Комплексы массажа и гимнастики для детей. Как делать массаж новорожденному ребенку: подготовка

Вибрация – это быстрое, ритмичное сотрясение кожи и подкожной клетчатки ладонной поверхностью кисти или пальцами.
Похлопывание и вибрация усиливают процессы возбуждения в нервной системе и вызывают полезное сокращение мышц.
Вибрационный массаж грудной клетки. У грудных детей этот вид массажа, рефлекторно действуя на окончания межреберных нервов, вызывает углубленный вдох. (На себе его попробовать не рекомендуется, поэтому лучше всего потренироваться на кукле.)
Во время вибрационного массажа ребенок лежит на спине, его ноги обращены в сторону взрослого (см. рис.). Обхватите грудь ребенка так, чтобы большие пальцы легли спереди на уровне сосков, к наружной стороне от них (не надавливайте на грудь!), остальные пальцы должны находиться сзади на околопозвоночных линиях. Затем снизу вверх производите быстрые ритмичные движения (как бы играя на клавишном музыкальном инструменте). Если вы все сделали правильно, ребенок весело засмеется; если же ему что-то не нравится, значит, вы делаете массаж слишком энергично, и он испытывает болевые ощущения.

Вибрационный массаж будет полезен и в тех случаях, когда малыш нездоров (респираторные заболевания, кашель, насморк).
Перечисленные выше приемы массажа лежат в основе всех комплексов упражнений, рекомендуемых для занятий с детьми.
В настоящее время существует много школ гимнастики и массажа, но все они хороши только в руках специалиста.

Гимнастический комплекс упражнений № 1 для детей раннего возраста (от 1,5 до 3 месяцев)

1. Поглаживающий массаж рук (4–6 раз)

2. Поглаживающий массаж ног (4–6 раз)

3. Выкладывание на живот

4. Массаж спины (4–6 раз)

5. Массаж живота (6–8 раз)

6. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп (3–4 раза)

7. Рефлекторное разгибание спины в положении на боку (1–2 раза в обе стороны)

8. Выкладывание на живот

9. Рефлекторное ползание

Гимнастический комплекс упражнений № 2 для детей раннего возраста (от 3 до 4 месяцев)

1. Охватывающие движения руками (скрещивание рук на груди и разведение их в стороны; 6–8 раз)

2. Массаж рук: поглаживание, растирание, разминание (4–8 раз)

3. Массаж ног: поглаживание, растирание, разминание (4–8 раз)

4. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за правую руку (1–2 раза)

5. Массаж спины (компл.1)

6. «Положение пловца» (разгибание шеи в положении на весу; 1–2 раза)

7. Массаж живота (6–10 раз)

8. Массаж стоп (1–6 раз). Упражнения для стоп

9. Вибрационный массаж грудной клетки


11. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за левую руку (1–2 раза)

Гимнастический комплекс упражнений № 3 для детей раннего возраста (от 4 до 6 месяцев)

1. Скрещивание рук на груди. Охватывающие движения руками (6–8 раз)

2. Массаж ног (6–10 раз)

3. «Скользящие» шаги

4. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за левую руку (1–2 раза)

5. «Парение» на животе (1–2 раза)

6. Массаж стопы

7. Массаж живота (6–10 раз)

8. Приподнимание верхней части туловища из положения на спине за отведенные в стороны руки

9. Массаж и упражнения для стоп (1–6 раз)

10. Сгибание и разгибание рук (6–8 раз)

11. Сгибание и разгибание ног

12. «Парение» на спине (1–2 раза)

13. Массаж грудной клетки

14. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за левую руку (1–2 раза)

Гимнастический комплекс упражнений № 4 для детей раннего возраста (от 6 до Ю месяцев)

1. Скрещивание рук. Охватывающие движения руками (с кольцами) или сгибание и разгибание рук

2. «Скользящие шаги» или сгибание и разгибание ног

3. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за правую руку

4. Массаж спины

5. Стимулирование ползания

6. Массаж живота

7. Присаживание, держась за кольца (1–2 раза)

8. Круговые движения руками (2–6 раз)

9. Поднятие выпрямленных ног (4–6 раз)

10. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за левую руку

11. Приподнимание туловища из положения на животе

Гимнастический комплекс упражнений № 5 для детей раннего возраста (от 10 до 1 года 2 месяцев)

1. Сгибание и разгибание рук

2. «Скользящие» шаги

3.1.Рефлекторные повороты на живот за правую руку

3.2.Рефлекторные повороты на живот за левую руку

4. Приподнимание тела из положения на животе (1–2 раза)

