Как воспринимать информацию. Типы и способы восприятия информации. Оставайтесь в позиции Взрослого

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

  • Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
  • Аудиальный канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
  • Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
  • Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный . Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Свойства восприятия

  • Предметность. Характеризуется направленностью на внешний мир. Человек всегда сосредоточивает свое внимание на таких вещах, которые находят отражение в окружающем пространстве. Это не обязательно могут быть предметы и явления, но также абстрактные понятия. В любом случае происходит глубокое умственное сосредоточение на том или ином предмете: обыденном, художественном или научном.
  • Целостность. В отличие от ощущения, которое отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие составляет его общий образ. Он складывается из совокупности различных ощущений и формирует целостное представление о том или ином предмете.
  • Структурность. Необходимо отметить, что восприятие человека устроено таким образом, что обладает способностью систематизировать материал в определенном порядке, то есть, из общего потока поступающей информации выделять только ту, что окажется полезна в данном случае.
  • Константность. Под этим свойством понимается относительная постоянность воспринимаемой информации при различных условиях. Так, например, формы предметов, их величина, цвет представляются человеку одинаковой при разных жизненных условиях.
  • Осмысленность. Человек не просто воспринимает предметы и явления, он делает это осмысленно, целенаправленно, предвидя определенный результат и стремясь к нему. Так, например, студенты слушают лекцию для того, чтобы успешнее сдать зачет или экзамен, посещают занятия по художественной культуре для самообразования. Во всяком своем действии личность стремится поступать осмысленно, потому что иначе и не может совершаться никакая деятельность.

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

  • Восприятие пространства. Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.
  • Восприятие времени. У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.
  • Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.
  • Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.

Особенности восприятия информации

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.

Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.

Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность. Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности. Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.

Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.

Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.

ФОТО Getty Images

1. Будьте готовы

Хорошо, если вы хотя бы приблизительно представляете себе, за что вас могут подвергнуть критике. Если вам нужно получить обратную связь по поводу вашей работы или поведения в целом, попросите об этом, сохраняя уверенность в себе. Не стоит напрашиваться на уничижительный ответ или на фальшивое одобрение, задавая вопросы вроде: «Я что, плохо это делаю?»

2. Сохраняйте спокойствие

Проверьте, не напряжено ли тело, проконтролируйте дыхание.

3. Мыслите позитивно

Обратная связь может оказаться очень полезной для вас. Ассертивные люди не боятся совершать ошибки, рассматривая их как возможность чему-то научиться.

4. Оставайтесь в позиции Взрослого

Взрослый – это та часть вашей личности, которая руководствуется рациональностью и объективностью. Постарайтесь оценить критический отзыв по таким параметрам:

  • Насколько для вас важно мнение этого человека?
  • Насколько эта критика честна и конструктивна?

«Включите» свою взрослую часть, чтобы напомнить себе, что критика касается только каких-то отдельных аспектов вашего поведения. Это не значит, что вас как личность полностью отвергают.

5. Слушайте внимательно

Спокойно повторите то, что говорит ваш критик, для того, чтобы:

  • показать, что вы внимательно слушаете;
  • проверить, правильно ли вы услышали сказанное (поскольку тревога может нарушать нашу способность к восприятию чужих слов, а иногда даже и саму способность слышать).

6. Проявляйте эмаптию к тому, кто вас критикует

Это не означает самоуничижения. Не надо говорить что-то вроде «Да, наверное, это ужасно жить с таким человеком, как я!» Лучше сказать: «Я понимаю, что мое поведение может тебя расстраивать». Или: «Я понимаю, что уже какое-то время ты недоволен тем, что я…»

7. Возьмите паузу

Иногда лучше отложить разговор на потом. Особенно если вы почувствуете, что не можете удержаться в позиции Взрослого, поскольку слишком злитесь или растеряны. В таком случае договоритесь пообщаться в другой раз. Скажите, что позже сможете выслушать собеседника более внимательно. За это время вы сможете успокоиться, еще раз обдумать все факты и при необходимости подготовиться к контратаке.

8. Защищайте себя

Если вам кажется, что ваш критик несправедлив или агрессивен, или же время и место для такой беседы выбраны неудачно (например, в данный момент вам нужно собраться с силами перед важным совещанием, или ваш разговор происходит в людном месте, или вы просто устали) – проявите ассертивность и защищайте себя.

