Личная жизнь турара рыскулова и его окружение. Личная жизнь турара рыскулова и его окружение Рыскулов турар и его семья

Турар Рыскулов представлял ту часть казахской демократической интеллигенции, которая восприняла идеи и лозунги большевиков о равенстве, свободе, строительстве нового бесклассового общества, где не будет ни бедных, ни богатых. Вследствие этого он оказался в лагере противников буржуазной автономии «Алаш-Орда». Однако анализ его государственно-политической деятельности свидетельствует о том, что он, как и его соратники, желал процветания своей Родины и пытался добиться для ее народа реального суверенитета и независимости.

Скрываясь от преследований, Турар Рыскулов под вымышленной фамилией Киргизбаев окончил трехгодичную русско-казахскую школу. Позже он успешно завершил обучение в Пишпекской сельскохозяйственной школе. Он стал свидетелем жестокого подавления восстания 1916 г., в разгар которого его арестовали в г. Мерке, но, за отсутствием доказательств, отпустили. Мечтой Рыскулова было поступить в Ташкентский учительский институт. В стенах института в г. Ташкенте Т. Рыскулов сблизился с организацией социал-демократов - большевиков. Вместе со своими товарищами Рыскулов создает «Революционный союз киргизской молодежи», члены которого ставили своей задачей борьбу с местным аппаратом Временного правительства. В сентябре 1917 г. Турар Рыскулов вступает в ряды большевистской партии.

После победы коммунистов в Туркестане Рыскулов, уже как грамотный и идейный революционер из числа национальной интеллигенции, приобретает большую известность. Население его знало как прекрасного оратора, просто и доступно умеющего объяснить сложные вещи, происходящие в их жизни. Естественно, с такой хорошей репутацией и способностями при Советской власти его ожидала прекрасная карьера. В январе 1920 г. он был избран председателем Центрального исполнительного комитета Туркестана. До этого он проводил крупные мероприятия Советского правительства в регионе. Например, под его руководством работала Центральная комиссия по борьбе с голодом, благодаря чему сотни тысяч наших соотечественников были спасены от голодной смерти. Он выступил ярым борцом с шовинизмом, имевшем место в органах большевистской партии и Советах Туркестана, но в то же время принимал активное участие в борьбе с басмачеством и в 1919 г. входил в Чрезвычайную Комиссию. В результате карательных экспедиций большевиков пострадало ни в чем не повинное население Туркестана. В 30-е годы Рыскулов пишет, что он не случайно примкнул к большевистской партии, и не случайно проводил твердую большевистскую линию - «…это диктовалось моим социальным происхождением и ненавистью к классовым врагам». Турар Рыскулов, анализируя февральские события 1917 г. и деятельность казахской интеллигенции во главе с А.Н. Букейхановым по построению казахской государственности, писал, что казахская националистическая интеллигенция, выступая под лозунгом защиты общенациональных интересов казахской нации, фактически защищала интересы казахской имущей верхушки, интересы широких масс ей были чужды. По его мнению, именно поэтому националистическая интеллигенция так рьяно поддерживает Временное правительство Керенского, популяризирует идеи Учредительного собрания, проводит различные «шумливые» всеказахские съезды по обсуждению казахской автономии в составе буржуазно-демократической России. Большевики, после ликвидации очагов «белого движения» и автономий - «Алаш-Орды» и «Ко - кандской автономии», стали наводить «порядок» в Туркестанском крае. Советская власть в Туркестане, как известно, установилась в 1918 г., когда образовалась Туркестанская АССР, поэтому в 1920 г. перед советским правительством встала задача четкого определения правового статуса республики в рамках РСФСР.

В Директиве ЦК ВКП (б) от 8 марта 1920 г. Туркестану давался такой же небольшой масштаб свобод, которые имели другие автономные республики РСФСР. В этот период появились альтернативные варианты будущего развития Туркестанского края. Представители национальной демократической интеллигенции, например, Мустафа Чокаев, предлагали создать Тюркскую державу, куда бы вошли все тюркские этносы, населявшие постимперскую Россию. Эти идеи стали именоваться «пантюркскими» и жестоко преследовались Советской властью.