5. Наклоны и выпрямления туловища (2–3 раза)

6. Массаж спины

7. Массаж живота

8. Доставание палочки прямыми ногами

9. Присаживание, держась за кольца (2–3 раза

Гимнастический комплекс упражнений № 9 для детей раннего возраста при рахите и гипертрофии (по К. Д. Губерт)

1. Поглаживающий массаж рук (см. компл. № 1).
2. Поглаживающий массаж ног (см. компл. № 1).
3. Сгибание и разгибание рук (пассивные упражнения) (см. компл. № 2).
4. Сгибание и разгибание ног (пассивные упражнения) (см. компл. № 3).
5. Массаж живота (см. компл. № 1).
6. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за правую руку (активные упражнения) (см. компл. № 2).
7. Массаж спины (см. компл. № 1).
8. Массаж живота (см. компл. № 1).
9. Массаж стоп и рефлекторные упражнения для стоп (см. компл. № 1) (2 раза).
10. Круговые движения руками (пассивные упражнения) (см. комп. № 3).
И. «Скользящие» шаги (пассивные упражнения) (см. компл. № 3).
12. Поворот на живот при поддержке за левую руку (активные упражнения) (см. компл. № 2).
Последовательность упражнений данного комплекса: 1,2,3,4,5,6,7,5,8,
8, 9,10,11.
Соблюдайте все предосторожности, но не подавляйте активности малыша. Наоборот, создавайте условия для правильного развития и тренировки всех положительных качеств, с которыми ваш ребенок пришел в жизнь, учитывая (насколько возможно) все факторы риска (см. табл. 2).

Таблица 2
Профилактика несчастных случаев

Рациональное питание ребенка

Значение грудного вскармливания

Известно, что правильное питание является одним из определяющих факторов здоровья ребенка, обеспечивающих своевременное и нормальное формирование органов и тканей, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, устойчивость к инфекциям и неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Наиболее важную роль питание играет в обеспечении здоровья детей первого года жизни, так как этот период отличается быстрым ростом и развитием ребенка. Это требует поступления значительного количества питательных веществ. Вместе с тем функциональные возможности пищеварительного тракта малыша ограничены, что связано с его относительной морфологической и функциональной незрелостью. Любая погрешность в питании способна нанести вред здоровью ребенка. Поэтому лучшим питанием для малыша является грудное вскармливание.
Состав материнского молока строго соответствует физиологическим и метаболическим особенностям ребенка, функциональным возможностям его пищеварительного тракта и изменяется на протяжении лактации, обеспечивая меняющиеся потребности малыша.
С первого по пятый день после родов вырабатывается молозиво, ценное большим количеством белка. С шестого по пятнадцатый день – переходное молоко, а с шестнадцатого – зрелое.
В утренние часы молока поступает больше, чем в вечерние. Поэтому вечером можно сократить интервалы между кормлениями.
Состав молока в груди неоднороден. В начале кормления вырабатывается так называемое «переднее молоко». Жира в нем в 2–3 раза меньше, чем в молоке в конце кормления. Поэтому с первых дней старайтесь, чтобы ребенок высасывал из груди как можно больше «заднего молока».
К числу важнейших достоинств женского молока, делающих грудное вскармливание незаменимым, относятся:
оптимальный сбалансированный состав необходимых ребенку питательных веществ и высокий уровень их усвоения;
широкий спектр биологически активных веществ и защитных факторов;
наличие факторов стимуляции роста бифидум-бактерий, формирующих нормальную микробную флору кишечника;
низкая нагрузка на почки и желудочно-кишечный тракт;
оптимальная температура;
стерильность;
дешевизна.
Молоко матери – не только источник пищевых веществ, но и большого количества биологически активных соединений, обеспечивающих регуляцию процесса роста и развития, высокий уровень иммунологической защиты от инфекционных заболеваний, снижение риска развития пищевой аллергии.
Работа мышечного аппарата ребенка при сосании материнской груди способствует формированию зубочелюстной системы, аппарата звуковоспроизведения.
В ходе исследований отечественные и зарубежные ученые установили благотворное влияние грудного вскармливания на темпы физического и психического развития, интеллектуальный потенциал, формирование поведенческих реакций, обучаемость детей.
До настоящего времени ученые не решили окончательно, но все же склоняются к версии о том, что материнское молоко благотворно влияет на мозг малыша. «Разумеется, никто не возьмет на себя смелость заявить: не будете кормить ребенка грудью – он вырастет глупее и слабее, чем мог бы, – утверждает доктор Лоуренс Гартнер из Американской академии педиатрии. – Однако получается именно так». В ответ слышатся возражения: нельзя сбрасывать со счетов такие факторы, как раса, возраст, социально-экономические условия и интеллект родителей. «У любящей, умной и заботливой мамы ребенок будет умней своих ровесников, вне зависимости от того, какую пищу он получает», – возражает доктор Марк Фелдман из Торонто. И все-таки так хочется верить, что материнское молоко – эликсир интеллекта.
При вскармливании грудью между матерью и младенцем возникает тесный психоэмоциональный контакт, являющийся продолжением связи, которая существовала в период внутриутробного развития ребенка. Грудное вскармливание создает для него атмосферу защищенности, благоприятно влияющую на его адаптационные возможности, формирование поведенческих реакций. Так закладывается основа будущих психоэмоциональных отношений между матерью и ребенком, база его будущей социализации.
Специалистам хорошо известны состояния, против которых естественное вскармливание вырабатывает пожизненный иммунитет: сахарный диабет, ожирение, ранний атеросклероз, гипертония, нарушение поведения и социальных отношений, снижение способности к обучению.

