейчас все программы разнятся. И стоит изучить предлагаемые варианты, что позволит вам полностью представлять, что вас ждет при использовании того или иного варианта.

Выбор подходящего учебного заведения – дело достаточно сложное. Стоит очень ответственно подойти к выбору. Ведь в идеале вашему ребенку предстоит учиться там, как минимум 11 лет. Иначе же придется снова заниматься выбором, чтобы перевести ребенка в другое отличное учебное заведение.

Куда определить ребенка, в какую школу пойти первокласснику?

Обычно, набор в школы начинается в начале весны, так что стоит задуматься о выборе места, где будет учиться ваш ребенок, заранее.
Начинать следует с самого банального. Не поленитесь, выбирая школу для своего ребенка, самостоятельно выяснить, в каких условиях будет проходить обучение.
Прежде всего, необходимо узнать, сколько детей планируется набирать в один класс. Если более 25, то эффективность обучения, скорее всего, будет довольно низкая.
Следует также обратить внимание на столовую, медицинский кабинет, туалеты, раздевалку. Причем важно, чтобы учебные помещения для детей младших классов располагались отдельно от помещений, предназначенных для старших классов.
Посмотрите, достаточно ли хорошо и безопасно оборудована пришкольная зона, площадка для игр. Особенно важно обратить внимание на пришкольный участок (как и школьное питание) тем родителям, которые планируют отдавать ребенка в группу продленного дня.
Разобраться в обилии образовательных учреждений начального профессионального образования будет легче, если иметь представление о том, какие типы школ сейчас существуют в России и чем они отличаются друг от друга.
Итак, согласно положению Министерства Образования, каждая школа имеет определенный юридически закрепленный статус. Выделяют следующие типы школ:
средняя общеобразовательная школа;
школа – гимназия;
школа – лицей;
школа с углубленным изучением предмета(тов).
1 . Начнем с наиболее знакомой нам обычной средней общеобразовательной школы. Принцип набора в эти школы – территориальный. Детей, живущих в домах, принадлежащих к микрорайону, в котором находится школа, обязаны в нее принять. Мало того, что ребенку не могут отказать в обучении, его не имеют право и исключить.
В последние годы внутри обычных средних школ начали появляться специальные классы. Например, гуманитарный, физико-математический, эстетический классы. В связи с этим общеобразовательные школы все чаще стали практиковать тестирование при приеме детей. Целью этого тестирования является определение способностей и склонностей детей, которые впоследствии влияют на распределение учеников по классам разной направленности. Так же выявляется уровень развития ребенка, на основании которого его определяют либо в обычный класс, либо в класс для одаренных детей.
2. Школа – гимназия ориентирована на гуманитарное образование. Как правило, в таких школах преподается не менее двух языков. Акцент ставится на предметах философского и культурологического направления.
Чтобы попасть с такую школу придется постараться. Туда стоит отдавать детей, имеющих склонность к истории, литературе, изобразительному искусству, так как обычно в подобных заведениях существует довольно жесткий отбор. Кроме того, ребенку, например, с математическим складом ума не только будет сложно пройти вступительные экзамены или тестирование, но и, преодолев эти испытания, вряд ли он сможет хорошо учиться и успевать за своими одноклассниками. Таким образом, навязав ребенку выбор такой школы вы, руководствуясь благими намерениями, рискуете отбить у него желание учиться на самом начальном этапе.
3. Специфика школы – лицея заключается в том, в основу обучения ставится формирование профессионального самоопределения учеников. Количество изучаемых предметов в лицее больше, чем в обычных общеобразовательных школах. В учебный план часто включают такие предметы как “Философия”, “Психология”, “Культурология”.
Тут перед вами встает вопрос. Что важнее для вашего ребенка – иметь широкий кругозор или глубокие знания по более узкому кругу предметов. Кроме того, необходимо оценивать физическую нагрузку, которая ложится на плечи первокласснику-лицеисту.
4. Школа с углубленным изучением какого-либо предмета, предполагает освоение какого-либо предмета по более сложной программе. Это может быть как школа с углубленным изучением иностранного языка (предполагающая общение с носителями языка, выезды за границу), так и спортивная школа (воспитанники которой будут участвовать в соревнованиях, турнирах).
Отдавать ребенка в такую школу довольно рискованная затея. Детское развитие очень динамично. Установки, ценности, увлечения ребенка меняются с неимоверной скоростью. Если в 7 лет мальчик явно демонстрирует блестящие результаты, играя в футбол, не факт, что через пару лет, у него не появятся совершенно другие интересы и склонности. И получится, что он идет не «по своей дороге». Отдав его в спортивную школу, вы лишите его возможности выбора, что может в последствии привести к серьезному личностному конфликту.
Помните, выбор школы – это очень ответственное и значительное мероприятие. Школа – это первый в жизни ребенка социальный институт образования, который будет оказывать очень сильное влияние на формирование его личности. От того, правильно ли будет сделан выбор, зависят не только темпы и качество умственного развития ребенка, не только благополучие его профессионального продвижения в дальнейшем, но и его психическое и физическое здоровье.

