Золотое сечение в пластической хирургии. Индивидуальные особенности внешности пластические точки лица студентка группы. К каким осложнениям может привести контурная пластика скул

Над чем работают лучшие умы современной стоматологической науки? Над идеальной улыбкой, воплотившей в себе красоту и здоровье.

Что такое "красота"? Почему лицо и облик одного человека нам нравится, а другого - нет?

На эти вопросы пытались ответить учёные ещё тогда, когда не было ни только стоматологии как направления медицины, но и сама медицина находилась в стадии зарождения.

Оказывается, наше лицо и тело имеет определённые пропорции, кажущиеся на первый взгляд почти мистическими.

Хотя в наш просвещённый век многому можно найти научное и даже математическое объяснение.

Принято считать, что впервые закономерности соотношение размеров тела человека и отдельных его частей обобщил и сформулировал в 1855 г. немецкий исследователь Цейзинг в своём научном труде "Эстетические исследования". За основу своей теории он взял учение о "золотом сечении".

Ещё в VI веке до н.э. древнегреческий философ и математик Пифагор ввёл в научный обиход понятие "золотое деление". "Золотое деление" - это пропорциональное деление отрезка на неравные части. При этом меньший отрезок так относится к большему, как больший отрезок относится ко всему отрезку. a: b = b: c или с: b = b: а.

Так что же особенного в этом соотношении?

Оказывается, что всегда меньший отрезок относится к большему, как 0,382: к 0,618:

То есть, если АВ принять за единицу, АЕ/ЕВ=0,62/0,32 (в практических целях используют приближённые значения).

Один из примеров "золотого деления", с которым наверняка все знакомы, это - пентаграмма и, как представители её, так любимые людьми старшего поколения, "знак качества" и "звезда".

Все диагонали пятиугольника (пятиугольная звезда) делят друг друга на отрезки, связанные между собой "золотой пропорцией".

В настоящее время эта математическая закономерность носит название "золотое сечение", которое ввел в обиход ещё Леонардо да Винчи, который проводил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками. И каждый раз он получал соотношение сторон в "золотом делении". Он дал этому делению название "золотое сечение", принятое до сих пор.

Но не Пифагор впервые обнаружил закономерность "золотого сечения". Ещё древние египтяне и вавилоняне использовали эти знания в строительстве пирамид и изготовлении предметов обихода. Древние греки при проектировании своих зданий использовали пропорции "золотого сечения". В эпоху возрождения интерес к "золотому сечению" усилился. Художники нашли применение ему в искусстве. Учение о "золотом сечении" связано с именем гениального итальянского математика и монаха Луки Пачоли. В 1509 г. Была издана его книга "Божественная пропорция" с иллюстрациями Леонардо да Винчи (предположительно). Он причислял золотую пропорцию к "божественной сути" через триединство: бог сын, бог отец и святой дух, находящихся между собой в "золотой пропорции".

История "золотого сечения" связана ещё с одним известным итальянским математиком Фибоначчи. До наших времён дошёл ряд чисел: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д., известный, как ряд Фибоначчи.

Особенность последовательности данных чисел заключается в том, что каждый её член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих (2+3=5, 3+5=8), а отношение смежных чисел ряда приближается к отношению "золотого сечения" (21:34=0,617, а 34:55=0,618). В последствии все исследователи "золотого сечения" в растительном и животном мире, искусстве и анатомии приходили к этому ряду, как арифметическому выражению закона золотого деления. Интересно, что свой закон Фибонначи вывел, подсчитывая количество рождённых кроликов от пары кроликов за год.

Так в чём же ореол таинственности "золотого сечения"?

Всё, что растёт и приобретает какую-либо форму в живом мире нашей планеты - растёт вверх или закручивается по спирали. Спираль (например, морская раковина) - пример соотношения в пропорциях "золотого сечения". Спирали прослеживаются в расположении семян в шишках хвойных деревьев, в семенах подсолнечника и др.

Паук плетёт паутину по спирали, ДНК человека закручено по спирали.

А рост вверх? Растение живёт по тем же законам "золотого сечения". Самый большой участок стебля - до первого листочка. Затем следующие сегменты уменьшаются в пропорции "золотого сечения": с: в = в: а

Удивительно то, что и человек в соотношении отдельных частей тела и расстояний между ними, подчиняется законам "золотого сечения".

Немецкий учёный Альберт Дюрер доказал, что рост человека делится в золотых пропорциях линией, проходящей через пупок и линией, проходящей через кончики средних пальцев опущенных рук.

