Как привыкнуть к своему ребенку. Как помочь малышу быстрее привыкнуть к детскому саду? Как привыкнуть к детскому саду: предстоящие проблемы

С началом нового учебного года те, кто живут возле детских садиков, по утрам часто смотрят триллер "Мама, не хочу в сад!". В основном истерики закатывают "новобранцы" - малыши 2-3 лет, которые только начали свое знакомство с детсадовской жизнью. Как облегчить их дебют, знают наши эксперты: Снежана Поплавская, детский психолог-психотерапевт, кандидат философских наук, директор ДРК "Золотой ребенок", и Алена Попова, консультант для мам по тайм-менеджменту, организации быта и воспитанию по системе Монтессори.

Пять популярных ошибок родителей

1. Негативная проекция

Первым важным кирпичиком в фундаменте хороших взаимоотношений ребенка с садом является уверенность родителей в том, что этот шаг очень нужен.

"Если они принимают это решение под давлением близких, но сами сомневаются в его необходимости, ребенок прочувствует это", - утверждает Снежана Поплавская.

То же происходит и в случае, когда родители испытывают страхи, связанные со своим детством или опытом старшего ребенка. Кроха, ощущая их, будет проецировать их на себя и отрицательно реагировать на детсад. Особенно если еще и будет слышать негативные отзывы о воспитателе. В таком случае у него возникнет вопрос: если он плохой, зачем мама меня к нему водит? Важно, наоборот, как можно ярче демонстрировать ваше хорошее отношение к воспитателю.

"Здоровайтесь с ним за руку. А затем пусть он протягивает руку ребенку", - советует Алена Попова.

2. Резкое погружение

Некоторые родители пренебрегают периодом адаптации и сразу же отдают ребенка в сад на полный день. Результатом могут стать истерики только при одном его упоминании. Начинайте с коротких походов - на 1-2 часа, постепенно увеличивая время. Период привыкания каждого ребенка к саду индивидуален.

3. Розовые очки

Частенько родители заманивают детей в сад рассказами о том, что там сплошное веселье и развлечения. Но это далеко от истины. "И когда ребенок это понимает, он может испытать обиду и даже спроецировать проблему на себя: если мама говорила, что сад - это праздник, а мне здесь плохо, значит, это со мной что-то не так", - объясняет Снежана Поплавская. Говорите с ребенком честно, детально распишите ему распорядок дня. Узнавайте заранее расписание занятий и накануне вечером рассказывайте, чем он будет заниматься в саду.

4. Без комментариев

То, что дети не умеют пользоваться часами, не повод не объяснять им, когда вы придете забирать их из сада. В этом случае ребенок весь день проведет в состоянии страха: "А заберут ли меня вообще?". "Расставаясь утром в саду, сообщите малышу, на каком этапе распорядка дня вы за ним придете. И ни в коем случае не опаздывайте", - рекомендует Алена Попова.

5. Поздний подъем

Жалея ребенка и давая ему возможность утром поспать подольше, мы оказываем ему медвежью услугу. "Наш садик находится рядом с домом. Поэтому, разбудив дочку в 8:00, я успевала собрать ее и привести вовремя, к 8:30, - рассказывает киевлянка Елена Литвиненко. - Но я не учла, что ей будет сложно заснуть в 12:30, и именно это стало главной проблемой: дочка рыдала и говорила, что не хочет ходить в сад из-за дневного сна. Подъем в 6:30 решил вопрос: к тихому часу дочка уставала и спокойно засыпала".

Как облегчить расставание с мамой

Многие дети сильно плачут, когда мама уходит. Огромная ошибка - убегать, когда ребенка как-то отвлекут. Так подрывается его доверие к вам и взращивается тревожность, что мама может в любой момент без объяснений исчезнуть. Поэтому важно, даже во время водопада слез, сказать малышу, куда вы идете и когда придете за ним: "после супчика", "после прогулки" и т. п.

Следующие лайфхаки, мы надеемся, помогут снизить градус накала страстей во время утренних расставаний в саду.

1. Если у ребенка очень сильный эмоциональный контакт с мамой, лучше, чтобы в сад его отводили папа или бабушка с дедушкой, а забирала мама.

2. Поговорите с воспитателями и введите какой-то ритуал - до и после сада. "Мы договорились, что дочка будет махать мне в окошко, - рассказывает киевлянка Юлия Самойлова. - Так вот, пока она от двери до окна доходит, уже и истерики нет. А после сада мы идем покупать ее любимые орешки".

3. Договоритесь с воспитателем в частном порядке пару раз погулять вместе с вами и ребенком и оплатите потраченное время. В идеале вообще домой к себе пригласить - чтобы малыш понял, что это "свой" взрослый.

