Может ли молния ударить в окно? Семь глупых вопросов про грозу и технологии Как бьет молния

Согласно данным, собранным ресурсом Quartz, каждый работающий самолет в мире получает удар молнией, по крайней мере, один раз в год. Но прежде, чем вы решите никогда больше не летать, давайте разберемся, что происходит, когда молния ударяет в самолет.

Да, и видео этого случая под катом …

По сути, не происходит ничего страшного.

Во время проектирования современных самолетов всегда учитывается, что все оборудование, электрические и топливные системы должны быть защищены от разряда молнии, в котором сила тока достигает 30 000 ампер. Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений.

Зачастую такая защита работает настолько хорошо, что пассажиры не понимают, что молния попала в самолет, а единственное возможное повреждение, это небольшой ожог на обшивке в месте удара.

На самолет устанавливаются электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если в самолет ударит молния - они отводят электричество в воздух.

Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния.

В прошлом году 10 июня в самолет авиакомпании British Airways, летевший из Лондона в Москву, ударила молния. Аналогичный инцидент произошел 4 июня с Boeing 737, выполнявшим рейс по маршруту Симферополь - Москва. При осмотре самолета во Внуково выяснилось, что молния оплавила 18 заклепок по обеим сторонам фюзеляжа, поврежден датчик угла атаки и статические разрядники на стабилизаторе.

«Электрический разряд не самый опасный фактор для безопасности пассажиров и экипажа. Современные самолеты имеют достаточную молниезащиту», - рассказал «Газете.Ru» Валерий Макаров, старший научный сотрудник государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте».

Обычно молния ударяет в выступающие части самолетов, например в законцовки крыла и нос.

В этих местах можно обнаружить небольшие оплавления конструкций. При ударе молнии электрический ток пробегает по металлической обшивке самолета, пока не выйдет из другой точки, например из хвоста. По словам пилота Патрика Смита, автора книги «Говорит командир корабля», молнии бьют в самолеты гораздо чаще, чем мы могли бы подумать. Просто, как правило, для пассажиров и членов экипажа это остается незамеченным. «Молния попадает в самолет в среднем раз в два года. Изредка на самолете можно обнаружить внешние повреждения - поверхностную точку входа и выхода молнии - или несерьезные повреждения электрических систем. Хотя обычно молния не оставляет следов», - уверен пилот.

Современные пассажирские лайнеры оснащены специальными средствами защиты от ударов молний. По словам профессора Маму Хаддада из Университета Кардиффа, изучающего воздействие молний на конструкцию самолетов, многие современные самолеты помимо композитных материалов в своей конструкции имеют медные экранирующие сетки - ими, например, оснащены самолеты семейств Boeing 787 и Airbus A350.

Эти медные слои выступают в роли так называемой клетки Фарадея, которая защищает от электрических токов все, что находится внутри нее.

Хаддад уверен, что еще более важным является то, что топливные баки самолетов, размещенные в крыльях, защищены от любых искр. Это достигается за счет того, что вся обшивка, структурные соединения, люки, отверстия и заливные горловины должны выдерживать разряд молнии, температура которого может достигать 30 тыс. градусов Цельсия.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождево-кучевых облаках, на высотах 2–5,5 км. Часто пролетающие самолеты могут сами вызвать разряд в сильно наэлектризованных облаках. Считается, что в частные легкомоторные самолеты молнии попадают реже, так как они меньше по размерам и могут избегать встреч с грозами.

«Ток при молнии может достигать 200 тыс. ампер - люди могут услышать шум, увидеть свет или вспышку в иллюминаторе, но они не почувствуют ничего, - поясняет Хаддад. - Одним из эффектов может быть небольшое локальное расплавление там, где ударила молния, однако авиапромышленность довольно консервативная, испытания проводятся жесткие, так что пассажиры не рискуют».

За всю историю авиации серьезные происшествия, связанные с ударом молний, действительно можно пересчитать по пальцам. В январе этого года на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, который попал в грозу и был поражен молнией. Тогда погибли четыре находившихся на борту человека. В 2010 году один человек погиб после того, как в самолет Boeing 737-700, летевший из Боготы, при посадке ударила молния, и лайнер развалился на три части. Однако, по данным расследования, сама молния не была единственной причиной крушения. К нему привели внезапный порыв ветра и воздушная яма, вызванная разрядом во время снижения, которые произошли почти одновременно.

Самая серьезная катастрофа по этой причине случилась в 1963 году, когда из-за удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707 ныне не существующей авиакомпании Pan American.

Тогда по итогам расследования Американское управление гражданской авиации велело оснастить все гражданские суда специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. После этой катастрофы инженеры впервые додумались, как уменьшить вероятность взрыва топлива в баках.

Было принято решение заполнять освобождающиеся по мере выработки горючего баки инертным газом, что мешает воспламенению паров топлива.

Менее трагичные и вовсе незаметные удары молний происходят куда чаще, и от них не застрахованы даже самолеты президентов. Так было с лайнером Франсуа Олланда, который летел на переговоры с Ангелой Меркель в 2012 году. Из-за удара молнии президенту пришлось пересесть на другой самолет и опоздать к канцлеру на полтора часа.