Существует довольно распространенное мнение, что начальная и более старшая школы должны быть разными. Потому что в выборе места обучения для первоклассника на первый план выходит не специализация учреждения, а то, насколько близко оно расположено к дому и пойдут ли туда же ребята из детсадовской группы, чтобы крох было проще влиться в новую для себя обстановку. После четвертого класса школу довольно легко будет поменять, и ребенок сможет уже самостоятельно выбрать, изучению какого предмета он хотел бы посвящать больше времени.

Обычно выбор школы для первоклассника проходит примерно по такой схеме: весной, за полтора года до начала обучения ребенка в школе, семья определяется с учреждением и записывает малыша на подготовительные занятия, осенью ребенок начинает ходить на эти уроки и заодно знакомится со всеми учителями, а зимой родители оформляют электронную запись. У родителей будущих первоклассников есть шанс попасть в желаемую школу, когда заканчивается распределение детей по «приписке», это обычно происходит в августе. Поэтому если учиться по своему адресу совсем уж не хочется, можно рискнуть.

Впрочем, куда проще выбрать учебное заведение вблизи своего дома. Для этого, во-первых, стоит составить список вообще всех школ, которые гипотетически мог бы посещать ваш ребенок. Далее – отсекаем те, что по каким-то критериям вас не устраивают, например, плохие отзывы, очень старое здание или необходимость по дороге в учреждение переходить несколько проезжих частей. Оставшуюся часть тщательно изучаем, в идеале посетив каждую школу, и оставляем в своем рейтинге три штуки, куда и оформляем электронную заявку. Дело за малым – сформировать перечень критериев, по которым вы будете отбирать кандидатов.

Какой у вас ребенок?

Это следующий вопрос после того, самого первого. Если у вас абсолютно здоровый, самостоятельный и открытый для общения со сверстниками малыш – поздравляем! Такого можно отдавать в любую школу!

Другое дело, если, например, ребенок очень боится идти в школу, переживает, что прощается с друзьями из детского сада, он довольно чувствителен и застенчив – лучше отправлять его туда, где будут уже знакомые ему ребята. В таком случае, выбор падет на ту школу, куда направляют своих детей большинство родителей из вашего детского сада. Тогда вашему чаду будет куда комфортнее в новой для него среде.

Продолжим: языковая школа точно не для детей с проблемами речевого развития, а спортивная – не для часто болеющих, и так далее. Ориентироваться стоит именно на своего первоклассника: будет ли учреждение соответствовать его потребностям?

Дни открытых дверей в общеобразовательных учреждениях нашей страны проводятся регулярно, как минимум раз в год. После того, как вы составите свой собственный рейтинг, допустим топ-10, интересующих вас школ, советуем посетить каждую вместе с ребенком. Он уж точно вычеркнет из списка парочку совсем не понравившихся ему учреждений, тем самым облегчив вам выбор. Для родителей в рамках Дней открытых дверей, как правило, проводят открытые уроки, собрания, встречи с учителями и психологами, а также экскурсии по школам. Так и вы сможете оценить обстановку в учебных заведениях и условия, в которых каждый день находятся ученики.