4. Дети рыдают, потому что боятся, что мама их не заберет из сада. Поэтому попробуйте такой ход: пару дней во время адаптации водите ребенка только на вторую прогулку - чтобы он видел, что абсолютно за всеми детками приходят их родители и никто не остается на ночь в саду. С этой же целью - чтобы ребенок не волновался, что вы не вернетесь - оставьте в шкафчике важную для себя вещь (не дорогую, а важную, и ребенок об этой важности знает).

5. Купите "друга для садика". "Дочке было два года и два месяца, когда она пошла сад. Первый день она 15 минут лежала на полу в истерике. Потом подруга-психолог посоветовала купить "друга". Мы пошли в магазин с установкой, что покупаем друга, который очень хочет в садик - чтобы подружиться с детками, узнать много новых игр и т. п., - рассказывает Ирина Светлова. - Дочка выбрала странного небольшого зверька, которого назвала Тоша. Мы весь вечер рассказывали ему, что завтра он пойдет в садик и Анечка познакомит его с воспитателем, со всеми детками и покажет много новых игрушек. Утром она проснулась, схватила Тошу и поволокла его в сад. Молча зашла в группу - и ни одной слезинки больше не было".

6. Завяжите на запястье ребенку "ниточку любви" - как напоминалку, что вы его сильно-сильно любите. Еще можно нарисовать на своей и детской руке одинаковый маленький рисунок (котика, солнышко - что угодно) и сказать, что, если вдруг станет грустно, пусть смотрит на рисунок, а вы будете смотреть на свой.

Сигналы SOS

Когда в сад отправляется ребенок, умеющий хорошо говорить, это дает возможность быстро выявить и разрешить какие-либо проблемы. Но как быть, если малыш еще не говорит или выражает свои мысли недостаточно четко? Вот перечень тревожных звоночков, по которым вы можете определить, что в отношениях ребенка с детским садом что-то пошло не так:

1. Aгрессия на родных, внезапные слезы и истерики (неестественные в досадовское время);
нарушения сна: кошмары, частые тревожные просыпания, периодический энурез (неконтролируемое ночное мочеиспускание);
2. Aутоагрессия (щипание, кусание, царапание самого себя);
3. Hепрекращающиеся болезни - они могут быть психосоматическим проявлением стресса, следствием пережитого страха, с которым малыш не смог справиться;
регресс (ребенок начинает сосать палец, грызть игрушки).
4. Hаблюдайте за тем, как он играет дома, что рисует, какие ситуации воспроизводит с игрушками. Часто в таких играх проявляется воспринятая агрессия или звучат фразы, принесенные из сада. Это может стать сигналом для того, чтобы обсудить ситуацию с воспитателями или даже сменить дошкольное учреждение.

Очень важен настрой мамы, не надо быть наседкой от этого и вам и ребенку только хуже. Дочь привыкала к саду недели 2: оставляли по несколько часов сначала, потом продлевали, потом весь день. Мы с ней сразу договорились, что ты немного проиграешь, а потом мама за тобой придет. Уходила, когда она отвлекалась, она практически сразу замечала и начинала плакать, тут ее отвлекала воспитатель - и всё, не плакала и минуты)я сначала в коридоре стояла- слушала)) очень много зависит от воспитателя, конечно, наши могут и на руки взять, и обнять Да, очень важно и самим родителям, в частности мамам, настроиться на сад. Мы только начинаем ходить (2 года), когда отожу на 2 часа, сижу в машине))) даже отъехать боюсь куда-нибудь) Возможно, вам будет интересна новая статья на нашем сайте:

«Прелести» первых недель в дошкольном учреждении родителям приходится испытывать неоднократно: и когда ребенок впервые идет в детский сад, и когда возвращается туда после летней вольницы, и даже за время болезни малыш успевает отвыкнуть от своей группы и воспитателей.

Предупрежден - значит вооружен, поэтому давайте заранее узнаем, как облегчить привыкание к детскому саду!

Добавлено спустя 7 минут 27 секунд:

Старший сын пошёл в садик в 2,3 года, в частный. Остался с первого дня на весь день без слез и истерик. Так и ходил до окончания сада, ни разу не сказал, что в сад не хочет или что-то типа того. В том числе и в муниципальный с 3,5 лет.
Сейчас средний пошёл. Характер у ребёнка другой. Первый день без слез все отлично было, т.к. Не понял ещё что это такое. Утром второго дня немного поныл утром, но виноград пошёл. Третий день истерика взахлёб, но переодевался без сопротивления, в группу с воспитателем зашёл водички попить и тут же увлёкся игрушками. Четвёртый день истерик не было, нытья не было. Пятый день уже и поцеловал меня на прощанье, и ручкой помахал, и довольный в группу убежал. Ждём понедельника, посмотрим, что будет😊

Добавлено спустя 4 минуты 2 секунды:

Кстати, я сейчас не работаю. Но мне надо старшего в школу везти и с младшим сидеть некому. Настрой ребёнка очень сильно зависит от настроя родителей. Если мама-наседка волнующаяся, то и ребёнок беспокойство и страх чувствует. А, если мама уверена и довольна, ребёнку настроение передаётся и адаптация очень быстро проходит.

