В каких случаях снимают закат. Как получать на фотографиях эффектные рассветы и закаты. Как быть всегда онлайн в поездках

Особенности условий съёмки на закате таковы, что солнечный свет даёт характерный именно закату огненный, желтовато-красный оттенок, солнце находится под малым углом по отношению к земле и интенсивность его свечения постоянно снижается, что позволяет нам выполнять с камерой некоторые интересные манёвры.

Закат, по сравнению с утром – время гораздо более популярное, и это неудивительно, потому что свет солнца в вечернее время настолько же интересен, что и с утра, а вот вставать в самую рань уже никто не обязывает. Взял фотокамеру и пошёл на прогулку.

Однако я всё же призываю Вас выбирать время для съёмки, отталкиваясь не от сладкого голоса собственной лени, а исходя из здравого смысла и предполагаемой идеи.

Также не стоит забывать и о том, что на закате в городе раз в 10 больше людей, машин и прочих помех для съёмки, посему задача сделать качественный портрет в каком-нибудь популярном месте сильно усложняется.

Иными словами, утро есть утро – вечер есть вечер!

Утренний свет задаёт особенное настроение портретным снимкам из-за неповторимого характера освещения. В это время идеально делать жизнерадостные портреты, женские портреты в светлом ключе и как ни странно, портреты, наводящие на глубокие размышления. Утренний свет всегда узнаваем, и, несмотря на то, что положение солнца схоже с закатом, оттенок света всё равно другой, и это придаёт фотографиям совершенно другое настроение.

Вечернее солнце больше подходит для романтичных и страстных фотографий, огненные оттенки света дают хороший всплеск эмоциям и чувствам. Также хорошо на закат ложатся лирические сцены, драма и просто силуэтные фото, ибо уставшее вечернее солнце позволяет их выполнять с лёгкостью.

Мы будем говорить о том отрезке времени, когда солнце уже начинает подкрадываться к горизонту, и свет меняет свой оттенок. Этот период может длиться от 15 минут до 2-х часов в зависимости от времени года и континента, поэтому конкретное время я назвать не могу – смотрите сами!

Зато я могу назвать вполне конкретное оборудование, которое Вам понадобится для исполнения красивых фотографий на багровом закате солнца…

1. Фотокамера – достаточно той, которая у Вас есть, ничего сверхъестественного от неё не требуется. Единственный момент: чем выше класс Вашей фотокамеры (любительский, полупрофессиональный, профессиональный), тем выше будет динамический диапазон Вашей матрицы, что в свою очередь очень сильно влияет на глубину цвета и насыщенность итоговой картинки.

2. Объектив – с ним дела обстоят сложнее. В портретах на закате мы часто используем ракурс «против солнца», так как это позволяет получить красивый свет в кадре, однако вместе с этим данный приём сталкивает нас с проблемой бликов и солнечных зайчиков на снимке, которые обязательно подарит нам дешёвый объектив. И суть даже не в том, какое значение светосилы написано на объективе, а в том, какие стёкла использовались для его изготовления.

Логика обычно проста – чем больше стоит объектив, тем лучше стёкла и меньше бликов! Поэтому почти все фотографии, приведённые в данной статье, я снимал на довольно древнюю и дешёвую фотокамеру Canon 20D и дорогой объектив Canonf/1.2.

3. Независимо от объектива я также настоятельно рекомендую Вам использовать бленду – насадку на объектив, которая служит в качестве солнцезащитного козырька для передней линзы.

4. Четвертый атрибут портретов на закате солнца – это отражатель , который пригодится Вам для выравнивания светотеневого рисунка, ну и сюда же я припишу помощника, который будет этот отражатель держать.

Внешняя и встроенная вспышки Вам не понадобятся точно, ибо эти подруги испортят естественность фотографий, штатив тоже брать необязательно, поскольку света до заката солнца
всегда достаточно.

По снаряжению это всё – можно браться за дело!

На закате можно отправиться в самые разные места для съёмки красивых портретов – я выбрал деревенское поле, и на его примере продемонстрирую Вам возможные варианты настроек фотокамеры и поворотов к источнику света.

Прибыв на место, как обычно, мы начинаем с проверки формата RAW + JPEG, врубаем режим Av, так как фотографируем обычные портрет, затем опускаем ISOдо минимального значения, открываем диафрагму практически на максимум (не добирая один шаг) и смотрим на показатели камеры.

Если выдержка достаточно короткая – 1/200, 1/800, 1/4000 и короче, значит можно смело оставлять значение ISO на этом уровне. Если у Вас хороший объектив, то света от заходящего солнца будет достаточно, чтобы снимать на ISO 100-200 единиц, как Вы и можете наблюдать в данном случае.

Первый вариант освещения, который я хотел бы разобрать, я называю солнце в кадре.

Фотоаппарат: Canon EOS 20 D

Объектив: 50 мм Canon f/1.2

Режим: Av

ISO: 100

Диафрагма: f/1.6

Выдержка: 1/2000сек.

Экспокоррекция: -0.7

Как видите, источник света (в нашем случае солнце) на этой фотографии красиво заходит в угол кадра, по отношению к модели оно расположено примерно на 120 градусов. Оно не располагается за моделью и не выбеливает пятно по центру кадра – свет заходит от угла и по диагонали, что, как Вы можете заметить, выглядит весьма эстетично. Обратите внимание, как солнце подсвечивает платье и воздушные шарики, развевающиеся волосы на ветру, насколько красиво выглядят колосья при таком освещении…

Для того чтобы поймать такой ракурс, потребовалось изрядно побегать и поэкспериментировать с высотой точки съёмки, но, как видите, оно того стоило!