Виды и режимы вскармливания детей первого года жизни

В зависимости от доли женского молока в общем объеме питания при вскармливании детей первого года жизни выделяют три вида кормления: естественное, искусственное, смешанное.
Под естественным подразумевают такой вид вскармливания, когда ребенок в возрасте 4,5–5 месяцев питается только женским молоком или его доля составляет не менее 80 % в полном суточном объеме.
При смешанном вскармливании женское молоко в общем объеме питания составляет от 20 % до 80 % и дополняется молочными смесями.
При искусственном вскармливании доля женского молока в общем объеме питания составляет менее 20 % либо ребенок получает только молочные смеси.
В зависимости от принятого режима питания выделяют свободное и регламентированное вскармливание.
При свободном вскармливании (вскармливание по требованию) мать прикладывает ребенка к груди так часто и на то время, как он этого требует, включая ночные часы. Этот вариант питания чаще используется в первые месяцы жизни малыша. В этот период взаимной адаптации ребенок может прикладываться к груди 10 и более раз в сутки. Следует подчеркнуть, что свободное вскармливание не является синонимом бессистемного вскармливания. К сожалению, нередко приходится сталкиваться с мнением, что прикладывать ребенка к груди надо при каждом его крике. Но крик является единственной реакцией малыша на любой дискомфорт (мокрые пеленки, метеоризм, голод и т. п.). Поэтому очень важно, чтобы родители научились слушать своего ребенка, различать интонации его плача, выделять голодный крик.
Со временем (как правило, в течение 1–1,5 месяцев) формируется устойчивый ритм питания ребенка, устанавливается равновесие между его потребностями и количеством вырабатываемого молока.
Становление лактации приходится на первый месяц. Выработка молока – процесс, зависящий от ряда факторов. Для стимуляции лактации специалистами разработана масса рекомендаций. Приведем основные из них:
продуманный рацион питания и образ жизни кормящей (полноценный отдых и сон, прогулки на свежем воздухе), положительный эмоциональный настрой;
употребление настоев из различных трав и семян, специальных травяных чаев. Кормящая женщина сама выберет из предлагаемых средств наиболее эффективное для себя. Следует поддерживать собственный питьевой режим (до 2 литров в сутки), употреблять теплое питье за 20–30 минут до кормления;
прикладывая ребенка попеременно к обеим грудям, заканчивать процесс кормления следует той грудью, с которой оно началось,
чтобы младенец высасывал «заднее молоко». Остатки молока нужно сцедить.
Установлено, что именно свободное вскармливание способствует более продолжительной лактации, преодолению лактационных кризов. При достижении равновесия между потребностями ребенка и количеством вырабатываемого молока отпадает необходимость в сцеживании.
Под регламентированным вскармливанием понимают такой режим питания, когда кормление осуществляется в установленные часы, а кратность и объем определяются врачом в соответствии с возрастом, массой тела и индивидуальными особенностями ребенка. При этом количество кормлений сокращается. На первом месяце жизни ребенка кормят 7 раз в сутки через 3 часа с перерывами на ночной сон; к одному году – 4–5 раз через 4–4,5 часа с перерывами на ночной сон.
В период лактации возрастает потребность женщины во всех питательных веществах, особенно в витаминах, минералах, микроэлементах. В первые 6 месяцев лактации суточная калорийность рациона кормящей женщины увеличивается на 500 и более ккал. После введения в рацион ребенка продуктов прикорма потребность в энергии и нутриентах (в основных питательных веществах) несколько снижается. Примерный суточный набор продуктов питания для кормящей женщины и нормы потребления пищевых веществ и энергии представлены в таблице 3.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Музыкальное сопровождение выбирайте по вкусу, ритм и темп - по силам.