Полностью согласна, я тоже против такого посещения группы родителями. Незнакомая
Вы немного путаете понятия... У меня достаточно самостоятельный ребенок для своего возраста, над ним никто не охает и не ахает, на коньках он катается с 3-х лет. При чем тут детский сад?
А я разве писала, что практикую вседозволенность в воспитании? границы должны быть всегда, я просто слушаю и слышу своего ребенка, у нас с ним диалог. Я не понимаю ваших принципов воспитания, мама сказала "НАДО" и все, твое мнение никого не интересует. Dark Angel
я вам сейчас расскажу, как мы ребенка на коньках кататься учили.
Ребенку было 5 лет.
Взяли коньки на прокат, я жутко боялась, что ребенок упадет, и, конечно же, разобьется на льду. муж меня не допустил на каток. Так и сказал:"Я-сам!"
Первые минут 10 он учил его ставить ноги правильно и возил за собой, держа за руки..а потом- отпустил...Я ахала и охала, но..на расстоянии.
В итоге в этот же день ребенок САМ стоял на коньках. Через пару раз уже самостоятельно ездил. А потом уже- гонял!!!
а если бы Я его на коньки ставила...то это бы длилось, как у вас в саду- полгода, наверное. А то вдруг упадет. Тут муж был прав, не допустив меня на лед.

Плавать учили его в детском бассейне. Отдала тренеру, 5 минут посмотрела и ушла. На втором занятии ребенок плавал уже самостоятельно. (Под страховкой тренера).
А если бы стояла там и охала, то ребенок бы отвлекался на меня, а то бы и раскапризничался.


Японская методика?

Ну вот я не согласна с Выготским в этом - и что? Я согласна с современными методиками, с уважительным отношением к ребенку как к личности, с отсутствием давления на ребенка, с мягкой адаптацией. И я воспитываю ребенка опираясь на эти принципы.
А плавать ребенка вы наверное также учили - сразу в море бросили, авось выплывет как-нибудь? Dark Angel
Дети в 2 года не помнят, почему они плакали 5 минут назад. Я прекрасно знала, что мой ребенок плачет только для меня и при расставании со мной, и как только за мной закроется дверь- он успокоится и все в саду будет замечательно. Как у любой мамы у меня временами сердце, конечно, трепетало, но не до такой степени, чтоб сидеть с ребенком по полдня в саду. Я считала, что этот период просто надо пройти и пережить. И этот период очень быстро действительно прошел.

Причем, когда ребенок шел с ПАПОЙ в сад, он вообще практически не плакал. Но даже когда плакал, папа наш также не сидел, он даже гораздо быстрее расставался с ним, чем я. Привел-раздел- без разговоров завел в группу- ушел.

А я вам советую почитать не современных горе-педагогов-"новаторов", а классиков. Например, психологию Выготского---раздел о памяти.
И вы поймете, что в этом возрасте преобладает кратковременная память, и ребенок, плачущий с ТАКИМИ Эмоциями!!! через 10 минут вообще не помнит, что было.
Тем более это он не вспомнит в более старшем возрасте.

Не точно выразилась..не то, что я бы нервировала своим присутствием СВОЕГО ребенка (а вот остальных детей- 100%), просто ребенок в присутствии мамы ведет себя иначе..не соблюдает режим, капризничает, не вливается в детский коллектив.
Зачем это провоцировать? Не понимаю.
Мне важно было, чтобы мой ребенок как можно скорее адаптировался к саду, поэтому экспериментов, ("Мягкая адаптация") навязываемых коммерческими садами (да они за ТАКИЕ деньги вам еще и не то позволят, лишь бы выгоду не упустить...) я не проводила над своим ребенком.

Ну если вы нервируете своего ребенка своим присутствием, то это не значит, что что остальных детей нервирует присутствие их родителей. Вообще-то это называется мягкая адаптация. Советую почитать, так, для общего развития.

Добавлено спустя 3 минуты 48 секунд:


Т.е. искренние чувства ребенка, которые выражаются слезами от страха остаться одному в незнакомом месте - для вас это концерт? Ну тут мне даже нечего вам ответить, сочувствую вашему ребенку.

