Как ухаживать за кистями для рисования. Техника масляной живописи - уход за кистями. способов продлить "жизнь" вашим кистям

Желательно при работе использовать кисти следующих двух типов: щетину и синтетику. Синтетика делиться на жесткую и мягкую; мягкая значительно лучше колонка т.к. имеет больший срок службы. Плоская же синтетика самых разных размеров от самого крупного до самого маленького.

Круглую синтетику необходимо использовать небольших размеров, она применяется для создания мягких переходов, при моделировки тела. Все это относиться и к щетинным кистям. Она необходима при работе «по сухому» и «впротир», при корпусном письме и тд.

Так же используют и веерную кисть. Ею объединяют и выглаживают красочный слой.

Необходимо помнить, что срок службы кистей зависит в основном от того как за ними ухаживают.

Инструменты необходимые для ухода.

При работе для вытирания кистей необходима чистая тряпка и для промывки промывочная банка. Промывка необходима в тот момент когда берете другой цвет, а вытирание уже не помогает. Состав промывочного раствора готовиться так: в равных частях смешиваются скипидар и уайт спирит. Состав смеси обусловлен тем, что при работе используется «тройник» в котором применяются даммарный лак и льняное масло. Масло растворяет уайт-спирит, а лак скипидар.

После завершения работы необходимо:

    Тщательно тряпкой вытереть кисть

    В промывочной банке промыть кисть

    Опять тряпкой вытереть кисть

    Заканчивать уход необходимо промывкой кисти в теплой воде с серым обыкновенным хозяйственным мылом

Тонкие кисти, для придания остроконечной формы, необходимо «замылить», от этого кисти дольше сохраняются.

Прежде чем начать работу промойте кисти в промывочной банке. Если же вы работали с лаками не поленитесь сразу же промыть кисти в промывочной банке и водой с мылом.

Если кисти засохли, т.к. не были во время вымыты, то положите на время их в промывочную банку, так что бы волосы кисти не касались дна. Как только кисть отмокнет, как всегда промойте водой с мылом. Как вы понимаете, что для кистей засыхание крайне не желательно, это сказывается на их долговечности. Мойте кисти каждый раз когда ими работаете.

Хотя промывочные банки есть в продаже, их можно изготовить и самому. Возьмите 1л стеклянную закручивающуюся банку, консервную банку меньшего размера, разрежьте ее пополам и вставьте ее так, что бы рифленая часть находилась вверху. Проделайте в рифленой части отверстия для того, что бы краска лучше осаждалась на дно банки. Что бы исключить испарения промывочной жидкости, плотно закручивайте банку после работы. Промывочную жидкость можно использовать неоднократно. Дайте отстоятся составу, слейте светлую часть, а нижнюю с краской вылейте. Промойте банку теплой водой с хозяйственным мылом, залейте светлую часть и пользуйтесь дальше.

Любой профессиональный художник скажет, что для создания настоящего шедевра очень важно тщательно выбирать не только краски, но и холст, и даже рабочее место с правильным освещением, ну а уж основной инструмент для работы – кисти – выбирать нужно особенно старательно.

Многочисленное разнообразие кистей, которое можно наблюдать на современном рынке, вызвано не только разницей в доступности сырья для производителей и потребительскими возможностями населения, но еще и разнообразием техник и красок, которые каждый человек искусства выбирает по собственному вкусу. Каждый сам для себя решает, какие кисти для акриловых красок лучше, однако, есть и такие кисточки, которые вовсе не подходят для рисования акрилом.


Материал

При выборе кисти для любого вида красок важно, чтобы инструмент хорошо лежал в руке художника, будучи как бы ее продолжением, и в то же время отличался определенной прочностью, что спасет его при длительном или неаккуратном использовании. Для большей долговечности советуют выбирать те кисточки, что оснащены цельной металлической обоймой – у таковой отсутствуют шансы на то, что она со временем разогнется.

Если материал ручки зависит только от удобства самого художника, то материал волосяного пучка критически важен для получения ожидаемого результата. В частности, большинство мастеров в целом отдают предпочтение кистям из натурального волоса, однако, при работе с красками на основе акрила их не используют. Дело в том, что полимерная часть красителя, очень быстро застывая у основания волосяного пучка, в кратчайшие сроки приводит изделие в негодность, из-за чего рисовать им становится невозможно.

Возможным решением проблемы могло бы стать постоянное нахождение волосяного пучка в воде, однако, и такие условия являются разрушительными для натурального волоса.


Большинство специалистов сходится на том, что начинающим художникам, работающим с акрилом , нужны, в первую очередь, синтетические кисти , в частности, нейлоновые. Они намного меньше поддаются вредному влиянию акрила, который, застывая, заставляет отдельные волоски терять эластичность, но и с ними нужно работать аккуратно, в частности, обязательно тщательно мыть после каждого сеанса рисования.