Его труды продолжил Цейзинг. Он выяснил, что пропорции мужского тела колеблются в пределах 13: 8 = 1, 625.

А пропорции женского тела в среднем находятся в соотношении 8: 5 = 1,6.

Пропорции "золотого сечения" проявляются в отношении длины плеча, предплечья, кисти и пальцев и т.д.

Поразительно, но в лице человека можно проследить множество пропорций, подчиненных "золотому сечению". Причем, чем больше в лице человека соотношений в этой пропорции, тем красивее нам он кажется. Есть лица, при характеристике которых употребляют выражение "правильные черты лица". У этих людей основные пропорции наиболее близки к соотношению 1, 618: или 62: 38.

Какие же пропорции в лице человека стремятся к "золотому сечению"?

Прежде всего, у людей с красивыми лицами наблюдается:

  1. Идеальная пропорция между расстояниями от медиального угла глаза до крыла носа и от крыла носа до подбородка. Это соотношение называется "динамической симметрией" или "динамическим равновесием".
  2. Соотношение высоты верхней и нижней губы будет 1,618.
  3. Высота надгубной складки (расстояние между верхней губой и нижней границей носа) и высота губ будут составлять соотношение 62: 38.
  4. Ширина одной ноздри суммарно с шириной переносицы относится к ширине другой ноздри в пропорции "золотого сечения".
  5. Ширина ротовой щели также относится к ширине между наружными краями глаз, а расстояние между наружными уголками глаз - к ширине лба на уровне линии бровей, как все пропорции "золотого сечения".
  6. Расстояние между линии смыкания губ до крыльев носа относится к расстоянию от линии смыкания губ до нижней точки подбородка, как 38: 62: И к расстоянию от крыльев носа до зрачка - как 38: 62 = 0.
  7. Расстояние между линией верхней части лба до линии зрачков и расстояние между линией зрачков и линией смыкания губ имеет пропорцию "золотого сечения".

Можно продолжить этот список соотношения размеров гармоничного лица. Получается, правильную красоту можно математически просчитать и даже прибегнуть к хирургической корректировке с целью совершенствования внешности.

В настоящее время стоматология, наряду с пластической хирургией, занимается не только лечением заболеваний полости рта, но и эстетической медициной.

Удивительно, но и в стоматологии можно проследить пропорции "золотого сечения".

Красивая улыбка - это не только белоснежные здоровые ровные зубы, но и их правильное соотношение и расположение. И здесь мы опять сталкиваемся с закономерность "золотого сечения".

Вот некоторые примеры соотношений размеров и расстояний между зубами:

  1. Ширина верхнего центрального резца относится к ширине нижнего центрального резца, как 62: 38, т.е. 1, 618:, в соотношении "золотого сечения".
  2. В этой же пропорции находится ширина двух верхних резцов к ширине двух нижних.
  3. Расстояние между премолярами верхней челюсти относится к ширине четырёх верхних резцов, как 62: 38.
  4. Расстояние между дистальными поверхностями нижних клыков и щечными фиссурами моляров - пропорция 38: 62.

И этот список можно продолжить.

Как же на практике можно использовать знание о "золотом сечении" и его влиянии на параметры в стоматологии?

Разумеется, искать применение золотых пропорций в эстетической стоматологии.

Расположение, размер и взаимное соотношение зубов в полости рта - всё это подчинено общему закону - "золотому сечению".

Вольно или невольно, осознанно или неосознанно врач использует эти пропорции при восстановлении коронковой части зуба, при протезировании или ортодонтических мероприятиях. Лучше, конечно, чтобы врач применял математическую составляющую в формировании вашей красоты и здоровья.

А мы теперь знаем, что человек - только часть живого мира на нашей планете, подчиняющийся общим законам мироздания. И доказательство тому - учение о "золотом сечении", дошедшее до нас уже даже не из предыдущего тысячелетия.

Тема: Пропорциональные особенности и пластические точки лица человека. Преподаватель: Умрихин С. В. Работу сделала: студентка группы 02 -2 ПЭ Зуева М. А.

Введение: В данной презентации мы рассмотрим пропорции и пластические точки лица. Лицо человека формируется за счет черепа, хрящей, жира и мышечной ткани, сейчас мы рассмотрим это подробнее.