Говорят, что чужие дети растут быстро. Но свои растут еще быстрее. И вот, вы не успели и глазом моргнуть, как ребенка пора вести в садик. Это всегда вызывает огромное количество противоречивых чувств. Вместе с детским садом приходят болезни, дележ игрушек, ссоры в детском коллективе и возможно совершенно непривычный график. Детский садик занимает огромную часть жизни, как ребенка, так и родителей на довольно длительный срок.

Очень много зависит от того, как быстро малыш привыкнет к детсадовским правилам жизни . Ведь чем дольше поход в садик для малыша будет являться стрессом, тем меньше он будет развиваться и социализироваться. Поэтому главной заботой родителей в детсадовский период жизни ребенка - позаботиться о скорейшей адаптации малыша к детскому саду, с его порядками и новыми окружающими людьми.

С какого возраста идти в сад?

Для того чтобы ребенок не чувствовал себя в детском саду как не в своей тарелке, нужно знать, в каком возрасте его лучше всего туда отправлять. Так например для трехлетнего ребенка такая резкая смена обстановки очень тяжела. А вот с четырех лет ребенка вполне можно отдавать в детский садик, ведь в этом возрасте он намного легче приспосабливается к изменениям ситуации, более смышленый и самостоятельный.

Однако есть объяснения и тому, почему родители отдают детей в садик намного раньше - начиная с 2 лет. Во-первых , в четыре года ребенок уже сформировавшаяся личность со своими привычками и принципами. Попадая в новую среду с новыми правилами и требованиями, ему будет сложно быстро подстроиться под них. Во-вторых , многим родителям необходимо после рождения ребёнка быстро возвращаться обратно на работу. В современном мире мало кто имеет возможность надолго оставаться дома с ребенком, поэтому мамам приходится, как можно раньше отдавать свое чадо в детские сады.

Выбираем садик

Кроме возраста, важным компонентом успешной адаптации малыша является и сам детский сад . Ведь в плохом детском саду приспособиться намного сложнее, чем в хорошем. В этом вам, конечно же, поможет развитое в нашей стране «сарафанное радио». Ваши знакомые, коллеги и друзья, чьи дети уже ходят или ходили в тот или иной детский садик могут помочь вам сделать наиболее правильный выбор. Кроме знакомств вы можете сами провести «осмотр» близлежащих детских садов, поговорить с директорами и воспитателями, осмотреть оборудование и состояние помещения. Так вы нарисуете наиболее полную картину того, куда вы отдаете своего малыша на целых 4 года.

Ваши знакомые, коллеги и друзья, чьи дети уже ходят или ходили в тот или иной детский садик могут помочь вам сделать наиболее правильный выбор.

Кроме внешнего и внутреннего вида садика важен и его персонал, а в первую очередь, воспитательница , с которой ваш ребенок будет проводить практически целый день. Обязательно побеседуйте с ней и узнайте, в каком направлении она собирается работать с группой детей. В детском садике существуют различные направленности: различают оздоровительные, спортивные, развивающие садики и тому подобное. Общение с воспитательницей даст вам понять, как она будет общаться с вашим ребенком и облегчит принятие решения.

При выборе детского сада руководствуйтесь также и его расположением . Чем длиннее будет ваш путь от дома до садика, тем раньше вам придется поднимать малыша - а это будет служить дополнительным поводом, чтобы туда не ходить. Лучше всего, чтобы садик находился недалеко от дома и соответствовал потребностям вашего ребенка в плане направленности.

Как подготовить ребенка к походу в детский сад?

Чем раньше вы начнете прививать ребенку мысль о детском саде, тем легче он адаптируется к нему в итоге. Поэтому говорить с ним об этом нужно начинать за несколько месяцев до самого события.

Уделите больше внимания малышу, если он обладает стеснительным характером - так как ему будет намного сложнее влиться в новый коллектив и найти со всеми общий язык. Если малыш молчаливый, боится чужих людей, не общается с незнакомыми детьми, то даже самая талантливая воспитательница не сможет ему помочь быстрее привыкнуть к новой среде. Поэтому заблаговременно постепенно расширяйте круг общения малыша, учите его общаться с людьми и не стесняться говорить. Например, чаще ходите в гости, на игровые площадки, где много детей.

Старайтесь научить ребенка взаимодействовать с окружающими детьми, меняться игрушками, делиться и так далее. Обязательно запишите малыша в детский клуб или центр развития, учите его знакомиться с новыми детьми и первым завязывать разговор. Поначалу демонстрируйте ему, как вы сами знакомитесь с детьми, просите у них игрушку или просто вместе играете. Наблюдая за вами, малыш обязательно примет вашу форму поведения и тоже станет общаться с другими детьми. Все эти навыки сделают его жизнь в садике гораздо проще и веселее.