С противоположной стороны модели стоял мой помощник с отражателем и подсвечивал лицо – иначе оно просто провалилось бы в темноту.

Диафрагма фотокамеры здесь выставлена на 1.6 – этого достаточно для данного объектива, чтобы сделать чётким весь силуэт модели и при этом эффектно размыть задний план.

Экспокоррекция – 0.7 была подобрана прямо в процессе экспериментов – всё-таки свет бил прямо в камеру, и его нужно было немножко приглушить. Такие вещи становятся понятными после того, как сделал несколько снимков и на дисплее фотокамеры посмотрел результат. Скорректировал настройки – попробовал ещё! И так далее.

Таким вот нехитрым способом получился такой красивый результат!

Следующий возможный вариант расстановки света – солнце из кадра .

Для этого нужно далеко убрать солнце из кадра, но подобрать такой угол, чтобы силуэт модели оставался подсвечен. Как на этом примере:

Фотоаппарат: Canon EOS 20D

Объектив: Tamron 28-75mm f/2.8

Режим: Av

ISO: 100

Диафрагма: f/3.2

Выдержка: 1/3200сек.

Экспокоррекция: -0.3

В данном случае отражатель уже не использовался, так как это полусилуэтное фото. Объектив стоит уже с фокусным расстоянием 28-70, это нужно было для того, чтобы взять в кадр больше пространства. Диафрагма 3.2 помогает лучше прорисовывать колосья, ибо размывшись в темноте, они получатся не очень аккуратно.

В итоге Вы можете видеть, что, просто поменяв угол съёмки по отношению к солнцу, мы получаем совершенно иной световой эффект, который тоже довольно неплохо смотрится!

Третий вариант возможного освещения – боковой свет .

Фотоаппарат: Canon EOS 20D

Объектив: 50 мм Canon f/1.2

Режим: Av

ISO: 100

Диафрагма: f/1.4

Выдержка: 1/8000сек.

Экспокоррекция: 0

Солнце уже не в кадре, но неподалёку от его границы, свет идет, как бы сбоку из кадра и посмотрите, как он интересно заливает желтоватые колоски на этом поле, и как красиво подсвечены воздушные шарики с лентой….

Модель стоит лицом к солнцу, но, несмотря на это, позади неё всё равно был мой помощник с отражателем, дабы сгладить слишком резкий переход света и тени. Он стоял достаточно далеко и отражённый свет лишь едва касался спины этой девушки – поэтому все смотрится достаточно естественно, как будто, так и должно быть.

Кстати, я обращаю Ваше внимание на то, что при ростовых портретах нужны ростовые отражатели – обычный кружок годится только для портретов по пояс.

Таким образом, низкорасположенный источник света и свет сбоку кадра позволили получить достаточно красивую фотографию.

Давайте рассмотрим 4-й возможный вариант – когда солнце светит уже совсем слабо, оно достаточно близко подобралось к горизонту, и мы можем брать его в кадр целиком, не боясь при этом пересветов и прочих неприятностей. В этот момент мы можем запечатлеть непосредственно сам заход солнца!

Солнце у горизонта

Фотоаппарат: Canon EOS 20 D
Объектив: 50 мм
Canon f/1.2

Режим: Av; ISO: 100;
Диафрагма:
f/1.8;
Выдержка: 1/2000сек.

Реализацию сказанного Вы видите прямо на фотографии выше: последние лучи в сочетании с изящным взмахом девушки, словно последний танец страсти, по окончании которого в округе воцарится холодная тишина, и длинная ночь неизбежно поглотит эти земли…

На этом снимке модель с моей стороны тоже слегка подсвечивалась отражателем, параметры съёмки, я думаю, Вам уже понятны, стоит лишь указать на один интересный факт – это фото было сделано в режиме серийной съёмки, так как поймать изящный взмах каким-то другим образом довольно проблематично.

Девушка просто крутилась, взмахивая лентой, а мой фотоаппарат отстреливал по несколько кадров в секунду.… Потом я просто выбрал наиболее удачный снимок, и результат этих действий сейчас находится перед вами.

И последний вариант размещения света, который я хотел бы разобрать в данной статье – это контурный свет и на 100% силуэтная фотография. На 100% силуэтная означает, что здесь мы не видим лица портретируемой – лишь общий силуэт.

Фотоаппарат: Canon EOS 60 D

Объектив: Tamron 28-75 mm f/2.8

Режим: Av

ISO: 400

Диафрагма: f/4

Выдержка: 1/1250сек.

Экспокоррекция: -3

Как Вы видите, для достижения такого эффекта мы расположили заходящее солнце чуть сбоку от модели и сфокусировались по ярко подсвеченному контуру одежды, таким образом, сама модель ушла в тень, а фон получился ярким и размытым. Естественно, никакими отражателями мы в этом случае уже не пользуемся.

Экспокоррекция выставлена на значение аж 3 единицы, и это тоже сделано для того, чтобы ещё больше затемнить модель, не переходя при этом на полностью ручной режим съёмки.

Если Вы достаточно внимательны, то наверняка заметили, что эта фотография делалась уже на другую фотокамеру, на Canon 60D – это не потому, что та не подходит, а потому, что снимок был сделан в другой день и совсем в другом месте. ISOздесь установлено 400 просто потому, что я не уследил, и забыл переключить его с другой фотографии… Благо результат от этого сильно не пострадал.