Череп: Череп определяет форму головы, бровей, скулы, нижняя челюсть. Люди устроены одинаково, но всё равно очень разные. Достигается это за счёт довольно небольших вариаций, которые тем не менее человеческий мозг ухватывает моментально.

Мышцы головы и лица: Мышцы создают рельеф, так же они могут двигаться и деформировать лицо, передавая не только тот факт что персонаж говорит, но что гораздо важнее, передавая эмоции, то есть даже для статики вероятность деформации нейтрального выражения лица очень высока.

Мимические мышцы: Их специфика состоит в том, что они одним концом прикрепляются к костям, а другим - к коже или другим мышцам. Каждая мышца облечена в фасцию - соединительную оболочку (тонкую капсулу), которая есть у всех мышц.

Мимические мышцы делятся: Мышцы свода черепа: Надчерепная мышца; Поперечная выйная мышца; Передняя ушная мышца; Верхняя ушная мышца; Задняя ушная мышца; Мышцы окружности глаза: Мышца, сморщивающая бровь; Мышца гордецов; Круговая мышца глаза; Круговая мышца рта; Мышечная система носа: Носовая мышца: крыльная часть, поперечная часть; Мышца, опускающая перегородку носа; Мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа; Мышцы скул: Большая скуловая мышца; Малая скуловая мышца; Щечная мышца; Мышца, опускающая угол рта (треугольная мышца); Мышца, опускающая нижнюю губу; Мышца, поднимающая верхнюю губу; Подбородочная мышца.

Пропорции лица человека: Лица у людей очень разные, но есть общепринятые нормы по которым мы определяем пропорциональность лица человека: Пропорции: 1 - расстояния от кромки волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка равны; 2 - глаза находятся ровно посередине черепа; 3 - ширина крыльев носа равна ширине глаза и также равна расстоянию между глазами, или крылья носа заканчиваются там где начинаются глаза. (это же расстояния от глаз до края лица, то есть по ширине лицо состоит из 5 глаз); 4 - угол брови угол глаза и кончик крыла носа находятся на одной линии; 5 - уголок рта заканчивается там где начинается радужка (или по центру глаз); 6 - глаза и рот располагаются в третях основных отрезков (линии волос, бровей, кончик носа, подбородок) ; 7 - уши по размеру и положению равны носу (вписаны во второй основной отрезок) (или верхний край чуть ниже); 8 - край нижней губы посередине основного отрезка.


Создание гармоничного и привлекательного лица и тела - это одна из самых главных задач эстетических хирургов. Ежедневно сотни тысяч пациентов приходят за помощью к докторам эстетической медицины с просьбой изменить что-то в их внешности. Некоторые пациенты недовольны горбинкой на носу, другим не нравится размер груди или ширина бедер, кто-то хочет скорректировать колени или уши.

Причин обращения множество, и оперативное вмешательство - наиболее эффективный метод их решения. Но каждый хирург знает, что невозможно оперировать всех по одному и тому же шаблону, так как не существует единственно верных критериев идеального носа или груди. Для того, чтобы подарить пациенту красоту, но при этом подчеркнуть его индивидуальность, и существует правило золотого сечения..

Применение правила золотого сечения в эстетической хирургии

Удивительное правило золотого сечения было открыто тысячи лет назад египетскими жрецами, а позже его исследовали и подробно изучили такие известные личности, как Пифагор, Фибоначчи и даже Леонардо да Винчи. Его суть заключается в том, что если поделить отрезок на две неравные части, то, для достижения идеальных пропорций, его меньшая часть должна относиться к большей, как большая ко всему отрезку. Именно этим правилом Леонардо да Винчи руководствовался, рисуя свой самый известный шедевр - портрет Моны Лизы.

Применяя правило золотого сечения в эстетической хирургии лица и тела, доктор может добиться идеальных пропорций и максимально гармоничного и привлекательного результата.

А для того, чтобы адаптировать это правило под возможности современного мира, была придумана так называемая «маска красоты».

Правило золотого сечения:

  • создание «маски красоты» с помощью правила золотого сечения;
  • пропорции идеального лица по правилу золотого сечения;
  • правило золотого сечения - «золотой ключик» для пластического хирурга.

Создание «маски красоты» с помощью правила золотого сечения

На протяжении долгих лет американский челюстно-лицевой хирург Стивен Марквардт исправлял дефекты лиц, возникшие после травм или существующие с рождения, но далеко не всегда результат удовлетворял специалиста. Доктор решил, во что бы то ни стало, вывести формулу идеального лица, и взял за основу работы Пифагора, Леонардо да Винчи и немецкого профессора Цейзинга, посвященные правилу золотого сечения.

