Эгоизм. А что мы знаем о нем? Как избавиться от эгоизма: советы психолога Общение с животными

Мы живем в светском секулярном мире. Мир этот рисует свои образы в нашем уме и сердце, умело, старается. Нельзя в этом мире не быть воином Христовым. Нельзя быть рабом этого мира. Речь идет о рабстве и свободе. Если бы мы освободились от этого мира! Освободились от образов, которые мир тычет в нашу голову, искушая нас со всех сторон. Вместо того, чтобы искать Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится, мы все остальное ищем, а Царство Божие приложится.

Как освободиться от перевернутого верх ногами мира? Что ищет верующий человек? – Царство Божие. Там, где сокровище наше, там и сердце наше. А что есть сокровище? – То, что нарисовано в нашей голове. Что в голове, то и в жизни, что в сердце, то и в наших действиях. Надо нашу голову, наше сердце наполнить вечным невидимым миром. Христианин на все смотрит через вечность, тогда мы опередим мир. Если мы слабы в вере, мы плетемся сзади, потому что наше представление о всем является не христианским, а полу-светским. Этот переродится наше сердце, мы мыслим, желаем, чувствуем как этот мир нас научил. Поэтому мы сзади, вера наша слабенькая, отстает. А у христианина должна идти впереди всего в жизни. Вера должна определять в жизни христианина все.

Сердце сформировано этим миром эгоистично. Проблема именно в этом, что определяет нашу жизнь, каков наш взгляд. Эгоист всегда прав. А верующий человек говорит: Бог прав, а я – грешник. В этом разница между формацией этого мира и христианского. Этот мир учит нас гордости и говорит: ты знаешь, ты понимаешь, и более того: посмотри, как многие не понимают то, что ты понимаешь, — диавол подсказывает.

Если мы хотим быть христианами, надо перебарывать в себе эгоизм каждый час, каждую секунду. Бороться с собой. Это заповедь: отвергнись себе. А мир говорит: отвергни ближнего. Эгоист исправляет ближнего, а христианин – себя. Все вывернуто. Если эгоист не прав, он уже сбился с эгоистического пути, что-то в нем прорезалось христианское, не до конца эгоист уничтожил то, что Бог дал.

Если мы не работаем над нашим сердцем, не перебарываем эгоизм, какое может быть христианство? Принцип духовной жизни: для того, чтобы перебороть грех, надо творить противоположные этому греху добродетели. В пустое место грех не влезет. Если мы творим добродетели, он это запомнит. Например, гордость и смирение: если мы боремся с гордостью, но не смиряемся – топчемся на месте.

Если сердце сформировано эгоистически, плоды будут эгоистическими. Мы трудимся, исповедуемся, причащаемся, но если мы не перерождаем своего эгоиста в любящего человека – будет одна печаль. Может ли печалиться любящий Бога и ближнего человек? Откуда у него возьмется печаль? Это две противоположности, или печаль, или любовь.

Вопрос о том, как переродить свое сердце, должен стоять первым в нашей жизни. Мы не должны огорчаться тем, что нам трудно. Не в этом проблема. Проблема в том, сколько мы прилагаем усилий для того, чтобы преодолеть себя. Сегодня мы говорили о роде неверном и развращенном, о посте и молитве. Это как раз то, о чем мы и сейчас говорим. Эгоист – это тот же род развращенный и неверный. Что такое рабство? – Хочу-не хочу, должен делать так, как хозяин говорит. Что такое свобода? – Владею собой. Какая страсть может овладеть свободным человеком?

Мы не должны принадлежать роду неверному и развращенному. Кто тот, кто к нему принадлежит? – Эгоист, который совокупляет в себе все эти качества. Мы знаем, как он мыслит, чего желает, чего ищет в своем сердце.

Эгоистическое сердце – это очень сложный механизм. Его никогда не обойдешь, потому что он настроен совершенно на другой лад. На какой волне находится эгоизм? – На волне «Я» — а все остальные – под. По большому счету, эгоизм всегда хоть немножко, но выше, иначе он хромает, потому что идет серьезная работа. Идет переоценка всего в борьбе с эгоизмом. Если этого не делать, эгоизм будет изощренно и четко держать свои рубежи, потому что он ищет противоположного Богу.

Бог ищет человека, чтоб дать ему Себя. Для чего Христос висит на Кресте? – Чтобы дать Себя нам. А эгоизм нуждается только в том, чтобы было так, как ему хочется. Он самодостаточен. Как эгоист мыслит, действует, желает? Он знает, что есть что. Он знает, кто есть ближний, чего ему не хватает и как ему исправиться. Даже изложит вам множество путей исправления ближнего.

Начинается все с маленького: должно быть так. А если пойти глубже, эгоист не только укажет, как ближнему исправиться, а множество вариантов предложит. А кто такой любящий человек? – Работает над собой, над своими недостатками. По-настоящему помогает ближнему, потому что отдает ему себя. Господь – Любовь — хочет отдать Себя нам. Наш Творец – Он Всемогущий Бог, мог бы указывать каждому, что и как делать, но приходит и распинается на кресте, страждет за нас, чтобы мы хотя бы поняли, что Он взял наши грехи и мы можем освободиться от них, стать новыми людьми, следовать за Ним и никогда не печалиться, ибо Он пришел не для того, чтобы послужили Ему, а чтобы послужить другим.

Но как этого достичь этого нового состояния, стать новым творением? С эгоистическим сердцем это невозможно, ибо на этом пути стоит себялюбие. Обойти его невозможно. Есть такое выражение: надо сокрушить сердце, эгоистическое. То есть стереть в порошок, чтобы от эгоизма ничего не осталось. От старого человека ничего не должно остаться. Вот какая работа нам предстоит – сокрушение сердца. Если мы только что-то переменили немного, это ничего не даст, оно снова возродится в эгоизме, будет еще хуже. Эгоизм способен обновляться, если с ним не бороться серьезно. Как только остановились в борьбе, он снова занял свои позиции, еще более изощренно. И начинается борьба с ближним, который, оказывается, виноват.