При правильном уходе такой инструмент может послужить своему владельцу достаточно долго, но профессионалами он все же не считается универсальным средством для рисования. Для расширения количества художественных техник, используемых для росписи, чаще всего применяют кисти на основе натуральной щетины.


Почему нейлон?

Хотя в арсенале художника, давно и плодотворно рисующего акрилом, наверняка найдутся кисти и из других материалов, новичкам практически всегда советуют сначала использовать именно нейлон. Есть смысл разобраться в том, почему именно этот материал, а не какой-либо другой:

  • Высокая эластичность и упругость. Следует отметить, что нейлоновые кисти обычно считаются усредненным вариантом между жесткими и мягкими кисточками, поэтому расцениваются как универсальные и такие, что хорошо подходят для любых начинающих художников, а не только для тех, что рисуют акриловыми красками.



  • Благодаря таким свойствам волосяной пучок оставляет четкие и плавные мазки на холсте, при этом материал довольно хорошо выдерживает многократное сгибание и не ломается, что очень уместно в случае, когда его владелец все еще не определился с оптимальной силой нажатия.

Отмечается, что кистями такого типа в принципе рисовать намного проще, хоть они и не оставляют большого пространства для художественного маневра.




  • Высокая устойчивость к воздействию воды . Специфика защиты волосяной части кисточки от вредоносного воздействия быстро застывающего акрила заключается в активном использовании воды, а синтетические материалы, в отличие от натурального волоса, намного лучше переносят постоянное пребывание под водой. Поскольку без регулярного ополаскивания волосяной пучок быстро придет в негодность, способность пребывать в воде длительное время является ключевой для инструментов для работы с акрилом.


  • Легкость обслуживания. Каким бы оптимизированным под использование акрила ни был нейлон, все же и к нему полимерная часть краски пристает, однако, и здесь синтетическая кисточка обладает явным преимуществом, а именно: гладкостью своих щетинок. У натурального волоса щетинки обладают определенной шероховатостью, из-за чего очистить их от кусочков застывшего акрила оказывается довольно сложно. В случае с нейлоном акрил может застывать, но происходит это на поверхности щетинок без надежного сцепления с ними, так что достаточно просто хорошо промыть инструмент, чтобы он снова был пригодным для работы.



Выбор по форме и жесткости

Выбор в пользу нейлона, как материала волосяного пучка еще не означает, что окончательный вердикт вынесен – нужно ведь выбрать хотя бы несколько инструментов для того, чтобы добиваться различных художественных эффектов. Для этого предпочтение отдают кистям разной формы и упругости:

  • Самый универсальный выбор в плане формы – это круглая кисть, но она из-за своей разносторонности не позволяет ни один эффект выполнить максимально качественно.
  • Кисти с плоскими волосяными пучками создают для более удобного закрашивания больших однотонных площадей.



  • На них чем-то похожи и контурные кисти, но у них ширина пучка значительно меньше, поэтому художники часто используют их для прорисовки цветовых переходов.
  • Хитрым инструментом является кисть в форме кошачьего языка – широкая, но с очень заостренным концом, что делает ее одновременно круглой и плоской, но для новичка полноценная работа с ней обычно оказывается слишком сложной задачей.



  • Наконец, линейные кисти отличаются ворсом повышенной длины и применяются, как правило, для написания каллиграфических текстов.
  • Что касается упругости, то и здесь инструменты отличаются, в зависимости от потребностей. Мягкий ворс лучше подходит для аккуратной, тонкой прорисовки контуров и других мелких деталей. Жесткие изделия выбирают чаще для рельефного рисунка, а также для нанесения больших, жирных мазков.


Как правильно мыть кисти – один из частых вопросов, который возникает у новичков масляной живописи.

Ответ на него они зачастую ищут в Интернете: в статьях, на форумах, соцсетях.

Оценить качество добытой информации бывает очень сложно. Кроме того, эта информация бывает очень противоречива.

В итоге в голове возникает полный сумбур!

Ухоженные художественные кисти – признак профессиональности и серьезного отношения к работе.

На заметку :

Кистей должно быть много. И разных. Кисти изнашиваются, меняют форму, становятся некачественными в процессе эксплуатации и т.д. Поэтому, чем их у вас больше, тем лучше.

В основном, для масла используются плоские кисти. Они бывают с округлым и с прямоугольным кончиком.

Для портретов, фруктов, овощей, цветов удобнее использовать кисти с овальной формой. А для городского пейзажа, строгих геометрических форм удобнее пользоваться прямоугольными кистями. Для прописки мелких деталей, для тонких линий надо иметь круглые кисти: синтетику или колонок №1 и № 2.

Кисти для масляных красок требуют особенно тщательного ухода.

Рассмотрим это подробнее в видео.

Как мыть кисти правильно:

Держите ваши кисточки в чистоте и порядке – это залог вашего успеха в изобразительном искусстве.

Помните, у хорошего мастера всегда должны быть качественные и ухоженные инструменты.

Кисти и уход за ними

Чтобы кисти служили вам как можно дольше, достаточно соблюдать совсем необременительные правила ухода за ними.

Кисти могут различаться по форме в зависимости от их назначения, но все они состоят из трёх основных частей: волосяной пучок, металлический капсюль и ручка. Волос может быть натуральным или синтетическим. Металлический капсюль обычно делается из никелированной или позолоченной латуни, которая не ржавеет. Ручка из лакированного или крашенного дерева бывает длинной или короткой, плоской или круглой.

Типы кистей.

Куньи кисти: самые дорогие и ценные. Они имеют очень эластичный волос из хвоста сибирской куницы. Пригодны для акварели и росписи по шёлку.

Беличьи кисти : из хвоста русской или канадской белки. Набирают много краски и часто используются для росписи по керамике.

Хорьковые кисти: из меха русского, полярного или китайского хорька. Они особенно эластичны, рекомендуются для живописи маслом.

Барсучьи кисти: применяются главным образом для реставрации. Эти кисти хороши для работы умеренно жидкими красками.

Щетинные кисти: из хребтовой щетины свиней или кабанов. Крепкие и эластичные, годятся для живописи маслом и для росписи различных поделок.

Синтетические кисти : появились в 1960-е годы. Современные синтетические кисти не уступают по качеству хорошей кисти из натурального волоса. Краску распределяют равномерно, мазок получается отличный. Годятся для любой живописной техники и для любой поверхности. Легко чистятся и при этом не портятся.

Уход и чистка.

Даже самая дорогая кисть может легко испортиться, если её не чистить сразу после использования. Никогда не оставляйте кисть в воде таким образом, чтобы кончик касался дна сосуда. Используйте специальное устройство со спиралями, которое позволяет держать кисть подвешенной в сосуде с водой, например, :

Если вы используете акриловые краски, пигменты или акварель, обильно споласкивайте кисти водой и протирайте о брусок натурального мыла, двигая кисть по направлению волоса. Особенно часто очищайте край капсюля, где обычно накапливается краска, иначе со временем кисть потеряет свою форму.

Вытрите кисть полотенцем или салфеткой и придайте её волосу, слегка сжимая, первоначальную форму пальцами. Затем храните кисть в вертикальном положении волосом вверх до следующего использования.

Чтобы устранить остатки масляной краски, очищайте кисть тканью, пропитанной специальным разбавителем, а затем промывайте водой и мылом, пока пена не станет чистой, без следов краски. Затем протрите их, как было указано выше.

Никогда не оставляйте мокрые кисти кончиками вверх, потому что вода может проникнуть под капсюль и деревянная ручка разбухнет от влаги. Сушите кисти, проводя ими по ткани или салфетке. Держите их вдали от источника тепла. Когда кисть высохнет, поставьте её так, чтобы щетина не опиралась на поверхность.

Проблемы и решения.

- После долгого использования щетина может потерять первоначальную форму.

Можно устранить ножничками погнувшиеся или торчащие щетинки и таким образом восстановить первоначальную форму щетины. Очень важно, как уже говорилось, соблюдать правила хранения кисти. Если кисть храниться с закрытой колпачком щетиной, то нужно следить, чтобы щетина оставалась раздельной, а не склеивалась, когда мы надеваем на кисть узкий колпачок. Нельзя ставить кисть в подставку щетиной вниз, сушить её лучше на весу, надёжно закрепив (тут нам опять очень пригодится специальное устройство со спиралями, которое позволяет держать кисть подвешенной, как подставка-держатель для кистей итальянского производителя Stamperia - см выше). Только на высохшие кисти можно надевать колпачок и убирать в футляр, где они будут храниться горизонтально. Искривлённую щетину невозможно выпрямить, такую кисть придётся заменить.

- Прежде, чем начать использовать новую кисть, нужно размягчить щетину.

Если кисть большая, мы советуем положить её в воду на несколько часов, чтобы размягчить щетину. Тогда щетина не будет ломаться при первом же использовании, приклеиваясь к работе. Если вам кажется, что вы приобрели некачественную кисть, потому что после первого использования выпало много щетинок, не беспокойтесь, эту проблему можно решить, предварительно замочив кисть. Помните, что при замачивании кисть всегда нужно держать на весу. Мы уже упоминали, что для этого существуют специальные приспособления (см. выше). Профессиональные художники-оформители, чтобы избежать выпадения щетинок, кладут кисти в воду на всю ночь перед началом работы.