Чтобы для малыша не стал стрессом распорядок дня в детском саду - изучите его и потихоньку за пару месяцев до похода в сад переходите на этот график. Зачастую, все садики живут по одному плану, разница может варьироваться в переделах получаса. Вот примерный распорядок дня любого детского сада:

8:30 - завтрак

9:00-10:00 - занятия

10:00-11:30 - прогулка

12:00 - обед

Многим родителям переход на такой распорядок дня кажется сложным. Если у мамы много дел по дому, то у нее нет времени следить за каждой минутой и правильно распределять время. Однако если ребенок будет знаком с таким распорядком - для него уже не составит труда следовать ему в детском саду, а значит, и дискомфорта жизнь в садике будет вызывать значительно меньше.

Больше всего проблем у детей в детском саду вызывает послеобеденный сон . Приходя с прогулки, дети совсем не готовы ложиться спать - им хочется продолжить игру или общение. Поэтому до похода в сад, приучайте малыша ко сну в послеобеденное время. Обсудите также, что если он не хочет спать, в это время он должен просто тихо лежать в кроватке. Ведь на самом деле, воспитательницы не следят пристально за тем, спит ребенок или нет - им нужно, чтобы дети были в кровати. Очень много сложностей будет вызывать ребенок, если посреди тихого часа он будет отказываться лежать в кровати и капризничать.

Учите фантазировать

Побольше играйте с малышом, учите его придумывать интересные сюжеты и вливаться в игру. Таким образом, вовлекая в игру остальных детей, он сможет легко найти друзей, а время, проведенное в садике, для него не будет скучной рутиной.

К сожалению, современные дети почти разучились придумывать истории . Они манипулируют игрушками без фантазии, используя их исключительно так, как это было задумано: катают машинку просто так, собирают кубики, а не строят замок. Если вы покажете ребенку, какой мир можно создатьс помощью игрушек - вы увлечете его и способствуете развитию его воображения.

Играйте с малышом в больничку, стройте домики для кукол, а с помощью машинки тушите пожары. Развитие фантазии и эмоциональности также будут способствовать скорейшей адаптации вашего малыша.

Кстати говоря, игру вы сможете использовать в качестве знакомства с детским садом. Играя в детский садик , вы расскажете о том, как там себя вести, что детки там делают и кто такая воспитательница. Создайте свой детский садик, где ребенок будет воспитателем. Все игрушки станут детьми, за которыми ребенок должен будет следить, воспитывать, вовремя кормить и укладывать спать. Если ребенку понравится эта игра, и он увлечется ею, то поход в настоящий садик для него будет праздником.

Дисциплина для малыша

Немаловажно постепенно готовить ребенка к тем занятиям , которые будут в детском садике. Например, ребенок должен быть усидчивым и уметь слушать. Читайте ему стихи, постепенно увеличивая время чтения. Разумеется, на первых порах, малыш будет отвлекаться после первой же минуты чтения, однако благодаря терпению и упорности, вы достигнете нужных результатов.

Также учите малыша повторять движения за вами - это ему пригодиться на уроках физкультуры. Прыгайте вместе с ним, крутитесь на месте, машите руками и так далее. Чтобы ребенку было интереснее, имитируйте движения животных, например «попрыгаем как кузнечик», «Полетаем как птичка» и тому подобное.

Чтобы ребенок не терялся в новой атмосфере, учите его быть самостоятельным . Во-первых , если вы уже скоро собираетесь отправлять малыша в детский сад - пора приучать его к горшку и снимать подгузник. Ко времени похода в детский сад ребенок должен сам уметь садиться на горшок.

Также нужно, чтобы ребенок умел сам одеваться, обуваться и кушать. Учите его, как пользоваться ложкой и как вести себя за столом. Не забывайте, что детский сад работает по определенному графику, и если в первое время воспитатели будут уделять особое внимание вашему малышу, то потом он уже должен будет сам быстро кушать. Если он будет отвлекаться, играть за столом - он останется голодным, ведь время обеда и ужина в садике ограничено распорядком дня.

Поэтому, чтобы малыш быстрее учился самостоятельности, начинайте приучать его как можно раньше: выходя на прогулку, пусть он сам попробует одеться и обуться. Помогайте ему, только если у него возникают трудности. Не стоит спешить одеть ребенка, ведь так вы лишаете его возможности научиться делать это самостоятельно.

Перед отправкой в садик очень важно позаботиться о состоянии здоровья малыша. Не секрет, что в детском саду ребенок встречается с большим количеством детей, и он может заразиться от них ОРВИ и другими вирусами. Иммунитет ребенка еще не до конца сформировался и не готов ко всем разновидностям вируса или инфекции. Поэтому он будет практически беззащитным перед новой для него болезнью.