«Угроза травмирования лиц, находящихся на борту, серьезных отказов оборудования и систем воздушного судна в результате поражения самолета минимальна. Попадание молнии в самолет редко приводит к изменению плана полета, а повреждения, как правило, незначительны», - уверен Валерий Макаров.

источники

http://www.gazeta.ru/science/2014/06/15_a_6067281.shtml

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82

А вот вам еще что нибудь интересного про молнии: вот например , а вот почему и . Ну и конечно мои любимые Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В грозовую погоду находится в машине безопасней, чем на улице. Кузов авто имеет экранирующий эффект, который защитит, находящихся в салоне людей. Если подвести внешнее заряженное поле к клетке (в данном случае к кузову), оно полностью нейтрализуется ней и внутрь клетки не заходит. Это знакомо любому физику-первокурснику, но не рядовому читателю.

Соблюдайте несколько простых правил, которые спасут жизнь, если вы попадете в грозу:

  1. Найдите безопасное место для машины. Не возвышенность и не низина, желательно не открытая местность. Проверьте, чтобы рядом не было легких и воспламеняющихся предметов.
  2. Остановитесь. Затворите окна.
  3. Снимите радиоантенну.
  4. Оставайтесь в машине до окончания грозы.

Если молния все-таки ударила

Сохраняйте спокойствие, не делайте резких маневров. Снизьте скорость и удерживайте маленькие показания спидометра, пока не убедитесь, что колеса целы. После окончания грозы осмотрите автомобиль и сообщите в страховую компанию о наступившем случае: обязательно снимите на телефон повреждения. Если покрышки разорвало и есть возможность поменять колесо, сделайте это по инструкции. Она расположена

Редкого человека могут оставить равнодушными раскаты грома и вспышки молнии. Реальная опасность, исходящая от грозной стихии, всегда будоражила воображение. Наш далекий предок с ужасом ожидал развязки того, что происходит в грохочущем и пылающем небе, угадывая в стихии природу божественного. Но и сегодня, в пору торжества науки и техники, в природе образования и проявления молнии далеко не все ясно.

Притягивающие молнию

В старые времена человека, пораженного молнией, закапывали в землю. И тем самым зачастую спасали ему жизнь. Даже сегодня иногда с пострадавшим поступают так же, понимая, что таким образом с несчастного можно снять электрический разряд.

Но молния вполне может вызвать у многих людей чувство растерянности, бессилия, ощущение загадочности происходящего. Рассказывают о таком случае. Дело было в Японии. Группа школьников, будучи в горах, попала в грозу. Чтобы не потеряться в непогоду, учитель заставил ребят связаться веревкой так, как это делают альпинисты. И что же? В цепочку ребят попала молния, и каждый третий в ряду оказался убит. Конечно, мокрая веревка – отличный проводник атмосферного электричества. Но почему погиб именно каждый третий? Ученые до сих пор теряются в догадках.

Известно, что выступающие вверх предметы притягивают к себе молнию, поэтому на селе она ударяет в кресты и купола храмов и церквей, в городах – в небоскребы и телебашни, на открытых пространствах – в отдельно стоящие высокие деревья, под которыми ни в коем случае нельзя прятаться в грозу. Замечено, что на открытых местах молния чаще всего попадает туда, где находятся скопления воды или проходят трубопроводы, залегают руды.

Эксперименты, проводимые с манекенами, на которые навешивают металлические предметы, показали, что молния проходит через металлические предметы, не задевая манекен. Но будет ли то же самое, если манекен заменить человеком? В отличие от куклы, человек обладает свойствами электрического магнита, а значит, по определению «не безразличен» для молнии.

Известно, что колдуны Америки обладают искусством вызывать молнию. Делается это так. В непогоду мужчины племени по знаку колдуна собираются в строго определенном месте в большой круг и начинают замысловатый танец с копьями. Ритуальная пляска продолжается до тех пор, пока в центр круга не ударяет молния. Но в демонстрируемом на потребу публике могуществе колдуна скрыта хитрость. Племя для вызывания молнии выбирает место, богатое подземными водами. Место, в которое обязательно должна ударить молния.

Молнии «любят» не только определенные места, но и определенных людей. Журнал «Фейт» рассказал историю майора Саммерфорда, который в 1918 году пострадал от стихии во Фландрии. Удар молнии сбросил его с лошади, парализовал нижнюю часть тела. Уволившись по инвалидности из армии, майор уехал в Ванкувер и в 1924 году подвергся новой атаке молнии, которая парализовала правую сторону тела. Прошло два года, майор оправился от второго удара молнией и даже начал прогуливаться по парку. Но летом 1930 года его вновь отыскала «огненная стрела». На этот раз парализовала все тело. Его через два года не стало. Но спустя два года после кончины майора, а именно в июне 1934 года, в кладбище Ванкувера ударила молния, и удар ее пришелся аккурат в надгробие несчастного мужчины, разбив его вдребезги.