Кто такой христианин? – Слушает Христа, Который говорит: «отвергнись себе, возьми крест свой». А сегодня говорит: «этот род можно изгнать только молитвой и постом». Вот принцип работы над нашим эгоистическим сердцем: не дать ему покоя. Кто на фронте выигрывает? – Тот, кто не теряет инициативу. Когда у него есть инициатива на фронте, враг не может собраться. Если у верующего человека есть в духовной жизни инициатива, его эгоист, старый человек не может собраться. Без инициативы у нас ничего не получится. Эгоист очень изощрен в нашем сердце, и диавол — его помощник, его тыл.

Наш эгоист обновляется от нашей безынициативности, от отхода от литургической жизни, от духовности, которая должна быть в глубине нашего сердца. Великий пост – это время серьезной борьбы с нашим эгоистом. Здесь серьезная инициатива очень нужна, потому что для нашей духовной жизни Господь дарует возможность все больше обретать Царствие Небесное в нашем сердце. Что такое Великий пост? – Это самый серьезный бой нашей духовной немощи, нашим слабостям. И когда мы в литургической инициативе, то есть в следовании всем литургическим предписаниям Церкви, проводим время в молитве, в посте, в духовном делании, естественно, что наше сердце наполняется Божьей благодатью. Потому что эгоист, который хочет своего, ущемляется. Хочется, а нельзя, не хочется – а надо. Исповедь, причастие, соборование, множество служб, отказ от развлечений.

Кто такой эгоист? – Захотел — развлекается, захотел – командует, захотел – предается лени, спит, что захотел – то и делает. С одной стороны, во время поста мы отказываемся от многого, ущемляем свои желания, а с другой – заставляем себя совершать многие добродетели, прежде всего – молиться, воздерживаться. Первейшее дело – связать язык, чтобы развязать его на Пасху, когда мы славим Бога. Если мы следуем литургическим предписаниям церкви, мы глубоко в своем сердце искореняем эгоиста. Для этого дан литургический ритм. Мир не владеет человеком, который следует духовным путем.

Что такое литургический ритм, литургический год? – Нет времени на искушение. А если мы литургический год откладываем в сторону, диавол радуется: наконец-то свободен! Если нет внутри литургического ритма, человек освободился для самого себя, для своих страстей, он свободен. Если бы мы серьезно к этому относились, сколько бы радости было в нашем сердце! Оторваны от искушений. Где наша печаль? – Прилепились к искушениям. А литургическая жизнь не терпит искушений, помогает их преодолевать.

Сокрушить эгоистическое сердце можно только работой. Церковь – это жизнь, в которой эта работа ведется. Мы хотим быть православными христианами – и часто думаем: пусть кто-то другой трудится над моим сердцем. Чего только нет в нашей жизни! А духовной борьбы нет.

Самое главное в духовной борьбе – невидимая брань. Вот, где центр жизни христианина! Кто-то видит наше сердце? Кроме Бога – никто. Никому не дано, ни диаволу, ни ангелам. Они духовно более сильные и глубоко проникают в духовную жизнь человека, но не могут увидеть, что в нашем сердце. Как диавол определяет, что в нашем сердце? – На тарелочке подносит самое сладкое для человека и смотрит, на что мы реагируем, чем искушаемся. Но он все равно не знает, ему не дано, он всегда просчитывается с верующим сердцем и проигрывает, потому что там Христос. Он, конечно, может много терзать верующее сердце, но оно покаялось – и разрушило все затеи его. Диавол строит свои планы против человека, а верующий человек говорит: какой ужас! Надо покаяться.

Но до конца карточный дом диавола разваливается только тогда, когда мы не спим, трудимся, чтобы совершать противоположные греху добродетели. Если этого нет – это самое печальное явление. Диавол видит: человек спит – а должен быть на службе. Что он делает? Шепчет: ты немощен, устал, это ничего не значит, отдохни, потом пойдешь в церковь, будешь молиться. И когда человек положен на лопатки, диавол подсовывает ему тарелочки со «вкусным». Диавол хочет двух вещей: гордости и удовлетворения страстей. Он обрабатывает наше сердце, говорит о нашем величии, когда человек разленился, послабил себе. И полетели мы под небеса. И когда человек начинает думать о себе, диавол подсказывает: тебе хочется удовлетворить себя и в том, и в этом. Когда человек расслабился, страсти сразу говорят: что сделать, надо – значит, надо.

Расслабления не может быть в духовной жизни, оно приводит ко греху. Мы можем почить только в руках Божиих. Отдых должен быть продуктивный. Сочетать приятное с полезным, только не по-светски. В нашей духовной жизни, в борьбе с эгоистическим сердцем недопустимы послабления, потому что диавол этим воспользуется. Как только мы отошли от литургического духовного ритма, диавол уже бежит за нами. Когда мы в литургическом ритме, он крутится рядом и ничего не может сделать. Этот род изгоняется только постом и молитвой. Этот род диавольской силы работает над нами. Эгоист – это кто? — Напарник диавола, и очень хороший. Диавол считает, что он тоже как Бог. А кто такой эгоист?

Что мы обретаем на земле, то получаем в большом количестве в вечной жизни. Если здесь у нас непокой, то представляете, какой будет там непокой? Род неверный и развращенный имеет покой? Нет. А после молитвы? Мы имеем единственный покой. Как этот непокой мира сего, рода развращенного и неверного изгнать? – Только постом и молитвой. Великий пост – это тишина. Связывание языка. Эгоисту скучно с верующим: сколько его не бьешь – никакой реакции. Кто такие мученики? Мир боролся с христианством, но кровь мучеников стало семенем христиан. Кровь мучеников – это тишина из тишины. Мученика бьют, терзают, мучают, а он радуется. А кто такой мучитель? – непокой из непокоя. Вы представляете, что творилось в душах мучителей? Какой ад творился в душах мучителей! Какой великий рай в душах мучеников, такой величины ад в душах мучителей.