9. Проясните, что именно вам хотят сказать

Задавайте уточняющие вопросы. Например, если ваш критик говорит: «Не думаю, что человека, который ведет себя так, как ты, когда-нибудь повысят до менеджера», задайте ему вопрос: «Что именно в моем поведении заставляет тебя так думать?» Эта техника позваоляет раскрыть агрессивный и уничижительный подтекст, который может быть замаскирован под доброжелательные или невинные комментарии. Иногда фраза «Ты купила новую губную помаду?» может подразумевать: «До чего вульгарна эта твоя помада!». А вопрос «Опять были пробки?» на самом деле может означать «Ты снова опоздал!»

10. Поделитесь своими чувствами и соображениями

На конструктивную критику реагируйте честно, если только у вас нет каких-то особых причин этого не делать. Признайте ее позитивные аспекты. К примеру, можно сказать: «Меня немного ошарашило то, что ты сказал. Но с другой стороны, тут есть повод задуматься». Другой вариант: «Мне было полезно это услышать, хотя я не могу с тобой согласиться».

11. Добавьте себе уверенности

Напомните себе о ваших сильных сторонах и о ваших ценностях, о том, чего вы добились. Попросите о поддержке людей, которые вас любят таким, какой вы есть.

12. Составьте план действий

Если критика справедлива и вы действительно хотите к ней прислушаться, что-то изменить в своем поведении, подумайте, как это можно сделать. Если критика агрессивна и несправедлива и вы с ней не согласны, но при этом она вас ранила или выбила из колеи, нужно обдумать какие-то техники самозащиты или же разобраться в глубинных причинах такой вашей реакции. Возможно, слова вашего критика напомнили о каких-то значимых людях в вашей жизни, например, о ваших родителях или начальнике. Осознание причины может помочь вам освободиться от этого ступора. Может быть, вам стоит заняться саморазвитием, проработать ваши отношения с этими людьми, чтобы прошлые неудачи больше не лишали вас силы. Если вам не удается самому понять причины своей реакции, лучше обратиться к психотерапевту или тренеру 1 .

Гейл Линденфилд (Gael Lindenfield), психотерапевт, тренер по саморазвитию и писатель. На русский переведены ее книги «Как справиться с гневом. Позитивная стратегия управления сильными эмоциями» (Золотой теленок, 1997) и «Теория и практика ассертивности. Как быть открытым, деятельным и естественным» (Попурри, 2003).

1 Подробнее см. в книге G. Lindenfield «Super-Confidence. Simple Steps to Biuld Self-Assurance» (Thorsons; New edition edition, 2000).

Как воспринимать критику, что нужно знать для себя. Различные ситуации и люди

Привет всем, пока я только ещё учусь писать то, что хочу выразить словами, ну короче попробую...

Что бы научиться правильно реагировать на критику, для начала важно понять для себя, зачем это нам нужно, для чего мы это делаем.

Без ясного представления причин и цели, у нас только и останется что одно желание научиться справляться с критикой, а самого толку будет не много, хотя если у вас уже появилось такое желание- уже хорошо, остается только немного поработать над собой, кое что осмыслить, сравнить и почувствовать. Дальше будет лишь дело техники.

Сначала разберемся, кто и зачем нас может критиковать и отталкиваясь от этого смотреть, как относиться к критике

Нас могут критиковать совершенно нормально, и заслужено . За то что мы, что то не так сделали или не подумав ляпнули чего то не того. В некоторых состояниях, радостных или наоборот в стрессе такое возможно. На эмоциях иногда может вылететь какая то неоправданная грубость, а в радости- вылететь глупость. Все это нормально для человека. Есть люди, которые хорошо контролируют свои эмоции и мысли, с ними это происходит редко, с другими- чаще.

Когда человек критикует вас по делу, то уж никак вы не должны защищаться и отвечать критикой на критикой. Этот не тот момент, когда лучшая оборона- это нападение. Если вы виноваты, лучшее что вы можете сделать, это признать свою вину.

К тому же, признав свою ошибку, тем самым выбьете у критикующего вас, его же оружие. Честно признать свою вину нужно для вас же самих. Вам это даже может понравиться,- вы в душе почувствуете удовлетворение, может не сразу, но уверяю почувствуете.