Комплекс первый

1. Вы стоите прямо, с сомкнутыми коленями и стопами. Затем легко сгибаете колени, руки на затылок. Обращайте внимание на то, чтобы колени смыкались. Повторите 14 раз.

2. Вы стоите с широко расставленными ногами и широко разведенными в стороны руками, затем верхнюю часть туловища передвигаете то вправо, то влево, выдвигая плечо, при этом живот немного напрягается. Движение становится более интенсивным при легком сбивании коленей. В каждую сторону по 8 раз.

3. Стойте свободно, слегка расставив ноги. Наклоняйте голову влево и вправо. По 5 раз в каждую сторону.

4. Вы стоите прямо. Вытягивайте обе руки в стороны, при этом поднимайте то правое, то левое колено, как можно выше. Продолжайте то же упражнение, добавляя взмахи рук. Левое колено и правая рука вверх. По 8 раз каждой ноги, затем 8 раз - рука и нога.

5. Снова стойте прямо. Вытяните руки в стороны, после этого энергично поворачивайте верхнюю часть туловища вправо и влево; сильно напрягая при этом мышцы живота.

6. Присесть, упереться в пол руками и передвигать руки: 4 шага вперед, 4 назад. Всего по 20 шагов.

7. Сидя на полу с широко расставленными ногами, поворачивайте туловище вправо и влево. По 8 раз в каждую сторону.

8. Вы лежите на животе. Руками упритесь в пол и, опираясь на руки и колени, поднимайте туловище вверх. Затем садитесь на пятки. Раскачивайте туловище вперед и назад, пока снова не ляжете.

9. Вы лежите на спине. Поочередно поднимайте согнутые в колене ноги, подтягивая колено ближе к груди. По 8 раз каждой ноги.

10. В том же положении на спине поднять ноги вверх и развести их широко в стороны, а затем делать окрестные движения ногами. 20-22 раза.

11. В том же положении на спине делать движения ногами, как при езде на велосипеде.

12. Затем переходите в положение березки. Продолжая езду на велосипеде из положения березки, опускайте вниз то одну, то другую прямую ногу. 20-30 раз.

13. Вы стоите прямо, руки в стороны. Теперь подайте плечи и руки вперед, слегка сгибая колени, затем плечи и руки назад. Повторите по 8 раз вперед и назад.

14. Вы стоите прямо. Сделайте шаг вправо в сторону, при этом левая стопа выставлена, затем влево в сторону, выставлена правая стопа. При этом размахивайте руками, все увеличивая размахи. Когда руки совсем высоко - потянитесь. По 8-10 раз

в каждую сторону.

15. Закончите спокойными движениями вальса.

Затем отдохните и перейдите к водным процедурам.

Упражнения выполняются в среднем темпе, если трудно, то начинайте в медленном темпе, а через 2-3 недели убыстрите темп.

Массаж и гимнастика для новорожденного – одни из самых действенных процедур, которые помогут вашему малышу не только окрепнуть, но и быстрее освоить навыки ползания, а затем и хождения. Научиться выполнять комплексы упражнений для новорожденных в состоянии каждый любящий родитель. Кроме пользы здоровью, такие занятия помогут наладить тесный контакт между матерью и ребенком.

Массаж подошвенных поверхностей - дело, безусловно, полезное, но не будете же вы ждать, пока малыш встанет на ноги и самостоятельно станет массировать стопы. Тем более что общий массаж является не менее мощным, а главное, приятным средством для укрепления здоровья.

Польза массажа для новорожденных заключается в том, что такие процедуры ускоряют созревание Т-лимфоцитов и повышают их фагоцитарную активность, улучшают продвижение крови по артериям, стимулируя кровоснабжение органов, способствуют удалению из тканей отработанных веществ по венам и лимфатическим сосудам. Массаж стимулирует развитие лимфатической системы, отвечающей за формирование иммунитета. Во время гимнастики и массажа для новорожденных мышцы получают дополнительный приток крови, кислорода и питательных веществ, а следовательно, лучше развиваются и находятся в хорошем тонусе. Значит, малыш быстрее овладеет двигательными навыками и вскоре обрадует вас умением самостоятельно садиться или вставать. Массаж стимулирует выработку эндорфинов - гормонов удовольствия, а радостное настроение способствует росту и развитию. Прикосновения ласковых маминых рук сообщают младенцу о том, что он любим и защищен от всех невзгод, поэтому он растет более спокойным и жизнерадостным.