И естественно, эта фотография, как и все остальные, затем обрабатывалась в программе Lightroom.

Еще больше полезного о том как снимать портреты, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/

Next Post: Уличный портрет при нормальном освещении.

Previous Post: Портрет на оживлённой улице

1. Низкая экспозиция. Фотографируя закат мы хотим передать насыщенность цвета, всё его многообразие и глубину. Яркий кадр не позволит этого сделать. Поправку экспокоррекции или настройки экспозиции, если вы снимаете в ручном режиме, нужно устанавливать таким образом, чтобы снимок был затемнённым. Только тогда проявится вся красота тонущего за горизонтом солнца.

2. Передний план. Закат сам по себе очень красивое зрелище, но на фотографии не чувствуется вся атмосфера, поэтому снимок желательно наполнить смыслом. На переднем плане, в контровом свете заката может находиться одинокое дерево, здание или фигура человека. Может быть и целый жилой массив или город. Практически что угодно Очертания объекта добавят снимку точку интереса. Черный силуэт не позволит рассмотреть детали. Благодаря этому зритель сможет пофантазировать.

3. Положение линии горизонта. Она не должна проходить в середине кадра. По правилу третей и по правилу золотого сечения снимок делится на три горизонтальных части и линии разделения этих частей и есть местом, где стоит располагать горизонт. Таким образом, если горизонт на верхней линии, то мы увидим больше детализацию на участке земли, а если на нижней - то небо станет объектом обозрения.

4. Не закатом единым. Если вы увлечённо снимаете закат, оглянитесь вокруг. Пейзаж за вашей спиной в лучах заходящего солнца может оказаться гораздо интереснее самого заката.

5. Режим приоритета диафрагмы с компенсацией экспозиции. Данный режим удобнее всего использовать когда солнце ещё виднеется на небе. Как только оно выскользнет из поля нашего зрения, лучше переключиться на ручное управление. Это позволит добиться лучшего результата в условиях плохого освещения.

6. Спешка - это плохо. Не многие знают, что после того, как солнце окончательно зашло за горизонт, спустя 25 минут оно снова напоминает о себе ярким заревом на небе. Это мгновение может выглядеть ещё более красочным, чем сам процесс заката.

7. Силуэты. Важно фотографировать силуэты, которые легко узнать. Такой силуэт добавляет снимку осмысленность и сюжет.

8. Работа с балансом белого . Если закат смотрится тускло, в настройках баланса белого можно выбрать режим «Тень» и цвета станут насыщенными и золотистыми.

9. Техника HDR . В фотографировании закатов HDR позволяет добиться потрясающих результатов с детализацией переднего плана и сохранением чарующей расцветки неба.

10. Облака как элемент сюжета. Облака сами по себе бывают очень красивыми, но когда перистые или кучевые тучи прикрывают небо и сквозь них пробиваются лучи заката, снимок становится неповторимым.

11. Съёмка с закрытой диафрагмой . Отверстие диафрагмы со значением близким к f/22 создаст на снимке красивый рисунок лучей света.

12. Фотографируем без фильтров. Любой фильтр сделает цвета более тусклыми. Ультрафиолетовый фильтр также лучше снять. Поляризационный фильтр не сделает цвета насыщенными.

13. Взгляд ваш и камеры. Вам следует видеть так же, как и будет видеть камера. Снимите очки и не используйте их чтобы четко видеть цветовую гамму и мельчайшие детали сюжета.

14. Негласное правило фокусировки. Фокусировка на облаках - это интересно, но всё же в пейзажной фотографии принято наводить фокус на зону, которая находится в пределах нижней трети кадра.

15. RAW - залог качества. Закат имеет множество нежных тонов. JPEG может просто напросто вырезать их во время сжатия. Не следует рисковать. Выжимайте из камеры всё, на что она способна.

16. Отражения. Съёмка вблизи водоёмов позволит снять отражение заката в воде. Глубина и очарование снимка от этого увеличатся в значительной степени.

17. Закат, портрет, вспышка. Портрет на фоне заката очень эффектно смотрится. Для создания такого снимка непременно понадобится вспышка, так как камера в противном случае не сможет настроить экспозицию по переднему и заднему плану одновременно.

18. Экспериментируйте с объективами. Телеобъектив позволит получить крупный передний план и сузить задний. Шири исказит перспективу. Всё это творческие моменты, которые способны вкорне изменить вид снимка.

19. Птицы в помощь. Летающие в небе птицы способны сделать атмосферу снимка настолько чарующей, что снимок станет вашим любимцем в портфолио или коллекции.

20. Условия освещения. Когда небесное светило ещё не село за горизонт на дисплее камеры снимок может выглядеть темнее, чем есть на самом деле. А когда солнце сядет полностью, на дисплее снимки могут выглядеть ярче, чем на самом деле. Это следует учитывать.

На тему фотосъемки рассветов и закатов в интернете существует много статей, но не смотря на такое изобилие информации, у некоторых начинающих фотографов все же остаются вопросы по этой теме.

Если вы из числа тех, кого привлекают снимки восхода и заката солнца ; кто хочет узнать что нужно для того, чтобы получить интересные кадры; какие настройки и режимы камеры использовать, в этой статье я раскрою некоторые важные моменты данного вида фотосъемки, которые на первых порах помогут вам избежать многих ошибок.