Критерии отбора

Теперь перейдем к детальному осмотру каждого учреждения. На эти моменты, по мнению психологов и опытных родителей, стоит обратить внимание, прежде чем отдать своего будущего ученика в школу:

Местоположение. Напомним, мы говорит именно о первокласснике, то есть ребенке, которого еще пару-тройку месяцев назад водили в детский садик во дворе. Теперь ему предстоит учиться в школе, но он по-прежнему остается маленьким мальчиком или девочкой. Вопрос: сможете ли вы каждый день отводить его на уроки и забирать с них (в начальной школе уроки заканчиваются в районе 12-13 часов). Если, нет, отдайте предпочтение тому учебному учреждению, которое находится в шаговой доступности. Оцените, можно ли добраться до школы пешком или туда ходит общественный транспорт, сколько светофоров и пешеходных переходов на пути ребенка, насколько безопасно выглядит его маршрут и сколько времени он занимает. Если вы хотите научить кроху ходить в школу самостоятельно, его дорога должна быть как можно более простой и безопасной.

Отзывы. В выборе школы для ученика младших классов не стоит ориентироваться на рейтинги. Во-первых, потому что они составляются на основе баллов за ЕГЭ, а также количества наград учеников и педагогического коллектива. Вряд ли это как-то повлияет на обучение вашего семилетнего ребенка. Во-вторых, отнюдь не всегда эти рейтинги составляются неподкупными критиками. Некоторые учебные учреждения в них даже не участвуют – слишком дорого порой в мегаполисе обходится место хотя бы в двадцатке лучших школ. Поэтому куда удобнее ориентироваться на отзывы таких же родителей, как и вы. Сейчас в сети полно соответствующих чатов и форумов, где мамы и папы анализируют учебные заведения их детей. Можно спросить также у знакомых. Особенно ценным будет мнение тех родителей, у которых ребенок по темпераменту похож на вашего. Прислушивайтесь к мнению окружающих, но не забывайте, что это – лишь один из перечня важных критериев отбора, но все же не главный.

Учебная программа. Узнайте, насколько загружены первоклашки в каждой из школ-кандидатов. Официально в нашей стране ученикам первых классов не дают домашнего задания, однако в «сильных» школах детки по вечерам корпят если не над учебниками, то над рабочими тетрадями или творческими заданиями. Уточните также, сколько дней в неделю учатся малыши, по сколько уроков в среднем у них в день и есть ли в школе вторая смена – не каждый родитель согласится отдать свое чадо на «вечернее» обучение.

Стоит отметить, что современные школы нашей страны разделяются на несколько видов. Учитывайте, что ваша потенциальная школа может быть:

    Общеобразовательная – самая обычная школа, куда дети попадают на общих условиях, в основном по месту жительства. Такие школы есть в каждом районе. Их недостатком может быть устаревшее здание, требующее ремонта. В общеобразовательной школе есть, как правило, обычные и специальные классы, с углубленным изучением предметов, а также сильные и слабые. Куда распределить ребенка, решается после предварительного тестирования.

    Школа с углубленным изучением какого-либо предмета. Это могут быть иностранные языки, естественные науки, право, спорт, математика и так далее. Это означает, что по конкретному предмету ученик может получить дополнительные уроки, углубленные знания и зачастую – еще и дополнительную практику. Но есть и недостатки: в то время как на одном предмете внимание в учебной программе акцентируется, другие предметы могут страдать. К примеру, у вашего ребенка будет шесть английских в неделю, но – только два русских языка вместо трех. Возможно, учиться в такой школе обычному первокласснику будет сложно. Нужна ли такая загруженность ребенку в семь лет?

    Гимназия. Или гуманитарная школа – для ребят, склонных к изучению литературы, истории, русского или иностранных языков. В таком учреждении часто есть дополнительные предметы вроде истории мировой художественной культуры или античной литературы, но также могут страдать другие основные предметы.

    Лицей. Работа таких школ чаще связана с каким-либо высшим учебным заведением. Лицей изначально дает образование, направленное на развитие знаний в какой-то конкретной специальности и поступление в конкретный университет в будущем. Много дополнительных предметов, мало времени на предметы «непрофильные». Зачастую нагрузка оказывается слишком высокой для ребенка.

    Частная школа. Как правило, в таких учреждениях меньше классов и учеников, царит домашняя атмосфера и свои правила. Единых стандартов для этих школ в нашей стране нет.

Родительские «поборы». Да, в нашей стране государственные школы признаны бесплатными, а любые денежные сборы с родителей – вне закона. Но на самом деле вряд ли кому-то удастся найти школу, где мамы и папы не сдают на нужды класса. Вопрос в том, какова величина этих «нужд», ведь где-то сдают только по 300 рублей на Дни рождения, а где-то – и по паре тысяч рублей в месяц. Стоит выяснить это у родителей, чьи дети уже обучаются в этих школах.

Группа продленного дня. Волшебная функция некоторых школ: продленка! После уроков детки, которых родители не могут забирать днем, остаются в школе под присмотром учителя, выполняют домашнее задание, обедают, развлекаются и даже посещают школьные «кружки» по интересам. Если вы хотели бы определить ребенка в продленку, заранее узнайте, существует ли вообще такая группа в конкретной школе.

Питание. Узнайте, организованы ли обеды младшеклассников, и каким образом. В большинстве школ первые, вторые и третьи классы организованно ходят на обед и получают горячее питание. Но может быть и такое, что вместо полноценной столовой в школе размещен буфет с выпечкой и чаем.

Территория школы. Этот критерий вы можете оценить лично, ознакомившись со школьным стадионом, игровой площадкой, двором и тем, как все это содержится. Бывает и такое, что пришкольная территория служит любимой площадкой для выгула собак или тусовки молодежи по вечерам. Определить это можно по тому, что вы встретите: окурки, шприцы и разбитые бутылки – явно не очко в пользу учебного учреждения.

Внеучебная жизнь. Пожалуй, для ученика младших классов этот критерий стал бы определяющим. То, насколько хорошо организована жизнь детей вне уроков, очень важно для такого юного возраста. Поинтересуйтесь в школе, есть ли в учреждении какие-либо традиции, общие праздники, викторины, организуются ли совместные экскурсии и походы в театр. Важно и то, как первоклассники проводят свои перемены, организован ли их досуг педагогом. Знаком того, что в школе царит дружная атмосфера, станут яркое оформление классов, наличие стендов и стенгазет. Еще лучше, если начальные классы находятся в отдельном блоке, тогда малышей не будут обижать старшеклассники.

Безопасность учеников. Современные реалии таковы, что этот фактор становится все более значимым, особенно когда речь идет о самых маленьких школьниках. На охрану учреждения стоит обратить внимание – сотрудник ли это специального охранного предприятия или бабушка в тужурке? Многие школы сейчас оснащены турникетами и датчиками, которые считывают именные карты детей и отправляют информацию о прибытии ученика в школу на смартфон родителей.

После того, как проделана такая масштабная шпионская работа, осталось только познакомиться с потенциальным учителем вашего чада в каждой школе. Делать это стоит уже тогда, когда в вашем рейтинге осталась буквально пара учреждений. Первый учитель запомнится ребенку на всю жизнь, да, что уж таить, именно он или она повлияют на формирование в детском воображении образа школьной жизни в целом. Поэтому к учителям также стоит присмотреться. Если вам педагог не симпатизирует, вряд ли он понравится и вашему ребенку.

Дополнительные занятия. Приятный бонус любой школы – открытые в ней кружки. В некоторых учебных учреждениях есть музыкальные студии, дополнительные спортивные секции, художественные кружки и так далее. Посещать их школьник сможет сразу после основных уроков, что, безусловно, удобно для всей семьи – не надо будет возить ребенка из одного кружка в другой.

Конечно, нет никакой необходимости проводить все описанное выше расследование полностью. Вполне возможно, вы определитесь с выбором сразу же после посещения школы в рамках Дня открытых дверей и уже не захотите «внедрятся» в остальные потенциальные учебные учреждения вашего ребенка. В конце концов, первые классы – только тест-драйв школы, которую при желании можно будет и сменить. Удачных поисков, родители!

Анастасия Доманская

Как выбрать школу для ребенка: 10 ярких маячков

Выбор подходящей школы — дело не из легких, ведь вы ищете не просто учебное заведение, а «пристанище» своему чаду на ближайшие 9-11 лет. Узнайте, как выбрать школу для ребенка по главным критериям. Само понятие «хорошая школа» имеет свое определение. Для одних это престижное учебное заведение с охраной и бассейном, для других — обычное, но с углубленным изучением языков, а третьи хотят школу с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

1. Какую школу выбрать: рейтинг

С одной стороны, кажется, что определиться с «самой лучшей школой» очень просто, стоит лишь взглянуть на рейтинги. Но спешить все же не стоит.

Начнем с того, что многие рейтинги составляются лишь по формальным критериям, где учитывают быт, общий состав преподавателей, техническую оснащенность, участие и победы учеников на различных олимпиадах и конкурсах, успешность сдачи ВНО. Но при этом, конечно, вам никто не даст гарантий, что учителя обладают отличными человеческими качествами, и не объяснит, обеспечены ли ученики высоким уровнем образования.

О репутации школы лучше всего расскажут сами дети, которые в ней учатся, и их родители. Поэтому стоит пообщаться с немалым количеством людей (в реале и на форумах), чтобы первоначально выделить плюсы и минусы конкретного учебного заведения и его учителей.

2. Как выбрать школу для ребенка: расположение

Важную роль в выборе школы для ребенка играет ее месторасположение — родители хотят, чтобы школа была рядом с домом, и ребенку не пришлось проделывать длинный путь туда и обратно.

Но так как для многих родителей это не главный критерий, часто они выбирают школу для своего чада подальше. Тогда имейте в виду — сможете ли вы возить ребенка туда и обратно (хотя бы в первое время), удобна ли развязка, чтобы малыш смог запомнить путь и в дальнейшем добираться самостоятельно.

При этом учтите все детали: насколько удобен общественный транспорт и с какой регулярностью он ходит, есть ли светофор на наземном переходе и так далее.

3. Выбор школы: учебный план

Один из главных факторов, которым руководствуются родители, определяя, какую школу выбрать — организация в ней учебного процесса: сколько учебных дней в неделю, как много уроков в день, кто учится в первую и во вторую смены — все эти моменты очень важны для любого ученика, а уж тем более для первоклассника .


Обратите внимание на загруженность учащихся, ведь есть школы, где нагрузка чрезмерно большая. Такие учебные заведения подойдут не для всех, уж тем более не для малышей с хроническими заболеваниями.

Узнайте как можно больше информации об учебном заведении, которое вас заинтересовало, включая детали.

4. Платные и бесплатные школы

С частными школами все понятно — в каждой из них установлена конкретная ежемесячная сумма (ее можно узнать и в администрации, и на сайте).


Государственные школы бесплатны, но в реальности родителям приходится регулярно сдавать деньги на многочисленные нужды школы и класса (в среднем от 50 до 300 гривен в месяц).

Нередко такие сборы оформляются в виде благотворительных взносов — добровольно-принудительных. Лучше заранее уточнить эти нюансы у родителей учеников данной школы.

5. Важный момент: продленка

Если оба родителя работающие и им ежедневно приходится до вечера быть на работе, наличие в школе группы продленного дня станет отличным решением вопроса, с кем оставить ребенка. На продленке не только присматривают за детьми, но и следят, чтобы те выполняли домашние задания, вовремя поели.

А еще дети могут посещать кружки и дополнительные занятия, спортивные секции — это удобно и для родителей, и для малышей.


6. Выбираем школу: территория

Окрестность возле школы также может о многом рассказать. Обратите внимание, есть ли охрана, каково состояние школьного двора, не валяются ли на территории и рядом с ней подозрительные предметы (шприцы, окурки, презервативы), не используется ли школьный стадион для развлечений местных жителей.


7. Атмосфера: комфортно или нет

Нередко родители первым делом начинают выяснять, какой ремонт в классах и новые ли компьютеры в кабинете информатики. А для ребенка важнее особый дух, присутствующий в классе среди сверстников и в учебном заведении в общем. Ведь, к сожалению, есть немало школ, где вроде бы все хорошо, но атмосфера совершенно не располагает к продуктивному обучению.


Чтобы выяснить это, посетите учебное заведение на обычной школьной переменке и посмотрите, чем занимаются ученики и как они себя ведут. Также обратите внимание на оформление классов, внешний вид стендов и наглядных пособий, а еще на то, чем заняты преподаватели, когда малыши играют.

Отлично, если младшая школа отделена от старшей хотя бы условно - есть хоть минимальная гарантия, что к первоклашке не будут приставать взрослые сотоварищи по учебе, устраивая школьную "дедовщину".

8. Питание ребенка в школе

Так как ребенку в школе придется проводить как минимум полдня, а то и весь день, возможность регулярно питаться особо важна.


Лучше, когда в учебном заведении есть полноценная столовая, а не просто буфет с булочками и сладостями.

9. Методы безопасности

Как правило, современные школы охраняются, но тем не менее, родителям не помешает лично обратить внимание на безопасность. Для этого родителям лучше узнать, каковы способы контроля за посещением детьми уроков, уточнить, как учителя реагируют на отсутствие ребенка во время занятия (например, перезвон родителям).


10. Как выбрать школу для ребенка: учителя

Опытные родители знают, что для первоклассника важно не столько само учебное заведение, сколько первая учительница. В этом есть большая доля правды, ведь именно с педагога и начинается учебная жизнь малыша, и с ним он будет проводить большую часть времени.


Важно, чтобы родители познакомились с учителем лично. При этом — обращайте особое внимание на его темперамент. Например, если у педагога быстрая речь и резкие движения, а ваш малыш очень медлительный, то ему будет тяжело. И наоборот, если учительница чересчур флегматична, то вряд ли и она, и гиперактивные дети будут в восторге друг от друга.

Обязательно пообщайтесь с сегодняшними четвероклассниками и их родителями, ведь именно эти детки заканчивают начальную школу, и к их классным руководителям пойдут новые ученики.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Апрельское умопомешательство
Как выбрать школу для будущего первоклассника?

Приходит время — родителям становится не до сна. Потому что на дворе апрель, а с 1 апреля начинается запись будущих первоклассников в школу. "Первоклассный" родительский ажиотаж уже стал притчей во языцех. Порой за место в престижной гимназии разгораются самые настоящие родительские бои. Временное родительское помешательство, конечно, можно оправдать: от начальной школы в нашей жизни зависит очень многое. Но далеко не все школы стоят потраченных на поступление нервов и сил. Так какой же должна быть школа? По каким критериям ее выбирать, чтобы потом не пришлось в срочном порядке искать другую?

Посмотри на свое чадо

Недавно ВЦИОМ провел опрос, чтобы выяснить, как родители выбирают школу для своего ребенка. Так вот 86% респондентов считают важным критерием близость школы к дому. 82% родителей обращают внимание на то, сколько процентов выпускников поступают в вуз. За "дешевизну обучения и отсутствие необходимости дополнительно платить за него" высказались лишь 68% опрошенных и почти столько же (65%) поставили во главу угла специализацию школы и ее известность (64%). И лишь 33% родителей назвали важным такой критерий, как личный опыт, т.е. желание отправить ребенка в ту школу, где они учились сами. 21% среди признаков хорошей школы указал "хорошее материально-техническое оснащение", "удобство помещений" и даже "высокое качество образования".

Заметьте: родители критерии выбора школы не выбирали, они были заданы заранее социологами . Возможно, если бы критерии выбирали сами родители, результат был бы совсем другой. Во всяком случае, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких утверждает, что в последние лет пять родители все чаще хотят для своего чада "человеческую" школу. Где к ребенку будут относиться лояльно, считаться с его индивидуальными и возрастными особенностями.

Так вот, будет ли школа для малыша "человеческой", напрямую зависит от выбора родителей.

— За последние 10 лет программы начального обучения сильно изменились. Но, к сожалению, выбирая школу, программой обучения родители практически не интересуются, — сетует Марьяна Безруких. — И понимают, что попали в школу с интенсивной программой обучения только к концу первого класса, когда появляются большие проблемы. Ведь при такой программе гораздо быстрее идет изучение базовых навыков письма и чтения, много дополнительных занятий. Там очень насыщенный школьный и региональный компонент. А родители хотят еще, чтобы ребенок изучал несколько иностранных языков, учился бальным танцам и хоровому пению. Но это хоть и другие виды деятельности, но все равно немалая нагрузка.

В результате 49% родителей оценивают ситуацию в нашем образовании как тревожную и кризисную. Раз так — значит, их дети не справляются с учебной нагрузкой. Что напрямую связано и с интенсивными программами обучения, и с выбором не соответствующей возможностям ребенка школы.

Наша общая беда — родители выбирают школу, в которой они хотели бы учиться, то есть для себя, а не для своего ребенка . Господа! Да взгляните же вы на свое чадо! Правильно оцените его возможности!

Хотите лингвистическую гимназию? Углубленное изучение иностранных языков? Тогда обратите внимание, насколько у малыша сформирована родная речь. Если у ребенка недостаточно хорошее произношение, небольшой словарный запас и грамматически он не всегда верно строит предложение, не умеет составить рассказ по простой картинке, то, скорее всего, это не позволит ему учиться в языковой школе.

Стоит обратить внимание на здоровье. Это главное, что определяет успех и трудности в обучении. Часто болеющий ребенок или ребенок с хроническими заболеваниями быстро утомляется. И в гимназии или в школе с углубленным изучением иностранного языка он будет быстро уставать. И как следствие — все, что он не сделает на уроке, ему придется делать дома. Эта школа не для него.

Учесть надо и еще одно немаловажное обстоятельство: начальная школа — это время, когда ребенок может попробовать разные виды деятельности, найти свой интерес. Поэтому хороша та начальная школа, которая даст возможность иметь свободное время. И на встрече с родителями администрация школы должна рассказать, какая программа, насколько она интенсивна, по силам каким детям она будет. Но это редкость. Поэтому задача родителей — спрашивать. Почитать учебники, которые рекомендуются. Прислушаться к мнению специалистов. Посмотреть расписание.

— Возьмите лист бумаги, сверху напишите 24 часа. На сон — 10 часов. На воздухе ребенок должен проводить 2-2,5 часа. Хотя бы 1,5 часа тратить на гигиенические процедуры. Час — на прием пищи. И еще хотя бы полчаса ему нужно, чтобы побыть с самим собой. Если малыш уже ходит в музыкальную школу, плюсуйте сюда занятия в этой школе и время на подготовку. Складывайте и вычитайте. Не останется ни-че-го!

И не верьте тому, кто скажет: в начальной школе нет домашних заданий. Неправда! Все первоклассники на их подготовку тратят 1,5-2 часа. В элитных школах этот процесс может затянуться чуть ли не до 11 часов вечера. А потом ребенок не может заснуть, потому что перевозбужден, утром его невозможно разбудить, в школе он хочет спать и не слушает учителя. В идеале в начальной школе домашних заданий быть не должно. Но при интенсивной программе и способах обучения, которые далеко не всегда адекватны возможностям ребенка, при педагогах, которые плохо ребенка знают и понимают, это невозможно.

Так что не зря специалисты говорят, что две нагрузки (спортивная секция и творческая деятельность) — больше, чем достаточно. Иначе получится ситуация, о которой рассказал Марьяна Безруких. На прием к ней пришел папа: у сына огромные проблемы — вдруг стал плохо читать, плохо писать. Ничего этого раньше не было.

— Я спросила: сколько времени ваш ребенок проводит на воздухе? Папа складывал время от машины до школы, от школы до машины, от машины до бассейна и насчитал 35 минут. Ясно, что ребенок такой гонки просто не выдерживает, он на грани нервного расстройства. Мы называем такой стресс стрессом ограничения времени. И чем больше нагрузок, тем он больше. Это чревато ухудшением здоровья.

Поэтому, выбирая школу, обязательно посмотрите, насколько перегружен учебный план школы . Поинтересуйтесь, не слишком ли сложны домашние задания (на их приготовление не должно уходить больше получаса).

— Тридцать лет назад ребенок приходил в школу в 7,5 лет. А сейчас в лучшем случае в 6,5 лет, а то и в 6, т.е. мы на полтора года сдвинули процесс обучения, и при этом, ускорили программу. Тридцать лет назад азбуку осваивали в течение года, а теперь на это отводится всего лишь два с половиной месяца. С одной стороны, ребенок стал "моложе", с другой — к нему предъявляются более высокие требования. Но ведь существуют закономерности возрастного развития. У ребенка этого возраста разница между физиологическим и так называемым паспортным возрастом может достигать двух лет, индивидуальный разброс в этом возрасте, пожалуй, самый большой, он потом нивелируется. А мы берем ребенка по его паспортному возрасту, не учитывая индивидуальных особенностей. Если раньше дети от 6 до 7,5 "дозревали", то теперь все их возрастные особенности проявляются на начальном периоде обучения. Отсюда же — резко возросшее количество гиперактивных детей. Если у нас в 7,5 лет функционально незрелых детей 20 25 %, то в 6 лет 35 40%, — говорит директор Института возрастной физиологии РАО.

По-моему, родителям есть, над чем крепко подумать.

И, наконец, Марьяна Безруких советует обратить внимание, как с вами в школе разговаривают. Ставят ли условия, рассказывают ли о требованиях школы или расспрашивают о ребенке. Если ребенок часто болеющий, плохо спящий, если он остро и тонко реагирует на все происходящее, то поездка в школу будет для него дополнительной нагрузкой. Лучше выбрать школу в своем районе.