Мы говорили сегодня о сокрушении мучащего нас сердца. Эгоист – мучитель нашего сердца. Ему все надо, всего хочется, все интересно. Если бы он мог все на свете охватить, занять – он бы занял и охватил.

Как важно видеть реальность того, что такое эгоизм, и что такое любовь. Где у эгоизма покой? Даже если у него все хорошо, он неспокоен. Чем больше ему дать, тем больше он хочет. Мы должны видеть контраст неспокойного эгоиста и любящего, который удовлетворяется всем, даже самым малым и незначительным. Ему даже правую щеку ударили – он подставил левую, потому что всем доволен. Как мир рисует свои искушения для нас, и как мы должны вопреки этим картинам искушения наполнять свое сердце реальностью любви Божией. Этим ложным картинам противопоставить реальность любви. Когда мы видим, что такое эгоизм и что такое любовь, мы себя настраиваем на христианский лад. Иначе никакой работы нет. Работа есть тогда, когда нам ясно, что эгоизм нас будет мучить, а любовь – насыщать. Эгоисту дай все, ему будет мало, любящему дай чуть-чуть, даже ничего не дай – он будет доволен, потому что он любит, делает дело Божье, Господь в его сердце.

Если сердце хочет дать сдачу обидевшему его человеку, оно должно плакать перед Богом в покаянии, рыдать, пока не устрашимся себя, своих недобрых желаний. Это действительно страшно. Вы же знаете, от кого происходит это желание. Как оно вселилось в нас? Надо серьезно относиться к своему сердцу, серьезно над ним работать. Но главное в этой борьбе – это наполнение его добродетелями. Пока этого не будет, мы будем самыми печальными людьми, потому что пустоту, которая появляется в нашем сердце, диавол будет стараться наполнить.

Что такое борьба с эгоизмом без наполнения сердца добродетелями? – это незаполненная свободная реальность. Если мы себе запретили, появилось пустое место, не заполненное желаниями. Если мы не наполнили сердце угодным Богу, у нас появляется пустота, потому что у эгоиста все до отказа заполнено эгоизмом. У верующего эгоиста – какое ужасное сочетание, — не может быть все до отказа заполнено эгоизмом, там все-таки есть вера. Когда мы боремся с собой и не обретаем добродетели – остается незаполненное пространство. И диавол говорит: я буду помогать человеку это пространство держать, не заполнять, чтобы он понял, что все нормально, и тогда я потихоньку переселюсь туда. Часто человек борется с собой, долго воздерживается, но в итоге терпение лопает. Потому что не работаем мы над собой, пустое пространство не заполняем, которое когда-то чем-то наполнится. Нельзя не заполнять добродетелью сердце.

Когда же христианин по-настоящему борется, он упражняется в добродетелях. Более того, когда христианин борется со своими слабостями, он перебарывает свои слабости только противоположными им добродетелями, не оставляет никакого пространства, у него нет пустого пространства, все заполнено, у него времени нет. Кто хочет расслабиться? – Тот, кто работает над собой, но не наполняет себя добродетелями. А кто такой упражняющийся в добродетелях? – У него нет свободной минуты, он даже не успевает совершить многие добрые дела. А кто такой эгоист? – у него все размечено. Почему он впадает в расслабление? – Потому что у него время есть свободное.

Ропот происходит от эгоизма, который хочет, чтобы было так, как ему хочется. У любящего нет понимания, как ему хочется, у него есть понятие о том, как надо, как он должен. А эгоист – он же велик, он же делает необычное, он заслуживает отдых, а ему не дают! А верующему это в голову не придет – он отдохнул и пошел дальше.

Сердце надо переделывать любовью. Сердце должно любить – то есть делать, все что может, творить. Христианин совершает добрые дела не для ближнего, а для Христа. Труд над своим сердцем – это радость, потому что если сердце полно добродетелей, желаний делать угодное Богу, это одна радость, а если этого нет – одна печаль и ропот. Никто вместо нас это в нашем сердце не сделает. Наше сердце должно все больше заполняться силой поста и молитвы. Пост и молитва не должны пониматься нами как отказ только от пищи, предстояние на молитвенном правиле. Пост сам по себе – это воздержание во всем. В чувствах, желаниях – прежде всего. В Византийской империи был закон, велевший закрывать увеселительные заведения во время поста, они не совместимы с плачем. Почему не венчают во время поста? – Венчание – это торжество, а пост – плач над своими грехами. Ритм сбивается. Даже не крестят иногда во время поста, чтобы не делать увеселений, к тому же, Великий пост в древности был подготовкой к крещению на Пасху.

Мы говорили о том, что мир рисует в нашей голове. А что церковь рисует? Мир говорит: удовлетвори себя, а Церковь – воздержись. Церковь тоже рисует, но мы не очень прислушиваемся к предписаниям ее. Мир как распахнутая дверь, через которую в нас влезает все, что мы увидели, услышали.

Как бороться с искушениями? Когда мир был христианским, искушений было много, но не множество, были ограничения. А в современном мире все открыто именно в Великий пост. Этот мир рисует искушение, а мы должны прислушаться к Церкви и следовать тому, что Церковь нам указывает. Мы должны серьезно отнестись к Великому посту, — хочется поговорить, осудить, во время поста появляется сугубое хотение. Диавол пролазит по своим путям, туннелям – язык, глаза, уши… Какой это пост, если мы так же болтливы, как и вне поста? Если мы себя не воздерживаем, мы и Пасху не сможем отпраздновать. Язык, потрудившийся в подвиге, в борьбе с пустословием, многословием, может славить Бога, а развязанный язык издает звуки, но сердце остается безразличным.

Пост – это воздержание себя от всякого желания, похоти. Все должно быть связано. Если мы себя во время поста свяжем, мы войдем в Пасху славящими Христа, потому что сердце, научившееся себя воздерживать, знает своего Господа и благодарит Его за этот дар. Воздержание – это дар. Славя Христа Воскресшего, мы славим Того, Кто дал нам дар воздержания. Мы должны славить Бога за то, что можем воздержаться в современном мире. Для современного мира воздержание – это абсурд, а мы можем воздерживаться и видеть в этом существо, цель своей жизни.