Когда на вас нападают с критикой- важен самый первый момент . Распознав критику в свой адрес,- не уйти в эти свои сильные эмоции возмущения и защиты себя, а остаться в нормальном сознании, что бы правильно отреагировать и сказать нужные слова..

В очень возбужденном состоянии это очень сложно сделать, поэтому, так важно научиться ловить себя в момент когда начинают критиковать.

Вообще, хорошая, правильная критика даже нужна нам , она учит нас и толкает к действиям. И уж тем более не обойтись без неё, если вы действительно стремитесь к чему то. У вас есть цель и вы несетесь к ней на всех парусах. "Успех без критики невозможен "- умные и правильные слова, которые я где то прочитал и запомнил раз и навсегда.

Бывает, такая ситуация- человек хочет прикрыть себя или кого то , и напав с критикой, хочет переложить на вас вину. Ни какой справедливости.

Но начнете, психовать и пылко доказывать свое,- ничего не добьетесь кроме, как поднимется , будете выглядеть малоубедительными и испортите себе настроение.

А главное, если критикующий правильно поведет себя то добьется своего, а вы останетесь виноватым, даже если это совсем не так. Конечно в такие моменты гнев справедливости подступает к горлу- это ясно. Но лучше всего, если вы даже пылая внутри- сдержитесь и просто защетитесь.

Для этого, очень важно и действенно- говорите спокойно , твердо и уверенно.- "Я, не виноват потому что...." . и по возможности кратко объясните почему. Повторите эти слова два раза и все . Этого достаточно. Все остальное уже будет напоминать ваше оправдание . А оправдание подразумевает вину, так что произнеся слова защиты пару раз- будет достаточно. Кому надо, тот поймет ваши слова. Важно что бы это было сказано, как можно спокойней и уверенней.

Все остальное, что вы можете сделать, что бы не распыляться , так это отключить мозг от всяких размышлений и представить внутри себя образ нападающего на вас в виде чего- нибудь смешного.

Мне нравиться, какой образ придумала Наталья Ром, известный психолог. Это "Ежик в Тумане" . Представьте себе нападающего этим ежиком и закидывайте его мысленно, хлопьями тумана.

Вообразите себе такого наглого, смешного ежа в семейных трусах ниже колен с тонкими ножками, который что то там возбухает, говорит, а его плохо слышно. И в нос ему запустите хлопья тумана. Можете представить другой образ, который вам больше по душе.

Но есть и другая критика, скорей, люди, которые пытаются нас критиковать.

Есть такие, которые критикуют, что бы возвыситься. Поднять свой авторитет среди окружающих. Они готовы критиковать и по делу и без, лишь бы показать свое "Я" и утвердится в своих и чужих глазах. Это обычный способ поднять свой авторитет.

Таких людей надо вычислять для себя в жизни и конечно нормально реагировать на неё. То есть никак , все затраты энергии будут напрасны. Когда начинаешь понимать, что вас критикует именно такой человек, то вообще должно возникать чувство безразличия. Это самое лучшее, а нападающий заметив это очень быстро отстанет поняв, что не на того нарвался.

Может конечно возникнуть чувство справедливости и возмущения- "что человек таким путем добивается своего авторитета", но вы его не измените и ничего не докажите, а себе только настроение можете испортить. Вам это надо?

В этот момент нужно пережить первых несколько секунд. Просто, ничего не анализируя в голове, перетерпеть этот самый пик внутреннего возмущения. Дальше, как можно холодней и уверенней либо сказать слова защиты, либо, если виноваты- честно признать критику, как я писал выше.

А есть и такие, которые только и ищут ссоры. Многие из них, реально получают от этого удовольствие (кайф), им без разницы что, к чему и зачем. Вступать с ними в какой либо диалог, пытаться что то объяснить, и вообще что либо говорить- бессмысленно. В этом случае нужно просто по скорей выйти из этой ситуации.

Либо же, если человек преследует вас и наезд продолжается, значит у него какая то явная цель . Здесь вы либо- сохраняете спокойствие, и он отстает видя, что не может добиться желаемого. Либо просто совсем уходите. Или на самый крайняк как вариант для мужчин- дать в рожу, возможно именно об этом он и мечтал или хотел сделать тоже.