Фототехника для съемки восхода/заката солнца

Для фотосъемки рассветов/закатов нам понадобится:

  • Цифровая фотокамера с поддержкой ручного (М), и/или полуавтоматического режима управления экспозиции (А - приоритет диафрагмы);
  • Широкоугольный объектив. Например, фикс-объектив - 18mm, или зум-объектив от 18mm с блендой ;
  • Штатив.

Как видим, не так уж много надо для фотосъемки рассвета/заката.

Настройка фотокамеры, режим съемки

Режим «А» - приоритет диафрагмы

Если ваша фотокамера способна работать в режиме «А» - приоритет диафрагмы, установите этот режим управления экспозиции. Баланс белого (ББ) можно установить «Cloudy» (Пасмурно), или включить автоматический режим ББ, - не имеет значения, так как мы снимаем в RAW. Если мы снимаем в режиме RAW , при конвертации, мы сможем установить оптимальный ББ для того или иного снимка, что существенно облегчает работу фотографа при постобработке исходных файлов в редакторе Photoshop .

Центрально-взвешенный замер экспозиции

Режим замера экспозиции устанавливаем центрально-взвешенный. Замер экспозиции делаем не далеко от солнца (на оранжевом спектре), но не на самом солнце. Если солнца нет, замер делаем вблизи оранжевого спектра зарева, но не на ярком участке, - на участке нейтральной яркости свечения. Обычно эта зона находится немного выше линии горизонта.

Чувствительность ISO

Значение чувствительности ISO на камере устанавливаем наименьшее. Как правило, это - ISO 100. Но если ваша фотокамера поддерживает еще меньшие значения, например, ISO 50 - установите его.
Запомните, чем ниже значение ISO, тем меньше шума в полутонах, следовательно, выше техническое качество снимка.

Режим задержки срабатывания затвора

Также следует установить в меню камеры режим задержки срабатывания затвора (если такой имеется). Чтобы избежать шевеленки во время экспонирования, можно воспользоваться автоспуском с задержкой на 5 сек. Все эти приемы, в сочетании с применением устойчивого штатива, дадут высокую четкость изображения при длительной выдержке, которая может быть достаточно продолжительной: от доли секунды (фото выше), до нескольких секунд (фото в начале статьи). Именно по этой причине рекомендую использовать задержку затвора и автоспуск , чтобы получить технически качественный снимок.

Средние значения диафрагмы

В режиме «А» - приоритет диафрагмы, выдержка при съемке определяется автоматически, следовательно, мы устанавливаем только необходимую диафрагму, например, 8f. Диафрагма может быть какой угодно, но все же лучше устанавливать средние значения. Например, если ваш объектив обладает светосилой 1:2f - 1:16f, среднее значение будет составлять 1:7f - 1:8f. Используя средние значения светосилы , мы используем максимальное разрешение объектива , значит снимок также будет обладать высокой детализацией.

Зарево восходящего солнца

Кто рано встает, тому...

Чтобы запечатлеть рассветное зарево, необходимо прибыть на место съемки за 15-20 минут до начала рассвета. Рассветное зарево в летний период начинается, примерно, с 4:10 до 4:30 часов утра (фото выше). В 5 часов утра солнце уже довольно высоко (фото ниже).

Съемка зарева заходящего солнца

Так же как и рассветное зарево, после заката солнца наступает стадия закатного зарева. Закатное зарево длится немного дольше чем рассветное, но не стоит мешкать со съемкой, чтобы не упустить интересный момент состояния атмосферы, см. фото ниже.

Одушевленный солнечный закат

Если включить в композицию силуэты животных, см. фото ниже, такой снимок становится одушевленным - живым. Одушевленный пейзаж выглядит естественно, наполняя снимок безмятежностью и теплотой, подчеркивая взаимосвязь фауны и флоры. При компоновке кадра, следите за расположением объектов в кадре, для получения сбалансированной композиции.

Композиция

Солнце не обязательно должно быть по центру, как в данном снимке. Оно может быть немного смещенным в сторону. Но в таком случае, для сбалансированной композиции необходимо в противовес главному объекту расположить второстепенные объекты с противоположной стороны.

Одушевленный пейзаж

Немного отступая от главной темы этой статьи, хочу сказать несколько слов о одушевленном пейзаже в котором не присутствует живое существо, то есть, в одушевленном пейзаже могут не присутствовать непосредственно живые существа, их присутствие на фотографии может быть косвенным.

Например, на этом пейзаже, см. фото справа (кликните по картинке для увеличения), на первый взгляд, нет никакого живого существа, но этот пейзаж можно отнести к разряду одушевленных пейзажей, так как его одушевляют заячьи следы, тем самым связывая данный пейзаж с живым существом, в данном случае - зайцем.

Съемка природных явлений на рассвете/закате

Однажды, добравшись на место съемки, я увидел что с моря надвигается шторм. Ветер усилился так, что капли морской воды в перемешку с песком долетали до меня. В то утро я рискнул сделать всего лишь один кадр (фото ниже), и поспешил обратно домой. Где-то на пол пути, буря таки догнала меня. Началась ужасная гроза. Мелкими перебежками я добрался до какого-то пансионата, который, возможно, спас меня от удара молнии , - спасибо вахтеру. В такое время все нормальные люди видят сладкие сны, и только некоторым чего-то не спится:)

Откровенно говоря, съемка рассвета для меня - это каждый раз маленький тест на профпригодность. Я люблю спать до обеда, и встать задолго до рассвета дается мне ой как не просто. Но пересилив лень и желание поспать, я снова спешу на фотосъемку, потирая глаза и спотыкаясь о сугробы. Всем желаю больше удачных снимков. Спасибо за внимание.