В этом труде самое важное – любовь. Сокрушить эгоистическое сердце невозможно, это совершает только Сам Господь. Мы только произволяем, заставляем себя, но действует Дух Святой. Если мы будем серьезными христианами в нашей духовной жизни, то Дух Святой будет действовать в нашем сердце. Почему мы говорили о верующем эгоисте, который борется, но не выдерживает, падает, отчаивается? – Потому что Дух Святой не может там действовать, эгоист сам борется. Как любящие люди мы наполняем свое сердце множеством добродетелей, и это угодно Богу. Что такое добродетель? – все угодное Богу в нашей жизни. Не только доброе, но Божье дело. Дух Святой действует в нашем сердце через желание делать угодное Богу. Если мы это делаем, наше сердце наполняется радостью, может ли быть печаль, если Дух Святой действует в нашей душе? Если мы не заставим себя не реагировать на то, что не нравится нам в ближнем, Бога не будет в нашем сердце. Мы должны действовать так, как показал нам Господь. Он ждал до конца покаяния и обращения всех, даже фарисеев, но поддались, услышали Его только некоторые из них. И как может зайти Господь в наше сердце, если оно смотрит только на ближнего своего и на его поступки, следит за ним, осуждает его? Почему даже верующий, но живущий эгоистически человек осуждает ближнего? – Потому что он видит и ему кажется, что ближний не исполняет Закон Божий.

Мы не можем не бороться серьезно со своими недостатками… Мы должны всегда помнить, что борьба наша с нашим эгоизмом должна вестись глубоко в нашем сердце, слушая совесть. Основная проблема в лености нашей. Если мы заставляем себя к тому или иному, Господь совершает это. Так как сами мы бы не справились ни с одной проблемой, ни с одной страстью.

Мы славим Господа и просим Его помочь нам, и Он помогает, если мы верим. И эта вера во Христа помогает нам все совершать в этой жизни. Но мы должны не только бороться со слабостями, но и совершать добродетель. Ибо если мы расслабляемся, дьявол пользуется этим. Духовная жизнь не терпит вакуума, то есть того состояния нашей жизни, когда мы не трудимся над собой. Так как в этом случае этот мир начинает трудиться над нами. Именно поэтому искоренение своего эгоизма – это постоянная работа, круглосуточная, даже во сне. Ибо молитва на сон грядущий настраивает нас на эту борьбу во сне. Христианин не останавливается ни на одну секунду, так как понимает, что он – воин Христов, он на фронте. Если расслабился – все, конец тебе, потерпишь поражение. Конечно, можно отдохнуть и идти дальше в бой, и только так. Это продуктивно.

Дьявол работает, он знает, как бороться с нами, а нам с ним бороться нужно постоянством в борьбе. Настоящая духовная жизнь – это непрерывность. Потому что если мы ее прерываем, это уже не духовная жизнь, так как в бочку меда нельзя добавлять ни грамма дегтя. Если поддался, расслабился – сразу на исповедь, на покаяние. Если мы верующие люди, мы будем делать все, помня о Нем, о Самом Христе. Центр жизни – Сам Христос. Верующий эгоист раздвоен, у него всегда: это Богу, а это мне. Он топчется на одном месте. Какой может быть компромисс с совестью? Этот мир работает усердно над нашим сердцем и рисует все искушения в нашей голове, а нам надо прилагать усилия, чтобы в нас, в нашем сердце было Евангелие.

У нас нравственность – Сам Христос. Но беда наша в том, что мы эгоистически живем сами в себе и действуем по нашей автономной нравственности. Человек себя воздерживает, но в нем нет цели, нет самого существа жизни, на которой можно стоять незыблемо. Потому что эта нравственность – всего лишь некие правила, которые сами по себе ничего не значат. Нравственность неверующего – возможность, а нравственность верующего – требование.

Христианство – это не какие-то правила абстрактные, это Сам Христос. Трудность наша в том, что нет любви ко Христу. Ее надо обретать. Эгоизм – себялюбие, христианство – Христа люблю. У верующего человека есть Я? Нет – оно во Христе! Эгоист – человек без Христа. Любящий – это человек со Христом. Любящий не может быть эгоистом, потому что если не переборол своего Я, то перебарывает. Лишь только помнить о Христе мало, нужно сердцем быть перед Ним и в Нем. Когда мы сердцем перед Ним, мы начинаем жить во Христе.

Вот говорят, что женщины, в большинстве своём, отъявленные эгоистки, только и мечтающие о том, чтобы мужчины исполняли все их желания и прихоти. И несчастный сильный пол вынужден отказывать себе во всём, дабы ублажать слабую половину человечества. Полная ерунда. Нет, мы действительно не прочь видеть в своей половине Хоттабыча и благородного рыцаря одновременно. Вот только у большинства мужчин такие качества присутствуют лишь в конфетно-букетный период отношений. А потом они вспоминают о себе, любимом и начинают лелеять собственное эго. Мы же теряемся, не понимая, что произошло и куда делся предупредительный и внимательный ухажёр. И не знаем, что делать и как бороться с мужским эгоизмом. Да и можно ли с ним бороться вообще? А если можно, то как?

В чём выражается традиционный мужской эгоизм

Вообще-то эгоизм – это свойство, присущее практически каждому человеку. Без него мы не пытались бы сделать свою жизнь лучше и не стремились бы к саморазвитию. Мужской и женский эгоизм в нормальных дозах вполне можно считать двигателем жизни. Он обычно не угнетает окружающих, и даже иной раз бывает им во благо. Но если мы начинаем думать преимущественно себе, не особенно считаясь с остальными – тут уже об их благе говорить не совсем корректно. Надо сказать, что у женщин такое несколько гипертрофированное эго явно выражается значительно реже, чем у мужчин.

Мужской эгоизм встречается повсеместно. И продемонстрировать себя может в чём угодно. Они, наши драгоценные мужья, умудряются бессовестно валяться на диване, когда взмыленная жена пылесосит, стирает, убирает и готовит обед одновременно. Ну, а почему нет – то? Ведь уборка и стряпанье – задача женщины, даже если она и пашет на работе не меньше, чем благоверный. Устаёт? Её проблемы. Не мужское это дело – чистить картошку или мыть полы…

А если даже благоверный и чистит картошку или моет пол, мужской эгоизм в нём проявится в чём-то другом. Ну, кто из нас не знает, что такое возиться с представителем сильного пола, почувствовавшим какое-то недомогание! Ту, которой это неведомо, можно считать удачливой женщиной. Немногие мужчины относятся бестрепетно к вопросам собственного здоровья. Даже если они при малейших перебоях в самочувствии не начинают истерить и доставать врачей, то забираются в кровать и ноют, требуя к себе повышенного внимания. И тут уж забудь обо всё и носись с порезавшим палец страдальцем, как с писаной торбой!

Есть мнение, что мужчинам стыдно признаваться в том, что они больны. Как бы не так! Когда мужчина считает себя центром Вселенной, он способен не только сделать трагедию из лёгкого насморка, но и притворяться, что болен. Надо срочно вбить гвоздь, вынести мусор или притащить домой тяжёлые сумки? Ах, он так нездоров, так нездоров! Наверное, это что-то очень серьёзное… Нужно срочно идти к доктору! И ведь пойдёт, и будет доставать эскулапов своими претензиями на колики в животе, боли в спине и общую слабость. И требовать больничный, чтобы хоть на пару дней слинять в работы.

Ты тут экономишь на колготках и косметике, а он преспокойно покупает себе дорогую туалетную воду и обедает в недешёвом заведении. Ты лежишь с высокой температурой, а он без зазрения совести отправляется на рыбалку, на футбол или в сауну с друзьями. Ты чрезвычайно занята разговором по интернету с клиентом или заказчиком, а он зудит над ухом, требуя разогреть обед. Ты вымоталась за день и хочешь наконец упасть и уснуть, а он включает телевизор на полную громкость.

Знакомо? И уже не удивляет? Всё правильно. Потому что эти признаки мужского эгоизма встречаются настолько часто, что многие из нас склонны считать их неотъемлемым свойством мужской натуры. И где-то это даже верно. Вот давайте посмотрим, откуда он взялся вообще, этот мужской эгоизм.

Истоки мужского эгоизма

Мужская половина человечества издавна считала себя значимее слабого пола. И совсем не потому, что женщины – существа второго сорта, предназначенные для оказания всевозможных услуг сильному полу. Просто шансов на выживание у мужчин было меньше. Они гибли на охоте и в битвах, дрались на дуэлях и вообще вечно рисковали головой, зачастую её теряя. Амбиции представителей сильного пола вкупе с не дающим покоя адреналином создавали отличные предпосылки для сокращения срока их жизни.

А женщинам раньше без мужчины приходилось туго. Он ведь был и кормильцем, и добытчиком, и защитником, и отцом детей, наконец. Но их-то, этих потенциальных отцов детей и кормильцев, с поля брани возвращалось всего ничего! Вот и приходилось хватать первого попавшегося, беречь, как зеницу ока и угождать во всём! Иначе сбежит к какой – нибудь сдобной безотказной и покорной девахе.

Особым почитанием сильный пол начинал пользоваться после крупных войн. Сражения уносили целые армады мужских жизней. Домой целыми и невредимыми возвращалась лишь малая часть воинов. Стоит ли говорить, что каждый из них был на вес золота? И каждый из них это понимал и начинал понемногу чувствовать себя избранным. Эта черта характера культивировалась и передавалась по наследству.

Время шло, сильного пола прибывало, однако отношение к нему во многом оставалось прежним. Из мальчиков-то нередко растили воинов и тружеников, но при этом внушали им, что женщины – существа низшего порядка. Ими нужно пользоваться, как средством для продолжения рода и обустройства быта. Такой весьма неприятный для нас подход к слабому полу в некоторых семьях существует и до сих пор. Родители чуть ли не с пелёнок развивают в ребёнке мужской эгоизм, воспитывая его в духе «женщины мне должны».

Сначала такой должницей оказывается мама, выполняющая за любимого сыночка все его обязанности. Она носится по дому, подавая ему рубашку, носки, тапочки. Готовит и стирает, невзирая на болезнь. Сходит с ума, если отпрыск чихнул. Ложится в три часа ночи и вскакивает в шесть утра, чтобы приготовить уже взрослому парню завтрак. Такое поведение матери и формирует в мальчишке отношение к остальным представительницам слабого пола. Он вырастает с убеждением, что женщины не устают, не болеют, не нуждаются в помощи по дому и вообще обязаны ухаживать за сильным полом. Причём такой мужчина может и не быть инфантильным и слабым. Но удовлетворять он станет в первую очередь свои желания.

Эгоистами становятся не только утопающие в материнской заботе сыновья, но и дети из неблагополучных семьей. В доме, где ребёнку не уделяется никакого внимания, ему ничего не остаётся делать, как думать прежде всего о себе самом. Иначе можно просто остаться голодным. Принцип «сначала для себя» прочно закрепляется в сознании и заставляет человека поступать в соответствии с ним чуть ли не всю оставшуюся жизнь. Даже при том, что она будет безбедной. Что касается пренебрежительного отношения к женским потребностям, то здесь оно вполне закономерно. Ведь воспитывала мужчину улица, а она, как правило, культивирует попирание слабого пола.

Одним словом, мужской эгоизм обусловлен и воспитанием, и характером социального развития. Поэтому многие относятся к нему благосклонно.

И кому-то из нас позиция супруга «ты должна за мной ухаживать» совсем не кажется неверной. А что тут такого? Точно так же вёл себя отец, брат, дядя и сосед по лестничной клетке. Тех же, у кого не было подобного примера отца, дяди и соседа, не желают спокойно смотреть на выверты мужа, нервничают, обижаются, скандалят и дуются. И как быть в этом случае? Как бороться с мужским эгоизмом?