Перед тем как делать массаж новорожденному, отведите для этой процедуры удобное для вас и ребенка время в распорядке дня и старайтесь придерживаться его, тогда через какой-то срок малыш уже будет чувствовать приближение заветного часа и радостно его приветствовать.

Лучшее время для сеанса - через 1,5-2 часа после кормления. Проводить массаж, когда ребенок голоден или хочет спать, не стоит. Так вы измучаете его и себя, а массаж должен приносить удовольствие и пользу.

Массаж для новорожденных в домашних условиях – это еще один вид тесного контакта между матерью и ребенком, во время которого малыш получает дополнительную порцию нежности и ласки. Постарайтесь в это время не отвлекаться на посторонние дела и разговоры, а полностью сосредоточиться на проводимом мероприятии и ощущениях ребенка.

Общение во время массажа позволяет установить особую близость с малышом, лишний раз продемонстрировать ему свою любовь. Разговаривайте с ним ласково и нежно, называйте части тела, которые в данный момент массируете: «А где же наши ручки? Сейчас мы их помассируем, чтобы они стали сильными-пресильными. А теперь ножки разотрем, чтобы они были крепкими и быстро бегали. И по спинке постучим, и про животик не забудем». Совмещайте физические упражнения с познавательными занятиями, во время которых малыш знакомится с собственным телом и учится координировать положение в пространстве.

Как делать массаж новорожденному ребенку: подготовка

Общий массаж можно начинать уже с первых дней жизни с ласкового и нежного поглаживания тельца ребенка.

Любое дело требует определенных навыков и умения, а также необходимых условий. Массажу невозможно научиться по книжке, но легко и просто овладеть им под руководством опытного массажиста.

Перед тем как правильно делать массаж новорожденному, прежде всего, подготовьте свои руки для выполнения процедуры: придется пожертвовать маникюром и коротко подстричь ногти. Снимите кольца и браслеты, вымойте руки теплой водой. Малышу не понравятся прикосновения холодных рук. Употребление массажных кремов и присыпок нежелательно, чтобы не нарушить кожное дыхание ребенка.

До того как делать массаж новорожденным детям, перед сеансом необходимо проветрить комнату, чтобы малыш дышал свежим, обогащенным кислородом воздухом, ведь для него массаж - это физическая нагрузка. Оптимальная температура воздуха в комнате во время процедуры - 18 °С.

При подготовке к массажу обязательно позаботьтесь и об удобном положении для себя. Если ребенок будет находиться на низкой поверхности (на диване, например), у вас скоро устанет спина, и вам захочется побыстрее закончить процедуру.

Перед тем как правильно делать массаж новорожденным, положите на стол сложенное в 2-4 раза байковое одеяло, накройте пеленкой - вот вам и массажный стол.

Как правильно делать массаж новорожденным детям

Освободите кроху от всех одежек и перенесите его на массажный стол. В процессе того как делать массаж новорожденному ребенку, строго соблюдайте последовательность: сначала ножки, затем ручки, грудь и животик. Потом переворачиваем малыша на животик и массируем попку и спинку.

Главное правило: массирующие движения должны повторять направление тока крови и лимфы.

На конечностях - от периферии к центру, то есть от кистей и стоп к подмышечным и паховым областям.

На спинке - от поясницы к шее и подмышечным областям по обе стороны от позвоночника.

На животе - по часовой стрелке.

На груди - от грудины к подмышечным впадинам.

Поясницу массируем от позвоночника к паховым областям.

Как видно на фото, при массаже для новорожденных в домашних условиях основными приемами являются поглаживание, растирание, разминание и вибрация:

Поглаживание - движения, расслабляющие мышцы, подготавливающие их к массажу. Этим приемом начинают и заканчивают как сам массаж, так и переход от одного приема к другому. При поглаживании пальцы или вся ладонь скользят по коже, не сдвигая ее и не собирая в складки. Даже если на первых порах вы ограничитесь только поглаживанием, польза будет несомненная: увеличится приток кислорода через кожу, и повысится содержание провитамина А.

Растирание оказывает более сильное воздействие на кожу, улучшая кровоток в поверхностных сосудах и обменные процессы в подлежащих тканях, смещая их в разных направлениях.

При разминании кожу и мышцы несколько сдавливают и как бы раскатывают по поверхности стола.

При вибрации ладонь кладется на спинку или животик и перемещает кожу малыша в разных направлениях (вверх-вниз, вправо-влево).

Посмотрите видео «Массаж для новорожденных в домашних условиях» и внимательно присмотритесь к действиям массажиста:

Хорошо, если у вас есть возможность выполнить основные приемы массажа под руководством специалиста. В дальнейшем применяйте их самостоятельно, а через некоторое время вы в совершенстве овладеете техникой массажа и приобретете верного помощника в укреплении иммунитета.

Первые сеансы массажа не должны длиться более трех минут, ведь нервная система малыша быстро истощается, и он устает от новых впечатлений и ощущений. Постепенно увеличивая продолжительность занятий, через 1,5-2 месяца доведите ее до 10-12 минут.

Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни

Как только малышу исполнится 2 месяца, подключите к массажу гимнастические упражнения. Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни – это специальная система физических упражнений, которая развивает и укрепляет суставно-мышечный аппарат ребенка, способствует развитию двигательных функций и координации движений. Такие занятия дают мощный стимул к физическому и психическому развитию, дарят незнакомое ранее чувство «мышечной радости», ускоряют знакомство ребенка с окружающим миром и делает его более интересным и приятным. Гимнастику новорожденных с первых дней жизни можно проводить под музыку. Малышу это понравится и будет способствовать развитию у него чувства ритма.

При выполнении гимнастики для новорожденных можно использовать вспомогательные предметы: мяч, гимнастическую палочку, любимую игрушку.

Это внесет разнообразие в занятия и вызовет дополнительные положительные эмоции.

Существует масса комплексов оздоровительной и лечебной гимнастики, которые вы сможете освоить с помощью инструктора по лечебной физической культуре (ЛФК).

Комплексы массажа и физических упражнений для новорожденных по месяцам (с видео)

Представленные ниже самые простые комплексы массажа и упражнений для новорожденных по месяцам вы можете освоить без посторонней помощи.

Прочтя описание, обязательно посмотрите видео гимнастики для новорожденного, чтобы лучше понять, как выполняются упражнения.

1. Комплекс массажа и упражнений для новорожденных в возрасте от 1,5 до 3 месяцев

  • Поглаживающий массаж рук (4-6 раз).
  • Поглаживающий массаж ног (4-6 раз).
  • Выкладывание на живот.
  • Поглаживающий массаж спинки (4-6 раз).
  • Массаж живота по часовой стрелке (6-8 раз).
  • Массаж стоп (3-4 раза).
  • Рефлекторное разгибание спины.
  • Положите ребенка на бочок и своим указательным пальцем проведите по его подошве от пальчиков к пяточке. Он выгнет спинку и запрокинет голову. Выполнить по 2 раза в обе стороны.
  • Выкладывание на живот.
  • Рефлекторное ползание. Приложите свои ладони к подошвам малыша, и он сделает попытку ползти.
  • Общая продолжительность таких упражнений для новорожденного ребенка составляет 5-6 минут.

2. Комплекс физических упражнений и массажа для новорожденных детей в возрасте 3-4 месяцев

  • Обнимающие движения руками - скрещивание рук на груди и разведение их в стороны (6-8 раз).
  • Массаж рук: поглаживание, растирание, разминание.
  • Рефлекторные повороты на живот: левой рукой захватить левое предплечье малыша, а правой рукой - обе стопы. Малыш повернется на правый бок, пытаясь перевернуться на живот. Затем правой рукой захватить правое предплечье ребенка, а левой взять обе стопы. Малыш совершит движение в другую сторону - на левый бок. Выполнить по 2 раза в обе стороны.
  • Надежно захватить одной рукой голеностопные суставы и держать малыша на весу в горизонтальном положении, поддерживая ладонью другой руки грудную клетку. Он запрокинет голову. Выполнить 2-3 раза.
  • Массаж стоп (5-6 раз).
  • Упражнение для стоп. Повторить 2-4 раза.
  • Сгибание и разгибание рук (6-8 раз).
  • Поворот на живот при поддержке за левую, а затем за правую руку.