Поэтому старайтесь закалять ребенка и сталкивать его иммунитет с трудностями. Разумеется, это не значит специально заражать малыша простудой, чтобы он больше не болел, но беречь малыша от любого ветерка и кашля - это значит снижать его иммунитет специально. Не кутайте ребенка, не закрывайте дома в прохладную погоду. Чем больше вы бережете ваше чадо, тем больше он будет болеть в детском саду, так как его организм будет совершенно не приспособлен к новым условиям жизни. Больше дышите воздухом, одевайте малыша по погоде, не закутывайте его в сорок одежек, если на улице солнце.

Можно даже начать обливания или записаться в бассейн. В общем, старайтесь, чтобы ребенок вел здоровый образ жизни.

Первый раз в… детский сад

Итак, если все вышеперечисленные рекомендации вы выполняли, значит к первому походу в сад ваш ребенок абсолютно готов: он самостоятелен, не боится людей, умеет правильно вести себя и прекрасно понимает, что такое детский сад и зачем туда ходить.

Лучше всего первый поход в садик осуществлять перед началом учебного года , например, в конце августа. В таком случае ребенок привыкнет к расписанию и к воспитателям и ему будет легче влиться в рабочий ритм. Очень плохая идея отдавать ребенка в садик в холодное время года. Зимой и осенью дети наиболее часто болеют, а значит, неподготовленный организм вашего малыша столкнется с самой настоящей «вирусной атакой». Обучение в садике, как и в любом образовательно учреждении начинается в сентябре и заканчивается в мае.

Как бы хорошо вы не подготовили ребенка, вы должны быть готовы к слезам расставания и капризам ребенка. Ведь одно дело жить дома, пускай даже по графику детского сада, а совсем другое - оказаться среди незнакомых детей с взрослой тетей во главе. Поэтому ребенок вполне может отказаться идти в детский сад, он может плакать и капризничать, замкнуться в себе и тому подобное.

Хотя, конечно, все дети по-разному реагируют на первый поход в детский сад. Некоторые очень быстро вливаются в коллектив и не чувствуют никакого дискомфорта, другие же могу прорыдать весь день в ожидании мамы. Кто-то будет бегать за воспитательницей, требуя внимания к себе, а кот-то сядет в угол со своей игрушкой и откажется с кем-либо общаться.

Стоит быть готовым и к тому, что после посещения садика, ваш ребенок будет иначе себя вести и дома . Он может стать агрессивным, капризным и нервным. Это объясняется стрессовой ситуацией. Такое поведение носит чисто защитный характер и с ним тоже можно бороться.

Во-первых , как можно больше времени проводите с ребенком. Читайте ему книжки, играйте в спокойные игры, обнимайте и общайтесь с ним. Он должен чувствовать, что родители не бросают его, когда отводят в садик и все равно останутся с ним, никуда не исчезнут.

Во-вторых , сведите к минимуму нагрузку на нервную систему малыша, ограничьте просмотр телевизора, не играйте в очень активные игры, не водите ребенка в гости, где будет громко и шумно. Защитным механизмом ребенка может стать регрессия - то есть он может вести себя как младенец, мочиться в штанишки отказываться кушать самостоятельно и самостоятельно одеваться. Не ругайте его за такой «инфантилизм», поймите, что в этот период ребенок не может понять, что с ним происходит, поэтому ищет пути спасения.

В зависимости от того, как вы сможете помочь малышу привыкнуть к новым условиям, а также в зависимости от его черт характера и темперамента, процесс адаптации может варьироваться от одного до двух месяцев . В случае если малыш так и не научился общаться с другими людьми или обладает слабым здоровьем, он может привыкать к детскому садику более полугода.

Как облегчить период адаптации?

В первую очередь, обратите внимание на себя и на свое поведение . Если вы сами против того, что ваш малыш посещает детский сад, но у вас нет другого выхода - ребенок очень долго будет привыкать к садику. Он будет чувствовать ваши эмоции и испытывать то же самое.

Если вам не нравится детский сад или воспитательница, то будьте уверены, что ваш ребенок тоже будет со страхом, и недовольством каждый день отправляться туда. Но если вы с энтузиазмом думаете о детском садике, как о возможности для ребенка социализироваться, научиться новому и подготовиться к школе, то ребенок тоже с удовольствием будет не только туда ходить, но и принимать активное участие в занятиях.

Сейчас, с приходом в образовательный процесс такого понятия, как «индивидуальный подход» , все воспитатели и учителя стараются подобрать ключик к каждому ребенку. Именно поэтому, нужно пообщаться с воспитателем и рассказать о привычках и любимых играх своего малыша. Таким образом, воспитателю будет проще найти с ним общий язык.

Если вы думаете о детском садике, как о возможности научиться новому и подготовиться к школе, то ребенок тоже с удовольствием будет туда ходить.