Есть люди, которые скидывает таким образом свой пар , свои негативные эмоции. Выкрячившись и поскандалив- они успокаиваются. Вообще это может быть и вполне хороший, нормальный человек. Просто Он не умеет или у него сложно получается скидывать напряжение другими, нормальными способами.

А если ещё и куча проблем, которые не дают покоя, то для человека прямая необходимость завестись, из пустяка раздуть слона и вступить в конфликт. А с критики, обычно и начинается.

Научившись нормально, без лишних эмоций воспринимать критику, - вы можете довести такого человека до бешенства, зато спустя несколько, таких его безрезультатных, нападений, он оставит вас в покое и поищет другой объект для нападения.

Хуже, когда это происходит в семье.

Критикуют конкуренты. Если вы поняли что это критика мало обоснована и исходит от конкурента, то самое лучшее это вообще промолчать. Иначе ваш ответ потом могут использовать против вас же самих. Что вы там можете наговорить или сделать в возбужденном состоянии бог его знает.

Само понимание, что критика исходит от конкурента должно вас не просто успокаивать, а где то и говорить, что вы все делаете правильно. Иначе, как раз бы про вас никто и не вспомнил.

Как правильно воспринимать критику

Самое важное это осознав то, что в ваш адрес направлена критика, справиться с первыми чувствами и эмоциями. Помнить, что критика- это нормально и сдержав себя впервые секунды, спокойно отнестись к ней. Это лучшее для того, что бы правильно на неё ответить. Ко всему этому,- нервная реакция на критику, вызовет негативное состояние из которого потом будет гораздо сложней выйти.

Часто, умение реагировать на критику, приходит само по себе когда человек взрослеет, с опытом,- понимая что нервы и силы затраченные на это, не стоят того. Но многие и с возрастом, не могут нормально и спокойно воспринять критику, не могут справиться прежде всего с собой и своими эмоциями.

Причина может быть не только в самой критике, а прежде всего в вас самих. Вам нужно честно поразмышлять над тем, почему вы так относитесь к критике. Возможно вы так нервно реагируете на все, а не только на критику.

Может это какие то ваши комплексы, над которыми надо работать. Может вы не в лучшем состоянии или измотали себя, тогда почитайте статью "Нервное напряжение, как и что". А возможно, вам просто нужно повысить свою самооценку, очень часто именно эта одна из причин агрессивной реакции на критику. Если так, то рекомендую ознакомиться с этим в статье " ", несколько советов могут помочь вам в этом деле.

Упражнение.

Пригласите друга к себе и попросите его, пусть он вас в шутку покритикует. А вы отвечайте на эту критику. Во первых, раз это шуточная ситуации- эмоций лишних не будет и вы почувствуете для себя, как это вообще,- реагировать спокойно, да и позабавитесь.

Во вторых, проделав такое упражнение несколько раз- все это хорошо отложиться в вашей памяти, запомнятся даже смешные моменты, которые в настоящей критике могут вам помочь именно своим воспоминанием. Но на все так или иначе нужно время и практика.

Ещё одно небольшое упражнение. Садимся закрываем глаза и спокойно так засыпаем. Закрыв глаза, вспоминаем ситуацию, когда вас критиковали и вам было очень неприятно. Вспоминаем в образах и подробно.

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

Вы когда-нибудь задумывались о том, как мы видим предметы? Как выхватываем их из всего визуального многообразия окружающей среды с помощью сенсорных стимулов? И как мы интерпретируем то, что видим?

Обработка визуальных данных — это способность к осмыслению образов, позволяющая людям (и даже животным) обрабатывать и интерпретировать смысл информации, которую мы получаем благодаря нашему зрению.

Визуальное восприятие играет важную роль в повседневной жизни, помогая в обучении и общении с другими людьми. На первый взгляд кажется, будто восприятие происходит легко. На самом деле, за предполагаемой легкостью скрывается сложный процесс. Понимание, как мы интерпретируем то, что видим, помогает нам проектировать визуальную информацию.

Сбалансированная инфографика предполагает грамотное использование визуального представления (например, диаграмм, графиков, иконок, изображений), соответствующий выбор цветов и шрифтов, подходящего макета и карты сайта и др. И нельзя забывать о данных, их источниках и темах, что не менее важно. Но сегодня речь пойдет не о них. Мы сосредоточимся на визуальной стороне информационного дизайна.