Способы борьбы с мужским эгоизмом

Эгоизм наших мужчин имеет одну особенность. Проявляется он во всей красе только тогда, когда мы начинаем вести себя, как заботливые мамочки и чрезмерно увлекаемся этой ролью. Ну, почему бы мужчине не воспользоваться этим? Его опекают, тетешкают, вокруг него пляшут и не заставляют делать то, что не хочется. Редкий представитель сильного пола воспротивится такому положению вещей и начнёт окружать вниманием свою жену-мамочку, стараясь облегчить ей жизнь. Ну, если женщина готова к отсутствию должного внимания со стороны мужа, пусть так и будет. Быть может, так она реализует свой инстинкт материнства. А если нет – тогда ей стоит учитывать такую особенность мужского эгоизма и стараться пробудить в благоверном чувство ответственности за семью.

Иными словами, чтобы избранник не стал махровым эгоистом, надо поменьше молиться на его персону. Вспомним о том, что нам тоже необходимы внимание и забота и станем иногда превращаться в наивную, требующую присмотра и опеки девочку. Безусловно, не каждой из нас нынче это по нраву. Мы же сегодня самостоятельные, независимые, самодостаточные, наконец! Однако если женщина вышла замуж, то не для того же, чтобы её эксплуатировали самым наглым образом! Поэтому будем хоть немного актрисами, периодически демонстрируя беспомощность и замешательство в какой-то ситуации.

Не надо вбивать за мужа гвозди и таскать из магазина тяжёлые сумки. Нам это не под силу. Не нужно, падая от усталости, гладить дорогому на утро рубашку, когда он смотрит футбол. Пусть погладит сам. Не стоит подносить ему тапочки и подавать чистые носки. Он уже не ребёнок и должен знать, где что лежит. Нет, заботиться о муже надо, конечно. Но при этом не впадать в крайности, а уделять внимание и собственному комфорту. В конце концов, жена – не бюро услуг, а любимая женщина. И она тоже жаждет бережного отношения к себе.

«Даааа!» – скажет кто-то, – «А вот если я гвоздь в стену не вобью, полочка в ванной так и не появится! И как же я сумки не поволоку, если в доме шаром покати?». Никто не умрёт от того, что в ванной не появится полочка. И оттого, что на ужин будет яичница. Некомфортно? Ну, тогда прибить гвоздь позовём соседа. И попросим его или какого-нибудь знакомого мужчину помочь донести тяжёлые сумки. Пусть благоверный встревожится и задумается, наконец, в чём заключаются его семейные функции – в вылёживании на диване или в чём-то ещё?

В принципе, особой драмы в том, что мужчина валяется на диване, а мы в это время мы носимся со шваброй и перемываем горы посуды, нет. Если он много работает, изо всех сил стараясь обеспечить семью. Нет её и тогда, когда благоверный собирается умирать от порезанного пальца. И даже тогда, когда он покупает понравившуюся ему штучку, забыв о том, что у жены нет колготок. Откровенно говоря, мы тоже способны на подобные выходки. И не очень-то в данном случае от своих половинок отличаемся. Это довольно невинные проявления мужского эго, которые многие воспринимают как само собой разумеющееся.

А вот когда благоверному абсолютно наплевать на то, что происходит с его женой, когда его нисколько не интересуют её потребности и потребности детей, когда он занят только собой – тут уже всё намного хуже. С такими законченными эгоистами лучше дел не иметь вообще.Потому что о том, чтобы их переделать, и речи быть не может. И если уж угораздило связаться с подобным типом, остаётся либо, стиснув зубы, его терпеть, либо же, не особенно сомневаясь, без сожаления рвать отношения. Потому что счастливыми они не станут никогда.

Обсуждение 0

Похожие материалы

Характер

02.09.2017

Снежана Иванова

Эгоизм является частью личности и существования человека. Собственное благополучие является центром мыслей и чувств личности.

Эгоизм является частью личности и существования человека. Вполне естественно сначала думать о себе, а потом об окружающих. Собственное благополучие является центром мыслей и чувств личности. Однако если человек переходит всяческие границы и излишне концентрируется на своих потребностях и желаниях, ему приписывают эгоизм. Эгоизм на самом деле мешает полноценно развиваться и радоваться жизни, отнимает много сил. Личность, сосредоточенная лишь на своих потребностях, часто не замечает страданий других людей. Это мешает ему самому, создает невидимую преграду для взаимодействия с окружающими.

Прежде всего, нужно обязательно поменять способ мышления. Только так можно добиться хоть сколько-нибудь удовлетворительных результатов. Рассмотрим подробнее те важные шаги, которые необходимо сделать.


Поиск причин

Для развития эгоизма всегда имеются свои основания. Необходимо постараться приложить определенные усилия для того, чтобы отыскать их. Эгоизм нередко формируется под влиянием некоторых провоцирующих факторов: недостаток или переизбыток внимания, неуверенность в себе, приобретение негативного опыта при взаимодействии с коллективом. Поиск причин поможет определиться с дальнейшими шагами, выявить, в чем заключается недостаток конкретно взятой личности.

Развитие эмпатии

Это важная составляющая, помогающая избавиться от эгоизма. Необходимо научиться понимать, что чувствуют другие люди, находясь в тех или иных жизненных обстоятельствах. Иногда нужно заставлять себя вырабатывать альтернативное поведение. Если постоянно поступать так, к чему привыкло сознание, можно так никогда и не сдвинуться с места. Развитие эмпатии начинается с того, чтобы научиться слушать своего собеседника. Не нужно критиковать его, дайте высказаться, почувствовать себя действительно значимым. Задумываясь над тем, как избавиться от эгоистичности, следует приложить значительные старания к тому, чтобы выстроить другую модель поведения, которая будет не похожа на привычные поступки и действия.

Привычка благодарить

Как часто мы живем, подсознательно полагая, что окружающие нам что-то должны. Мы выстраиваем свои ожидания в соответствии с тем, какие образы имеются в голове. Часто представления о том, как все устроено и портят отношения с близкими людьми. Чтобы побороть эгоизм, нужно развить в себе привычку внимательно относиться к людям. Это необходимо, чтобы проблема перестала отравлять жизнь. Развитый эгоизм мешает выстраивать теплые отношения, препятствует формированию истинного понимания между людьми.