После длительных расчётов, измерений и анализов доктору удалось выяснить, что нос в анфас и профиль образует треугольник, стороны которого в красивом лице в 1,618 раз длиннее, чем его основание. И этот треугольник может быть преобразован в пятиугольник, который появляется на лице во время улыбки . Совместив эти геометрические фигуры на лице человека, с учетом числа золотого сечения - 1, 618, доктору удалось создать «маску красоты». Используя эту маску, можно «подогнать» черты лица под идеальные пропорции.

Пропорции идеального лица по правилу золотого сечения

В идеальном человеческом теле правило золотого сечения работает безотказно. Ученым удалось выяснить, что числу 1,618 равны отношения:

  • высоты лица к его ширине;
  • ширины рта к ширине носа;
  • высота лица к расстоянию от кончика подбородка до центральной точки соединения губ;
  • центральная точка соединения губ до основания носа к длине носа ;
  • ширина носа к расстоянию между ноздрями;
  • расстояние между зрачками к расстоянию между бровями;
  • длина кисти к длине предплечья;
  • расстояние от пупка до макушки к расстоянию от макушки до уровня плеч;
  • расстояние от пола до пупка к расстоянию от пупка до головы.

Кроме того, исследователи выяснили и такие интересные факты:

  • расстояние между внутренними углами глаз равно длине глаза и ширине крыльев носа;
  • через прямые линии от зрачков к уголкам губ лицо должно делиться на три равных вертикальных участка;
  • одинаковыми горизонтальными участками также являются лоб от нижней линии волос до линии бровей, средняя часть лица от бровей до кончика носа, и нижняя часть лица - от кончика носа до подбородка.

Правило золотого сечения - «золотой ключик» для пластического хирурга

Пластические хирурги давно выяснили, что черты лица, которые многим людям кажутся идеальными, например, ровный нос Николь Кидман или пухлые губы Анджелины Джоли, не могут смотреться одинаково привлекательно на любом лице. Именно поэтому пациенты далеко не всегда остаются довольны результатом операции , которую хирург мог провести просто идеально. Таким образом, если пациент обращаются к доктору с фотографией очередной знаменитости и просьбой «хочу как у нее», не нужно сразу же браться за нож. Гораздо лучше - предварительно примерить на своего пациента «маску красоты», и наверняка выяснить, какие же размеры, объёмы и соотношения будут для него идеальными.

Красивое лицо - это гармоничное лицо, в котором соблюдены идеальные пропорции.

Правило золотого сечения - это «золотой ключик» для пластического хирурга, который поможет, подобно Леонардо да Винчи, творить действительно идеальные лица.. Больше интересных статей читайте на сайте в разделе «Пластическая хирургия».

Испокон веков люди не только восхищались красотой, но и пытались понять, что есть красота, из каких концептов она сложена и что принять за критерий оценки красоты. Каждое поколение вырабатывало свое понимание идеальной внешности, поэтому и критерии оценки от века к веку менялись. Со временем у людей развилась способность «любить прекрасное», отсюда и появилось понятие «эстетика» (от греч. aesthesis, дословный перевод: любовь к тому, что прекрасно). Сегодня пластические хирурги научились не только «любить прекрасное», но и создавать его своими руками. Поэтому та сфера медицинской деятельности, в которой практикую я и мои коллеги, получила определение «эстетическая».

Дать определение «идеальной красоте» пытались многие, однако в силу субъективизма (ведь каждый из нас представляет «красоту» по-своему) сделать этого не удалось. Мы можем говорить только об эпохальном понимании канонов красоты, обусловленном временным, культурным, этническим и географическим фактором. Если сузить масштаб моей мысли и перенестись в современную эпоху, то ситуация в корне не меняется — у каждого из нас своя красота.

Как пластический хирург я нередко сталкиваюсь с проблемой соотношения, соизмерения моих личных представлений о красоте с представлениями о красоте моих пациентов. Как правило, приходится искать грань между профессиональным подходом, субъективизмом и пациентским «я хочу вот так и никак иначе». Консультация — это поиск компромисса, поиск единого пути к достижению поставленной цели.

Не хочу утруждать своего читателя глубинными рассуждениями на тему «История красоты в искусстве», но все-таки некоторый экскурс я проведу. Это позволит вам сформировать более четкое представление о том, как менялись каноны красоты от одной эпохи к другой.