Еще по данной теме.

Хотите подчеркнуть свою лиричную натуру, запечатлеть одушевленный красочный пейзаж с заревом восходящего (заходящего) солнца? Тогда отправляйтесь в романтическое путешествие за потрясными снимками вместе с вашей камерой, вооружившись знаниями профессионалов! Так как же фотографировать закат или рассвет? Если говорить о композиции, то данный сюжет совершенно не отличается от какой-либо другой фотографии. Безусловно, вы снимаете церемонию восхода или захода солнца, но вы так же хотите запечатлеть те невероятные и великолепные цвета облаков, тени, которые открывают иной взгляд на предметы, одним словом – весь необычайный солнечный пейзаж. Будет просто идеально, если в кадре вдруг очутится какой-нибудь интересный силуэт. Возможно, это будет нечто большое – как, например, горы или несколько пальм, стоящих в ряд, или причал, а быть может и человеческий силуэт. Здесь действуют все те же композиционные правила: правила трех третей и прочие законы в данном сюжете работают просто превосходно.

До рассвета

С приближением рассвета ночные «прохладные» оттенки исчезают, освобождая дорогу теплому свету, который и повышает общую световую температуру. А на востоке, где ожидается появление нашей звезды, можно заметить невероятной красоты сияние. Так что не проспите момент! В эти волшебные для фотографа минуты свет невероятно мягкий, как маленький барашек, тени не омрачают своим присутствием, прямые солнечные лучи пока только потягиваются, а в это время за них нашу сцену освещает только отраженный нежный свет. Такие условия, как говорят многие фотографы, располагают к шедевральным снимкам. В такие мгновенья у вас есть возможность детально проработать фактуру, например, гальку и крупные камни на побережье. Особенно советуем поснимать море в то время как вот-вот солнце проснется и разукрасит небо дивными красками. Благодаря общей низкой освещенности сцены можно настроить длинную выдержку и как по волшебству обратить морскую воду в таинственный туман.

Как фотографировать рассвет

Для того чтобы зафиксировать в памяти фотоаппарата рассветное зарево, вам нужно не полениться, оторвать бренное тело от мягкой подушечки и прибыть на выбранное накануне место фотосъемки где-то за двадцать минут до того, как солнце начнет появляться из-за горизонта. Летом рассвет начинается, примерно, с 4:05 до 4:25 часов утра, а к 5-ти часам солнце уже высоко и краски совершенно другие. Чтобы удачно сфотографировать рассвет вам понадобится:

  1. Цифровой фотоаппарат с ручным (М), и/или полуавтоматическим режимом.
  2. Из оптики – широкоугольный объектив. К примеру, фикс-объектив – 18мм, или же зум-объектив с блендой;
  3. И, конечно же, штатив.

Не так уж и много составляющих для получения непревзойденного результата, верно? Если говорить о настройках, то мы советуем придерживаться следующих параметров:

  • Выберите режим А – приоритет диафрагмы.
  • Настройки баланса белого (ББ), в принципе не имеют особого значения: можете установить Cloudy или включить автоматический режим. Не стоит переживать, ибо вы в любом случае снимаете в RAW и при конвертации сможете подправить изображение.
  • ISO рекомендуем выставлять минимальное – 100. Но если ваш фотоаппарат поддерживает и меньшие значения, к примеру, ISO 50 – то, установите его.
  • О значении выдержки вам не придется волноваться – режим приоритета диафрагмы предполагает автоматический подбор наилучшего значения выдержки.
  • Диафрагма при этом может быть любой, но лучше установить среднее значение, к примеру – 8f.

Стоит помнить о том, что первые 2 часа после восхода солнца являются просто идеальными для пейзажной съемки. И потому, даже если вы не услышали будильник или не смогли подняться с постели, пропустив сам рассвет, то добраться в задуманное место в эти несколько часов все еще можно и даже нужно. С каждой минутой яркость света будет увеличиваться, и вместе с тем будет расти разница в освещенности земли и небес. Для того чтобы грамотно экспонировать кадр советуем вам использовать градиентный фильтр или же сделать парочку фотографий в режиме брекетинга, а уже после соединить снимки в один непревзойденный шедевр посредством обработки изображений в редакторе.

Как правильно фотографировать закат

Правило первое – не стоит делать акцент исключительно на небесное светило. Правило второе – самые необычные по световому решению закаты случаются во время смены погоды. Правило третье – чем больше вы закроете диафрагму (не стоит перебарщивать), тем длиннее и выразительнее солнечные лучи получатся в результате. Выставляем следующие настройки камеры:

  • Режим приоритета диафрагмы (AV, A).
  • Значение выдержки не меньше единицы поделенной на установленное фокусное расстояние.
  • Светочувствительность (значение ISO) задайте минимально возможное, но при этом не забывайте о том, что шевеленка всегда где-то рядом.
  • Что касается баланса белого, то конкретную рекомендацию дать просто невозможно, ибо самый верный совет в данной ситуации – это снимать в RAW, а уже потом, при конвертации в JPEG, установить необходимые настройки.

И на дорожку (мы же отправляемся в романтическое путешествие) небольшой совет: если при съемке заката вам кажется, что все, лучшее время уже прошло – все равно не торопитесь сворачивать объективы. Спустя час после солнечного заката вы сможете наблюдать непродолжительный промежуток времени, в который можно поймать синие-синие небеса незадолго до того, как ночь почувствует свою власть и превратит красочное небо в угрюмую пустую черноту.