3. Комплекс физических упражнений и массажа для новорожденных от 4 до 6 месяцев

  • Обнимающие движения руками.
  • Массаж ног: поглаживание, растирание, разминание.
  • «Скользящие» шаги. Стопы стоят на столе. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленных суставах, не отрывая подошвенных поверхностей от опоры.
  • Поворот на живот через правую и левую стороны.
  • «Положение пловца». Захватить одной рукой голеностопные суставы и держать малыша на весу в горизонтальном положении, поддерживая ладонью другой руки грудную клетку. Он запрокинет голову (2-4 раза).
  • Массаж спины: поглаживание, растирание, разминание.
  • Массаж живота по часовой стрелке: поглаживание, растирание, разминание.
  • Приподнимание верхней половины туловища из положения лежа на спине. Взять обеими руками малыша за предплечья и поднимать его до положения сидя (не сажать!).
  • Массаж и упражнения для стоп.
  • Сгибания и разгибания рук (6-8 раз).
  • Сгибание и разгибание ног.
  • Левую ладонь подложите под спинку ребенка, а правой рукой возьмите его за голеностопные суставы. Держите на весу. Он будет сгибать голову.
  • Вибрационный массаж грудной клетки.
  • Поворот на живот при поддержке за правую, потом за левую руку.

4. Комплекс гимнастических упражнений и массажа для детей от 6 до 10 месяцев

  • Обнимающие движения руками.
  • Сгибание и разгибание рук. Эти упражнения можно выполнять, вкладывая в руки малыша игрушки (кольца, погремушки).
  • «Скользящие» шаги.
  • Повороты на живот вправо - влево при поддержке за руку.
  • Массаж спины.
  • Стимулирование ползания. Положите перед лежащим на животе малышом яркую игрушку. Поставьте свою ладонь к его подошвам. Он попытается ползти.
  • Массаж живота.
  • Присаживание, придерживая малыша за предплечья или за игрушки, которые он держит.
  • Круговые движения руками (6-8 раз).
  • Поднимайте и опускайте прямые ноги, сгибая их в тазобедренных суставах (6-8 раз).
  • Напряженное выгибание. Малыш лежит на животе. Встаньте позади него, возьмитесь за кисти его рук и тяните их вверх, поднимая грудную клетку.
  • Повороты на живот вправо - влево, держа его за руки.

5. Упражнения и массаж для детей от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев

Примерные комплексы гимнастики для детей первого полугодия жизни

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ

2. И.п. - на спине. Слегка надавите большим пальцем своей руки на средину ладони ребенка. При этом ребенок открывает рот, слегка вытягивает губы вперед, приподнимает голову и напрягает мышцы плечевого пояса и рук.

3. И.п. - на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладони ребенка. Он должен хорошо захватить их и прочно удерживать, а затем приподнять голову и верхнюю часть туловища (см. фото 1, 2).

4. И.п. - на спине. Слегка надавите большими пальцами на ступни ребенка у основания второго и третьего пальцев ног. Пальчики ребенка согнутся к подошве (см. фото 3)

5. И.п. - на животе. Подставьте под подошву ребенка свою ладонь. Малыш начнет активно двигать руками и отталкиваться ножками от препятствия (совершать «ползательные» движения).

6. И.п. - на боку. Легко проведите указательным и средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в направлении от шеи к ягодицам. При этом ребенок дугой выгибается назад. Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку (см. фото 4).

7. И.п. - на спине и на животе.

8. И.п. - на спине. Дыхательные упражнения. Расположите свои руки по бокам грудной клетки ребенка и в такт его дыханию слегка надавливайте на грудную клетку ребенка.

ФОТО

2
ФОТО

3
ФОТО

4
ФОТО

5
ФОТО

6
ФОТО

7
ФОТО

8
ФОТО

9
ФОТО

10

ВТОРОЙ-ТРЕТИЙ МЕСЯЦ

1. И.п. - на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку взрослого у ребенка возникают положительные эмоции, выражающиеся в целом комплексе звуков и движений: малыш гулит, улыбается, двигает руками и ногами, как бы «смеется» всем телом (см. фото 5).

2. И.п. - на спине и на животе. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.

3. И.п. - на спине. Разведите руки ребенка в стороны, а затем скрестите их у него на груди таким образом, чтобы обхватить ими его туловище (см. фото 6, 7).

4. И.п. - на спине. Возьмите ручки ребенка в области предплечий, ближе к кистям, и имитируйте «боксирующие» движения (см. фото 8).

5. И.п. - на руках взрослого. Ритмично надавливайте ладонью на спину ребенка, в такт его дыханию постепенно передвигая ладонь от шеи к пояснице (см. фото 9).

6. И.п. - на животе. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка под грудь, а другую положите так, чтобы полусогнутые ноги ребенка упирались в нее. Поместите перед ребенком яркую игрушку. Малыш будет отталкиваться ножками от вашей руки - «ползти» (см. фото 10).

7. И.п. - на спине. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка под спину, а другую подставьте ему под ножки. Отталкиваясь ножками от вашей руки, ребенок «поползет».