История красоты в искусстве

То и дело, в обиходе нашей речи мы употребляем такие выражения как «греческий профиль», «греческий нос», «греческие пропорции»… О чем это говорит? О том, что в определении понятия красоты греки в свое время сыграли немаловажную роль. В V веке до н.э. Поликлит экспериментировал с формами. Он «подглядывал» за природой и ее лучшие формы воплощал в скульптурах и образах.

Еще больший вклад в осмысление идеальной красоты внес греческий скульптор Пракситель. Вспомним его Афродиту — это была первая фигура обнаженной богини любви. Последующие 100 лет человечество придерживалось именно его канонов красоты.

Идеалы греческой красоты служили фундаментом представлений о прекрасном и в эпоху Возрождения, однако теперь и художники, и скульпторы стремились совершенствовать женские лица. На смену идеалам красоты эпохи Возрождения пришла новая концепция — служители искусства намеренно нарушали естественные пропорции, представляя изысканные женские типажи с длинными пальцами, вытянутой шеей и высоким лбом.

В XVIII-XIX вв. идеал женской красоты колебался между классическими греческими изображениями и романтическими представлениями конкретного периода. К концу XIX века в моду вошли «кукольные женщины». Символ этой непорочной красоты — хрупкость, круглые бледные лица.

В современную эпоху идеалы красоты меняются каждое десятилетие, это обусловлено развитием кинематографа и телевидения. Несмотря на то, что каждой эпохе свойственно свое понимание красоты, следует осознать значимость эмоционального опыта в оценке внешности. Для пластического хирурга это крайне важно. Даже если вкусы, стили и стандарты красоты подвержены изменению, существуют пропорции и соотношение, которые играют ключевую роль в планировании омолаживающих и имиджевых операций на лице.

Факторы анализы лица

Перед каждой операций на лице хирург анализирует его. При этом в обязательном порядке учитывает ряд факторов, о которых мы сейчас и поговорим.

Пропорции лица

Лицо мы воспринимаем в комплексе его частей. Чтобы оно было гармоничным, отдельные его части (губы, глаза, нос, лоб, подбородок) должны находиться в определенной относительной пропорции. Ни одна часть лица не функционирует в отрыве от другой. Когда мы меняем что-то одно, оно обязательно отразится на общем восприятии внешности. Для пластического хирурга важно не нарушить баланс, а если его не было, то восстановить.

Когда ко мне приходит пациент, который планирует пластическую операцию на лице, я провожу анализ уже на первой очной консультации. Визуально разделяю лицо на 5 эстетических единиц: лоб, глаза, нос, губы и подбородок. Помимо этого учитываю еще уши и шею, так как они тоже играют немаловажную роль в восприятии лица в целом.

Теперь давайте рассмотрим каждую часть лица по отдельности и приведем для каждой из них свои особенности.

  • Лоб . Верхнюю треть лица занимает лоб. Эстетически привлекательный лоб, если рассматривать его в профиль, имеет незначительное выступание. Различают еще выступающий, плоский и покатый лоб.
  • Глаза . Они всегда привлекают к себе больше внимания, так как являются самой выразительной частью лица. Именно в области глаз проявляются первые признаки старения, поэтому забота о них должна быть своевременной и адекватной. Идеальные пропорции выражаются в следующем: ширина глаза от угла до угла равна 1/5 ширины лица. Расстояние от линии роста ресниц до складки на верхнем веке колеблется в пределах 7-15 мм,в зависимости от веса, толщины кожи и этнической принадлежности.
  • Молодое лицо не значит красивое лицо, поэтому свою задачу я ставлю так: мои пациентки после операции должны быть не только молодыми, но и красивыми

    Нос . Мы всегда фокусируем свой взгляд на носе человека ввиду его расположения на лице. Во время коррекции пластический хирург производит угловые измерения, учитывает степень выступания, длину носа, его ширину, анализирует базальный вид носа и вид сбоку.
  • Губы . Эта эстетическая единица лица более остальных подвержена внешним изменениям. Четкие контуры губ и полнота характерны для женщин молодого возраста, у возрастных пациентов отмечается уплощение губ, утрата контуров, появление красной каймы.
  • Подбородок . Передний край подбородка в идеале должен находиться на одной вертикали с бровями. Эстетически привлекательный подбородок должен быть выраженным как в фас, так и в профиль.
  • Уши . Верхняя граница уха должна находиться на одной горизонтальной линии бровной дуги, а нижняя граница должна совпадать с крыльями носа. Ширина уха должна составлять 55-60% от его длины.
  • Шея . Несмотря на то, что шея не является эстетической единицей лица, ее форма оказывает влияние на восприятие подбородка и всей нижней трети.