Кроме того, не худо бы "сходить" и на сайт школы в интернете: посмотреть, насколько прозрачно в нем отражается жизнь школы, внеурочные дела. Часто родители "клюют" на новое здание, но нужно посмотреть, что скрывается за его стенами.

Учительница первая моя

Подавляющее большинство россиян считают главным показателем хорошей школы "хорошего" учителя, а не качество образования, которое он дает. Таковы результаты опроса ВЦИОМ, о котором мы уже упоминали в начале статьи. Фигура учителя в оценке родителями школы оказалась ключевой. При этом 93% опрошенных важнейшим критерием при выборе школы для ребенка считают наличие там хороших преподавателей, "пользующихся уважением знакомых и родственников". А убеждены, что "Хороший преподавательский состав — залог качества школы", 45% россиян. Но при этом лишь 15% родителей обращают внимание на уважительное отношение в школе к ученикам. И это настораживает.

А знаете, какого учителя ищут для своего ребенка большинство родителей? Строгого.

— То есть родители сами не уважают ребенка, — замечает Марьяна Безруких. — А что такое строгий учитель? Это учитель, который будет кричать, наказывать, стыдить ребенка при всех, унижать его. Это нормально?

Вывод: помимо школы надо еще выбрать и педагога . Хороший педагог адаптирует к возможностям ребенка даже не самую удачную программу, плохой — даже наилучшую программу сделает неудобоваримой.

Тестовая ситуация: если вы рассказываете о своем ребенке, а учитель говорит: Вы знаете, у меня их 30, я не смогу уделить ему внимание — это не ваш учитель.

— Родители должны понять, какой учитель будет у их ребенка, и хотя бы раз встретиться с ним, — советует Марьяна Безруких. — Это особенно важно для медлительных детей. Если у учителя быстрая речь, резкие движения, быстрый темп деятельности, то скорее всего он ребенку не подходит. Он будет раздражать учителя, а ребенок будет чувствовать себя неудачником. Уже в первом полугодии у таких детей нарушается физическое и психическое здоровье. Ребенок не может жить в состоянии постоянного цейтнота. Гиперактивным детям тоже подойдет спокойный, уравновешенный и терпеливый учитель.

Если ребенок вырос с бабушкой, мягкий и нерешительный, а учительница уверена, что дети "ходят только строем", вашему ребенку тоже будет с таким педагогом некомфортно. Он быстро потеряется в таком коллективе, и у него начнутся неудачи.

Крамольная, наверное, мысль, но если про учителя говорят "душевный, трудолюбивый, любит детей" — это не самый лучший выбор.

— Душевность, трудолюбие, любовь к детям — это традиционные мифы, — уверяет Марьяна Безруких. — Учитель не должен отдавать свое сердце, иначе эффект выгорания неизбежен. Ему приходится работать сердцем, если не хватает знаний. И это главная беда наших учителей. Учитель прежде всего должен быть знающим. Он должен не только знать свой предмет, но и понимать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и уметь индивидуально работать с каждым ребенком. К сожалению, такая школа сотрудничества в наших условиях утопия.

Часто учитель просто не понимает, что с ребенком, не знает, как с ним работать . И во всех своих огрехах ребенка же и винит. Если ребенок плохо пишет, плохо читает, не может быстро работать, вину на него и сваливают, с учителя взятки гладки. А ребенок может быть очень способным, развит интеллектуально, иметь очень хорошие задатки, но из-за не подходящей ему системы обучения и требований не суметь себя проявить. Увы, и на это родители, как правило, внимания не обращают.

Советы родителям будущих первоклассников:

1. Поговорите с учительницей. Она должна стать "второй мамой", создать комфортную для учебы среду.

2. Поговорите с родителями, поджидающими детей около школы, что они думают об этом учебном заведении; расспросите самих детей.

3. Школа должна быть рядом с домом.

4. Зайдите на сайт школы и внимательно его изучите.

5. Новое школьное здание необязательно означает хорошую школу.

6. Выбирая школу для гиперактивного или, наоборот, медлительного ребенка, нужно прежде всего выбирать учительницу. Она должна быть спокойной и уравновешенной.

7. Домашнего ребенка, который не привык работать в коллективе, лучше отдавать в частную школу, где маленькие классы и учитель сможет уделить ему особое внимание.

8. Болезненного ребенка лучше не отдавать в гимназию или языковую школу: процесс приготовления уроков превратится в каторгу.