Психолог Ричард Грегори (Richard Gregory, 1970) был убежден, что визуальное восприятие зависит от нисходящей обработки.

Нисходящая обработка, или концептуально управляемый процесс, осуществляется тогда, когда мы формируем представление о большой картине из мелких деталей. Мы строим предположение о том, что видим, на основе ожиданий, убеждений, прежних знаний и предыдущего опыта. Другими словами, мы делаем обдуманное предположение.

Теорию Грегори подтверждают многочисленные доказательства и эксперименты. Один из самых известных примеров — эффект полой маски:

Когда маска поворачивается полой стороной, вы видите нормальное лицо

Грегори использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы объяснить, как мы воспринимаем полую поверхность маски в виде выпуклостей, основанных на наших представлениях о мире. Согласно нашим предшествующим знаниям о строении лица, нос должен выступать. В итоге, мы подсознательно реконструируем полое лицо и видим нормальное.

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно теории Грегори?

1. Почти 90% информации, поступающей через глаза, до мозга не доходит. Таким образом, мозг использует предыдущий опыт или имеющиеся знания для конструирования реальности.

2. Визуальная информация, которую мы воспринимаем, соединяется с ранее сохраненными сведениями о мире, полученными нами опытным путем.

3. Исходя из различных примеров теории нисходящей обработки информации следует, что распознавание образов основывается на контекстуальной информации.

Совет №1 по информационному дизайну, исходя из теории визуального предположения Грегори: дополните данные соответствующей темой и дизайном; используйте значимый заголовок, чтобы задать ключевые ожидания; поддержите визуальный ряд выразительным текстом.

2. Эксперимент Саноки и Сульмана на соотношения цветов

По данным многочисленных психологических исследований сочетания однородных цветов более гармоничны и приятны. В то время как контрастные цвета обычно ассоциируются с хаосом и агрессией.

В 2011 Томас Саноки (Thomas Sanocki) и Ноа Сулман (Noah Sulman) провели эксперимент с целью изучить, как сочетаемость цветов влияет на кратковременную память — нашу способность запоминать то, что мы только что увидели.

Четыре различных опыта проводились с использованием гармоничных и дисгармоничных цветовых палитр. В каждом испытании участникам эксперимента показывали две палитры: сначала одну, затем вторую, которую нужно было сравнить с первой. Палитры демонстрировались с определенным временным интервалом и несколько раз в случайно составленных сочетаниях. Испытуемым нужно было определить, были ли палитры одинаковыми или разными. Также участники эксперимента должны были оценить гармоничность палитры — приятное/неприятное сочетание цветов.

Ниже приведены 4 примера палитр, которые демонстрировались участникам эксперимента:

Как цвета влияют на наше визуальное восприятие согласно теории Саноки и Сульмана?

  1. Люди лучше запоминают те палитры, в которых цвета сочетаются между собой.
  2. Люди лучше запоминают палитры, содержащие сочетание только трех или менее цветов, чем те, в которых четыре и более цвета.
  3. Контраст расположенных рядом цветов влияет на то, насколько хорошо человек помнит цветовую схему. Иными словами, это значит, что цветовое различие между контекстом и фоном может повысить нашу способность концентрироваться на контексте.
  4. Мы можем помнить довольно большое количество цветовых сочетаний одновременно.

Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что люди лучше способны усваивать и запоминать больше информации, воспринимая изображения с контрастной, но гармоничной цветовой гаммой, предпочтительно с сочетанием трех и менее цветов.

Совет №2 по информационному дизайну, основанный на результатах эксперимента Саноки и Сульмана: используйте как можно меньше различных цветов в комплексном контенте; увеличьте контраст между визуальной информацией и фоном; выбирайте темы с гармоничным сочетанием оттенков; используйте дисгармоничные сочетания цветов с умом.

Бинокулярное соперничество возникает, когда мы видим два разных изображения в одном месте. Одно из них доминирует, а второе — подавляется. Доминирование чередуется через определенные промежутки времени. Так, вместо того, чтобы видеть комбинацию двух картинок одновременно, мы воспринимаем их по очереди, как два конкурирующих за доминирование изображения.