В период адаптации к детскому садику, вы также можете составить индивидуальный график посещения детского садика. Вы можете водить ребенка в садик только на определённое время, а когда он привыкнет к графику, оставлять его подольше. Таким образом, ребенок не будет испытывать дискомфорт, оставаясь на целый день и скучая по маме.

Если ребенок даже на короткий срок боится расставаться с мамой - учитесь правильно прощаться . Не затягивайте прощание, ведь это может вылиться потоком слез, и в итоге вы вместе пойдете домой. Четко скажите ему, что уходите на определённое время и вернетесь к нему, например, до обеда, когда они с детками будут гулять во дворе. Тогда малышу будет понятнее, когда вас ждать и может, он не будет волноваться.

Обязательно нужно мотивировать малыша перед походом в садик. Это могут быть новые друзья, которых он нашел в группе или любимая игрушка. Если в садике есть живой уголок, то ребенку будет интересно наблюдать за животными, поэтому он с удовольствием будет бежать в детский сад.

Вернитесь к игре в детский садик . Пусть ребенок покажет вам, как проходят занятия в саду на примере игрушек и кукол. Таким образом, вы увидите, как там себя чувствует ваше чадо, есть ли у него друзья и как к нему относится воспитатель. Такая игра очень помогает ребенку, если у него до сих пор остались какие-то страхи или любые другие скрытые эмоции.

Ребенок должен ходить в садик постоянно . Не позволяйте ему не идти сегодня, потому что «не хочу» или «лень». Даже если ребенок шмыгает носом - это все равно не должно служить причиной для прогула. Чем чаще он будет посещать сад, тем быстрее к нему привыкнет. Не ходить в детский сад можно только, если ребенок серьезно заболел и у него температура.

Обсуждая с ребенком его жизнь в детском садике, никогда не позволяйте себе критиковать воспитательницу или нелицеприятно выражаться о детях - ребенок должен уважать как детей, так и воспитательницу, в противном случае, его жизнь в коллективе значительно усложнится. Хвалите его за самостоятельность, демонстрируйте свою гордость за сына своим знакомым. Пусть он знает, что делает вас счастливой тем, что ходит в сад.

В случае же, если ребенок долгое время, несмотря на все ваши усилия, не может привыкнуть к детскому садику, причина может быть в неверном выборе садика или воспитателя . Вполне возможно, воспитатель просто не нашел общий язык с малышом. Не исключено, что поменяв садик, адаптация пройдет очень быстро и успешно.

Школьная жизнь начинается с праздника — букеты цветов, музыка, трогательные поздравления. Однако вслед за праздником следует очень сложный для каждого первоклашки этап: ребенок привыкает к новой школьной жизни. У ребят, ходивших в детский сад, на такое привыкание в среднем уходит около двух-трех месяцев. Для домашних детей период адаптации может растянуться на полгода-год. Все это время родителям нужно быть особенно внимательными к ребенку и постараться не совершать некоторых весьма распространенных ошибок.

Выключаем телевизор

Даже если в детском саду ребенок привык к более или менее стабильному режиму дня, за лето этот режим успевает окончательно разболтаться. И за один день перестроиться на строгий школьный распорядок дня первокласснику будет довольно сложно. Чтобы избежать подобных проблем, постарайтесь еще в середине августа установить четкий режим дня, приближенный к школьному. В этом случае детский организм сможет войти в новый ритм достаточно безболезненно. В то же время в последние летние недели нужно дать ребенку возможность хорошенько отдохнуть, вскоре его ждут серьезные нагрузки.

Когда ребенок пойдет в школу, не спешите сразу же записывать его во все существующие кружки. Это может привести к повышенной утомляемости и, как следствие, к раздражительности, проблемам со здоровьем. И постарайтесь избежать продленки, хотя бы в течение первого полугодия. В период адаптации первоклассников к школе пребывание в группе продленного дня становится дополнительным фактором физической и эмоциональной перегрузки.

Дома родителям нужно проследить за тем, чтобы ребенок как можно меньше времени проводил у телевизора. «Вреден даже телевизор, работающий фоном (а так бывает во многих семьях). В этом случае все равно создается дополнительная нагрузка на зрительный, слуховой анализаторы, и ребенок в итоге не может полноценно отдохнуть», — рассказала детский психиатр Ольга Потапенкова.