8. И.п. - на спине. Дыхательное упражнение. Ритмично надавливайте на переднюю и боковые поверхности грудной клетки ребенка, обходя грудинную кость (см. фото 11).

9. И.п. - на боку. Легко проведите указательным и средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в направлении от шеи к ягодицам. При этом ребенок дугой выгибается назад. Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку (см. фото 4).

10. И.п. - на спине. Своей левой рукой обхватите голени ребенка, а правой - его левое предплечье. С вашей минимальной помощью ребенок поворачивается на бок. В направлении движения поместите яркую игрушку, чтобы привлечь внимание ребенка. Упражнение выполняйте попеременно - то вправо, то влево (см. фото 12, 13).

11. И.п. - на боку (поочередно на левом и правом). Ритмично надавливайте ладонью на боковую и заднюю поверхности грудной клетки ребенка

12. И.п. - на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладошки ребенка. Он цепко захватит их и будет прочно удерживать. Слегка потяните ребенка к себе (но только в том случае, если малыш сам немного подтягивается), а затем осторожно опустите в исходное положение (см. фото 1, 2)

13. И.п. - на спине, на животе. Поместите прямо перед ребенком яркую звучащую игрушку, дождитесь, когда его взгляд устойчиво сосредоточится на ней. Затем перемещайте игрушку то вправо-влево, то вверх-вниз - ребенок будет следить за движущимся объектом. Упражнение следует выполнять поочередно на спине и на животе (см. фото 14).

ФОТО

11
ФОТО

12
ФОТО

13
ФОТО

14
ФОТО

15
ФОТО

16
ФОТО

17
ФОТО

18
ФОТО

19

ЧЕТВЕРТЫЙ-ШЕСТОЙ МЕСЯЦ

1. И.п. - на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку ребенок начинает гулить, улыбается, двигает руками и ногами (см. фото 5).

Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку ребенок начинает гулить, улыбается, двигает руками и ногами

2. И.п. - на спине и на животе. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.

3. И.п. - на спине. Дыхательное упражнение. Слегка развести руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, затем прижать плечи согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки, а предплечья - к передним отделам грудной клетки.

4. И.п. - на спине. Сгибайте и разгибайте ножки ребенка - вначале попеременно, затем одновременно (см. 15, 16).

5. И.п. - на спине. Возьмите руки ребенка в свои и легким подтягиванием на себя стимулируйте поднимание головы и верхней половины туловища - «присаживание». Затем опустите ребенка в исходное положение (см. фото 1, 2).

6. И.п. - на спине. Повороты со спины на живот и с живота на спину с поддержкой ребенка за ноги. Захватив обе голени ребенка одной рукой, выпрямите его ноги и аккуратно поверните малыша на бок, а затем на живот и снова на спину. Упражнение следует выполнять попеременно в правую и в левую сторону. Чтобы стимулировать активные повороты ребенка, поставьте в поле его зрения яркую игрушку, поощряйте его ласковой речью (см. фото 12, 13).

7. И.п. - на спине. Ритмично надавливайте ладонями на передние и боковые поверхности грудной клетки, обходя грудинную кость (см. фото 11).

8. И.п. - на спине. Круговые движения ног в тазобедренных суставах. Захватив голени ребенка, согните его ножки в коленях, подведя бедра к животу, затем разведите согнутые ноги в стороны, после чего выпрямите их и сведите вместе (см. фото 16, 17, 18, 19).

9. И.п. - на животе. Ползание за игрушкой. Поместите перед ребенком яркую звучащую игрушку. Привлекая внимание ребенка к игрушке, побуждайте его ползти и/или тянуться к ней руками. Сначала игрушку стоит положить поближе, потом, если ребенок успешно передвигается в заданном направлении, ее можно слегка передвинуть вперед, подальше от него. Однако не делайте цель недостижимой - после того как малыш доползет до игрушки, дайте ему подержать ее, похвалите.

10. И.п. - на спине. Приподнимите лежащего на спине ребенка над столом на вытянутых руках. Это вызывает рефлекторное сгибание туловища вперед и выпрямление ног.

11. И.п. - на спине, на животе. Рассматривание ярких, звучащих, удобных для захвата игрушек из положения на спине, на животе. В этом возрасте ребенок активно приподнимает головку и плечевой пояс, поворачивается в сторону игрушки (см. фото 14).

Комплекс упражнений для детей 6-9 и 9-12 месяцев будет приведен в следующем номере журнала.

Желаем вам успеха в занятиях физкультурой с вашим малышом!