- При перевозке необходимо защищать щетину.

Для перевозки мы советуем использовать специальный футляр, в котором щетина не деформируется. Если щетина погнётся, её невозможно будет выпрямить. Поэтому футляр с отделениями, где каждая кисть надёжно закреплена, - это лучший способ предохранить кисти от порчи.

Как правильно выбрать кисти для рисования?

Кисти, виды и формы.

Прежде чем приступить к описанию различных видов художественных материалов и их особенностей, нужно уделить внимание главному инструменту художника: кисти. Я расскажу какие формы и виды кистей бывают, для чего и в каких случаях они применяются, как правильно выбирать кисть при покупке и как правильно ухаживать за кистями. Главный инструмент художника, при работе с большинством художественных материалов – это кисть. Если вы решили заняться творчеством не на один день, то кисти лучше приобретать хорошего качества (это касается кистей при использовании любого художественного материала).

Кисть состоит из трех частей: деревянная ручка (бывает и пластмассовая, но лучше брать с деревянной), металлическая обойма (капсюля, цоколь) и волосяной пучок. Волосяной пучок – рабочая часть кисти может состоять из различного вида волос – синтетических или натуральных, собранных в различные формы и размеры. Обойма служит для придания формы и сохранности пучка и соединения его с ручкой кисти. Чаще изготавливается из металла. Цельнотянутые обоймы (без шва, наиболее удобны).

На что нужно обращать внимание чтобы самому правильно выбрать кисть:

– цоколь на деревянной или пластмассовой ручке не должен шататься, и уж тем более слетать с него, шов должен быть плотным и не прокручиваться, у качественных кистей обжимка очень плотная. – волос на кисточке должен быть надежно скреплен, чтобы потом он не выпал из нее, попробуйте погладить кончик кисти, если хоть один волосок остался у вас в руке, то такую кисть лучше не брать. В хорошем магазине вам должны разрешить смочить водой кончик кисти, при намокании он должен быть идеальным, волосок должен лежать к волоску, кончик кисти не должен топорщиться. У хорошей кисти ручка всегда будет деревянной. Ручка должна быть изготовлена из твердых пород лиственного дерева – бук, береза. Итак, виды кистей различаются по форме и материалу, из которого они изготавливаются.



Как правильно ухаживать за кистями?

Хороший художник всегда держит свои инструменты в образцовом порядке. – Если вы пользуетесь кистями из натурального волоса, то обязательно для профилактики пользуйтесь специальными отпугивающими средствами от моли. – Старайтесь сильно не давить на рабочую часть кисти при рисовании, мытье и наборе краски, так как может происходить обламывание мягких волосков о край железной обоймы. – Если вы долго не используете кисть, то чтобы сохранить волос кисти от всяческих бактерий можно хранить кисть завернутой вместе с шариками камфоры. – Никогда не ставьте влажную кисть кончиком вверх сразу в стакан. Дождитесь, когда кисть просохнет. – Никогда не ставьте кисть в воду кончиком вниз. Кисти хранят в банке стоя волосяной частью вверх. Если их просто складывать, то они потеряют форму. – Волос новых кистей склеен для того, чтобы кончик кисти не терял форму. Твердость исчезнет сразу, как только ее намочить. Многие круглые кисти продаются с колпачком из пластика, который способствует сохранению формы кисти. Старайтесь и дальше использовать этот колпачок, однако прежде, чем закрыть кончик кисти колпачком, обязательно полностью просушите кисть, иначе на обжимном кольце может образоваться ржавчина. – Если вы работаете с акриловыми красками, всегда старайтесь держать рабочую часть кисти в воде, потому что акриловая краска очень быстро высыхает, забивая при этом основание пучка кисти у обоймы и, практически не очищается. – Всегда тщательно чистите кисть после работы с красками. Если вы пользуетесь водорастворимыми красками (акварель, гуашь, темпера, акриловые краски), то несколько раз рекомендуется промыть кисти в чистой, прозрачной воде. Профессиональные художники обычно добавляют в воду каплю средства для мытья посуды. – Если вы пользуетесь масляными красками, то после работы с ними обязательно сразу нужно их очистить. Ни в коем случае нельзя дать кисти засохнуть. Сначала уберите излишки краски сухой тряпочкой. Кто-то советует для быстроты мыть кисти в растворителе типа пинена, скипидара или уайт-спирита, но это чревато тем, что растворитель попадает под жестяную обойму у основания ворса кисти и растворяет связующее вещество, скрепляющее волос пучка. Поэтому рекомендуется после использования масляных красок мыть кисти в теплой воде с использованием обычного хозяйственного мыла, до тех пор, пока вода и пена перестанут окрашиваться в цвет краски.