Фотографии рассвета и заката

Вот вам немного фотоснимков чудеснейших закатов и рассветов для вдохновения на романтические подвиги. фотографии заката

Московский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. ISO200 50мм f/11 10с

Все мы много раз в жизни видели рассветы и закаты. Порой солнце робко подсвечивает лишь несколько отдельных облачков или полоску над горизонтом. Порой загорается всё небо от края до края, и сердце замирает от изумления. Каждый, кто пытался запечатлеть на свою камеру такие моменты, знает, насколько сложно передать всю красоту заката. В этой статье я попытался систематизировать знания, необходимые для успешной съёмки рассветов и закатов.

Фазы режимного времени

Сам по себе закат длится обычно всего несколько минут, и является частью так называемого «режимного времени», когда солнечный свет наиболее мягкий и благоприятный для съёмки сюжетов с естественным освещением. Рассмотрим основные фазы режимного времени. Для простоты я буду говорить только про закаты, для рассветов всё аналогично, только фазы режимного времени идут в обратном порядке.

Как известно, полуденный свет — белый, очень жёсткий (если рассматривать летнее время на средней широте). По мере того, как солнце приближается к горизонту, его лучи проходят всё большую толщу атмосферы, и свет постепенно становится теплее. Момент, когда свет существенно меняет свою температуру по сравнению с полуднем, можно считать началом режимного времени. Как правило, это примерно час до захода солнца. Это время хорошо подходит для съёмки сюжетов, в которых главный объект (например, горная вершина или здание) освещён со стороны. Свет ещё достаточно яркий, так что можно снимать с рук, если вы забыли прихватить с собой штатив.


Главное здание МГУ (Москва), освещённое со стороны мягким светом восходящего солнца. ISO100 12мм f/11 1/2.5с, панорама из 2 горизонтальных кадров

Далее свет становится всё теплее - сначала оранжевым, потом красным, а потом чёрным (когда солнце заходит за горизонт). Зайдя за горизонт, наше светило перестаёт освещать земные объекты, зато может очень эффектно подсветить облака. Это время для съёмки в контровом свете, когда камера направлена примерно туда, где зашло солнце. Света уже мало, с рук снимать ещё можно, но получить при этом резкий кадр достаточно сложно.


Здание РАН (Москва), съёмка в контровом свете незадолго до захода солнца за горизонт. ISO100 11мм f/8 1/20с

После заката, когда облака «гаснут», наступают сумерки. Обычно это время ничем не примечательно. Света совсем мало и выдержка может достигать десятков секунд (особенно при использовании фильтров), что делает невозможной съёмку с рук. Но не спешите сворачивать свою технику. Потому что иногда в сумерках начинается настоящее волшебство - вода в озере успокаивается, небо начинает тлеть фиолетовым светом, и кажется, что всё вокруг наполняется необыкновенным спокойствием и гармонией.


Вечерние сумерки на Среднемультинском озере, Алтай. 30-секундная выдержка позволила сгладить небольшую рябь на воде, сделав работу более спокойной. Цвета настоящие. ISO200 20мм f/8 30с, панорама из 2 горизонтальных кадров

Особенности съёмки в режимное время

Одной из основных проблем при съёмке в режимное время является нехватка света. Как следствие, при съёмке с рук многие кадры могут получаться нерезкими из-за «шевелёнки». Ситуация осложняется при использовании светофильтров (например, поляризационного или градиентного фильтров), которые могут увеличить необходимую выдержку в несколько раз. Единственное эффективное решение проблемы - использовать штатив. Если штатива нет, можно попробовать положить камеру на какую-нибудь твёрдую поверхность; например, так снята следующая панорама (здесь камера лежала на гранитной плите):


Панорама заката в Парке Победы (Москва), отражение в гранитной плите.

Основная проблема при съёмке закатов и рассветов - большой динамический диапазон (ДД) снимаемой сцены. ДД зависит от направление съёмки: максимальный в контровом свете (камера направлена на заходящее солнце) и минимальный в противоположном направлении. Современные зеркальные камеры, как правило, легко справляются с ДД сцены при съёмке сюжетов с боковым освещением. Но для этого вам нужно снимать в RAW и уметь точно выставлять экспозицию. Формат RAW хранит значительно больше информации (по сравнению с JPG, например) и позволяет в некоторой степени «вытянуть» небольшие пересветы и недосветы при обработке.

Ошибка в определении экспозиции может привести к потере информации и появлению на снимке серьёзных «недосветов» или «пересветов», даже при съёмке в RAW. Поэтому я рекомендую снимать в ручном режиме (M), чтобы избежать ошибок автоматики камеры.

В этом нет ничего сложного. Ставите камеру на штатив; выставляете минимальное значение ISO; выставляете такую диафрагму, чтобы хватало глубины резкости (как правило, f/5.6…f/11); выставляете выдержку по автоматике камеры. Даже в ручном режиме в зеркальных камерах работает автоматический экспозамер - загляните в видоискатель и вы увидите полоску с цифрами -3,2,1,0,1,2,3+, а над ней риску, — это и есть экспонометр (в вашей камере он может выглядеть по-другому):

Если риска над «0», то выставленная вами выдержка совпадает с той, что выбрала автоматика камеры. Если риска смещена в сторону отрицательных/положительных чисел, то камера считает, что выдержка слишком короткая/длинная соответственно. Вначале выставляете выдержку таким образом, чтобы риска была над «0». Затем делаете тестовый кадр и смотрите на его гистограмму. Если гистограмма сильно смещена влево, то увеличиваете выдержку, если вправо - то уменьшаете. Делаете следующий тестовый кадр и снова смотрите на гистограмму. И так до тех пор, пока вы не получите кадр с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов. Более подробно о гистограмме можно почитать, например, .