Привычка благодарить – невероятно ценное приобретение, которое позволит решить вопрос эгоизма. Вместе с благодарностью люди посылают друг другу положительную энергию, которая обязательно трансформируется во что-то светлое и прекрасное. Отношения, таким образом, укрепляются, формируется доверие к людям, положительное отношение к самому себе. Собственная личность начинает восприниматься как неотъемлемая составляющая целого.

Общение с животными

Человек так устроен, что ему порой просто необходимо как-то участвовать в судьбе тех живых существ, которые находятся рядом. Общение с животными прекрасно влияет на наше внутреннее состояние, помогает восстанавливать эмоциональный фон. Когда в доме живет собака или кошка, для эгоизма уже не остается места. Тогда становится понятно, что эгоизм – это удел тех людей, которым нечем себя занять. Взаимодействие с домашним питомцем способно подарить много радости и вдохновения, сделать его жизнь яркой, наполненной и целостной. Таким образом, реализуется потребность отдавать свое тепло и заботиться о маленьком друге. Не нужно бояться, что животное займет все ваше время. Если правильно расставлять приоритеты, этого не произойдет.

Забота о других

Сильно развитый эгоизм заставляет заботиться лишь о собственной персоне. Такая личность не станет проникаться обстоятельствами окружающих и почти никогда не считается с мнением остальных. Забота о других позволяет изменить ситуацию. Когда человек отдает свою любовь кому-то еще, то перестает растворяться в собственном эгоизме. Постоянные проявления заботы и поддержки по отношению к тем, кто находится рядом, позволяет проработать собственные недостатки.

Забота о близких людях позволяет личности избежать такого неприятного явления как одиночество. К нему непременно приводит эгоизм, поскольку человек привыкает сосредоточиваться лишь на собственных нуждах. Задумавшись над тем, как избавиться от эгоизма, следует понимать, что необходимо выработать полезную привычку, а сделать это порой бывает не так просто, как кажется. Дело в том, что отказ от собственных амбиций в ряде случаев сопровождается неприятными эмоциями. Требуется какое-то время для того, чтобы утвердиться в такой позиции и действительно начать излучать радость и счастье. Эгоизм мешает в полной мере ощущать радость жизни.

Чтение качественной литературы

Этот совет поможет преодолеть эгоизм, а также избавиться от любых негативных эмоций. Погружение в мир литературы поможет расширить сознание, глубже взглянуть на повседневную реальность нашей жизни. Когда человек привыкает систематически читать, у него вырабатывается вкус к хорошей книге. Он начинает понимать, что чувствуют другие, оказавшись в той или иной ситуации. Привычка заботиться только о себе постепенно уйдет, сформируется новое, более чуткое и восприимчивое сознание. Чтение качественной литературы часто открывает перед личностью дверь в совершенно новый мир.

Начинать постепенно

Не следует торопить себя в попытке преодолеть проблему как можно скорее. Нет необходимости загонять себя в жесткие рамки, и принимать кардинальные решения. Лучше все делать постепенно, со временем формируя у себя новое мышление. Люди, которые всегда и всюду торопятся, как правило, очень многое не успевают в жизни. Им постоянно представляется, что они должны быть идеальными и якобы только тогда смогут стать по-настоящему счастливыми.

Знакомство с новыми людьми

Если вы привыкли удовлетворять любую свою потребность и желание, то будет нелишним обратить внимание на нужды окружающих. Знакомство с новыми людьми позволит обрести другое видение ситуации, которое может в корне отличаться от вашего собственного. Когда в жизни становится много общения, действительно некогда зацикливаться на себе, своих ощущениях и воззрениях. Нужно всегда помнить о том, что каждый человек, который встречается на нашем пути, несет какую-то информацию. Мы все можем научиться друг от друга очень и очень многому. Если бы люди научились проявлять внимание и заботу к окружающим людям, мир поистине сделался бы добрее и светлее, обрел новые краски.

Таким образом, преодолеть собственный эгоизм возможно. Для этого нужно не замыкаться в себе, а постоянно работать над своим характером, заниматься самосовершенствованием. Приложенные усилия обязательно увенчаются успехом.

Психологи характеризуют понятие гордыня, как гипертрофированное чувство своей значимости. Такое качество человеческого характера с точки зрения религии является страшным грехом. Люди с таким пороком встречаются в обществе довольно часто. Им свойственно упрекать в чрезмерном высокомерии всех окружающих и при этом не замечать негатива в себе.

Высокомерие мешает личности адекватно воспринимать жизнь, этот порок сопровождается постоянным тревожным состоянием души и, как следствие, не позволяет человеку просто наслаждаться происходящими событиями. Так как избавиться от гордыни самостоятельно практически невозможно, таким людям для борьбы с ней может потребоваться квалифицированная помощь психолога.

Как зарождается высокомерие

Тщеславие и заносчивость являются производными понятиями чрезмерного высокомерия. Появляются такие черты характера чаще всего в тот период, когда у человека в жизни всё хорошо. Успех, благополучие, знаменитость способствуют разрастанию внутренней гордыни. Причём в этот период жизни этот порок трудно убрать, так как иллюзия собственного величия не позволяет личности правильно оценить обстановку. Следствием такого поведения, как правило, становится дистанцирование от общества и неминуемое разочарование.

Со временем тщеславие приводит к формированию внутреннего эгоизма. Высокомерное отношение ко всему обществу приводит к тому, что с человеком перестают общаться сослуживцы и даже близкие люди. Таким личностям стараются не доверять ответственных дел. По причине того, что от гордеца может последовать неадекватная реакция, люди не ведут с ним доверительных бесед и не делятся своими достижениями. Общение с тщеславным человеком нередко заканчивается непониманием и завистью.

Заявляя на весь мир о своей исключительности, человека совершено не беспокоит вопрос о том, как побороть гордыню. Наоборот, он стремится подняться в своём убеждении на самую высоту и оттуда повелевать миром.