Я никогда не провожу хирургию лица ради хирургии лица. Для меня важно не только омолодить пациентку, но и улучшить ее внешность. Молодое лицо не значит красивое лицо, поэтому свою задачу я ставлю так: мои пациентки после операции должны быть не только молодыми, но и красивыми.

ЭВОЛЮЦИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА

Все, что окружает человека, воспринимается им в зна- чительной мере с эстетической точки зрения. Стремление к красоте извечно и неувядаемо, это становится одним из факторов существования и совершенствования человека.

Красота не укладывается в обычные понятия и не под- дается логическим объяснениям. Оценка красоты неод- нозначна и является комбинацией психологических, био- логических и этико-эстетических аспектов. В различных этнических группах людей представление о красоте не- одинаково в связи с местными особенностями экономиче- ской и социальной жизни, религиозных обрядов и др. Не- которые бытующие представления о красоте настолько отличаются от наших, что их подчас можно принять за патологическое проявление. В определенной степени само- увечьем являются такие обряды, как проколы носа и ушей, нанесение татуировки, растягивание нижних губ до неве- роятных размеров, спиливание зубов, бытующие и в на- стоящее время у некоторых народностей.

Лицо человека рассматривают с эстетических позиций, его красота стала ценностью. При этом эволюцию лица следует рассматривать как очень полезный процесс, спо- собствующий гармоничному развитию человеческой лично- сти, проявлению всех лучших человеческих качеств и спо- собностей.

В течение тысячелетий происходило формирование ли- цевого скелета человека, закончившееся образованием лоб- ных долей мозга. Для головы неандертальца были ха- > рактерны выраженная покатость лба - признак недораз- вития лобных долей мозга - и большие челюсти, лицо его было более массивным и тяжелым по сравнению с мозго- вым отделом. В процессе перехода к прямостоянию и ста- новлению человека формировались новые черты лица: лоб стал прямым, исчезли мощные глазные валики, лицо ста- ло относительно плоским, начал резко выступать нос, уменьшились челюсти.

С исчезновением функции зубов служить оружием от- пала необходимость в мощных и тяжелых челюстях, ко- торые не давали преимуществ, а, наоборот, превращались в недостаток, сотрясая при жевании такую тонкую струк- туру, как мозг. Кроме того, тяжелые челюсти мешали раз- витию речи, требовавшей легких и быстрых движений. Тяжелые челюсти, составлявшие основную массу головы, делали тело человека неустойчивым, не позволяли ему смотреть вверх и вперед.

Характерно, что в процессе эволюции лицевого скеле- та от морды животного до лица современного человека нос продолжал выступать впереди лица. По всей вероят- ности, это было связано не столько с функцией обоняния (оно скорее снизилось по сравнению с нюхом животных), сколько с необходимостью удлинения пути прохождения вдыхаемого воздуха с целью его утепления и увлажнения, чтобы защитить дыхательное горло. Вся нервная сеть ис- чезнувшей морды животных сконцентрировалась на не- большой площади слизистой оболочки носа.

Менее покатым становился лоб. Вследствие развития членораздельной речи стал выдвигаться вперед подборо- док, так как языку и его мощным мышцам понадобилось больше места. Изменились строение и подвижность губ (может быть они приобрели красный цвет, чтобы за ними было легче следить во время разговора). Очень богатой стала мимика человека, способствовавшая развитию речи.

С позиций косметической хирургии чрезвычайно важно определить, завершено ли развитие лица современного че- ловека. Если да, то мы можем познавать особенности и закономерности его строения и использовать их в своей работе, говорить о социальном стандарте лица или его Отдельных частей при попытке воссоздать лицевую гармо- нию хирургическими средствами. Не менее важен также вопрос: будет ли в будущем считаться красивым то, что мы называем красивым сегодня. В отношении лица на этот вопрос можно с определенностью ответить положи- тельно. С момента «выпадения из эволюции и подчине- ния законам естественного отбора» человек стал хозяином самому себе и его внешность практически не изменяется. У При сравнительном анализе черепов обезьян, синан- тропов, неандертальцев, кроманьонцев и современных лю- дей антрополог В. П. Алексеев обнаружил некоторые из- менения, которые, однако, дойдя до какого-то предела, перестали происходить. Изменения внешности человека за Десятки тысяч лет могут проявиться в мелочах, но это не

существенно и не изменит основных черт лица. У людей нет необходимости преображать свое лицо. Совершенст- вование же того облика, который в настоящее время при- сущ людям, возможно и без генной реконструкции, хотя бы с помощью пластической хирургии.