В 1950 году журнал «Фейт» поведал такую историю. В 1899 году во дворе дома города Торонто (Италия) молнией был убит человек. Ровно через 30 лет от удара молнии погиб его сын. А 8 октября 1949 года «загадочная и ужасная» поражает, внука первого и сына второго несчастного. И что примечательно – молния убивала их на одном и том же месте.

Мифы и факты

Хотя статистика говорит нам, что гибель от удара молнии случается крайне редко, нельзя недооценивать эту опасность. Судя по прогнозам синоптиков, аномальная жара может смениться ливнями с грозами. Возможно, именно такой сценарий ждет наш регион. Предлагаем пополнить копилку знаний полезными и интересными фактами о молниях. Рассмотрим, насколько отвечают действительности некоторые мифы о молнии.

Миф 1: торнадо и ураганы опасней, чем молния.

Факт: молния убивает больше людей каждый год, чем торнадо или ураганы. Только от наводнений умирает намного больше людей, чем от молний.

Миф 2: даже дома в вас может попасть молния.

Факт: пожалуй, самое безопасное место во время грозы – в доме, но это не значит, что не нужно принимать мер предосторожности.

Если в здание попала молния, то электрический ток скорее всего пройдет по водопроводу или проводке, прежде чем уйти в землю. Поэтому во время молнии не разговаривайте по проводному телефону, держитесь подальше от проточной воды (не принимайте душ, не мойте тарелки и руки). Не используйте кухонную плиту, компьютер или другие приборы, присоединенные к электрической сети.

Миф 3: молния всегда сбивает самолеты.

Факт: в реальности молния регулярно попадает в самолеты, но редко приводит к крушению. В среднем, по меньшей мере, раз в год в каждый самолет попадает молния. Большинство самолетов сделаны из алюминия, который является хорошим проводником электричества, поэтому для самолетов предусмотрены строгие правила техники безопасности.

Миф 4: во время грозы необходимо выключать электронные приборы.

Факт: выброс тока может повредить электронику, даже если молния не попала в ваш дом. Если вы не уверены в надежности работы прибора по защите от выброса напряжения, то отключите компьютер, телевизор и другую электронику. Если вы начнете отключать приборы во время грозы, то есть шанс подвергнуться удару тока, поэтому это нужно делать до начала грозы.

Миф 5: во время грозы опасно находиться в машине.

Факт: на самом деле, машины представляют собой одно из самых безопасных мест во время грозы, если вы не имеете возможности зайти в здание. Только убедитесь, что у вашей машины надежная и крепкая крыша.

Миф 6: молния не попадает два раза в одно и то же место.

Факт: во время грозы молния может попасть несколько раз в одно и то же место.

Миф 7: во время грозы находиться на улице не безопасно.

Факт: если вы оказались на улице во время грозы, то постарайтесь укрыться в заземленном здании или в машине. Если это не представляется возможным, то следующие советы помогут минимизировать риск: избегайте открытых пространств и одиноко стоящих высоких объектов (например, деревьев). Держитесь подальше от воды – она хорошо проводит ток. Не ложитесь на землю – это увеличит площадь контакта, ведь если неподалеку от вас в землю ударит молния – то чем меньше площадь контакта, тем меньше тока перетечет в вас.

Миф 8: необходимо оставаться дома еще в течение получаса после окончания грозы.

Факт: в большинстве случаев, молния попадает в людей не в самый разгар грозы. Согласно данным национальной метеорологической службы США (НМС), молния может ударить с расстояния в 15 км от того места, где идет дождь, поэтому если вы слышите гром – значит вы в зоне угрозы попадания молнии. НМС советует придерживаться следующего совета: «Если слышите гром, то переждите дома. Из дома будет безопасно выходить через полчаса после того, как в последний раз прогремел гром».

Миф 9: можно определить расстояние до грозы, считая, сколько секунд прошло от вспышки света до грома.

Факт: удивительно, но этот детский трюк действительно работает. Свет распространяется быстрее звука, поэтому сначала мы видим вспышку света, а потом раскат грома. Чтобы определить расстояние до грозы, необходимо знать скорость звука: он движется со скоростью в 1 км за три секунды.

Интересно

Типичная молния длится около четверти секунды и состоит из 3–4 разрядов.

В мире каждую минуту сверкает 6000 молний.

Температура молнии может достигать более 27 тысяч градусов по Цельсию. Это в несколько горячее, чем поверхность Солнца!

Вероятность увидеть шаровую молнию хотя бы раз в жизни составляет 1 к 10000.

Ударяя в песчаную почву, молния способствует образованию стекла. После грозы в песке можно найти полоски стекла.

Молнии наблюдаются также на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране.

Вероятность быть убитым молнией составляет 1 к 2000000. Такие же шансы у каждого из нас умереть от падения с кровати.

Греки верили, что жемчуг образуется, когда молния ударяет в море.