Не забывайте следить за гистограммой отдельных каналов! При съёмке в режимное время может быть пересвет (клиппинг) в отдельных каналах при отсутствии пересветов по яркости. Это приводит к искажению цветопередачи. При съёмке закатов/рассветов часто бывает клиппинг в красном канале, в сумерках – в синем канале.


Пример клиппинга в красном канале при незначительном общем пересвете

Съёмка с брекетингом

В случае контрового света ситуация с динамическим диапазоном как правило сложнее. Может получиться так, что при любой выдержке в кадре есть пересветы или недосветы - камера не справляется со слишком большим динамическим диапазоном. В этом случае можно снимать с брекетингом по экспозиции. В качестве примера, приведу исходные кадры показанного выше заката, снятые с выдержкой 1/80, 1/40, 1/20, 1/10 и 1/5 с:

Здесь в верхних кадрах есть недосветы, а в нижних - пересветы. Я совместил эти кадры, наложив их в виде слоёв с масками в Photoshop, так что в итоговой работе (см. выше) нет ни пересветов, ни недосветов. Этот метод называется «тонмаппинг», о нём я подробно расскажу в одной из будущих статей.

Съёмка с брекетингом может быть полезна, даже если вы не умеете делать тонмаппинг. Если вы немного ошиблись при определении выдержки, вы всегда можете быть уверены, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с верной выдержкой. Кроме того, возможно в будущем вы научитесь делать тонмаппинг, и тогда сможете вернуться к снятому ранее закату.

Съёмка с градиентными фильтрами

В некоторых случаях ДД сцены можно уменьшить, используя градиентные фильтры .


Градиентные фильтры Singh-ray (4×6”)

Такие фильтры позволяют притемнить часть изображения. Например, если верхняя часть изображения значительно светлее нижней части:

При съёмке без фильтра значительная часть неба получилась пересвеченной

то с помощью градиентного фильтра можно притемнить верхнюю часть, так что на снимке не будет пересветов:


Для съёмки этого кадра использовался нейтрально серый градиентный фильтр на 3 стопа с мягкой границей. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 20мм f/11 1/15с

Градиентный фильтр в ряде случаев позволяет снять сцену одним кадром, без брекетинга. В этом вся прелесть таких фильтров: одно нажатие на кнопку затвора, минимум обработки, и в результате получается очень естественная фотография. Тем не менее, градиентные фильтры не являются панацеей. В случае более-менее сложной границы между тёмными и светлыми областями сцены, градиентник затемнит не только светлую область, но и тёмную. Это хорошо видно на приведённых в этом разделе снимках, где вместе с небом градиентник затемнил и горы.

Если вы не знаете с чего начать, купите один нейтрально серый градиентный фильтр на 2 стопа с мягкой границей (см. левый фильтр на фото выше). Он будет полезен в 90% сюжетов, и при этом не будет виден на снимках (в том смысле, что снимок будет смотреться совершенно естественно). Фильтры на 3-4 стопа нужны значительно реже, и с ними можно легко переборщить, слишком сильно затемнив верхнюю часть кадра. Фильтры на 1 стоп, как правило, совершенно бесполезны.

Солнце в кадре

Фотография раннего утра или позднего вечера может стать значительно интереснее и динамичнее, если включить солнце в композицию. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать ваш кадр лучше.

Затем в Photoshop можно наложить один кадр на другой с маской, избавившись таким образом от бликов:

Рассвет на реке Поперечная Мульта, Алтай (в этом месте река течёт под камнями). Здесь наложено два кадра с одинаковой экспозицией (см. выше) для избавления от бликов. Затем наложен кадр с меньшей выдержкой для избавления от пересветов в небе. Все кадры сняты на f/22, когда солнце только выглянуло из-за горы. ISO100 20мм f/22 0.4с

Тут есть одна сложность - солнце может значительно снижать контраст всего кадра в целом, а поэтому простое наложение кадров не получится, т.к. они будут сильно различаться по контрасту. Этой проблемы можно избежать, если снимать в момент захода солнце за какой-нибудь объект (например, за дерево, гору или здание), когда большая часть солнечного диска закрыта этим объектом. Тогда наложение пройдёт безболезненно.

Момент равновесия

Съёмка заката в городе имеет свои особенности. Большой город полон источников света - подсветка зданий, фонарные столбы, свет автомобильных фар, — и этот свет можно использовать, чтобы делать наиболее эффектные кадры. По мере захода солнца его свет постепенно ослабевает, освещение в городе при этом постепенно включается. Когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются (30-45 минут после захода солнца), наступает момент равновесия – оптимальное время для съёмки заката в городе. Это равновесие длится недолго, 5-10 минут. В это время динамический диапазон сцены минимальный, так что можно снимать без брекетинга по экспозиции.