Как и большинство объектов эстетических отношений, лицо можно расчленить на качественно однородные эле- менты, вычислить системные и структурные связи между ними, или, другими словами, применить математический аппарат исследования. Признавая прекрасное как «сла- женность и определенность», Аристотель писал, что «ма- тематика больше всего и выявляет их».

Было предложено много канонов, или правил, характе- ризующих основные размеры человеческого тела. В основу каждого канона был положен модуль - размер какой-то определенной части тела или лица человека. В разные времена за модуль принимали высоту головы, длину по- звоночника или его части, длину кисти, стопы и т. д.

В древнегреческом каноне," в котором модулем служи- ла высота головы, длина тела составляла восьмикратное увеличение модуля (при росте не менее 180 см). При этом модуле одинаковыми должны были быть высота головы, расстояние от подбородка до линии сосков, от сосков до пупка, от пупка до лобка, от лобкового сращения до се- редины бедра. Высота головы укладывается в расстояние между сосками молочных желез, а ширина грудной клетки соответствует 1,5 высоты головы. Расстояние между боль- шими вертелами у женщин приблизительно равно 1 3/4 вы- соты головы.

Позднее было установлено, что длина разведенных в стороны рук приблизительно равна росту человека. В этом положении «креста» человеческая фигура вписывается в квадрат. Согласно этому канону (канон эпохи Возрож- дения) человек с поднятыми вверх и разведенными в сто- роны руками вписывается уже в круг с центром, располо- женным вблизи пупка.

Разрабатывая правила изображения человеческой фи^ гуры, Леонардо да Винчи пытался восстановить так на- зываемый квадрат древних и воссоздать рисунки-схемы, которые наглядно показывают пропорции частей человече- ского тела. В тетрадях Леонардо да Винчи много описаний геометрического подхода к «божественным пропорциям» лица и туловища. «Пропорции головы,- пишет он - от брови к соединению губы с подбородком и от них к верх- нему краю уха у завитка - это составляет совершенный

квадрат, каждая сторона которого составляет половину головы, впадина щечной кости составляет половину рас- стояния между кончиком носа и задней частью нижней челюсти». В пересчете на величину уха имеются следую- щие соотношения: расстояние от края орбиты до уха рав- но длине уха или составляет одну треть головы, расстоя- ния от подбородка до носа и от линии волос до бровей равны и соответствуют высоте, уха, или одной трети лица.

В художественных школах специальных учебных за- ведениях до сих пор используют критерии Леонардо да Винчи, например: расстояние между глазами равно дли- не глаза; на идеальном лице европейца ноздри не должны выходить за линию, опущенную вертикально из внутренне- го угла глаза; рот должен доходить до линии, проведенной через внутренний край радужки глаза; расстояние от под- бородка до линии волос равно длине кисти, а нос имеет такую же длину, -как большой палец кисти (рис. 1,а).

Голову можно разделить на четыре равные части: во- лбсистую часть, лоб, нос, область верхней и нижней губ и -подбородка. Существует еще деление лица на три рав- ные части: лобную, носовую и ротоподбородочную. При этом, делении на волосистую часть головы прибавляют около "/2 одной из указанных третей. Вертикальными линиями можно разделить лицо при- близительно на пять одинаковых по ширине частей. Такие линии проходят через внутренний и наружный углы каж- дого глаза (рис. 1,6). Между двумя внутренними верти- кальными линиями располагаются крылья носа и рот, ко- торый обычно бывает немного шире указанного здесь про- межутка; Длина глазной щели равна расстоянию между внутренними углами глаз, или примерно 1\8 высоты голо- вы. Ротовая щель располагается приблизительно между верхней и средней третями нижнего отдела головы.

Поперечные размеры в области верхней, средней и нижней третей лица различны у большинства людей, что зависит не только от формы черепа, но и от состояния мягких тканей. Необходимо запомнить некоторые абсо- лютные размеры частей лица, которые имеют индивиду- альные отклонения: ширина лица между дугами скуловых костей (15 см), расстояние от середины глаз до подбород- ка (12 см), высота головы (24-25 см), расстояние от угла глаза до козелка уха (8-9 см), длина самого уха (7см).