Следим за эмоциями

Чем ближе 1 сентября, тем больше волнуются родители будущего первоклашки. Но в этой ситуации им очень важно научиться контролировать свои эмоции и страхи. «Ребенок должен идти в школу с радостью, и этот настрой могут задать только родители. На практике же нередко получается, что взрослые переживают гораздо больше, чем сам ребенок, и ему в итоге передается это волнение, он тоже начинает нервничать», — пояснила О. Потапенкова. Ни в коем случае нельзя создавать ажиотаж в начале учебы, тем более впадать в панику, слезы или постоянно вести разговоры о том, как сложно сейчас учиться в школе, — у ребенка может появиться страх перед школой, боязнь неудачи. И еще один важный момент. В нашей системе образования детям в первом классе оценок не ставят, и с точки зрения психологов это очень правильно. В это время ребенку необходимо просто привыкнуть к школе, понять, что он — ученик. И очень важно, чтобы родители тоже придерживались такой тактики. Конечно, обязательно нужно внимательно слушать все, что ребенок рассказывает о школе, расспрашивать его, но при этом ни в коем случае нельзя давать его поступкам оценку. Тем более сравнивать ребенка с другими детьми, акцентируя внимание на том, что у них что-то получается лучше. Такие параллели способны лишь разуверить ребенка в собственных способностях.

Не заставляем переписывать

Обязательно давайте детям возможность отдохнуть после школы. И не полчаса-час, как делают многие мамы, а хотя бы часа два. Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужны тишина и отдых. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4–6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

Часто и родители, и учителя склонны винить детей в лени. Но то, что взрослый делает автоматически, для ребенка — огромный умственный труд. Так что не спешите ругать первоклашку, по-настоящему ленивых детей очень мало. Согласно последним исследованиям физиологов, ребенок, только начинающий учиться писать, может непрерывно заниматься этим не более трех минут. А после он устает, рука начинает дрожать. Поэтому бессмысленно заставлять детей беспрерывно переписывать. От этого ребенок лучше писать не станет, зато начнет ненавидеть письмо.

«Профболезни» учеников

В списке «профессиональных» заболеваний наших школьников лидируют следующие недуги:

1. Заболевания опорно-двигательного аппарата — от нарушения осанки до сколиоза.

Способы профилактики: подбор рациональной мебели, соответствующей росту ребенка; выработка удобной позы при письме и чтении; занятия спортом, закаливающие процедуры; полноценное питание.

2. Офтальмологические заболевания, в частности, близорукость — с 1 по 4 класс у многих детей существенно снижается острота зрения.

Способы профилактики: хорошее освещение рабочего места ребенка; расстояние между глазами и рабочей поверхностью должно быть не менее 30–35 см, а расстояние до телевизора — в 5 раз больше, чем диагональ экрана; длительность непрерывного просмотра телевизора не должна превышать 20–40 минут.

3. Заболевания желудочно-кишечного тракта.

Способы профилактики: обязательный домашний завтрак перед уходом в школу; дробное питание (5–6 раз в сутки); полноценный рацион, обязательное присутствие мясных или овощных бульонов.

Как выбрать канцтовары для школьника

Как известно, школьные принадлежности могут навредить здоровью ребенка. Как этого избежать?

Ручки. Следует учесть, что детские кисти еще слабые. Поэтому ручка не должна быть слишком тяжелой или толстой. Ведь тогда у ребенка может сформироваться неправильный почерк. Специалисты советуют выбирать пластиковую ручку с резиновым ободком, из-за чего пальцы будут меньше скользить. Лучше всего при покупке дать подержать будущему школьнику этот канцтовар и определиться, удобен ли он.

Линейки. Они должны быть непрозрачными, с четко нанесенными делениями. Прозрачная линейка создаст дополнительную нагрузку на глаза, а также будет отвлекать ребенка от решения самой задачи, так как, чтобы сконцентрироваться, потребуются дополнительные усилия.

Тетради. Из желтоватой «газетной» бумаги исключите. Во-первых, буквы, написанные с одной стороны листа, будут просвечивать на другой. Во-вторых, неумелая рука ребенка может просто порвать бумагу при сильном нажиме. Но и слишком яркая, белоснежная бумага будет плохо воздействовать на глаза, в буквальном смысле слепить. Поэтому выбирайте тетради с матовыми листами высокого качества.

Рюкзак. Вес самого ранца не должен быть больше 500–900 г. Итоговый же вес содержимого портфеля не должен превышать 2 кг.

Лучше выбирать ранец с ортопедической спинкой — с мягкими «подушечками» из «дышащих» материалов. Лямки должны быть не уже 4–8 см, а дно жестким, держащим форму. Да и сам ранец хорошо бы выбрать потверже, чтобы содержимое не мялось, а на спину было меньше нагрузки, так как вес распределится более равномерно.

Ориентируемся на запах. Есть общее правило, которого специалисты рекомендуют придерживаться при покупке любых товаров для ребенка, в том числе канцелярских и рюкзака. Попытайтесь принюхаться к ним сами, и пусть это сделает ваш ребенок. Если вы почувствовали какой-то неприятный запах или чрезмерный «аромат» химии, от такого товара лучше отказаться.

Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

вася 15 ноября 2011, 21:00:00


Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: