Когда и как научить ребёнка ползать: упражнения и полезные рекомендации врача. Когда ребенок начинает ползать на животе, по-пластунски и на четвереньках Если ребенок не ползает в 6 месяцев

Каждый родитель с гордостью отмечает все новые достижения своего чада: вот он уже держит головку, перевернулся, пополз… Но бывает, что малыш упорно не хочет осваивать навык ползания, хотя родителям кажется, что его время уже давно пришло. Как же можно научить своего ребенка ползать? В каком возрасте? На что обратить внимание?

Главное – готовность

Научить ребенка ползать можно не раньше, чем его организм будет к этому готов. Об этом важно помнить и не вредить ему чрезмерными нагрузками.

Что значит – готов? Это значит, что ребенок умеет:

  • уверенно удерживать голову в любом положении;
  • держать ровной спинку в сидячем положении;
  • переворачиваться на животик и назад;
  • делать ползающие движения, лежа на животике.

Другими словами, у малыша должны достаточно окрепнуть все мышцы, необходимые для ползания. У разных деток это происходит в разное время. Одни начинают ползти в 5 месяцев, другие – в 7 или 8. Поэтому если родители хотят, чтобы их карапуз поскорее начал осваивать окружающее пространство, важно своевременно ему помочь укрепить нужные мышцы. Для этого начиная с 4 месяцев можно делать специальный комплекс упражнений:

  • укрепляющий массаж;
  • разведение ручек по сторонам, а затем скрещивание на груди;
  • поворот на животик, лежание в таком положении;
  • сгибание-разгибание ручек;
  • «велосипед»;
  • поднимание туловища (при поддержке за ручки) в положении на животе;
  • попеременное и совместное сгибание-разгибание ножек;
  • отталкивание ножками от маминой груди в положении на спине;
  • отталкивание ножками от опоры (рук), лежа на животе;
  • обучение навыку хватания предметов (спереди, сверху, с боков) из положения на животе.

Помните, что сначала кроха поползет по-пластунски, и только затем (или вы научите). Поэтому когда мышцы малыша окрепнут, стимулируйте его к «ползанию на животе», передвигая перед ним яркую игрушку (лучше звуковую). Помогайте при необходимости, подставляя ладонь под его пятки для опоры. И обязательно хвалите, если у него получается продвинуться. Тогда желание ползти у ребенка будет намного сильнее.

Правильная организация

Обучая ребенка двигательным навыкам, следует учитывать несколько важных аспектов.

  • На пути малыша не должно быть ничего опасного, обо что можно пораниться или что он потянет в ротик. Юные исследователи в этом возрасте пробуют «на зубок» все, что оказывается на пути и попадает в ручки.
  • Обучение лучше проводить на полу, чтобы кроха не свалился ненароком и не ушибся. Кроме того, упав, карапуз может испугаться.
  • Пол должен быть теплым и нескользким. Ковры или одеяла не должны по нему скользить.
  • Перед началом занятия важно убедиться, что на ковре нет мелкого мусора, пыли. Поэтому лучше сначала пропылесосить покрытие.
  • Ребенку нужен постоянный родительский присмотр. Его придерживают, подстраховывают.
  • Важно, чтобы малышу ничего не мешало, не стесняло движений: обтягивающая одежда, складки одеяла, неудобные памперсы. Лучше оставить на нем минимум одежды.
  • Температура в комнате при этом должна быть комфортной.
  • Нельзя начинать занятия сразу после пробуждения, а также когда ребенок болен, у него температура, режутся зубки, он капризничает или только что плотно покушал.
  • Родителям нужно помнить, что для будущего ползунка важны стимулы. Это могут быть его любимые игрушки (особенно – проигрывающие мелодии), фрукты или что-то еще, что заинтересует кроху. Но самый главный стимул – призывы и похвалы родителей, поощрение, ласка.

Упражнения для ползания ребенка

Если ребенок в 6 месяцев освоил ползание «животом», но никак не начнет ползать по-настоящему, это значит, что он не умеет стоять, выпрямляя ручки, не понимает, как преодолеть силу притяжения, чтобы оторваться от поверхности, или как встать на четвереньки. Родители могут ему помочь, выполняя с крохой разные упражнения для ползания.

  1. Разбираемся с руками. Научить грудничка выпрямлять ручки можно, если в положении на животике подвешивать над его головой броскую игрушку. Малыш будет вынужден вытягивать руки, чтобы достать до нее. Причем ему придется опираться на одну ручку, чтобы взять игрушку второй. Поэтому важно, чтобы он использовал каждую руку по очереди.Другое упражнение – «тачка» (его помнят многие родители из своего детства), оно научит ребенка передвигаться с помощью прямых рук. Нужно поддерживать малыша за бедра или под грудь в положении на животике, выпрямить ручки и начать подталкивать его вперед. Крохе придется переставлять ручки. Можно положить перед ним привлекательную «добычу» в виде игрушки или угощения.
  2. Задействуем вестибулярный аппарат. Умение держать равновесие важно для всех навыков передвижения. Ползание – первый из них. Поэтому самое время начать его активную тренировку. Нужно уложить ребенка животиком на валик из пледа или полотенца. Ручки остаются свободными, поэтому малышу нужно предлагать дотянуться до игрушек, лежащих перед ним.Развить равновесие, при этом показав, что можно преодолеть притяжение, поможет аккуратное поднимание ребенка с помощью широкого полотенца, которым кроху подхватывают под животиком. Он должен доставать до пола, но не ощущать своего веса.
  3. Встаем на четвереньки. Понадобится большой валик из одеяла – такой, чтобы кроха, опираясь на него животиком, стоял, упираясь прямыми ручками и согнутыми ножками.
  4. Осваиваем коленки. Если ребенок встает, выпрямляя ножки, его нужно научить сгибать их в коленях. Поддерживая кроху под грудь, нужно опустить его с согнутыми ножками на мягкую опору (одеяло, диван) и потихоньку тянуть грудничка вперед. Малыш начнет передвигать согнутые ножки.Стимулировать его к этому можно и по-другому. Например, поставить ручки на одеяло и слегка тянуть за него. Или подложить вместо одеяла другой предмет, который сам будет скользить по полу (книжку, коробку).
  5. Учим ползать. Здесь нужна помощь папы. Пусть он передвигает ножки стоящего на четвереньках крохи, а мама – ручки. Хорошо, если при этом малыш понимает, что ползти нужно за чем-то конкретным (любимой игрушкой).
  6. Пример. Научив малыша стоять на четвереньках, можно показывать ему наглядный пример ползания. В роли «образца» может выступать мама или старшие дети, если они есть.

Иногда, чтобы ребенок пополз, настолько «буквальные» упражнения не нужны – малыш может понять суть ползания с помощью других стимулов. Попробуйте заинтересовать его, например, такими способами.

  • Положите кроху животиком поперек своей вытянутой ноги, с другой стороны расположите привлекательную игрушку. Возможно, он сам довольно быстро сообразит, как преодолеть препятствие в виде вашей ноги.
  • Чтобы научить ребенка ползти правильно, если он умеет делать это по-пластунски, можно использовать и другие препятствия. Например, подушки, мягкие игрушки. Разложите их на полу между вами и малышом. Поманите к себе броской игрушкой. Чтобы добраться до нее, карапузу придется переползать через искусственные преграды, поднимая ножки и ручки. Довольно часто деткам достаточно такого способа.

Кроме того, когда кроха преодолевает препятствия, он становится выносливее, развивает чувство равновесия, моторику, совершенствует зрение. Поэтому такое упражнение полезно даже для тех детишек, кто уже научился ползанию. Пусть они покоряют эти вершины, пока не придет пора для новых.

Когда есть проблемы

Их наличие можно заподозрить, когда вопреки всем усилиям родителей навык ползания не появляется у 9-месячного малыша. А тем более – старше.

Здесь есть несколько «но».

  • Если ребенок не ползал, но начал вставать и передвигаться по опоре, возможно, он просто пропустил этап ползания, такое случается довольно часто. Или же он вернется к нему, научившись ходить – так тоже бывает.
  • Часто причиной может быть наследственность: родители или другие родственники грудничка тоже поползли, а затем и пошли поздно.
  • Если малыша раскормили «заботливые» родители, то ему тоже будет весьма трудно поднимать и удерживать свой вес. Это коснется и времени начала самостоятельной ходьбы.

Но есть вещи, оставлять без внимания которые нельзя, особенно если они выражены соответствующей какому-либо заболеванию симптоматикой.

  • Неврологические нарушения, из-за которых малыш отстает в физическом развитии. Он намного позже других начинает держать голову, садиться, брать игрушки. Самые тяжелые формы – ДЦП и эпилепсия. Без лечения тут не обойтись.
  • Различные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Выявить их помогут педиатр и ортопед.
  • Общая задержка развития, возникающая из-за сложной беременности, гипоксии, вредных привычек матери и других причин, также приводит к тому, что ползать кроха в положенные сроки не начнет.
  • Генетические заболевания (синдром Дауна).
  • Проблемы с развитием мышц и связок, вызванные разными недугами (дефицит витаминов, рахит, последствия сложных родов).
  • Возможно, имели место травмы – переломы или растяжения, после которых ползать просто больно.
  • Недоношенность также влияет на физическое развитие. Чем выше степень недоношенности, тем позднее кроха сможет компенсировать отставание. За такими детками педиатры наблюдают особенно пристально.

Обычно о наличии большинства этих отклонений родители узнают намного раньше времени, когда малыш начинает попытки ползания. Но если есть какие-то подозрения, пока не подтвержденные врачами, но заставляющие родителей волноваться (ребенок не сидит, встает на цыпочки, не держит игрушку, не смеется, не реагирует на свое имя, не переворачивается на животик, у него синеет носогубная область при плаче, он не встает на ножки, плохо спит, часто плачет и т. д.), лучше проконсультироваться с доктором, пока время не упущено. Тогда ребенок сможет не только научиться ползать, но и в дальнейшем нормально развиваться. Пусть и в своем ритме, но поступательно.

Под двигательной активностью педиатры понимают умение малыша держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, ходить. Освоение этих навыков в определенной последовательности называют «цепочкой двигательной активности».

Каждому возрастному этапу детского развития соответствует свое звено цепи. Например, в 1,5–2 месяца большинство малышей начинают держать голову, в 3–4 месяца - переворачиваться со спинки на живот, в 6–7 месяцев - сидеть с поддержкой рук, в 7–9 месяцев - сидеть без поддержки, вставать на ножки, ползать, в 10–12 месяцев появляются навыки самостоятельного хождения.

Конечно, эти цифры условны. На практике нередки случаи, когда малыши, минуя фазу ползания, сразу начинают ходить. Или ползут, не умея при этом самостоятельно сидеть. Каждый ребенок индивидуален и имеет собственный график развития. Тем не менее, общепризнано, что возрастной период считается пиком развития двигательных умений у грудничков. В этом возрасте идет активное наращивание мускулатуры малышей, укрепление суставов и связок, формирование большого количества новых нервных клеток и окончаний.

Также этот период характеризуется усилением способности копировать и повторять все увиденное и услышанное ребенком. Происходит так называемое познание себя и окружающего мира. А также дальнейшее формирование речевого аппарата ребенка, совершенствование развития Поэтому в это время очень важно следить за своевременностью формирования двигательных навыков грудничка, помогать ему, постепенно развивая его физические и интеллектуальные способности.

С точки зрения физиологии стоять на двух ногах и делать первые шаги даже проще, чем ползти, поочередно передвигая четыре конечности. Одним словом, в неумении ползать нет никакого «скачка», есть банальная недоразвитость мышц, а также лень со стороны крохи и, возможно, его родителей.

Родителям не стоит полагаться исключительно на мудрость природы, нужно заниматься с ребенком, видеть и чувствовать его способности и помогать ему учиться ползать. Многие мамы активно развивают у деток мелкую моторику, забывая про развитие не менее важной крупной моторики. Ползание - это та самая крупная моторика, которая способна активировать высшие психические функции. Так как же научить ребенка ползать?

Почему важно вовремя научиться ползать

Ползание - одна из важнейших стадий развития ребенка. Во время обучения стимулируется рост двигательной активности и как следствие - нервно-психическое развитие. В физиологическом отношении происходит укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук и ног малыша. Увеличивается подвижность позвонков и гибкость межпозвоночных связок.

Тем самым идет подготовка мышц и связок позвоночника к этапу «прямохождения» (ходьбе) и плюс - хорошая тренировка на удержания баланса. Возникает навык ориентирования в пространстве, расширяется кругозор малыша.

У крохи появляется чувство независимости - теперь он может без помощи мамы и папы добраться, куда ему угодно, исследовать все уголки столь огромного и пока еще не познанного им мира. В вопросах развития грудничков своевременному ползанию уделено очень много внимания. Для ребенка намного полезнее сначала научиться ползать, а потом уже садиться и вставать.

Если твой 7-8-месячный малыш не делает попыток к освоению данного навыка, то желательно подтолкнуть его к этому. Учти, что невозможно заставить или спровоцировать ребенка ползать, потому что просто подошел срок.

Если ребенок не делает попыток ползать из положения на животе или это дается ему явно тяжело, стоит провести курс массажа. Это укрепит мышцы спины. Малышам часто не нравится то, что идет через некоторое усилие, дискомфорт. Это ведь работа мышц, не иначе.

На вопрос «как научить ребенка ползать в 5-6 месяцев?» известный доктор Комаровский отвечает, что малыш начнет это делать только тогда, когда сам будет к этому готов. Тогда, когда в нем проснется интерес к движению, желание перемещаться, приближаться и рассматривать окружающие вещи, трогать предметы. На этом и базируется родительская помощь неторопливому «ползуну».

Не ограничивай пространство

Тебе необходимо заинтересовать, привлечь внимание малыша, дать ему почувствовать свободу движения и перемещений. Сидя в своей кроватке или манеже, ребенок, скорее всего, никогда не научится ползать, так как ползти, собственно говоря, некуда.

Ограниченный в пространстве, он не будет иметь стимулов для вырабатывания у себя какого-то нового двигательного навыка. Поэтому, если для тебя важно нормальное физическое развитие обожаемого чада и ты хочешь знать, как научить его ползать, не стоит наглухо отгораживать его от мира. Позволь маленькому исследователю самостоятельно решать вопросы - куда, зачем и когда ему ползти.

Будь уверена: результаты не заставят себя долго ждать. Кроме того, не стоит удивляться и беспокоиться, если твой малыш начал ползать, но как-то странно, неправильно. Способов ползания существует великое множество. Известны, например, ползания «по-пластунски», «лягушкой», «гусеницей». Также ползти можно вбок, назад, используя прыжковую или проскальзывающую технику.

Ребенок выберет любую из них или придумает свою, которая будет для него наиболее оптимальной и удобной. Не волнуйся, рано или поздно все «ползунки» осваивают правильную технику ползания - «перекрестную» - когда одна рука работает в паре с противоположной ногой.

Итак, ты полна решимости и хочешь узнать, как научить ребенка ползать на четвереньках. Тогда запасись терпением и обрати внимание на несколько несложных советов.

1. Увеличь пространство

Даже в небольшой квартире постарайся создать свободный уголок для беспрепятственных перемещений. Отличной стартовой полосой может послужить длинный коридор или путь на кухню.

2. Борись с грязью и пылью

Регулярно проводите . Обязательным должны стать ежедневное мытье полов, вытирание пыли. Чаще пылесось и чисти ковры, раз в неделю - глобальная уборка. Старайся не использовать при этом химических средств, по крайней мере, в тех местах, где часто бывает малыш. Приучай себя сразу после уборки убирать все тряпки и флаконы с химией, совсем скоро они станут очень опасной целью твоего крохи.

3. Привлекай внимание ребенка игрушками

Раскладывай вокруг малыша его игрушки на зрительно досягаемом расстоянии. Куда бы он ни повернулся, повсюду перед его глазами будет какая-то приманка. Крохе останется только выбрать.

Не спеши подать желаемый предмет по первому требованию, дождись хотя бы малейших попыток ребенка приблизиться. Затем похвали малыша, объясни, что он все правильно делает и (внимание!) перемести ребенка поближе к игрушке, а не наоборот - как делается обычно.

4. Создай конкуренцию

Ходи в гости или приглашай к себе родителей с малышами, которые уже умеют активно ползать. Чувство собственности и желание «Я тоже хочу так и туда» непременно подтолкнут «неторопыжку» к действиям. Кроме того, карапузы очень быстро перенимают навыки от других детей.

5. Подготовь поверхность

Она не должна быть слишком твердой или слишком мягкой. Желательно отсутствие выступов и углублений. В случае с паркетом для улучшения качества ползания, уменьшения болезненных ощущений и снижения ударной нагрузки на колени, подстилай детский коврик или обычное покрывало. Еще можно нашить наколенники из плотного не скользящего материала на ползунки.

6. Не создавай помех

Не перегружай ребенка лишней и неудобной одеждой. Бесполезно учить малыша двигаться, если он одет, как капуста. Подгузники, тесные штанишки, скользящие носочки, длинные кофточки не прибавят скорости. Если в комнате тепло, одевай ребенка легко - достаточно одного боди и ползунков. Удобны носочки с прорезиненной подошвой - в них малышу будет легче отталкиваться стопами от пола.

8. Учи на собственном примере

Помни, что лучший способ чему-то научить малыша - это объяснить и показать все на собственном примере. Так что приобретай наколенники и налокотники, вставай на четвереньки и вперед - на освоение квартирного пространства. Тем более, что с такого ракурса тебе обязательно откроются незаметные прежде детали жилища. А еще найдутся давно потерянные вещи.

8 полезных упражнений

Полезно также проводить расслабляющий массаж (поглаживающие движения и растирание всех задействованных мышц). Ты можешь найти много обучающих видео на эту тему, а также подробно описывающих, как научить ребенка ползать и сидеть.

1. Выкладывание на живот (по 5–10 минут 2–3 раза в день)

Выкладывая ребенка на живот, подложи под него небольшой плотный валик (из тонкой подушки или полотенца). Диаметр валика должен быть таким, чтобы малышу было удобно. Не должно быть перевеса головы или попы вперед и назад. Слегка потяни ребенка вперед-назад за ноги так, чтобы он понял возможность и легкость передвижения с приподнятым животом.

2. Ползание с отталкиванием от руки (4–5 раз)

Исходное положение: лежа на животе, стопами к тебе. Придерживая и слегка подталкивая одной рукой стопы малыша, другой рукой держи его под живот, приподнимая вверх, помогая малышу. Игрушку, лежащую перед ним, постепенно удаляй. Побуждай ребенка ползти вперед, но не делай это за него.

3. Отведение плеч назад (2–3 раза)

Исходное положение: лежа на животе. Возьми ребенка за кисти. Сначала потяни руки вперед до полного выпрямления. Слегка приподними голову и корпус малыша над столом. Затем начинай уводить руки в стороны, медленно сгибая в локтях. Отводи ручки назад и вверх до сближения лопаток.

4. Сгибание и разгибание ног и рук (по 8–12 раз каждой конечностью)

Исходное положение: лежа на животе. Начни со сгибания и разгибания ног. Удерживая руками голени малыша, обхвати их пальцами чуть выше голеностопных суставов. Поочередно сгибай и разгибай колени левой и правой ноги. При этом также работающие бедра должны прижиматься к бокам (положение ног «лягушкой») или к центру живота (ноги вместе), приподнимая таз вверх.

Затем перейди на сгибание рук: обхвати предплечья малыша чуть выше запястья. Сгибай и разгибай руки в локтях. При этом ладони крохи должны скользить по поверхности стола или пола, разжимаясь в кулачках. Все движения имитируют настоящее ползание. Сопровождай упражнение командой и счетом: «Ползем, раз, два, три, четыре».

5. Подъем тела за кисти выпрямленных рук (2–3 раза)

Исходное положение: лежа на животе. Одной рукой возьми малыша за кисти. Потяни их вперед до полного выпрямления. Затем, продолжая вытягивание, начни приподнимать руки вверх до момента, пока его плечи и грудь не оторвутся от поверхности стола. Другой рукой придерживай кроху посередине спины. Зафиксируй такое положение 2–3 секунды. Плавно верни ребенка в исходное положение.

6. Хождение на руках при поддержке под живот (4–5 раз)

Упражнение выполняется вдоль длинного края стола или дивана. Возьми малыша на руки, удерживая его над поверхностью в горизонтальном положении. Одна рука находится под грудью, а другая - под животиком и бедрами. Большой палец отогнут вертикально и находится на середине груди, остальные пальцы фиксируют малыша в области подмышки.

Создавая эффект хождения на руках, подталкивай руки малыша своей кистью, поочередно выдвигая то левую, то правую. Добравшись до противоположного края, протяни малыша обратно, так, чтобы его выпрямленные руки проскользили по поверхности стола или дивана.

7. Присаживание при потягивании за руки (2–3 раза)

Исходное положение: лежа на спине. Возьми ребенка за кисти рук (руки согнуты в локтях). Слегка потяни за них, но не поднимай малыша сама. Дождись, пока ребенок примет положение сидя. Разведите его руки в стороны. Продолжай придерживать ребенка, следи за ровным положением его спины. Плавно вернитесь в исходное положение.

8. Поднимание прямых ног (4–5 раз)

Исходное положение: лежа на спине. Двумя руками удерживай голени малыша. При этом большие пальцы находятся со стороны задней поверхности голени, а все остальные - придерживают колени, не давая ногам сгибаться. Не спеша подними прямые ноги до угла 90 градусов. Также плавно вернитесь в исходное положение. Также не забывай о поворотах со спины на живот и обратно, упражнении «ножницы» руками и ногами, боксирующих движениях руками и круговых поглаживаниях животика и спинки малыша.

Как Вы учите или научили своих малышей ползать?

Я подпираю обе ножки когда сынулик лежит на животике.

Как научить ползать грудничка

Как же научить ребёнка ползать: план действий

Чтобы научить ребёнка ползать, в первую очередь, надо вызвать у малыша желание исследовать какой-либо предмет, необходимо сделать так, чтобы у него была такая возможность. Окружите малыша разнообразными интересными игрушками и предметами (например, крышка от кастрюльки тоже весьма занимательная вещь), а также предоставить ему некоторую свободу передвижения за пределами кроватки или манежа. Наиболее эффективный способ расшевелить ребенка, это не показывать, как надо двигаться, а предлагать ему интересные стимулы.

Ползать дети начинают в среднем в 6-7 месяцев, но готовиться к этому важному процессу следует заранее. Ниже приведен примерный «план действий» чтобы научить ребёнка ползать:

  1. Если в 3 месяца малыш еще не научился самостоятельно держать голову,следует почаще класть его на животик и класть перед ним интересные предметы , подносить ребенка к различным вещам в квартире, чтобы он разглядывал их. Не помешает и курс оздоровительного массажа для симуляции двигательного развития (особенно в случае мышечного гипер- или гипотонуса), укрепления мышечной системы. Врач-остеопат при необходимости снимет мышечные зажимы, препятствующие свободе движений малыша. Кроме того, в месяц, три месяца и полгода следует посетить невропатолога, который оценит состояние нервной системы ребенка.
  2. В4 месяца предлагайте ребенку побольше удобных для захвата предметов ; в этом возрасте малыш интересуется своими ножками – попробуйте научить его хватать себя за ножки и даже дотянуть их до рта – это занятие обычно нравится крохам.
  3. В 5 месяцев ребенок начинает перемещать себя в пространстве. Для начала попробуйтенаучить малыша повернуться на бочок за интересной игрушкой , используйте звучание погремушки, чтобы малыш начал двигаться в нужном направлении. Чтобы помочь ребенку перевернуться на бочок, можно из положения на спине, заводить ему коленку на бок, чтобы он сам смог довершить поворот корпуса.
  4. В6 месяцев продолжайте заниматься вращениями и различными поворотами . Если малыш еще не сел сам (в норме от 6 до 8 месяцев), помогайте ему это сделать, но не тяните вперед за руки, а через бочок, перебирая его ручками.
  5. В 6-7 месяцев малыши начинают каким-либо способом ползать: на четвереньках, по-пластунски, на попе (особенно если у вас паркет или линолеум, то передвигаться сидя на попе куда веселее:)) и т.д. Перед тем, как начать ползти в классическом восприятии (на четвереньках), малыш несколько недель тренируется встать на четвереньки, смешно раскачивается всем телом и т.д. Чтобы спровоцировать ползание, приманивайте лежащего на животе ребенка игрушками и бытовыми предметами, которые так нравятся детям. Играйте с ребенком в различные пальчиковые игры (ладушки, сорока-ворона), топотушки, читайте ритмичные стихотворения и слушайте вместе с ребенком детские песенки, под которые хорошо двигаться. Можно сделать туннель или препятствие, чтобы малыш начал ползти на четвереньках или по-пластунски. Детки очень любят переползать через маму или папу, а также ползти от мамы к папе и обратно, так что присутствие значимого взрослого – сам по себе отличный стимул для передвижения.

Если ваш малыш пополз в 6-7 месяцев, то восемь месяцев - время самозабвенного ползания и попыток вставать с опорой . Если в этом возрасте ребенок избегает активных движений, а пытается с помощью крика добиваться желаемого – это может быть как проявление характера, так и следствие двигательных затруднений. Продолжайте учить малыша доставать предметы самостоятельно. Не будет лишним и повторный курс оздоровительного массажа.

В 9 месяцев почти все детки проявляют желание принять вертикальное положение (встать на ножки) , насильно поднимать ребенка не надо, но помочь, если кроха пытается встать, можно. Если малыш еще пока только ползает – это тоже нормально. Важно предоставить ему в этом возрасте побольше пространства для передвижения, и давать занимательные предметы и вещи, которые хочется схватить.

Около года уже почти все детки умеют стоять сами, но первые шаги каждый делает в свой срок, поэтому не стоит торопить малыша, всё придет в свое время.

Что делать, если ребёнок не ползает

Но что делать, если попытки привлечь внимания крохи оказались безрезультатными и ребёнокне ползает ни в 6, ни в 7, ни в 8 ни даже в 9 месяцев? Конечно, ваш малыш может перескочить этап ползанья и сразу около года встать на ножки и пойти, но медики зачастую всё же советуют обратиться в этом случае к ортопеду, поделать массаж и упражнения, которые помогут ребёнку поползти.

Что делать, если ребёнок не ползает, но никаких нарушений ортопед не выявил? Вы ему можете помочь:

  • Пригласите к себе в гости ребёнка, который ползает . Вряд ли ваш малыш останется равнодушным к другому ребёнку, особенно если тот ползает по его комнате и играет его игрушками, которые он, в свою очередь, достать не может. Несмотря на такой нежный возраст, чувство собственности у детей уже имеется, да и поиграться со сверстником врядли он откажется.
  • Ползайте сами и покажите на собственном примере, как это весело и увлекательно. Привлеките и родных - малышу ползающие родители и бабушки, дедушки точно понравятся и он включится в игру.
  • Создайте комфортную обстановку для ползанья . Оцените, насколько удобно малышу ползать в имеющихся условиях, ведь возможно ему просто холодно или сколько ползать по линолеуму и стоит положить ковёр или одеяло. Не забываем о комфортной одежде ребёнка, которая не должна мешать или стеснять движения ребёнка .
  • Создайте специальный трек для ползанья (по методике Глена Домана), который по виду напоминает узкий пеленальный столик. Трек должен быть мягким, тёплым и не скользким. Сперва малыша должен научиться ползать по наклонной вниз, а потом и по прямой. Чтобы смотивировать ребёнка ползти, в конце трека стоит положить его любимую игрушку, а ножкам дать опереться в ваши ладони.
  • Если ваш ребёнок не может ползать из-за невозможности оторваться от пола (живот малыша составляет почти половину его веса, поэтому неудивительно, что ему трудно встать на четвереньки), положите ему под животик валик из полотенце или придерживайте его рукой , чтобы карапуз смог привыкнуть к данному положению тела.
  • Конечно, не забываем несколько раз в день делать массаж ребёнку и гимнастику . Массажные движения и гимнастические упражнения для опорно-двигательной системы, которые помогут вашем малышу окрепнуть и начать ползать, вам должен показать детский массажист (частный или из вашей детской клиники).
  • Откажитесь от ходунков и других приспособлений, которые облегчают процесс передвижения ребёнка, что способствует его нежеланию самостоятельно ползать и потом и ходить.

Видео как научить ребенка ползать

Video.yandex.ru/users/doctor-zdorovie/view/392

Все дети очень индивидуальны. Развиваются все по-своему. Один начинает сидеть в 5 месяцев, а в 8 - уже пытается стоять и даже делать первые шаги по периметру кроватки, пока другой в этом возрасте еще только осваивает сидячую позу. Есть дети, которые сидеть будто бы вообще не собираются - они стремятся сразу ползать, поскольку в такой позе им наиболее удобно и безопасно.

О навыках

Если ребенок опережает календарное развитие , это вызывает гордость и восторг у родителей. А если он хотя бы незначительно отстает от своих сверстников, мамы начинают бить тревогу и винить во всем себя. Многие пытаются помочь своему малышу освоить новые навыки, и это правильно. С вопросами, как научить малыша ползать и стоит ли делать это вообще, они часто обращаются к врачам.

Евгений Комаровский призывает родителей отказаться от оценочных суждений в отношении собственного ребенка. Нормы и сроки развития у каждого малыша свои, они могут существенно отличаться от среднестатистических. Особенно сильно родителей волнует физическое развитие карапузов - один ребенок ползает в 5 месяцев, другой и в 7 месяцев не сидит и не ползает.

Самое лучшее, что родители смогут сделать для своего ребенка - перестать обращать внимание на соседок и подружек, которые упорно вселяют неуверенность в правильном развитии вашего чада. Если вы создаете все условия для нормального развития и роста ребенка, а также регулярно посещаете детского врача, и у него физическое развитие вашего отпрыска не вызывает никаких вопросов и опасений, то волноваться совершенно не о чем.

О ползании

Есть дети, которые не ползают. Совсем. Из положения сидя они сразу начинают вставать и делать первые шаги. Этап ползания, по мнению Евгения Комаровского, очень полезен и необходим для здоровья спины человека. Именно поэтому ползание нужно всячески поощрять и поддерживать. Если ребенок начал ползать сам, родителям будет проще. Если он категорически отказывается перемещаться по-пластунски или на четвереньках, это повод для родителей серьезно задуматься о том, все ли они сделали правильно.

Часто мамы и папы в стремлении как можно скорее увидеть своего карапуза прямоходящим игнорируют ползание в принципе. Они ставят чадо на ножки и ведут за ручку, покупают ему разные приспособления, которые помогают ребенку находиться в вертикальном положении (ходунки , прыгунки и прочее), а могли бы просто поползать вместе с ним. Пользы от этого было бы значительно больше.

Особенно опасны попытки вертикализировать полного, пухлого ребенка, малыша с лишним весом. У таких крох ползание надо поощрять с двойным энтузиазмом. А все ходунки и прыгунки от него (и его родителей) стоит спрятать как можно дальше.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина - в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания - это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет - не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать - всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Мудрые родители помогут им в этом - включат ритмичную музыку или начнут в такт движению декламировать стихи и считалочки.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать - разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант - он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки - положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат) . Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Достаточно повторять эти упражнения 2-3 раза в сутки по 15-20 минут. Если родители будут аккуратно соблюдать время и систематичность занятий, то ребенок освоит ползание за 4-6 недель.

Где ползать?

Тесный манеж или ограниченное пространство детской кроватки никак не способствуют развитию навыков ползания у ребенка. Чтобы процесс пошел быстрее, лучше всего организовать малышу место для физических упражнений на полу. Не стоит делать это на холодном полу, лучше всего застелить его теплым, но не очень толстым одеялом, а сверху постелить пеленки. Не стоит практиковать ползание на диване или кровати, иначе падения не избежать.

Безопасность

Доктор Комаровский советует мамам взглянуть на мир глазами ребенка, чтобы лучше понимать, чего он хочет и чего боится. Для этого он рекомендует мамам лечь на пол, сначала на спинку, потом на живот, и хорошенько оглядеться по сторонам. Сразу станет очевидно, где и что торчит и плохо лежит, что привлекает внимание ребенка. Провода, опасные углы, манящие ящики комодов - все это при взгляде снизу станет очевидно, и маме с папой будет проще понять, как обезопасить ребенка.

Некоторые родители, считают, что для обеспечения безопасности достаточно купить малышу манеж. Евгений Комаровский подчеркивает, что манеж - отличный способ создать крохе безопасное пространство, но только на то время, когда маме надо отлучиться (на кухню, в ванную комнату, в туалет).

Если мама свободна и находится в одной комнате с ребенком, в манеже нет необходимости. Пока мама читает или работает на компьютере, ребенку будет значительно полезнее ползать по полу.

Если уж решено купить манеж, то можно выбрать многофункциональную конструкцию, которая быстро трансформируется в пеленальный столик, в кроватку, в электронную качалку с музыкой и ночником. Многие манежи имеют на ножках колесики, с их помощью можно легко перемещать манеж с ребенком по квартире. Так кроха сможет вместе с мамой готовить ужин на кухне или пылесосить в гостиной.

Когда нужна консультация врача?

Если родители исправно делают упражнения, массаж на протяжении пары месяцев, а заметных результатов нет (к тому же ребенку уже 9-10 месяцев, а он не сидит и не ползает), это повод для визита к врачам - ортопеду и неврологу. Если никаких нарушений со здоровьем выявлено не будет, родителям придется пойти на определенные педагогические «хитрости».

Маленькие хитрости

  • Все дети - жадины. Если вы пригласите в гости подругу с ребенком, который уже прекрасно ползает или даже ходит, и оставите детей поиграть в одном пространстве, гость, который более мобилен, довольно быстро завладеет всеми игрушками вашего маленького лентяя. Обычно чувство собственности берет верх, и ребенок начинает предпринимать попытки перемещаться, чтобы забрать свое имущество обратно. Может, это произойдет не в первый визит друзей (и не во второй), но произойдет обязательно.
  • Все дети любят играть. Если вы сделаете из простыни небольшие вожжи, которые одеваются под мышки ребенку для поддержки сверху, а поверхность оборудуете по методу Глена (наклонная поверхность на основной), то такой досуг будет восприниматься ребенком как игра, и ползание станет естественным финалом этой игры.
  • Удобство. Чтобы ползать с удовольствием, ребенок не должен чувствовать себя дискомфортно. Проверьте, насколько просторная на нем одежда, не мешают ли ему швы, ширинка, молнии и застежки-кнопочки. Летом лучше проводить такие упражнения в одном подгузнике . Зимой ребенка следует одевать легче, чем в состоянии покоя, ведь активные движения увеличат потоотделение.

Начать активно помогать ребенку осваивать ползание следует только в том случае, если малыш сам «ленится» или немного отстает в развитии. Крохам, которые самостоятельно выбрали манеру ползать и уже приступили к выполнению индивидуальной программы развития, лучше не мешать, даже если ребенок передвигается только с помощью одной ноги или вообще делает это задом наперед.

Вопрос, со скольки месяцев ребёнок должен поползти, некорректен. На самом деле младенец никому и ничего не должен. Да, имеются усреднённые показатели, однако малыши с ними не знакомы, поэтому и развиваются в своём собственном темпе.

Представим лишь общие данные. В среднем малыши начинают ползать в 7-месячном возрасте, однако рамки появления этого навыка достаточно широкие – от 5 до . Также педиатры отмечают, что девочки нередко опережают мальчишек на месяц-другой.

Обычно ребёнок учится ползать уже после того, как научится сидеть самостоятельно, поскольку позвоночный столб уже достаточно крепок, что перейти на этап полноценных движений. Любопытно, что некоторые малыши вообще пропускают ползание и сразу же встают на ножки.

Кроме того, ответ на вопрос, во сколько месяцев ребёнок начинает ползать, должен учитывать множество сопутствующих факторов — как внешних, так и внутренних. Так, время начала ползания будет зависеть от таких условий, как:

  • пол крохи (мальчик, скорее всего, начнёт ползать позже девочки);
  • масса тела ребёнка (крупные малыши поползут позже);
  • доношенность (рождённый раньше срока младенец поползёт позже);
  • темперамент (активные холерики и сангвиники активнее овладевают практически всеми навыками);
  • состояние здоровья;
  • заинтересованность родителей в развитии детей.

Таким образом, вопрос, во сколько месяцев детки начинают ползать, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Ясно одно, ползание – очень полезная разновидность физической активности у грудничков. Поэтому родителям необходимо создать малышу все условия для формирования и совершенствования этого навыка.

Мнение о том, что ползание маленького ребёнка – процесс чрезвычайно полезный, слышала каждая мама. А вот в чём конкретно заключается польза, знают не все родители.

Между тем, этот моторный навык является своеобразным «локомотивом» для всего физического развития. Но обо всём по порядку:

  • ползание способствует укреплению мышц и связок. Во-первых, это хороший задел для сидения и ходьбы. Во-вторых, это позволяет естественным образом корригировать некоторые отклонения (кривошея, низкий или высокий тонус) за счёт укрепления мышечного корсета;
  • идёт формирование физиологических изгибов позвоночного столба. Эти естественные «выпуклости» и «втянутости» работают, как амортизаторы, в результате чего позвоночник способен выдержать приличную нагрузку при вертикальном положении ребёнка и ходьбе;
  • развивается скоординированность движений. Подобный навык даёт возможность ребёнку передвигаться в пространстве, удерживать равновесие, ощущать ритм движения, действовать согласованно обеими руками и ногами;
  • повышается самостоятельность. Когда малыш начинает ползать, то перед ним открывается масса возможностей для изучения окружающего мира и постановки целей. К примеру, ребёнок уже сам стремится подползти к игрушке, а не требует её у мамы;
  • развивается интеллектуальная сфера. В первые 12 месяцев развитие психики и моторики невозможно разделить. То есть двигательная активность улучшает работу коры больших полушарий, развивает речь, обеспечивая взаимосвязь между левой и правой долей головного мозга.

Не следует поощрять попытки малыша привставать чрезмерно рано, в ущерб ползанию. Конечно, запрещать вставание ни в коем случае нельзя, однако специально придавать ребёнку вертикальное положение также крайне неразумно.

Способы и этапы ползания

Каждый ребёнок может начать ползать по-своему, ориентируясь только на собственные возможности и «представления» о передвижении. Стоит ли его переучивать, если вам кажется, что он ползает как-то неправильно? Нет, он всё равно предпочтёт наиболее удобный способ:

  • скачкообразное ползание. Нередки случаи, когда младенец встает на четвереньки и начинает раскачиваться вперёд-назад, после чего происходит прыжок. Метод любопытный, однако не всегда безопасный, поэтому родителям нужно следить за маленьким «скакуном»;
  • по-пластунски. Ребёнок не встаёт на четыре точки опоры, а ползёт прямо на животе. При этом он упирается на локотки, сгибает одну ножку, а втору выпрямляет. Такой способ часто бывает промежуточным этапом между выкладыванием на животе и ползанием на четвереньках;
  • движение задним ходом. Иногда дети ползают не вперёд, а назад, чем немало удивляют и даже пугают родителей. Некоторые неврологи даже назначают лечение таким малышам, однако учёные не считают случаи, когда ребенок ползает назад, отклонениями от нормы;
  • перекатывание. Строго говоря, подобные движения сложно отнести к ползанию. Возможно, маленький хитрец ленится, поэтому старается перекатиться по поверхности, чтобы схватить игрушку или посмотреть на что-то любопытное. Не самый удачный способ, поэтому желательна гимнастика и массаж;
  • ползание на четвереньках. Вставать на четвереньки ребёнок начинает обычно в 8 — 9 месяцев, причём это может быть как первые его попытки перемещения, так и последний этап ползания. Спинка у малыша выпрямлена, ручки «задают тон». Переставляются верхние и нижние конечности синхронно.

Когда ребёнок начинает ползать на четвереньках, можно уже ожидать появления следующего моторного навыка – вставания и ходьбы. Но не стоит отчаиваться, что малыш передвигается по-пластунски или боком. Самое главное – он ползает, следовательно, укрепляет мышечно-связочный аппарат.

Как научить ребёнка ползать?

Популярный теледоктор Е. О. Комаровский на вопрос, как научить малыша ползать, отвечает, что овладеть этим навыком дети смогут и самостоятельно. Задача мамы с папой – закаливать, развивать мышцы, предупреждать рахит и всячески содействовать ползанию.

Таким образом, педиатр убеждён, что не следует вмешиваться в естественный ход развития, однако укреплять мышечно-связочный аппарат полезно и даже нужно.

Обычно перед тем, как ребёнок должен научиться переворачиваться со спины на живот (примерно в 3 — 5 месяцев), садиться (5 — 7 месяцев), ползать (7 — 9 месяцев), вставать на ноги (9 — 12 месяцев) и ходить (10 — 16 месяцев), медики советуют проходить профилактический массаж.

Пройти его можно как в поликлиническом кабинете, так и в частном медицинском учреждении. Некоторые родители зовут профессиональных массажистов себе на дом. Если же родители уверены в своих возможностях, то с 6-месячного возраста можно и самим делать массаж ребёнку.

Помочь научиться ползать малышу можно, если:

  • скрещивать ручки на уровне груди;
  • сгибать и разгибать ножки;
  • поворачивать со спинки на животик по несколько раз в каждую сторону;
  • поглаживать, растирать, разминать, поколачивать или пощипывать спинку и ягодицы;
  • поглаживать животик, пощипывать кожу вокруг пупка;
  • присаживать ненадолго;
  • поднимать выпрямленные ножки;
  • приподнимать туловище из позиции лёжа на животике.

Помимо пользы для ползания и в целом для мышечно-связочного аппарата, массаж положительно влияет на состояние кожи, нервную и сосудистую системы детского организма. Главное, правильно выполнять все упражнения, согласно рекомендациям доктора.

Совместное ползание

Часто так случается, что ребёнок уже умеет ползать по кровати на животе или на четвереньках, однако на полу никак не хочет двигаться. Как помочь малышу перемещаться в оптимальном режиме?

Уже в 5-месячном возрасте родители могут подготавливать ребёнка к ползанию. Идеальное место для упражнений – не мягкая кровать, а пол, который покрывают ковром или одеяльцем.

Младенца кладут на покрывало и подкладывают под грудную клетку валик. Затем подопечному показывают яркую игрушку и убирают её на небольшое расстояние, чтобы крохе захотелось её достать. Под детские пяточки ставится опора (мамины ладони), что должно помогать ребёнку отталкиваться и двигаться вперёд.

Как только у маленького человечка получится немного проползти, необходимо его похвалить, подбодрить. Хотя ребёнок ещё не понимает все слова, зато ласковую и одобряемую интонацию он уже способен хорошо различать и узнавать.

Наглядный пример

Если мама и другие дети ползают рядом с крохой, то это служит хорошим примером для подражания. Ребёнок, глядя на родителей, заразится их подвижностью и начнёт более активно передвигаться по-пластунски или на четвереньках.

Как только начнутся успехи, задания необходимо усложнять, выставляя на детском пути небольшие преграды. Ползающие малыши обычно положительно относятся к разнообразным препятствиям: невысоким валикам, «лабиринтам» из стульев и пр.

Чтобы превратить ползание в активную игру, приобретите в магазине особую дорожку для маленьких ребятишек с невысокими преградами или сделайте её самостоятельно, используя в качестве барьеров предметы, всегда находящиеся под рукой – полотенца, одеяла, пледы.

Ползание с пелёнок

На вопрос, в каком возрасте ребёнок должен начать ползать, автор методики раннего развития Глен Доман отвечал просто: с самого рождения. Правда, для этого необходимо использовать специальное устройство, которое известно под названием «трек Домана».