При рассмотрении профильного положения головы мож- но определить «общий угол лицевого профиля». Он нахо-

Рис. 1. Пропорции лица (а, б, в).

дится между двумя прямыми линиями: касательной, иду- щей через точку, расположенную на середине между лоб- ной и носовыми костями, и наиболее выступающую точку луночкового отростка верхней челюсти, и горизонталью на уровне верхнего края наружного слухового прохода и ниж- него края глазницы. Угол между этими двумя линиями равняется 80-84,9°. В одних случаях этот угол меньше (прогнатизм), в других - больше (ортогнатизм) этих сред- них величин. Он может быть равен прямому углу и даже превышать его (рис. 1,в).

Естественно, что все приведенные соотношения прибли- зительны вследствие нескольких причин. Во-первых, раз- меры отдельных частей лица и туловища и соотношения между ними меняются в зависимости от возраста, пола, физического развития человека и особенностей конститу- ционального строения.

Во-вторых, определение пропорций затрудняется вслед- ствие изменения форм в зависимости от положения голо- вы. Одинаковые по величине формы воспринимаются гла- зом как неравные, например, при наклоне, повороте на 3/4 и т. п. Установление пропорций в значительной мере зависит от способности глаза правильно определить их. Наше зрение вследствие особенностей его физиологиче- ского устройства глаза теоретически плоскостное, т. е. для того чтобы перевести взгляд с предмета на предмет тре- буется известное изменение величины хрусталика, конвер- генции и аккомодации, другими словами, новая установка глаза. Оба глаза позволяют на близком расстоянии вос- принимать объект объемным, но на далеком расстоянии мы все видим плоским. Эта теоретическая специфичность зрения почти полностью отсутствует в жизни, так ка,к первое же перемещение человека среди предметов позво- ляет ему познакомиться с трехмерностью пространства и устройством реального мира. Эти знания дополняют све- дения, полученные с помощью зрения.

Для хирурга-косметолога очень важно тренировать свою наблюдательность и уметь на глаз определять про- порции лица и тела. По словам известного русского художника и педагога П. П. Чистякова, «глаз есть та- кой орган, который точнее циркуля способен определить расстояние, как скоро он воспитан правильно», и «сле- дует приучить глаз сравнивать, измерять и определять без циркуля относительные величины и расстояния».

В-третьих, необходимо помнить об асимметрии чело- веческого лица, которая часто проявляется в форме носа,

положении глазных щелей и бровей, а чаще всего в поло- жении углов рта. Две половины лица не дают одинакового зеркального изображения, но зрительно такое лицо тем не менее кажется нормальным, вероятно, из-за тех же особен- ностей зрительного восприятия. Асимметрия лица более выражена у пожилых людей, но бывает и слабо уловимой. При внимательном рассмотрении можно заметить, что гла- за имеют разные оттенки, неодинаково поднимаются.- и опускаются брови, углы рта и т. д. Интересно, что стати- стически не было установлено выраженной разницы между физиологической и патологической асимметриями: макси- мально выраженная физиологическая асимметрия совпа- дает с минимальными степенями патологической асим- метрии.

Характеризуя попытки количественно оценить прекрас- ное, Н. Г. Чернышевский писал, что живописцы «...опре- деляли длину носа, величину глаз, размер рта, высоту лба, какую должна иметь человеческая фигура, чтобы быть прекрасною. Все попытки выставить такую пропорцию пе*- казывают, однако, только одно - невозможность вымерить красоту по вершкам и линиям». С этим нельзя не согла- ситься, так как красота - явление многомерное и познать ее можно только при органическом сочетании разумных подходов и методов научного исследования на основе марксистской методологии, а непростыми математически- ми вычислениями.

Однако изучение закономерностей строения лица, зна- ние его пропорций является ступенью к познанию прекрас- ного в целях его воссоздания руками хирурга. Сами по себе каноны как учение о пропорциях человеческого тела становятся ориентиром для определения реальных пропор- ций тела каждого конкретного человека. Проводя изме- рения лица или его отдельных частей, хирург-косметолог способен объективно оценить отклонения от этих ориен- тиров и наметить план восстановления гармонии внешнего облика. В связи с этим при изложении специальных хи- рургических вопросов мы еще не раз будем возвращаться к исходным гармоничным пропорциям.