Вверх — Отзывы читателей (7) — Написать отзыв — Версия для печати

Изначально слышен разряд — треск — как у шокера, только нааамного громче — но это только доли секунды, и то слышат те, которые рядом с местом удара молнии: от вспышки до грома менее секунды. Слышал этот треск 3 раза, в разные года и на одном и том же месте, место открытое — берег Волги — ощущения скажу....Одна из нерассмотренных причин- наличие сильно заряженных воздушных потоков: разные "чудеса" с попаданиями молнии в предметы, в которые молния по законам физики казалось бы попадать не должна, связаны довольно часто именно с повышенной наэлектризованностью воздушных потоков, которые,как известно, обладают наименьшим электрическим сопротивлением.При чем, толщина этих потоков может быть всего лишь с пол метра(!!!)

А у нас в Япошке землятресения. Они ничем не лучше грозы

У меня бомбитмолния как не знаю где!(

Один из выпусков новостей по телевидению сделал экспертов по молниезащите и атмосферному электричеству чуть ли не самыми востребованными людьми для журналистов всех уровней. В передаче рассказывалось, как в китайца дважды ударила молния. И оба раза он остался жив, более того, ушёл с места происшествия своим ходом. Этот случай привлёк огромное внимание к самому явлению молнии, хотя на самом деле не представлялся чем-то исключительным. Попадание молнии не всегда приводит к смерти. Если покопаться в архивах, то легко можно найти массу сообщений на эту тему. Вот молнией ударило целую футбольную команду, игравшую на стадионе во время грозы. Вот она поразила людей, ждущих автобус. Вот не повезло стаду коров и т.д. Во многих случаях после таких происшествий люди оказываются на больничной койке, но не в морге. Неужели опасность атмосферных разрядов просто преувеличена? Неужели люди могут выдержать прямое попадание молнии без серьёзных последствий для себя? А кто сказал, что в описанных выше ситуациях это воздействие было прямым? Как правило, когда речь идёт о чудесных спасениях, мы имеем дело не с прямым контактом, а с попаданием разряда в землю рядом с человеком.

Для начала давайте оценим масштаб этого опасного атмосферного явления. Небольшая молния, которую даже можно назвать слабой, имеет силу тока около 30 тысяч ампер. Разряды, которые можно отнести к категории мощных, имеют силу в десять раз больше. При ударе в землю этот заряд растекается по всему объёму грунта. Именно для этой цели (перевода мощного заряда в грунт) служат молниеотводы, оснащённые заземлителями . Последние представляют собой электроды, уходящие на определённую глубину в землю. Здесь действует закон Ома, согласно которому, чтобы рассчитать напряжение на заземлителе, необходимо силу тока умножить на сопротивление.

В данном примере нужно учесть, что напряжение в грунте принимается за нулевое. Когда речь идёт о человеке, стоящем на земле при ударе молнии, всё буквально переворачивается с ног на голову. Напряжение будет действовать на нас снизу, через ноги. Попробуем разобраться в том, каким образом это будет происходить.

Для начала рассмотрим нашу землю как проводник. Насколько хорошо она проводит электричество? Первый ответ, который напрашивается сам собой, – очень хорошо. Неслучайно же мы делаем заземление, вводя электричество в грунт. Однако нам нужна более точная оценка свойств земли как проводника, а именно – удельное сопротивление. Для хорошей земли оно составляет в среднем 100 Ом на метр. То есть сопротивление здесь просто огромное. Для примера: в обычной чёрной стали оно в миллиард раз меньше. Однако, несмотря на это, земля эффективно отводит ток благодаря своему большому объёму.

Теперь, чтобы уточнить, как ведёт себя электричество при попадании в землю, рассмотрим ещё один важный параметр – напряжённость электрического поля. Этот параметр определяет, каким образом падает напряжение на определённом промежутке. Мы будем рассматривать падение напряжения на длине 1 метр. Этот показатель, называемый шаговым напряжением, выбран неслучайно – примерно столько составляет длина человеческого шага. То есть, если в грунте имеется поле напряжённостью 1 вольт на метр, на шагающего человека будет воздействовать напряжение 1 вольт.

Теперь разберём гипотетическую ситуацию с попаданием молнии в громоотвод и её выводом в заземлитель. Для примера рассмотрим случай, когда в качестве заземлителя используется металлическая полусфера диаметром полметра. Ток, пройдя по проводнику, будет утекать с полусферического заземлителя равномерно в грунт. Рассчитаем плотность тока при его силе, равной 30 тысячам ампер. Для этого силу тока разделим на площадь, в которой он действует. Получим величину примерно в 76 000 ампер на квадратный метр. Теперь рассчитаем напряжённость, по закону Ома умножив сопротивление грунта на полученный результат. В результате получим величину около 7,6 миллиона вольт на метр. Внушительная цифра. И вряд ли описанный в начале статьи счастливец из Китая подвергался воздействию именно такого напряжения.

Так почему же китаец выжил? Для ответа на этот вопрос нужно понять, каким образом меняется полученный здесь показатель по мере удаления от заземлителя. Мы будем брать гипотетический пример с описанным выше полусферическим заземлителем и однородным грунтом. По мере удаления от заземлителя будет расти радиус полусферы, для которой мы проводим расчёты. В результате вырастет и площадь полусферы, а следовательно, снизится плотность тока, а за ней и напряжённость. Уже в десяти метрах от заземлителя вместо пугающих нас миллионов вольт напряжённость составит всего 5 тысяч вольт на метр. А это хотя и опасно, болезненно, но уже не всегда смертельно. Такой удар вполне может отбросить человека, сбить на землю, как это и было в описанном телевизионщиками случае. Учтите ещё и то, что время, которое электричество будет воздействовать на человека, составит всего 0,1 миллисекунды.

Таким образом, чем дальше мы находимся от места попадания молнии в землю, тем меньше будет напряжение, воздействию которого мы подвергаемся. Поэтому понятно, почему на уроках ОБЖ нам говорили, что нельзя прятаться от грозы под высокими деревьями. Именно в них обычно попадают разряды. И, находясь рядом, мы рискуем подвергнуться серьёзному удару. Дело в том, что корневая система деревьев в данном случае выступит как заземлитель. И чем ближе к нему, тем сильнее разряд. А особенно сильным будет удар, если мы не стоим под деревом, а лежим, так как в данном случае увеличится контур, с которого мы получим разряд.

Мы не хотим вводить читателя в заблуждение, говоря о том, что молнии не опасны. Озвученные цифры нисколько не завышены. Наоборот – столкнуться с молнией зарядом до 100 тысяч ампер может каждый из нас, в то время как расчёты мы проводили для молнии в 30 тысяч ампер. Поэтому критическое шаговое напряжение может быть более внушительным и на более отдалённом расстоянии от заземлителя.

Кроме этого, нужно учесть, что мы в своих расчётах приводили пример с полусферическим заземлителем. При такой конструкции напряжённость поля будет обратно пропорциональна квадрату расстояния от центра полусферы. Однако такие электроды используются крайне редко. На промышленных объектах их вообще нет. Как правило, там применяются специальные стержни, из-за чего напряжённость по мере удаления от громоотвода убывает медленнее. Здесь уже радиус критического поражения, в том числе летального, может составлять несколько десятков метров.

Теперь приведём пример с типовыми устройствами, применяемыми в молниезащите в нашей стране. Возьмём для расчётов критические данные, которые дадут нам более внушительный результат. В качестве грунта будет использоваться сухой песок с сопротивлением 1 кОм на метр. Силу тока в молнии возьмём за 100 тысяч ампер. Сам заземлитель будет состоять из рекомендованных техническими нормами трёх штырей и шины, к которой они крепятся. В таком контуре и при указанной выше силе тока на расстоянии 15 метров от заземлителя будет действовать напряжение в 70 тысяч вольт. А в радиусе 40 метров – 10 тысяч вольт, что тоже немало.

Именно поэтому для сложных объектов, в которые часто попадает молния, и рядом с которыми высока вероятность нахождения людей, разрабатываются индивидуальные системы молниезащиты. Например, такая система использована при строительстве храма Христа Спасителя. Она состоит из множества шин, расположенных под землёй. Они обеспечивают растекание молнии и снижение шагового напряжения вблизи храма.

С воздействием мощного электрического заряда связана ещё одна серьёзная опасность. Если показатели напряжённости доходят до 1 мегавольта на метр, начинается ионизация грунта. А при совпадении ряда факторов результатом такой ионизации будет увеличение плазменного канала. Он будет проходить уже под землёй, неглубоко от её поверхности. Такие каналы в ионизированном грунте, по сути, являются частью основной молнии и могут уходить на расстояние до десятков метров от места непосредственного удара.

Сила тока в таких каналах меньше, чем в основных молниях, но при этом тоже внушительная. Более того, подземный разряд сопровождается высокой температурой, которая достигает 63 тысяч градусов. А теперь представьте, что такой подземный разряд прошёл рядом с какими-либо горючими веществами или в зону его действия попало важное оборудование, люди.

Именно с такой ситуацией в 2010 году столкнулись жители небольшой деревни в Омской области. Здесь случился пожар, в результате которого сгорели все дома. Местные жители не могли тушить пламя, поскольку, как они сказали, по земле бегали огненные стрелы. Нужно ли говорить, что само возгорание случилось в результате попадания молнии? Жители деревни поступили правильно, не став рисковать, – напряжение в зонах прохождения таких каналов по своим параметрам ничуть не уступает местам, где заземлители громоотводов входят в землю.

Думается, рассказанного здесь достаточно, чтобы понять, что даже при попадании молнии в громоотвод или в землю в отдалении от человека есть реальный риск нанесения ущерба расположенным рядом объектам и людям. Молния словно хитрит, находя обходные дороги и взламывая простую защиту. Именно поэтому важно, чтобы даже домашнюю систему молниезащиты просчитывали и монтировали опытные специалисты. Только они смогут учесть все нюансы и по-настоящему надёжно защитить от всех факторов воздействия грозового разряда.

Порой намного приятнее оказаться в автомобиле, когда на улице плохая погода, чем идти пешком, пытаясь добраться до дома или работы.

Но погода может преподносить разные сюрпризы, помимо привычного для всех нас дождя и снега. В зависимости от сезона и климатических особенностей конкретного региона, вместе с грозами, сопровождающиеся сверканием молний. Некоторые из этих молний достигают поверхности земли и ударяют в разные предметы, здания, деревья и пр.

Случается и так, что молния бьёт прямо в автомобиль, который находится в движении. Это достаточно редкое явление. Как утверждают некоторые люди, вероятность попадания в автомобиль составляет менее 1 к 10000. Откуда берутся подобные статистические данные, сказать сложно. Но суть в том, что человек должен понимать, чем его ожидает, а также как правильно действовать в случае возникновения такой ситуации.

Немного теории

Некоторые путают такие понятия как гроза и молния, считая их фактически синонимами. Но это не совсем так.

Грозой называют атмосферное явление, когда в дождевых облаках между поверхностью земли и ними возникают мощные электроразряды, которые именуются молниями. При этом гроза сопровождается громкими звуками, являющимися громом. Обычно гроза сопровождается сильными ливневыми осадками, реже наблюдается град, усиливается сила ветра, порой вплоть до шквальных порывов.

Что же касается молнии, то это следствие грозы и образования электрических разрядов. В итоге формируется высокомощный разряд в атмосфере, который проявляется в виде яркой вспышки. Молнии обычно возникают после образования кучево-дождевых облаков. Их также принято называть грозовыми. Но ещё молнии способны формироваться при возникновении таких явлений как извержение вулкана, торнадо, пылевая буря и слоисто-дождевые облака.


В среднем протяжённость или длина одной молнии составляет 2,5 километра. Но встречаются такие разряды, которые способны растягиваться на 20 километров.

Можно смело и утвердительно отвечать на вопрос относительно того, может ли грозовая молния ударить в вашу машину. Такая вероятность присутствует, хоть она и незначительная. То есть полностью исключать подобный сценарий нельзя.

Никто не проводил сознательные эксперименты с воздействием удара молнии на автотранспортные средства. В этом нет никакой необходимости. Потому все статистические данные и умозаключения специалистов в этой области основываются исключительно на доказанных законах физики, а также на знаниях об устройстве и конструктивных особенностях автомобилей.

Начнём с того, что в конструкции автомобилей используется достаточно большое количество металла. Особенно это актуально для более старых машин, поскольку в активно применяют пластик, полимеры и прочие более лёгкие альтернативы металлу. Но полностью от металлических компонентов избавиться не удалось.

Поскольку металл прекрасно проводит электричество, кузов можно справедливо считать отличным проводником. Это несколько повышает вероятность попадания молнии во время грозы в движущееся или стоящее на месте транспортное средство.

Точно сказать, бьёт ли молния чаще в подвижную или неподвижную машину, никто не сможет. Но если представить подобную ситуацию, здесь можно ожидать следующих развитий события:

  1. При наличии на машине антенны молния наверняка будет направлена на неё. Это объясняется тем, что этого элемент является верхней точкой автотранспорта, обладает слабым электромагнитным полем и хорошо притягивает заряды.
  2. Если молния попадает по конусу антенны, заряд начнёт словно растекаться по металлической поверхности кузова и стремиться вниз, достигая поверхности земли. Световой эффект при этом прекратится. От подобного соприкосновения кузов никак не повредится, не деформируется и ничего не взорвётся.
  3. Если антенна отсутствует, это не отменяет автоматически факт возможного попадания разряда. Шанс всё равно остаётся.
  4. В машинах без антенны молния будет бить в верхнюю точку, а именно в крышу. Заряд опять же начнёт растекаться по кузову, двигаться к шинам и далее к земле.
  5. Минимальная доля вероятности прямого попадания непосредственно в топливный бак есть. Только в этом случае возникает реальная угроза воспламенения. Но подобные ситуации огромная редкость. Да и зафиксированы они сугубо со слов очевидцев. То есть полностью верить в достоверность такой информации нельзя.

Насколько серьёзно удар отразится на состоянии машины, зависит от ряда факторов. Редко это приводит к тяжёлым последствиям. Но и о них следует знать, дабы не верить в распространённые мифы, а объективно оценить все потенциальные риски.

Поскольку нанесение ударов молнии в машину является редким явлением, утверждать наверняка о точном перечне последствий контакта нельзя.

Но если отталкиваться от курса физики и особенностей устройства современного автомобиля, можно предугадать некоторые возможные последствия, к которым приведёт удар молнии в вашу движущуюся или неподвижную машину.