Как выглядит этот тренажёр для ползания?

  • жёлоб из фанеры, который обит слоем поролона и покрыт не скользким кожзаменителем;
  • приспособление состоит из нескольких секций. Ширина их не превышает 40 сантиметров, а длина каждой составляет 1 метр;
  • новорождённый должен проползать небольшое расстояние. Затем, по мере взросления, длина дистанции постепенно увеличивается с целью совершенствования полезного навыка.

Принцип обучения ползанию в этом приспособлении очень прост: ребёнка нужно выложить в жёлоб на животик, чтобы стимулировать условный «ползающий» рефлекс, который имеется с момента появления на свет.

Поначалу грудничок станет перемещаться по-пластунски, подтягивания за собой ножки, затем появится и ползание на четвереньках. С целью облегчить тренировку трек стоит устанавливать под небольшим углом, чтобы ребёнку было проще двигаться вниз. Только важно следить, чтобы малыш полз, а не скатывался.

Прежде чем приступать к нижеследующим упражнениям, родителям стоит проконсультироваться с медиками.

Это позволит понять, почему замедлено усвоение навыка ползания: по причине гипер- или гипотонуса, слабости верхних конечностей или нарушения костно-мышечного аппарата.

Непродуманная физическая нагрузка в таких случаях только ослабит здоровье. Если же невролог или педиатр скажет, что ребёнок здоров, можно заняться целенаправленными упражнениями.

«Достань погремушку»

Чтобы малыш смог эффективно передвигаться «на карачках», нужны сильные верхние конечности, способность держаться на выпрямленных руках и опираться лишь на три точки (две ручки и одна ножка). Обычно шестимесячный карапуз, находясь на животе, уже приподнимается на выпрямленных ручках и пробует достать погремушку.

Если подобный навык отсутствует, попробуйте выполнять упражнение для тренировки умения держаться на вытянутых руках. Лучше всего его проводить после купания в ванной, а затем выполнять лёгкие массажные поглаживания.

Младенца кладут на живот и подвешивают погремушку таким образом, чтобы она находилась над его головкой. Чтобы схватить игрушку, от него потребуется напрячь грудную клетку, вытянуть верхние конечности и одной рукой дотянуться до желаемого предмета.

«Лежание на валике»

Для ползания важно, чтобы ребёнок мог совершать движения ручками из положения «лёжа на животе». Для обучения этому навыку нужно скатать из одеяльца невысокий валик, подложить его под грудную клетку малыша таким образом, чтобы головка и руки свисали с подкладки, а ножки и животик находились на прямой поверхности.

Это положение позволяет брать погремушку обеими ручками, крутить головкой по сторонам, что эффективно тренирует орган равновесия и способствует координации движений.

«Стояние на четвереньках»

Под детский животик подкладывается скатанное одеяльце или невысокая подушка. Причём подложить валик нужно таким образом, чтобы верхние и нижние конечности свисали по его сторонам, а средняя часть туловища находились на подушке.

В таком положении ребёнок будет вынужден встать на четыре точки опоры. Это упражнение помогает малышу стоять на четвереньках и привыкать к подобной позиции.

Не каждый малыш любит перемещаться на коленях. Иногда можно видеть, как ребёнок поднимается на прямых руках, выпрямляет ноги и таким образом передвигается вперёд.

Однако сразу встать на четвереньки у таких деток не получится, сначала нужно научить их стоять на коленях.

С этой целью советуют:

  • прижать ребёнка спинкой к своему животу;
  • одной рукой обхватить его подмышками;
  • второй рукой поставить на диван коленями, а не ступнями так, чтобы к маминому животу прижималась абсолютно ровная детская спинка.

Затем кроху отпускают вперёд, чтобы руками он смог опереться о мягкую диванную поверхность, но стоят при этом на четвереньках. Пусть он поползает в таком положении.

«Переставляй ножки»

Задача родителя – научить ребёнка переставлять ноги в позиции «на четвереньках». На пол стелют матрац и кладут на него младенца таким образом, чтобы его грудная клетка оказалась на возвышении, локти опирались на мат, а колени находились на полу.

Помогающий родитель встаёт с другого конца и начинает тянуть матрац к себе. Малышу остаётся только передвигать коленями, чтобы достать «убегающее» возвышение.

«Переставляй ручки»

Цель этого упражнения – обучения ребёнку умению переставлять руки. Малыша кладут животом на пол, при этом поддерживают одной рукой грудную клетку, а другой поднимают ножки. Единственная точка опоры – выпрямленные руки.

Ребёнок начнёт ладонями опираться на поверхность. Чтобы он стал ползти, можно положить впереди яркую погремушку. Любимая игрушка великолепно исполнит роль стимула.

«Ползание на четвереньках»

Последнее задание закрепляет полученные ранее навыки и умения. Реализовывать это упражнение лучше обоим родителям. Малыша опускают на ровную поверхность всеми конечностями, чтобы он встал на четвереньки. Мама перемещает ноги, а папа, соответственно, руки. При этом один родитель должен передвигать вперёд правую руку, а другой подталкивать вперёд левую ножку, и так далее.

Специалисты советуют каждому родителю встать на четвереньки и осмотреть квартиру «детскими» глазами. В этом положении вы увидите все непреодолимые преграды, острые уголки, опасные места, незакреплённую мебель и валяющиеся на полу мелкие предметы.

Если в семье подрастает «ползунок», следует в обязательном порядке приобрести крепления для мебели, чтобы она не свалилась на голову маленькому исследователю. Также стоит купить замки на выдвижные ящики, блокираторы дверей и прочие полезные приспособления.

Поставьте на розетки специальные заглушки, все провода спрячьте под плинтусы или особые короба. Электроприборы поднимите наверх, чтобы убрать их из зоны досягаемости маленьких ребятишек. Также следует поднять или спрятать хрупкие или бьющиеся предметы, бытовую химию.

Кроме того, обязательно нужно проверить, нет ли сквозняка на полу. Чтобы малыш не простудился, нужно приобрести тёплый ковёр или специальный не скользящий коврик. Такая поверхность позволит быстрее освоить полезный навык ползания.

Когда грудничок начинает ползать? Когда услышит зов природы. Задача родителей – не опережать формирование навыка, а помочь малышу реализовать свои возможности. Для этого сгодится профилактический массаж, собственный пример или специальные упражнения. Если же вас что-то настораживает, лучше пообщаться с педиатром.