Признаки проявления гордыни

Определить горделивого человека в обществе довольно просто. Надменность и зазнайство постепенно выстраивают в сознании человека определённую иерархическую систему, по которой происходит оценка всего окружающего. Себялюбие проявляется в каждом человеке достаточно индивидуально, но всё-таки такое явление имеет общие характерные признаки:

  • обвинение всех окружающих в своих проблемах и неприятностях;
  • необоснованная раздражительность и неуважительное отношение к людям;
  • непереносимость критики, неадекватная реакция на указываемые недостатки;
  • стопроцентная уверенность в своей правоте;
  • необходимость постоянного соперничества;
  • удовлетворение собой постепенно снижается, также происходит потеря внутренних ценностей;
  • эгоистичный человек постоянно даёт всем советы, пытаясь доказать свою исключительность

Горделивые люди не умеют искренне благодарить, оказанная услуга воспринимается как должное. Они считают такую необходимость унизительной для собственного самолюбия. Для повышения своего достоинства высокомерные люди стараются искать слабые места у других.

Эгоизм: как с ним бороться

При решении вопроса о том, как бороться с эгоизмом или как победить гордыню, в первую очередь необходимо активное участие человека, страдающего таким пороком. Признание в себе негативной черты характера значительно ускоряет процесс выздоровления.

Избавление от гордыни должно начинаться с осознания ответственности за свою жизнь. Как только человек усмирит своё высокомерие, он перестанет винить всех окружающих в своих бедах. Гордыню можно считать психическим заболеванием, потому излечение от такого недуга напрямую зависит от внутреннего стремления и желания.

Чтобы ускорить процесс избавления от эгоистической черты характера, нужно научиться извлекать пользу даже из негативных событий. Ко всему следует иметь философский подход.

Для того чтобы преодолеть психологический барьер, характеризуемый тщеславием и эгоизмом, необходимо научиться воспринимать людей такими, какие они есть. Человек должен осознать своё предназначение в обществе и тщательно проанализировать своё поведение.

Человеку, попавшему в глубокую зависимость от собственного эгоизма, обязательно необходима профессиональная помощь, так как бороться с гордыней в одиночку довольно сложно. Для формирования адекватной самооценки необходимо взглянуть на себя со стороны и постараться убрать обнаруженный негатив. Очень важно при корректировке расстройства сохранить золотую середину и не потерять уважение к себе.

Проявление гордыни в семейных отношениях

Чрезмерное чувство своей значимости нередко встречается в семейных отношениях, причём наблюдается такой порок не только у мужа или жены, но и у детей. По статистике, половина всех разводов происходит по причине того, что супруги не смогли своевременно расставить приоритеты в семье, в результате чего произошёл социальный дисбаланс авторитетов.

Если изначально в семье большую часть мужских обязанностей выполняет женщина, то потеря мужского авторитета будет неизбежной. Для того чтобы семейной паре не пришлось со временем решать вопрос о том, как избавиться от эгоизма в отношениях, необходимо с самого начала совместной жизни иметь чёткое распределение обязанностей. Кроме того, без взаимного уважения справиться с проблемой семейного эгоизма будет практически невозможно.

Довольно часто высокомерие и тщеславие мужчины растёт по причине того, что женщина имеет статус домохозяйки. Занимаясь материальным обеспечением, муж постепенно занимает привилегированное место в семье, в свою очередь жена становится своеобразной жертвой.

Для того чтобы остановить программу разрушения семейных отношений одному из партнёров нужно преодолеть свою гордыню и скорректировать поведение. Женщина должна внимательно изучить свои обязанности и постараться поднять авторитет мужа. В свою очередь мужчина, по мере роста уважения автоматически приступит к своим семейным обязанностям и пересмотрит своё отношение к супруге. В борьбе с эгоизмом очень важно взаимное желание.

Ошибки воспитания детей

Детский эгоизм является не лучшей чертой характера маленькой личности. Основная проблема такого поведения заключается в том, что с эгоизмом ребёнка довольно сложно справиться. Малыш с самых первых дней жизни пытается ставить свои интересы превыше всего. Если такая требовательность не будет своевременно скорректирована воспитанием, то справляться с гордыней и высокомерием в более старшем возрасте будет сложнее. Эгоизм дочери или сына не является врождённым, в психологии такое явление характеризуется как приобретённое, причём нередко причиной детского высокомерия становится чрезмерная опека любящих родителей.

При решении вопроса о том, как бороться с детским эгоизмом, потребуется применение различных тактик. В первую очередь родители должны понять, как вести себя с ребёнком, у которого проявляются негативные черты характера. С раннего детства необходимо приучать малыша к проявлению заботы. Кроме того, все близкие родственники должны соблюдать определённые правила поведения:

  • Собственным примером взрослые должны внушить ребёнку, что все члены семьи являются отдельными личностями, заслуживающими определённого уважения. Такая тактика ведёт к тому, что малыш начинает понимать, что в семье все равны и перестаёт стремиться к привилегированному положению.
  • Отношения в семье должны строиться на принципах взаимного уважения и заботы. Родители должны в общении с малышом быть максимально естественными.
  • Постепенно нужно помогать ребёнку развивать в себе самостоятельность. Внутренняя уверенность малыша поможет ему в дальнейшем справиться с чрезмерной гордостью.
  • Взрослеющая личность должна постоянно чувствовать поддержку и защиту со стороны родителей. Вера в свои силы способна победить любые трудности.
  • Бороться с возможным эгоизмом можно путём формирования в подсознании ребёнка правильных ценностей. Для этого родители должны научить малыша читать правильные книги и смотреть добрые фильмы.
  • В семье должна сохраняться здоровая эмоциональная атмосфера. Не стоит выяснять отношения в присутствии детей. Также нежелательно прилюдно осуждать и критиковать посторонних.

Бороться с гордыней нужно в любом возрасте, так как этот порок способен нанести непоправимый вред психике человека. Победить такой порок легче всего в самом начале развития, поэтому такая проблема требует своевременной диагностики.