Порядок действий при организации похорон близкого человека. Подготовка тела в морге Подготовка тела умершего к погребению

Как действовать, если умер близкий и надо заниматься похоронами? Предлагаем пошаговую схему действий

До похорон

Первое, что нужно сделать – оформить все необходимые бумаги. Сразу после смерти человека необходимо оформить бланк констатации смерти . Это делает врач.

Если человек умер днем дома , нужно вызвать участкового врача из поликлиники, если ночью – «скорую» (103 с городского и мобильного; 130 для абонентов МТС и Мегафон). Врач выдаст бланк констатации смерти.

Параллельно нужно оформить протокол осмотра тела умершего. Для этого вызывают сотрудника полиции (102 с городского; с мобильного 102 для абонентов Билайн; 120 для абонентов МТС и Мегафон). Если человек умер не дома, сотрудник полиции оформит и направление на судебно-медицинское вскрытие).

Затем нужно получить медицинское свидетельство о смерти.

Для этого нужно взять:

бланк констатации смерти, который оформил врач,
протокол осмотра тела умершего, который выдал сотрудник полиции,
медицинский полис умершего,
его амбулаторную карту (если она на руках),
паспорт,
паспорт того, кто будет заниматься оформлением,

и обратиться в поликлинику в регистратуру.

При отсутствии подозрений на насильственную смерть или на не естественную смерть (несчастный случай, суицид, автокатастрофа, падение с высоты, убийство и так далее) и наличии в районной поликлинике медицинской карты амбулаторного больного, участковый полицейский выписывает справку о ненасильственном характере смерти на имя главного врача районной поликлиники для получения «Медицинского свидетельства о смерти». Родственникам или иным законным представителям умершего необходимо принять во внимание и заранее учесть возможность получения в районной поликлинике «Медицинского свидетельства о смерти».

Районная поликлиника имеет основание для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти» в случае оформленной медицинской карты амбулаторного больного, где отражено динамическое наблюдение за пациентом, установленный клинический диагноз, который сам по себе мог послужить причиной смерти. Но если с момента последнего наблюдения за пациентом прошло длительное время, районная поликлиника может отказать в выдаче «Медицинского свидетельства о смерти».

При отсутствии у районной поликлиники оснований для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти», главный врач поликлиники может направить тело умершего для проведения патологоанатомического исследования в прикрепленный к поликлинике городской или районный морг лечебного учреждения по административно-территориальному принципу.

Вскрытие может не потребоваться (если родственники сами об этом не попросят), например, если умерла старенькая бабушка, которая долго болела, или если человек стоял на учете в онкологическом диспансере, и во многих иных случаях, когда очевидна естественная причина смерти.

Если же по каким-то причинам возникла его необходимость, свидетельство о смерти дают после вскрытия уже в морге. Родственникам нужно вызвать специализированную машину для перевозки покойного в морг (телефон службы должны знать медицинские работники), а после обратиться в морг с паспортами умершего и заявителя, чтобы оформить медицинское свидетельство о смерти.

Если человек умер ночью , тело могут перевезти в морг сразу. В этом случае родственники или полиция вызывают специализированную машину для перевозки тела покойного, и отдают сотрудникам этой службы бланк констатации смерти и протокол осмотра тела умершего, а взамен получают бланк направления в поликлинику, по которому можно получить амбулаторную карту умершего, если ее нет на руках. После получения амбулаторной карты с посмертным эпикризом необходимо с паспортами умершего и заявителя обратиться в морг для получения медицинского свидетельства о смерти.

Если человек умер не дома, необходимо вызвать специализированную машину для транспортировки тела в морг по месту смерти. Сотрудники этой службы заберут бланк констатации смерти, протокол осмотра тела и направление на судебно-медицинское вскрытие. Свидетельство о смерти выдадут в морге.

Если человек скончался в больнице, больничные врачи констатируют смерть и помещают тело покойного в больничный морг, там же делают вскрытие, там же выдают справку о смерти.

Получив свидетельство, нужно обратиться в ЗАГС и получить справку о смерти (форма 33) и гербовое свидетельство о смерти.

После этого при необходимости можно организовать машину для перевозки тела в морг по месту жительства, если изначально тело было отправлено в морг по месту смерти. Без гербового свидетельства о смерти перевозку тела в другой морг осуществить нельзя.

Получив все вышеперечисленные документы, нужно обратиться в ритуально-похоронную службу и оформить заказ на оказание ритуальных услуг и организацию похорон. Можно оформить заказ лично, обратившись непосредственно в бюро службы, а можно для оформления заказа вызвать агента.

О том, что полагается жителю Москвы бесплатно, смотрите .

Если покойный до похорон находится дома

Сегодня оставляют покойных дома очень немногие, как правило, тело перевозят в морг. Если же тело до похорон будет пребывать дома, на дом можно вызвать специалиста по заморозке и осуществить бальзамирование (процесс, который замедляет процессы разложения тела) на дому.

Если тело усопшего до похорон остается дома, после бальзамирования его принято омыть теплой водой, (если усопший – крещеный православный) читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй».

После обмывания на покойного одевают в чистые, по возможности, новые одежды. Если усопший – крещеный православный, на него обязательно надевают нательный крестик.
Обмытое и убранное (одетое) тело покойного кладут на стол и покрывают саваном (белым покрывалом). Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты (для чего в самые первые часы после смерти челюсть подвязывают, а перед положением во гроб повязку снимают). Руки и ноги усопшего также связывают, чтобы придать им полагающееся при похоронах положение (руки сложены на груди, а ноги вытянуты и прижаты друг к другу). Если этого не сделать, при трупном окоченении мышцы и сухожилия сжимаются, и тело человека может принять неестественную позу. Перед похоронами их, как правило, развязывают.

Когда тело усопшего обмыто и убрано, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» . Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать родственники и близкие.

Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляют святой водой.
В гробу под голову покойного кладут небольшую подушку, покрывают до пояса особым освященным покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке), или же просто белой простыней.

В левую руку покойного полагают погребальный крест, на грудь — святую икону: по традиции, для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено). Непосредственно перед погребением иконку следует убрать – ее хоронить нельзя. Ее можно забрать и оставить у себя дома, а можно отнести в храм и поставить на канон – квадратный подсвечник перед распятием, куда ставят свечи за усопших (спросить у служащих храма), а по прошествии 40 дней со дня смерти близкого забрать и отнести домой.

На лоб умершего возлагают венчик — символ соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога венец нетления. На венчике традиционно изображается Спаситель, Божья Матерь и пророк Иоанн Предтеча. Венчик продается в церковной лавке.

Гроб с убранным покойником обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.

Также возжигают лампаду или свечу, которая должна гореть до тех пор, пока покойный находится в доме.

Как одеть покойного, полагая в гроб

Раньше было принято одевать покойника во все белое, причем погребальная одежда готовилась заранее. Мужчине голову покрывали саваном – тонким платком с острым верхом и опускающимся на спину полотнищем, женщине светлым платком. Сегодня покойного принято одевать во все новое, чистое. Одежда должна быть закрытой, с длинными рукавами, небольшим вырезом у шей (без декольте), длина юбки у женщин — не выше колен.
Согласно христианской традиции, перед погребением тело покойного нередко одевают в светлые одежды — некий знак того, что успение есть не только скорбь расставания с ближними, но и радость встречи с Богом.

Одежда должна хорошо подходить по размеру. Если человек при жизни заготовил себе костюм или платье для похорон, его желание важно исполнить. На руке покойного, если он был в браке, можно, при желании близких, оставить обручальное кольцо.

Хоронить усопшего следует в обуви. Необязательно покупать «белые тапочки», просто обувь должна быть.

Военных людей обычно хоронят в парадной форме, с наградами.

Есть традиция класть в гроб книги, деньги, драгоценности, продукты, фотографии. С православной точки зрения — это пережиток язычества, когда считалось, что вещи будут продолжать иметь значение, могут «пригодиться» усопшему на том свете. Однако и христиане убеждены, что есть «вещи», необходимые для усопшего: любовь и молитвы о нем его близких, их милостыня и добрые дела в его память.

Покойный в морге

Если тело усопшего увезли в морг, туда необходимо отвезти чистую и, по возможности, новую одежду. Если покойный был крещеным православным, — также все необходимое для положения покойного в гроб: нательный крест, погребальный крест в руки, икону, погребальный саван, венчик.

Для женщин (по общегражданским обычаям похорон) привозят:
нижнее белье;
чулки (или колготки);
платье с длинным рукавом;
платок на голову (не черный);
туфли (или тапочки);
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце (им обвязывают лицо покойного)

Для мужчин:
нижнее белье;
носки;
бритва;
майка, сорочка белая;
брючный костюм черного/серого цвета
туфли/тапочки
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце.

Если ваш усопший – верующий, можно попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
Дома об усопшем православном читают канон «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтырь.

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо, «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон
В Православной церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.

Покойный в храме

Раньше было принято оставлять тело покойного в храме, чтобы как можно больше близких могли бы поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием.
Если речь о всенощной молитве и Литургии не идет, то держать тело в храме нет смысла.

Если вы оставили вашего усопшего в храме на ночь и вас попросили накрыть гроб крышкой, в этом не будет ничего неправильного. На отпевании крышку откроют, и вы сможете проститься с усопшим.

Траурное убранство дома

Принято особым образом убирать дом, в котором умер человек. Самый распространенный обычай – занавешивать зеркала, иногда — декорировать люстры черным крепом. Все это — не более чем дань традиции. Как и четное число цветов, принесенных на похороны. Никакого значения для посмертной участи покойного или жизни его родственников такие вещи не имеют.

Отпевание

На третий день после смерти усопшего хоронят (первым считается день смерти), хотя из-за различных обстоятельств день похорон может быть сдвинут. Если покойный – человек, крещеный в православной вере, перед погребением над ним совершает чин отпевания.
Это чинопоследование не совершается только в день Пасхи и в день Рождества Христова.
Отпевание православного христианина совершается только один раз, в отличие от панихид и литий – заупокойных служб, которые могут совершаться многократно.

Об отпевании лучше договориться заранее: прийти в храм и обратиться в церковную лавку или непосредственно к священнику. Там же подскажут, что для этого необходимо приготовить. В лавке могут назвать ориентировочную сумму пожертвования за отпевание. Если такой суммы нет, можно оставить деньги на собственное усмотрение.

Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.

При совершении чина отпевания родные и близкие стоят у гроба с зажженными свечами и молятся вместе со священником о душе усопшего. Свет свечи — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, выражением светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. Свечи напоминают также о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом.

После возглашения «Вечной памяти» или после чтения Евангелия священник читает над усопшим разрешительную молитву. В этой молитве мы просим Бога о прощении грехов, в которых усопший не успел покаяться на исповеди (или забыл покаяться, или по неведению). Но это не относится к тем грехам, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не каялся на исповеди). Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.

После этого провожающие, потушив свечи, подходят ко гробу с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается. (Если родные хотят попрощаться с усопшим на кладбище, они должны сказать об этом священнику и батюшка даст им землю с собой. На кладбище, перед тем, как гроб закрыть, родственники должны крестообразно посыпать закрытое покрывалом тело землей и накрыть крышкой).

Если отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
Закрытый гроб с пением «Трисвятого» выносят из храма лицом к выходу (ногами вперед).
Возможно отпевание двух и более людей за один раз.

По церковным канонам, священник совершает отпевание в белых одеждах, как и при обряде крещения человека. Это имеет символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизнь Вечную. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека.

Никаких ограничений на участие в чине отпевания детей или, как утверждает «народное мнение», беременных женщин, — нет! Любой человек, если он хочет, может прийти и помолиться об усопшем.

Кого Церковь не отпевает

Не отпевает Церковь усопших, которые при жизни сознательно отреклись от христианской веры, и самоубийц, если только самоубийство не было совершено в состоянии психического расстройства. В этом случае подается прошение на имя правящего архиерея и справка из психдиспансера, оформленная в установленном порядке, за подписью главврача, на специальном бланке с гербовой печатью; архиерей по рассмотрении может выдать благословение на заочное отпевание.

Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др.).

Если доподлинно известно, что человек совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Хотя и следующий из любви, но все же обман не принесет душе усопшего пользы. В этом случае лучше усиленно молиться дома, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, то есть делать все, что может принести его душе утешение.

Заочное отпевание

Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. Этот способ отпевания появился в советское время, когда у людей не было возможности найти или пригласить священника для очного отпевания.

Для совершения отпевания надо приглашать священника из православного храма, а не пользоваться услугами неизвестных лиц, предлагающих оные.

После совершения заочного отпевания родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен (заочное отпевание может быть совершено также единожды, но в любое время, независимо от «срока давности» смерти), то землею с панихидного стола крестообразно посыпается его могила.

Если захоронение урны производится в колумбарий (хранилище урн с прахом после кремации), то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина.

Похороны

Вопреки существующему суеверию, гроб с телом покойного положено нести, по возможности, именно его близким родственникам и друзьям. Если по каким-то причинам (например, родственников и близких мужчин нет или они преклонного возраста и недостаточно сильны), можно попросить других людей помочь с выносом гроба.

Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь.

Если похороны начинаются из дома, то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего еще раз прочитывается «Последование по исходе души». Если тело усопшего находится в морге, то можно прочитать «Последование по исходе души» перед началом похорон в любом месте (дома, у морга).

Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т.е. ногами вперед. Верующие поют «Трисвятое».

Есть ряд суеверий, связанных со встречей с похоронной процессией: в народе есть мнение, что это «дурной знак». Согласно церковным представлениям, такая встреча не имеет никаких негативных смыслов, может быть, для кого-то встреча с процессией – возможность помолиться о покойном человеке. Представление о том, что похоронной процессии нельзя пересекать дорогу, скорее связано с выражением уважения к покойному.

Погребение может совершаться в любое время суток, а не только утром.

В могилу усопшего полагают лицом на восток. При опускании гроба верующие вновь поют «Трисвятое». Все провожающие бросают в могилу по горсти земли.

На могиле христианина ставится крест. Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.

Если родственники хотят установить на могиле памятник или надгробный камень, выбор его формы, вида, размера и декора (даже если в нем присутствуют священные изображения) никак не регламентируется церковной традицией. Его можно выбирать по своему усмотрению.

По православным канонам, погребение усопшего христианина не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

Кремация

Кремация не является традиционным способом погребения для православных христиан, наиболее предпочтительным является захоронение тела в землю. Если такой возможности нет, кремация допустима. Для посмертной участи умершего вид погребения не играет никакой роли.

Поминки

После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу. Эта традиция берет начало еще в первохристианские времена, когда в память покойного раздавалась милостыня нуждающимся и голодным.

Поминки можно устраивать на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (именины).

В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, где совершается поминовение усопших, а также совершаются панихиды.

Поминальные дни, выпадающие на первую неделю после Пасхи (Светлую седмицу) и на понедельник второй (Фоминой) недели после Пасхи переносятся на Радоницу – 9 день после Пасхи, который приходится на вторник второй после Пасхи недели. Это специально установленный Церковью день поминовения усопших, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь.

На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

Никаких иных ограничений в организации поминок в определенные дни нет! Разного рода представления о том, что, к примеру, в понедельник поминают только самоубийц и так далее, не имеют с церковной традицией ничего общего и ровным счетом ничего не значат.

Поминальный стол

Для поминального стола традиционными блюдами являются кутья и поминальные блины. Ими принято начинать трапезу. Однако это просто обычай. Если нет возможности приготовить их, переживать не стоит.

Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).

На поминальном столе разрешен алкоголь; кто-то из родственников может позаботиться о том, чтобы его количество соответствовало духу поминальной трапезы, а не шумному застолью.

Для верующих, если поминки совершаются в постные дни (когда не принято есть пищу животного происхождения), то и приготовленные для поминальной трапезы блюда должны быть постными. Остальные блюда готовятся по усмотрению тех, кто устраивает трапезу.

Христианская поминальная трапеза начинается и заканчивается всеобщей молитвой за покойного.

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом?

С поминальным столом связано множество обычаев, не имеющих ровно никакого отношения к церковному пониманию загробной жизни. Например, существует обычай на поминках ставить рюмку водки и кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому человеку (или выпивать за помин души усопшего на кладбище сразу после похорон). Нередко рюмка с хлебом ставятся перед фотографией усопшего. Если родственникам так легче, — никто не запретит им это делать. Однако никаких христианских смыслов этот обычай не отражает. Будет ли поставлена рюмка водки с хлебом или нет – это никак не повлияет на посмертную судьбу покойного.

Один из самых распространенных обычаев – не чокаться, поминая усопших, также только «народный», никаких христианских смыслов он не несет. Когда тело человека предано земле, Церковь предлагает близким и родственникам выразить свою любовь и добрую память об усопшем молитвой о его душе.

Церковное поминовение

Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства – особые испытания, проверку своей земной жизни. От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда.

Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом. Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему. И в первую очередь – пройти испытания в эти первые 40 дней.

Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Он есть в молитвослове, можно найти текст в интернете.

Раньше, когда не было принято забирать тело умершего в морг, оно находилось дома, над ним читали Псалтирь, а приглашенный священник совершал литию. Смысл этого поминовения был в том, что об умершем шла постоянная молитва. Сегодня, когда до похорон тело усопшего, как правило, находится в морге, можно читать о нем Псалтирь дома, а также заказать чтение Псалтыря в монастыре.

Важно сразу после смерти человека, до отпевания и погребения, заказать в храме или монастыре Сорокоуст – в этом случае покойного будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней (когда душа будет проходить мытарства). Надо только уточнить, каждый ли день в храме служится литургия, и если не каждый, найти такой, где Литургия совершается ежедневно — как правило, это крупные городские приходы или же любые монастыри.

Третий, девятый, сороковой день

Дни особого поминовения усопшего – третий, девятый и сороковой после смерти.
Первым днем считается сам день смерти, даже если человек умер поздно вечером (до полуночи). Например, если человек скончался 1 марта, то девятый день – это 9 марта.

Почему же так важны именно эти дни? Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (395): «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается надежда. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу. Поэтому Церковь совершает в третий день приношение и молитву за душу».

«С третьего по девятый день душе показывается Рай, обители святых. Если душа виновна в грехах, то при виде радости святых она начинает сожалеть о своей жизни и укорять себя. На девятый день душа вновь возносится ангелами на поклонение Богу».

После вторичного поклонения Господь «повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений. Душа пребывает здесь тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу и решается ее дальнейшая участь: назначается место, в котором она будет пребывать до Страшного судах», — пишет святой Макарий. Поэтому в этот день так важно молиться о душе усопшего.

Об усопшем можно заказать панихиду — заупокойное богослужение, установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то¬го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух¬нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца.

Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни.

Также можно попросить священника, предварительно договорившись, совершить литию – иной вид церковного поминовения покойного. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. Очень хорошо прочитывать литию на кладбище.

Поминовение на Радоницу

Радоница – вторник второй недели после Пасхи – день особого поминовения усопших.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – помогает христианам не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением (первое после Пасхи), а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Обычно накануне дня Радоницы (церковный день начинается с вечера) после вечернего богослужения или после Литургии в день Радоницы совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

На кладбище обычно совершают литию (усиленное моление). Для этого лучше пригласить священника, если нет возможности, литию возможно совершить самостоятельно, прочитав Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Но можно и просто читать тропарь «Христос воскресе из мертвых», а также «Воскресение Христово видевши».

По слову святого апостола Павла, "тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1 Кор. 15, 53).

Святая Церковь с самых первых времен своего существования прилагает особое старание об останках умерших братии по вере. Ближайшее основание христианского обряда погребения усопших заключается в воззрениях Церкви на тело как на освященный благодатью таинств храм души, на настоящую жизнь как на время приготовления к жизни будущей и на смерть как на сон, по пробуждении от которого настает жизнь вечная. По слову святого апостола Павла, "тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1 Кор. 15, 53).

По разлучении души с телом тотчас же тело почившего омывают водой как имеющее воскреснуть и предстать лицу Божию в чистоте и непорочности. Основанием благочестивого обычая омывать тела умерших служит для христиан пример Спасителя, пречистое тело Которого по снятии с Креста было омыто, а также пример христиан времен апостольских. Одна из первых христианок, святая Тавифа, ученица апостола Петра, "была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице" (Деян. 9, 36-37).

Омывать тело нужно теплой, а не горячей водой, чтобы не распарить его. При омовении следует читать Трисвятое: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас" или просто: "Господи, помилуй". Омывать нужно все тело водой с мылом, используя мягкую тряпочку или губку. По традиции омовение совершается одним из родственников почившего.

По омовении тело усопшего облекается в новые чистые одежды, чем выражается вера в будущее обновление тела по воскресении. При этом в выборе одежды соблюдается соответствие со званием и служением усопшего, так как каждый должен будет дать ответ на будущем суде не только по долгу христианскому, но и по долгу служения. На умершего мирянина кроме обычных одежд возлагается саван или погребальное покрывало, белый покров, напоминающий о белой одежде крещения, знаменующий, по словам Симеона Солунского, что "усопший верен, свят и находится под покровом Христовым". На умершем непременно должен быть нательный крест.

Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе, а затем полагается во гроб, который предварительно окропляется святой водой в о знаменование того, что это домовище, в котором тело усопшего будет покоиться до второго пришествия Спасителя, что оно освящено благодатию Христовой и служит достойным вместилищем того, кто веровал в Господа и любил Его всем сердцем. Во гробе умерший полагается лицом горе, у стремленным к небу, с глазами закрытыми и с устами, сомкнутыми по подобию спящего и умолкшего, с руками, сложенными на персях крестообразно, во свидетельство о Христе, распятом на Кресте, воскресшем и вознесшемся на небеса и желающем воскресить и умершего. Умерший, как верный раб, ожидает Грядущего с небес судить живых и мертвых.

Гроб обычно ставят посреди комнаты перед иконами. Так как в Православной Церкви принято в храме и в могиле полагать усопших лицом к востоку, то и при положении их в домах следовало бы соблюдать то же правило или полагать по крайней мере лицом к иконам. Однако, как известно, у нас укоренился обычай в домах полагать усопших головою к иконам.

Под голову кладут подушечку, которую обычно делают из ваты или сухой травы. Существует благочестивый обычай готовить себе "смертную подушечку" заранее, наполняя наволочку освященными в храме веточками верб и берез (это освящение бывает соответственно в Вербное воскресенье и в день Святой Троицы).

Чело умершего украшается венчиком с изображением Господа Иисуса Христа и предстоящих Ему Богоматери и святого Иоанна Предтечи; на венчике помещен текст Трисвятого. Этим показывается, что христианин, лежащий во гробе, с честью оставил поле брани с плотию, миром и диаволом и потому надеется за свои подвиги получить венец от Триединого Бога по милосердию Спасителя и ходатайству Божией Матери и Крестителя Господня.

Все тело покрывается священным покровом с изображением Распятия во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. В руки умершего полагают икону или крест в знак веры во Христа. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают крест и символизируют переход усопшего от темного этого жития в страну света и блаженства, где сияет вечное Солнце Правды - Христос Бог наш, где праведники просветятся как солнце в Царствии Отца их.

Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты ни в коем случае нельзя: подобные обычаи суть пережитки язычества. Вообще, в деле погребения православного христианина следует руководствоваться не советами мирян, чаще всего основанными на предрассудках и суевериях, а церковными правилами, о которых можно расспросить священнослужителей.

По существующим российским нормам, невозможно получить свидетельство о смерти, не отдав тело покойного для вскрытия. Из-за этого православным людям приходится отдавать своих умерших в морг для отнюдь не благочестивых действий. Это весьма прискорбно, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить надлежащим образом тело усопшего к погребению уже после его выдачи из морга.

Православные традиции и обряды настолько тесно переплелись с древнеславянскими, что отделить одно от другого практически невозможно. Особенно это касается похоронных обрядов. Вспомните: всегда, если в доме кто-то умер, завешивают зеркала. Но мало кто знает, что это не православная традиция, а языческая. Батюшка назовет такое действие суеверием, хотя и строго судить не станет. Ведь наши корни и связь с предками настолько сильны, что легче закрыть на что-то глаза, чем пытаться полностью искоренить.

И все же нужно выполнять определенный порядок действий, чтобы провести родственника в последний путь по-православному, без язычества и собственных домыслов.

Подготовка к похоронам

Сразу после смерти тело омывают, читая молитвы. Облачают в чистые, лучше новые одежды, надевают нательный крестик, который покойный носил при жизни. Покойного укладывают в гроб, обрызгивают тело святой водой. Руки скрещивают на груди, обязательно, чтобы правая было сверху левой.

На лоб кладут венчик, рядом крест, в руки - икону (лик Спасителя мужчине, Божьей Матери женщине). Потом читают канон и в доме зажигают свечу или лампадку.

После смерти в храме заказывают Сорокоуст, так называется церковное поминовение за упокой. Похоже, это связано с тем, как православные крестятся - только правой рукой. Говорится, что все, что исходит от правой руки - божественное, а от левой - демоническое. Огонек свечи или лампадки должен гореть все время, пока умерший находится дома. Считается, что покинув тело, душа может испугаться темноты, а свет пламени ее успокоит.

Говоря начистоту, похоронный обряд у православных начинается еще при жизни. То, что наши бабушки “собирали себя на похороны”, очень по-христиански: Церковь одобряет, когда человек готовится к смерти. Это значит, что он осознает ценность жизни и со смирением принимает свою неизбежную участь. Поэтому неудивительно, что у православных сразу после смерти родственника под рукой должны быть и новые одежды, и иконы, и венчик, и свечи. Подразумевается, что все это было заготовлено заранее.

Отпевание и погребение

Отпевание - это не просто молитва за душу покойного. Это прощение всех грехов, в которых раскаялся умерший. Кстати, отсюда и пошла традиция приглашать священника к смертному одру, пока человек еще жив, в сознании и может раскаяться. Те грехи, в которых умерший не успел признаться и попросить за них прощения, батюшка отпустить не может, они “остаются за покойным”.

Есть и множество запретов, которые, тем не менее, в нашей стране часто нарушаются. К примеру, нельзя приглашать оркестр на похороны, кремировать тело, хоронить и отпевать на Пасху или Рождество. Отпевание проходит в храме, проводится уполномоченным лицом - священником. Обряды отпевания и погребения проходят так:

Гроб с телом привозят в церковь или часовню при кладбище, ставят перед алтарем. Возглашается “Вечная память”, священник читает молитву, отпускает покойному грехи. В это время родные держат свечи и молятся за душу близкого. Когда молитва батюшки окончена, родные подходят попрощаться, целуют икону или крест, обходят вокруг гроба. А вот и еще одно распространенное суеверие: гроб не должны нести близкие родственники. На православных похоронах тело умершего несут именно родные, это священный долг и большая честь. После этого гроб закрывают, погружают в катафалк и отправляются на кладбище.

Перед могилой священник читает молитву. Родные кидают на гроб по горсти земли. Обряд погребения завершен.

После этого ставят православный крест. Ставят его не так, как традиционный памятник, а в ногах, чтобы к нему было обращено лицо покойного. Конечно, не всегда есть возможность проводить похороны именно на третий день после смерти или приглашать священника: это платно, причем сумма далеко не символическая. Поэтому отпевание обычно заказывают “заочно”. В этом случае батюшка сам проводит необходимые ритуалы и передает родственникам горсть земли с отпевания. Эту землю надо будет как можно скорее высыпать на могилу.

Православные поминки

После похорон проводится поминальная трапеза. Если есть возможность, родные могут заказать поминки в кафе, если нет, поминают дома. Обычно, пока самые близкие родственники едут на кладбище, кто-то остается готовить. Например, можно попросить помочь соседей.

Поминки проводятся сразу после похорон, то есть на третий день после смерти. Если похоронили раньше, после погребения не поминают, ждут третьего дня. Если позже, тогда в день погребения. На 9, 40 дни и годовщину также поминают. Кстати, предписано в течение всех сорока дней после смерти раздавать милостыню, молиться и совершать всякие богоугодные дела - все это тоже считается поминовением.

Трапеза не должна быть “пышной”, похороны не повод для банкета. Запрещено слушать музыку, но главное, на поминках не должно быть алкоголя! Пусть это будут простые блюда, которые быстро готовятся, потому что поминки лучше проводить в молитве или воспоминаниях о близком, чем хлопоча по хозяйству. Например, традиционно православные поминают усопших кутьей. Это простая каша, приятная на вкус и, как говорят святые отцы, не требующая практически никакой мирской суеты.

Организация и проведение похорон своими силами - непростая задача, учитывая тяжелое эмоциональное состояние родственников покойного. Однако если родным и близким удалось справиться с волнением и отчаянием, достойно проводить усопшего можно и без участия бюро ритуальных услуг.

С чего начать?

Если смерть наступила в больнице, родственникам беспокоиться не о чем: летальный исход будет констатирован опытными специалистами, а тело отправлено в морг. Если смерть наступила в домашних условиях, то родственникам, обнаружившим тело, необходимо вызвать скорую помощь. При этом диспетчеру нужно сказать, что человек находится в бессознательном состоянии. Не стоит констатировать смерть самостоятельно. Вполне возможно, что предполагаемый умерший впал в кому.

В случае подтверждения факта смерти тело будет осмотрено представителями правоохранительных органов.

Как правило, они устанавливают, была ли гибель насильственной или естественной. После этой процедуры готовят все необходимые документы, а тело отправляют в морг. Если населенный пункт, в котором жил покойный, находится далеко от крупного города, то умершего разрешается оставить дома. Только после этого может быть начата подготовка к похоронам.

Внезапное горе приводит в замешательство родных умершего. Очень часто они не знают, что нужно делать, как правильно проводить усопшего, на каком кладбище хоронить близкого человека. К смерти родных редко бывают готовы, поэтому и пошаговый план действий заранее не составляется.

Семья покойного не всегда способна позаботиться о похоронах своими силами. Вот почему намного проще обратиться в ритуальное агентство. Сделать это обязательно нужно и в том случае, если умерший еще при жизни заключил договор с определенной организацией. За услуги бюро придется заплатить немалую сумму. Тем не менее участие посредника часто становится необходимостью.

Самостоятельная подготовка

Уход родственника не всегда становится неожиданностью. Если человек неизлечимо болен, то его семья должна быть готова к тому, что рано или поздно его не станет. Неожиданной смерть не может быть и для пожилых людей. Когда любимой бабушке далеко за 80, дети и внуки осознают тот факт, что потеряют ее в ближайшие несколько лет.

Вопрос о том, как организовать похороны самостоятельно, возникает не только тогда, когда семья пытается сэкономить. Решение устроить погребение без участия посредника может быть принято по религиозным или этическим соображениям. Возможно, умерший, будучи приверженцем той или иной религии, не хотел, чтобы к его телу прикасались иноверцы. Иногда умирающий завещает родным омыть и одеть его после смерти. Он не желает, чтобы его видели обнаженным посторонние люди.

Родные усопшего должны получить гербовое удостоверение смерти и медицинское свидетельство, которое выдается в регистратуре морга.

Чтобы получить свидетельство, нужно предоставить медицинский полис и паспорта покойного и заявителя. Гербовое свидетельство выдают в ЗАГСе по месту прописки усопшего. Здесь же выдадут справку на получение социального пособия для погребения умерших. Получить тело можно только при предъявлении всех указанных документов.

Омовение и одевание

Покойный нуждается в омовении, которое могут провести работники морга. За отдельную плату они делают макияж для похорон. Выполнить эту работу могут и представители ритуального бюро. Готовясь к погребению, желательно учитывать все просьбы усопшего. Православный хочет быть омыт и одет по-христиански. Иудей или мусульманин тоже желают соблюдать требования своей веры.

Если тело осталось дома по тем или иным соображениям, омывать его приходится родным. Участвующие в этой церемонии должны быть одного пола с покойным. Женщина омывается внучками, дочерьми, сестрами, племянницами, близкими подругами и т.д. До мужского тела допускаются внуки, сыновья, братья, племянники или близкие друзья покойного. Такого подхода требует православный обряд погребения. Похожая традиция существует и у мусульман. Последователи ислама могут омывать своих законных супругов. Похоронные обряды мусульман также требуют удаления волос на гениталиях и подмышечных впадинах.

Одевать усопшего необходимо в те вещи, которые он купил для себя при жизни.

Пожилые люди предпочитают готовиться к похоронам заранее, не доверяя вкусу молодого поколения. Если же умерший не успел приготовить себе одежду, или ему было безразлично, в чем его похоронят, то приобрести одежду предстоит родственникам. Для верующего человека покупают те вещи, которые требует использовать религиозный обычай. Купить необходимую одежду можно в магазине при церкви (мечети, синагоге и т.д.).

Для атеистов или просто светских людей подходят строгий темный костюм (для мужчин) и закрытое платье (для женщин). Вне зависимости от телосложения умершего одежду нужно выбирать свободную, не облегающую. Обувь должна быть на размер больше. Вещи для покойного необязательно должны быть новыми. Но обязательной считается их чистота.

Для погребения умерших нужно выбрать кладбище. Критерии выбора будут зависеть либо от прижизненного желания покойного, либо от места его проживания, либо от религиозной принадлежности. Для проведения православного обряда похорон используется христианское кладбище, желательно православное. Приверженцев ислама хоронят на мусульманских кладбищах. Отдельно хоронят иудеев. Можно встретить кладбища смешанного типа, где покоятся представители различных религиозных течений, а также люди, не придерживавшиеся правил определенной религии.

Родные покойного должны договориться с администрацией кладбища, которое будет использовано для захоронения. Бесплатный участок земли полагается каждому гражданину государства. При этом необходимо будет оплатить рытье могилы.

В некоторых семьях принято хоронить в родственных могилах. Для того чтобы воспользоваться родовым захоронением на кладбище, администрации необходимо предоставить паспорт обратившегося гражданина, свидетельство о смерти, документы на могилу и бумаги, подтверждающие родство с захороненными людьми. Порядок захоронения в родственную могилу позволяет хоронить следующего умершего на том же участке только в том случае, если с момента похорон предыдущего усопшего прошло не менее 20 лет.

Если человек при жизни хотел быть кремированным, то родные должны исполнить последнюю волю усопшего.

Урна с прахом (в соответствии с санитарными нормами) тоже должна быть захоронена. Оставлять емкость дома в память о близком человеке не стоит. Урну можно оставить в колумбарии или захоронить ее в землю. Прах усопшего в крематории можно получить только после предоставления справки о месте на кладбище. Необходимо соблюдать установленный порядок проведения похорон. Однако если умерший пожелал, чтобы его прах развеяли, родственникам нужно поступить в соответствии с волей почившего. С администрацией кладбища всегда можно договориться, объяснив ситуацию. В таком случае родным выдадут необходимую справку, но участок земли так и не будет использован.

Выбор гроба и транспорта

Не всех усопших хоронят в гробах. У мусульман процесс захоронения предполагает использование савана, в который заворачивают тело. Похороны проводятся в день смерти человека. Транспорт мусульмане в большинстве случаев не используют. Родные и близкие несут покойного к месту захоронения на специальных носилках.

В соответствии с православными обычаями хоронить человека нужно в гробу. Выбирать его следует в зависимости от телосложения покойного. Для полных людей подходит гроб-колода. Размеры гроба учитываются при подборе транспорта. Кроме того, необходимо учесть, сколько провожающих будет на кладбище в день похорон.

В катафалках запрещено перемещаться стоя. Не принято это делать и в другом похоронном транспорте.

Для перемещения к месту захоронения покойного чаще всего используют небольшие «Газели». В них есть и посадочные места для сопровождающих, и место для гроба. Если сопровождающих слишком много, можно нанять несколько таких автомобилей. Ехать на кладбище на личном транспорте не принято. Следует учитывать, что гроб-колода в «Газель» не поместится. Организовывая перемещение к месту захоронения, стоит нанять автобус. Такой транспорт решает сразу 2 проблемы: и с количеством посадочных мест, и с необходимым для размещения гроба пространством.

После того как факт смерти был установлен, родные умершего должны обзвонить всех знакомых и родственников, с которыми покойный поддерживал контакт. В первую очередь печальное известие должны получить те, кто живет далеко от места предполагаемых похорон. Этим людям требуется время, чтобы подготовиться к приезду, купить билеты, собрать вещи и т.д.

Если незадолго до смерти покойный был с кем-то из родных или знакомых в ссоре, их тоже нужно оповестить. Семья умершего должна думать не только о том, как организовать похороны близкого человека. Необходимо предоставить желающим проститься с покойным максимальное количество времени для приезда. Оповещать следует по телефону. Письма, в том числе и электронные, не всегда доходят до адресата. По телефону родственники могут получить информацию о том, приедет ли близкий человек или нет.

Похороны должны проходить в 3 этапа:

  1. Прощание с покойным дома. Этот ритуал не считается обязательным. Иногда тело везут к месту захоронения прямо из морга. Однако если человек занимал высокий пост, был военным, имел много знакомых, то родственникам следует позаботиться об организации прощания с умершим. Проводить церемонию можно в квартире, специальном ритуальном зале или на улице перед домом покойного.
  2. Прощание на кладбище. Если на улице, в квартире или зале попрощаться с умершим может каждый желающий, то к месту погребения обычно едут только приглашенные. Это обязательный этап во время проведения похорон. На месте погребения может присутствовать священник. У мусульман женщины на кладбище не допускаются.
  3. Поминальный обед. Первую поминальную трапезу необходимо устраивать в день похорон. На поминках могут присутствовать все желающие вспомнить умершего, если обед проводится дома. У христиан организацией поминальной трапезы полагается заниматься семье покойного или самым близким людям. У иудеев роскошных обедов не устраивают. После возвращения с кладбища поминовение усопших совершается только семьей покойного. Каждый член семьи съедает кусочек хлеба и что-нибудь круглое, например, яйцо. В доме умершего мусульманина еду готовят соседи и друзья.

Поминальный стол

Даже среди верующих не все знают о том, как провести поминки, можно ли подавать то или иное блюдо и т.д. На светском поминальном столе можно увидеть практически любое угощение. Родственники усопшего нередко стремятся к роскоши на похоронах и поминальных обедах. Гробы и памятники выбирают самые дорогие, а помины устраивают в лучших ресторанах города.

Обязательным атрибутом трапезы становятся спиртные напитки. Священники же предупреждают о том, что использование алкоголя - это светская традиция. Для проведения православного обряда похорон у русских ни вино, ни водка, ни пиво не применяются. Необязательными считаются и блюда из дорогих продуктов. Душа усопшего нуждается в молитве о прощении грехов, а не в роскошном обеде.

Поминальный стол должен быть скромным.

Присутствующие люди собрались не для того, чтобы вкусно поесть и получить от этого удовольствие. Их задача состоит в том, чтобы вспомнить дорогого человека. Алкоголь настраивает собравшихся на неуместный в данном случае позитивный лад. Опьянев, друзья и родственники зачастую забывают о главной причине обеда, позволяют себе непристойное поведение, поют песни. Спиртные напитки нужно заменить компотом, киселем или обычным чаем. Если родные умершего не знают, как и что делать на поминах, то можно пригласить служителей церкви, которые помогут организовать обед правильно.

Похоронный этикет

На кладбище похороны должны осуществляться по правилам:

  • в день похорон строго запрещаются конфликты дома или на кладбище, ведь это не самое подходящее время для выяснения отношений. Ссора может возникнуть на религиозной, политической или бытовой почве;
  • мужчины присутствуют на церемонии без головных уборов. Исключением становятся национальные головные уборы, обязательные на похоронах. Разрешается надевать шляпы или шапки темных оттенков на кладбище в холодное время года. Женщинам желательно надевать черные шляпы и не снимать их даже в помещении;
  • похоронный этикет запрещает вкладывать посторонние предметы в гроб и одежду покойного. Родственники могут положить в карман пиджака усопшего его любимые часы, семейную фотографию в металлической рамке и т.п. Религия тоже запрещает подобные действия. Существует примета: если оставить изображение живого в гробу с умершим, то этот человек долго не проживет. Традиция оставлять в одежде какие бы то ни было вещи считается языческой. Посторонние предметы в гробу становятся помехой при кремации и портят оборудование печей;
  • в зале для прощания разрешается использовать музыку. Она должна быть негромкой и отвечающей социокультурным нормам, принятым в данном обществе. Музыка обычно звучит на гражданской панихиде. На похоронах военных, лиц, погибших при исполнении служебного долга, и т.д. играет духовой оркестр. Музыканты присутствуют не только в зале для прощания, но и на месте погребения;
  • деформированные останки хоронят в закрытых гробах из морально-этических и санитарно-эпидемиологических соображений. Вскрывать гроб во время церемонии запрещено. Если тело в целом сохранилось, но лицо сильно обезображено, то можно обратиться к бальзамировщикам. Они проведут реконструкцию лица, и тело допустимо будет похоронить в открытом гробу.

Похороны близкого человека - это тяжкое испытание, через которое предстоит пройти всем, у кого есть друзья и родственники. Никто не хочет думать заранее об этом неприятном событии. Однако чем раньше люди осознают, что их близкие смертны, тем легче будут расставание, и тем быстрее и качественнее будут организованы похороны, когда в них возникнет необходимость.

Православная Церковь с почтением смотрит на христианина и тогда, когда он умер. Теперь тело христианина - "добыча смерти", "жертва тления", но всё равно это тело - член Тела Христова. В нём - в некогда величественном храме Божием, жил и действовал животворящий Святой Дух(1 Коринфянам 6:15-19).
Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом которого был умерший?
Мы знаем что потом это мертвое тело христианина снова оживёт и облечется нетлением и бессмертием (1 Коринфянам 15:53). Поэтому Православная Церковь не оставляет своих детей без материнского попечения и тогда, когда они перешли из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.
Трогательные обряды, совершаемые Христианской Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях веры и ведут своё начало от Богопросвященных апостолов и первых христиан.

Одним из таких обрядов является бальзамирование. Оно включает в себя омытие тела умершего и его одевание. Раньше бальзамирование включало в себя и нанесение на тело специальных бальзамов(откуда и получило своё название).
Как происходит бальзамирование:
Тело усопшего сразу после смерти омывают. Омыты должны быть все части тела. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также чтобы он в чистоте предстал пред лице Божие по Воскресении.
Омывать тело нужно теплою водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело читают Трисвятое ("Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас") или "Господи, помилуй". В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.
При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой или губкой.
При этом вопреки разным суевериям, никаких ограничений на количество, возраст и другие качества людей, омывающих тело, нет . Омовение могут делать как любые родственники усопшего, так и совершенно посторонние люди(например, в морге).

После омовения тело христианина одевают в новые светлые чистые одежды. Новые одежды указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия (1 Коринфянам 15:53). Одежды подбирают в соответствии званию и служению человека. Этим символизируется что по Воскресении человек должен дать отчет Богу как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.
Если вдруг на человеке в момент смерти не было креста, то обязательно надевают крест.
Руки и ноги усопшего связывают(развязывают их перед выносом тела из дома). Руки при этом складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают икону(или крест), для мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божией Матери. Также можно поступить так: в левую руку - крест, а на грудь усопшего - Святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал ему душу, что он в жизни имел всегда Господа пред собою, а теперь переходит к лицезрению Его со святыми.
Когда наступит время полагать усопшего в гроб, тогда кропят святой водою тело умершего и гроб изнутри и снаружи. После этого тело переносят в гроб.
Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.
На лоб умершего кладут венчик. Его обычно дают в церкви, когда усопшего привозят для отпевания. Некоторые люди покупают его для себя заранее.
Умерший христианин украшается венцом как воин, с честью оставивший поле подвига и одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью "Трисвятое". Этим показывается, что окончивший своё земное течение надеется за свои подвиги получить венец (2 Тим.4,7-8) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.
Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешёл в область света - в загробную жизнь.
Над умершим всю ночь читают Псалтырь.