  1. На поверхности кузова могут образовываться небольшие сколы. Причём происходит это по причине того, что при поглощении проходящего через авто заряда машина способна на небольшое расстояние подпрыгивать. В результате летящий из-под колёс щебень портит лакокрасочное покрытие. Вероятность повреждения лака и краски вплоть до сколов минимальная.
  2. Более реальным последствием считается сгорание предохранителей. Это чувствительные легкоплавкие элементы, которые защищают электрооборудование транспортного средства от негативных последствий короткого замыкания и резких скачков напряжения. Поскольку молния по своей сути является концентрированным зарядом электричества, удар может спровоцировать резкое возрастание напряжения, от которого вступит в реакцию легкоплавкий элемент предохранителя. Но лучше пускай сгорают предохранители, нежели перегорает проводка и электрооборудование. В этом компоненте активное применение предохранителей в конструкции авто идёт на пользу, если вдруг в кузов попадает молния.
  3. Поломка электроники. Если предохранители не сгорят или их просто не будет, а также напряжение окажется чрезмерно высоким, электроника в машине всё равно может сломаться.
  4. Прожиги на крыше. При условии отсутствия выступающей антенны, которая принимает обычно на себя удар, происходит попадание в крышу. Если попадание окажется прямым, на поверхности могут образоваться следы прожига. Это тёмные пятна, частично способные разрушить лакокрасочный слой. Объясняется подобное тем, что в момент удара разряд имеет очень высокую температуру.
  5. Порча покрышек. Такое возможно преимущественно в ситуациях, когда машина находится в движении. Потенциально удар способен разорвать шины. Тут снова ключевую роль играет резкий удар и высокотемпературное воздействие. Подобный температурный скачок способствует разрыву покрышки.

Важно понимать, что описанные ситуации могут произойти в очень редких случаях. Не обязательно удар молнии в вашу машину означает именно такие последствия.

Поскольку вероятность возникновения подобной ситуации всё же есть, особенно когда приходится часто ездить в плохую грозовую погоду, лучше заранее знать о возможных последствиях.

Всё же большинство людей обеспокоены вопросом возможного попадания молнии в автомобиль из-за потенциальной угрозы их жизни и здоровью. То есть человек опасается, что при нахождении внутри машины в грозовую погоду он может серьёзно пострадать.

Любой физик, даже только поступивший на первый курс университета, вам уверенно скажет, что поводов для паники и переживания нет. И он будет абсолютно прав в своих утверждениях.

Да, молния может причинить определённый вред. Но только кузову автомобиля, шинам и в некоторых случаях электронике. Для человека же никакой угрозы нет.

Эксперты утверждают и настаивают на том, что в грозовую погоду, когда возникают раскаты гроза и молнии, салон машины является куда более безопасным местом, чем улица. В подобной ситуации лучше залезть в авто, нежели пытаться укрыться от молнии где-нибудь на улице.


Здесь действуют законы и принципы физики. Когда подводится внешнее заряженное поле, то есть молния, к кузову автотранспортного средства, разряд полностью нейтрализуется снаружи, и внутрь проникнуть не может. Это обусловлено функциями клетки Фарадея. Физический закон, согласно которому происходит блокировка электрического разряда, не позволяющая ему проникать внутрь клетки. В нашем случае в качестве клетки выступает салон, окружённый .

Да, сидеть в машине с открытой дверью и выставлять конечности наружу не стоит. Если вы будете находиться в салоне или за рулём, даже при попадании молнии, что уже маловероятно, никто их людей не пострадает.

Абсолютно безопасными выступают не все транспортные средства. Тут большую роль играет наличие внутри металлических элементов, которые соприкасаются с внешней оболочкой, то есть кузовом автомобиля. Через такие компоненты разряд всё же может оказаться внутри и нанести определённый вред здоровью человека.

Современные машины собирают таким образом, чтобы изолировать салон от самого кузова. Плюс внутри обычно располагаются резиновые коврики, являющиеся превосходным элементом защиты против тока.

Но даже когда внутри автомобиля всё же есть металлические элементы, с целью обеспечения собственной безопасности просто не прикасайтесь к ним. Тогда и угрозы никакой не будет.

Только при стечении сразу нескольких неблагоприятных обстоятельств возможно развитие сценария, когда удар молнии спровоцирует возгорание машины. Наибольшая вероятность подобной ситуации связана с прямым попаданием молнии в топливный бак. Поскольку в момент контакта с поверхностью температура разряда достигает около 28 тысяч градусов Цельсия, это без проблем спровоцирует воспламенение горючего со всеми вытекающими последствиями.

Что нужно делать водителю и пассажирам

Случилось так, что вы попали в грозовую погоду, вокруг вас сверкают молнии и есть определённый шанс попадания одной из них в автомобиль.

  1. Отыщите подходящее и максимально безопасное место, чтобы остановиться. Продолжать движение можно, но всё же будет лучше, если вы переждёте непогоду.
  2. Для стоянки не выбирайте возвышенности и низменности. Нечто среднее. Избегайте открытой местности, поскольку в таких условиях вероятность получить удар электрического разряда намного выше.
  3. Выбрав подходящее место, остановите автомобиль, включите ручной тормоз, закройте все окна. Также рекомендуется отключить электрооборудование. Для этого достаточно вытащить ключ из замка зажигания, .
  4. При наличии такой возможности лучше временно снять наружную антенну. Обычно она фиксируется довольно просто, потому с демонтажными работами проблем возникнуть не должно.
  5. После этого оставайтесь внутри машины, не выходите из неё до тех пор, пока не закончится гроза и угроза пройдёт.