Закат, 20 минут до момента равновесия, городская подсветка только начинает включаться. Из-за большого ДД значительная часть снимка получилась недоэкспонированной. ISO200 90мм f/11 4мин
В момент равновесия яркость естественной и искусственной подсветок уравнивается, ДД сцены минимален. Здесь один кадр, без брекетинга. ISO200 100мм f/16 2мин

Композиция

О композиции можно говорить много, это обширная тема, достойная отдельной статьи. Съёмка заката и рассвета не является особенной, здесь работают обычные правила построения композиции. Тем не менее, стоит рассмотреть распространённые ошибки.

Каким бы шикарным не был закат, не стоит делать небо главным объектом кадра. Главный объект должен быть земным, а закат должен лишь дополнять кадр, подчёркивая красоту этого объекта. Представьте, что заката нет, а вместо него — чистое голубое небо; кадр при этом должен остаться интересным, пусть и менее эффектным.

Распространённый среди любителей сюжет: снизу море, сверху закат. Как бы это не было красиво, сюжет крайне избитый. Совет тут простой - включите в композицию передний план, например, камни на берегу, пирс, лодку - что угодно, что кажется вам лично интересным. Направьте камеру так, чтобы горизонт был выше середины кадра - так вы акцентируете внимание на переднем плане, а не на закате.

Передний план делает фотографию значительно более выразительной. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 24мм f/16 3.2с

При съёмке силуэтов в контровом свете силуэт не должен доминировать - его площадь не должна превышать 30-40% кадра. Разумеется, форма силуэта должна быть интересной сама по себе.

Заходящее солнце за тремя шпилями: два кремлёвских и один гостиницы Украина. Один кадр, без обработки. ISO200 300мм f/8 1/4000с

Подготовка к съёмке

Рассмотрим, как можно подготовиться к съёмке в режимное время. Допустим, что сейчас месяц май, и вы захотели сделать снимок московского Кремля в режимное время. Для начала нужно изучить выбранный объект: найти его фотографии в Интернете и/или приехать в центр Москвы в любое удобное время и обойти его со всех сторон, выбрав интересные ракурсы. В случае Кремля один из самых эффектных (и популярных) ракурсов получается при съёмке с Патриаршего моста.

После того, как мы выбрали точку съёмки, открываем программу The Photographer’s Ephemeris и смотрим, годится ли эта точка для съёмки в режимное время. Ищем Патриарший мост на карте и ставим на него маркер. Программа показывает направление на восход/заход солнца и луны:


Как видно, направление на восход солнца примерно совпадает с направлением на Кремль (он находится под надписью «Moscow»), а это значит, что выбранный нами сюжет можно снимать на рассвете. Закат же будет гореть в другой стороне, поэтому приходить на этот мост на закате мы не будем. Теперь смотрим, в какое время восходит солнце. Допустим, сейчас 1 мая. В программе на панели справа показывается время восхода и захода наших светил. В данном случае солнце восходит в 5:46.


Как мы уже знаем, снимок получится наиболее эффектным, если снимать его, когда облака уже подсвечены пробуждающимся солнцем, а подсветка Кремля ещё не выключилась (момент равновесия), это примерно 40 минут до восхода солнца. Понятно, что прийти на точку съёмки нужно немного пораньше, скажем в 4:45. Осталось только дождаться хорошей погоды и найти в себе силы встать в 4 часа утра. Скорее всего, придётся приезжать на выбранное место несколько раз, прежде чем удастся поймать красивый рассвет, но оно того стоит.

Московский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. ISO200 50мм f/11 10с

Вряд ли вы захотите ограничиться одним сюжетом. Имеет смысл составить для себя список сюжетов, которые вы хотели бы снять, и с каждым из них проделать описанную процедуру - определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Этот список может выглядеть следующим образом:

Кремль, вид с Патриаршего моста - час до рассвета, нужны облака (весна, лето)
Кремль, вид с Б.Москворецкого моста - полчаса после захода солнца, нужны облака (середина весны, конец лета, начало осени)
МГУ, отражение в фонтане - полчаса после рассвета, после дождя (начало весны, начало осени)
и т.п.

После составления списка остаётся ждать подходящей погоды. Если вы снимаете на природе, то вам придётся честно ходить на выбранные точки каждый день в надежде поймать свет. А вот в городе ваша задача может быть значительно облегчена, поскольку человечество научилось более-менее точно предсказывать погоду, во всяком случае, на день вперёд. На мой взгляд, самый точный и подробный прогноз погоды даёт сервис Intellicast . Если прогноз говорит, что в режимное время будет 20-80% облаков (столбик «Clouds»), то в этот день есть хорошая вероятность красивого света. А если за пару часов до заката обещают грозу, то идти нужно обязательно, поскольку световое шоу может быть просто грандиозным, главное не забыть взять зонтик.


Пример прогноза погоды на сайте www.intellicast.com

Если не везёт с погодой

Красочные закаты бывают не каждый день. Если вы пришли снимать, а света нет, то не стоит расстраиваться. Во-первых, можно исследовать местность и попробовать найти интересные места для съёмки. Во-вторых, можно поискать сюжеты, не требующие хорошего света. Если небо ясное, можно попробовать снять сюжет с солнцем в кадре. В плотную облачность можно поискать сюжеты без неба. Например, в лесу можно фотографировать деревья, ручьи и речушки. Пусть сюжет будет не такой интересный, но зато вы не вернётесь со съёмки разочарованным. А значит, в следующий раз у вас будет сильнее мотивация вставать рано утром на съёмку рассвета.

Пасмурная погода, моросящий дождик - отличные условия для съёмки растительности в лесу. Природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 24мм f/16 1.3с