В 1998 году Франк Тонг (Frank Tong), Кен Накаяма (Ken Nakayama), Джей Томас Воган (J. Thomas Vaughan) и Нэнси Канвишер (Nancy Kanwisher) в ходе эксперимента сделали вывод о том, что если смотреть одновременно на два разных изображения, возникает эффект бинокулярного соперничества.

В эксперименте участвовали четыре подготовленных человека. В качестве стимулов через очки с красным и зеленым фильтрами им показывали изображения лица и дома. В процессе восприятия происходило нерегулярное чередование сигналов от двух глаз. Стимул-специфичные реакции испытуемых контролировались с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно эксперименту Тонга?

  1. По данным МРТ, у всех испытуемых наблюдалось активное бинокулярное соперничество, когда им показывали разнородные картинки.
  2. В нашей зрительной системе эффект бинокулярного соперничества происходит во время процесса обработки визуальной информации. Иначе говоря, в течение короткого промежутка времени, когда глаза смотрят на два разнородных изображения, расположенных близко друг к другу, мы не в состоянии определить, что на самом деле видим.

Дэвид Кармель (David Carmel), Михаэль Аркаро (Michael Arcaro), Сабин Кастнер (Sabine Kastner) и Ури Хассон (Uri Hasson) провели отдельный эксперимент и выяснили, что бинокулярным соперничеством можно манипулировать с помощью таких параметров стимула, как цвет, яркость, контрастность, форма, размер, пространственная частота или скорость.

Манипулирование контрастом в примере ниже приводит к тому, что левый глаз воспринимает доминирующее изображение, в то время как правый - подавленное:

Как контрастность влияет на наше визуальное восприятие по данным эксперимента?

  1. Манипулирование контрастом приводит к тому, что сильный стимул оказывается доминантным большее количество времени.
  2. Мы будем видеть слияние доминирующего образа и части подавленного, пока не возникнет эффект бинокулярного соперничества.

Совет №3 по информационному дизайну, основанный на эффекте бинокулярного соперничества: не перегружайте контент; используйте тематические иконки; выделяйте ключевые моменты.

4. Влияние типографики и эстетики на процесс чтения

Вы знали, что типографика может влиять на настроение человека и его способность принимать решения?

Типографика — это разработка и использование шрифтов в качестве средства визуальной коммуникации. В наши дни типографика из области книгопечатания перешла в цифровую сферу. Обобщая всевозможные определения термина, можно сказать, что цель типографики — улучшить визуальное восприятие текста.

В своем эксперименте Кевин Ларсен (Kevin Larson, Microsoft) и Розалинд Пикард (Rosalind Picard, MIT) выяснили, как типографика влияет на настроение читателя и его способность решать задачи.

Они провели два исследования, в каждом из которых приняли участие 20 человек. Участников разделили на две равные группы и дали 20 минут, чтобы прочитать на планшете номер журнала The New Yorker. Одной группе достался текст с плохой типографикой, другой — с хорошей (примеры приведены ниже):

В ходе эксперимента участников прерывали и спрашивали, сколько, по их мнению, прошло времени с начала эксперимента. Согласно данным психологического исследования (Weybrew, 1984): люди, которые находят свое занятие приятным и пребывают в позитивном настроении, считают, что потратили намного меньше времени на чтение.

После чтения текстов участников эксперимента попросили решить задачу со свечой. Им нужно было прикрепить свечу к стене таким образом, чтобы воск не капал, с помощью канцелярских кнопок.

Как мы воспринимаем хорошую типографику и ее влияние?

  1. Обе группы участников неправильно оценили время, потраченное на чтение. Это значит, что чтение было для них увлекательным занятием.
  2. Участники, которым был предложен текст с хорошей типографикой, значительно недооценили время чтения по сравнению с участниками, которым достался текст с плохой типографикой. Это значит, что первый текст показался им более интересным.
  3. Никто из участников, которые читали текст с плохой типографикой, не смог решить задачу со свечой. В то время как меньше половины второй группы справились с заданием. Таким образом, хорошая типографика повлияла на способность решать проблемы.

Совет №4 по информационному дизайну, основанный на эксперименте Ларсена и Пикард, выявляющем влияние типографики: используйте удобочитаемые шрифты; отделяйте текст от изображений; не накладывайте картинки или иконки на текст; оставляйте достаточно свободного пространства между абзацами.

5. Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсену

Вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает выражение «одна картинка говорит больше тысячи слов»? Или почему мы воспринимаем изображение лучше, чем текст?

Это не значит, что изображение сообщает нам всю необходимую информацию. Просто человек обладает способностью ухватывать основные элементы сцены с одного взгляда. Когда мы фиксируем взгляд на предмете или предметах, то формируем общее представление и распознаем смысл сцены.

Что такое восприятие сути сцены? По мнению исследователя из Nissan Research & Development Рональда А. Ренсинка (Ronald A. Rensink):

«Восприятие сути сцены (scene gist), или восприятие сцены — это визуальное восприятие окружающей среды в качестве наблюдателя в любой момент времени. Оно включает в себя не только восприятие отдельных объектов, но и такие параметры, как их взаиморасположение, а также представление о том, что встречаются другие виды объектов».

Представьте, что вы видите некие объекты, представляющие собой две вывески с символами, и схему, символизирующую развилку и указывающую два разных пути. Скорее всего, перед вами возникла следующая сцена — вы посреди джунглей/леса/шоссе и впереди два пути, которые ведут в два разных пункта назначения. На основании этой сцены, мы знаем, что необходимо принять решение и выбрать один путь.

В 2008 году Моника С. Кастелано (Monica S. Castelhano) из Университета Массачусетса в Амхерсте и Джон М. Хендерсон (John M. Henderson) из Эдинбургского университета в ходе эксперимента изучили влияние цвета на способность восприятия сути сцены.

Эксперимент включал в себя три различных испытания. Студентам показывали несколько сотен фотографий (природных или сделанных человеком объектов) в различных для каждого испытания условиях. Каждое изображение было показано в определенной последовательности и момент времени. Участников попросили ответить «да» или «нет», когда они увидят детали, соответствующие сцене.

Нормальные и размытые фотографии были представлены с цветными и монохромными соответственно.

Для определения роли цветов в восприятии сути сцены для следующих примеров фотографий использовались аномальные цвета:

Как мы воспринимаем визуальную информацию на основании выводов Кастелано и Хендерсена?

  1. Испытуемые схватывали суть сцены и целевой объект за секунды. Это значит, что люди могут быстро понимать значение нормальной сцены.
  2. Испытуемые быстрее устанавливали соответствие цветных картинок, чем черно-белых. Таким образом, цвет помогает нам лучше понять картинку.
  3. В целом, цвета определяют структуру объектов. Чем лучше цвет соответствует тому, как мы обычно воспринимаем мир, тем легче нам понять смысл изображения.

Совет №5 по информационному дизайну на основе исследований восприятия сцены Кастелано и Хендерсена: используйте подходящие иконки или картинки для представления данных; располагайте контент в правильной последовательности; используйте привычные цвета для важных объектов.

Выводы

Понимание того, как люди воспринимают визуальную информацию, помогает улучшить инфографику. Обобщая выводы рассмотренных экспериментов, предлагаем вашему вниманию ключевые советы по дизайну визуальной информации:

1. Макет и дизайн

  • Тема и дизайн должны соответствовать информации.
  • Не перегружайте инфографику вашей страницы.
  • Используйте тематические иконки.
  • Располагайте контент в надлежащей последовательности.
  • Используйте заголовки, чтобы задать ключевые ожидания.

2. Видеоряд

  • Визуальные эффекты должны сопровождать текст.
  • Покажите важные цифры на графиках и диаграммах.
  • Используйте правильные картинки и иконки для представления ваших данных.
  • Сократите количество цветов для комплексного контента.
  • Делайте контрастность выше между важной визуальной информацией и фоном.
  • Используйте гармоничные цвета темы.
  • Используйте дисгармоничные цвета с умом.
  • Используйте обычные цвета для важных объектов.

4. Типографика

  • Выбирайте удобочитаемые шрифты.
  • Оставьте достаточно пустого пространства между заголовком и текстом или картинкой.
  • Не накладывайте картинки или иконки на текст.
  • Установите достаточные пробелы между символами.

Теперь, когда вы знаете все тонкости создания красивой и убедительной инфографики, дело за вами!