Это довольно простой, но эффективный план действий в подобных ситуациях. Огромную опасность гроза в себе не несёт, но чтобы минимизировать возможные последствия, а также предотвратить попадание молнии в ваше транспортное средство, лучше выполните каждый из представленных пунктов.

Подобные меры позволят уберечь водителя и пассажиров его автомобиля от бушующей погоды. Гроза обычно долго не задерживается на одном месте, а потому после выхода из опасной зоны вы сможете спокойно продолжить своё движение в назначенный пункт.

При этом двигаться за грозой не рекомендуется. Лучше выждать ещё некоторое время или откорректировать свои планы, отложив поездку на более благоприятное время. Хоть риск и незначительный, сознательно подвергать себя возможной угрозе не стоит.

Как действовать при попадании

Предположим, что ситуация сложилась не самым лучшим образом, и электрический разряд с неба всё же угодил в ваше транспортное средство.


Если молния ударила непосредственно в вашу машину, первой реакцией большинства будет испуг. Исключить его и как-то контролировать практически невозможно. Даже при нахождении в эпицентре грозы всё равно шанс того, что молния попала бы в машину, незначительный. То есть мало кто из водителей или их пассажиров реально готов столкнуться с эффектом попадания электрического разряда.

Поскольку предотвратить испуг не получается, нужно понимать, как поступить дальше, после первой реакции на крайне необычную ситуацию.

  1. Первым делом соберитесь, успокойтесь и утихомирьте всех пассажиров, которые продолжают паниковать и кричать. Раз молния попала, удар произошёл, но все целы, здоровы и живы, ничего страшного не случилось. Угроза от самой молнии фактически миновала. Теперь главное не усугубить всё её последствиями.
  2. Не начинайте резко маневрировать. Старайтесь продолжать прямолинейное движение. Резкий поворот руля, удар по тормозам и прочие манёвры могут сбить с толку позади идущие автомобили, спровоцировать , а также привести к вылету с дороги. Лучше никак не менять направление своего движения, поддерживать текущую скорость, если она небольшая, либо начать постепенно подтормаживать.
  3. Когда удар произошёл, и вы удержали руль, теперь постепенно снижайте скорость, убирая ногу с педали газа. Резко тормозить не стоит, поскольку при наличии машин позади это спровоцирует серьёзную аварию. Последствия окажутся куда плачевнее, чем от удара электрическим разрядом по кузову.
  4. Снизив скорость, убедитесь, что с колёсами всё хорошо. В определённых ситуациях их разрывает от резкого скачка температуры. При разрыве покрышек удержать машину намного сложнее. Это обычно ощущается сразу, как только шины взрываются. Если этого не произошло, то это очень хорошо. Тогда уровень угрозы существенно снижается.
  5. Если гроза продолжается, рассчитывать на утверждение о том, что молния никогда не бьёт дважды в одно и то же место, не стоит. Лучше остановиться, припарковаться в безопасном месте и переждать непогоду.
  6. Когда гроза закончится, выйдите из машины, осмотрите её со всех сторон, оцените возможный нанесённый ущерб. Если вы застрахованы от подобных ситуаций, зафиксируйте повреждения на камеру, после чего позвоните в свою страховую компанию.
  7. При разрыве покрышки её потребуется заменить, либо же вызвать службу эвакуации. Но делать это можно лишь после того, как гроза уйдёт и опасность минует.
  8. Если по какому-то стечению обстоятельств машина загорелась, что крайне маловероятно, но всё же возможно, покиньте салон, бегите в безопасное место и звоните в пожарную службу. При наличии пострадавших также обратитесь в скорую помощь.

Относительно мобильных телефонов и любых электронных гаджетов в грозовую погоду нужно помнить одну важную вещь. Поскольку в этот момент вы находитесь в условиях очень наэлектризованной атмосферы, электроприборы будут буквально притягивать к себе молнии. Потому лучше не просто не пользоваться гаджетами, а отключить их полностью.

Здесь и возникает сложность выбора между звонком в службы спасения и соблюдением правил безопасности. Если вы находитесь внутри машины, и никто не пострадал, острой необходимости звонить нет. Но когда требуется осуществить звонок, лучше сделайте это, сидя в салоне.

Когда произошло возгорание, кто-то пострадал и нужна помощь, первым делом отыщите наиболее безопасное место, позвоните в соответствующие службы, после чего обязательно отключите телефон. Передав необходимую информацию, отключите устройство. Лучшее заранее предупредить об этом абонента, чтобы он не поднимал панику.

Никто не спорит, что с ударами молнии сталкиваются в крайне редких ситуациях, и говорить о каких-то массовых случаях поражения автомобилей в грозовую погоду электрическими разрядами не приходится. Но поскольку прецеденты бывали, и в теории всегда есть вероятность столкнуться с подобным, нужно заранее знать о возможных последствиях и правильных действиях. Это позволит вам не допустить ошибки и сохранить своё здоровье, а порой даже жизнь.