Проект Рыскулова в целом соответствовал предложенной Центральным Комитетом партии модели национально-территориальной автономии в составе Российской Федерации, в то же время в ней были свои особенности. В первом пункте Проекта, в частности, говорилось о том, что Туркестан, состоящий из пяти областей, следует считать страной Тюркских народностей - казахов, узбеков, туркмен и т.д., включая и этнос нетюркского происхождения - таджиков, а остальное население представлять пришлым. Во втором пункте Проекта предлагалось: «Туркестанскую республику считать национальной Советской республикой, где самоопределяющимся коренным народом считается тюркский народ». Т. Рыскулов предлагал переименовать Туркестанскую АССР в Тюркскую Советскую республику, а Компартию Туркестана, соответственно, - в Компартию тюркских народов. По мнению Рыскулова, такое название республики и партии точнее отразит национальный состав населения Туркестана. Предложенный Т. Рыскуловым и его соратниками проект демонстрировал желание представителей национальной демократической интеллигенции поднять статус своего края, расширить полномочия правительства будущей автономии и, что немаловажно, обязать органы Советской власти считаться с интересами коренных жителей. Именно поэтому коренные народы - тюрки - официально признавались в Проекте государственно-образующим этносом. Данный проект был вынесен на обсуждение V Конференции Компартии Туркестана в январе 1920 г. Первоначально конференция одобрила «рыскуловский» проект. Однако позже, 22 февраля 1920 г., на повторном обсуждении, этот проект Турккомиссией был отклонен. Т. Рыскулов во главе делегации ответственных работников Туркестанского ЦИКа выезжает в Москву. Он предоставляет в ЦК РКП (б) сначала докладную записку, а затем доклад с предложением переименовать Туркестанскую автономную республику и ее Коммунистическую партию. В это же время Рыскулов лично встречается с Лениным, с которым, по всей видимости, состоялась доверительная беседа о сложившемся в крае положении дел. Однако предложенный Центральному Комитету проект был вновь отклонен. После возвращения из Москвы Т. Рыскулов и его соратники по работе в Мусульманском бюро Компартии Туркестана подали в отставку. 18 июля 1920 г. на заседании Крайкома партии Туркестана Рыскулов сложил с себя обязанности члена Крайкома и Председателя Туркестанского ЦИКа.В то же время ЦК партии не мог не реагировать на сложную ситуацию в крае. Официальные высказывания таких руководителей республики, как Т. Рыскулова, Н. Ходжаева и других, не могли игнорироваться, и обязывали РКП (б) принять меры для их разрешения. Поэтому обращение Т. Рыскулова и делегации ответственных работников Туркестанского ЦИКа в Центральный Комитет вызвало к жизни Постановление ЦК РКП (б) от 29 июня 1920 г. «Об основных задачах РКП (б) в Туркестане». Данный документ регламентировал следующие мероприятия:

  • - изъять у переселенцев киргизских районов самовольно захваченные земли; эти земли передать в фонд наделения землей киргизских хозяйств;
  • - обеспечить землей безземельных дехкан, а кочевые хозяйства обеспечить не только кочевьями, но и пашнями;
  • - разбить все кулацкие организации, обезоружить кулаков и лишить их возможности влиять на местные органы власти;
  • - выслать из Туркестана всех бывших чинов полиции, жандармерии, охранки и тех чиновников, функционирование которых в Туркестане неприемлемо;
  • - в порядке перераспределения партийных сил откомандировать в распоряжение ЦК РКП (б) всех туркестанских коммунистов, проявивших склонность к великодержавному шовинизму;
  • - уравнять в продовольственном отношении местное гражданское население с русскими.

Турар Рыскулов был вынужден уйти в отставку в силу того, что требовал расширения прав национальных автономных республик, что было отвергнуто центральными властями. Деятельность Рыскулова и его сподвижников была определена как «националистический уклон», «пантюркизм» в партии, практически это означало попасть под репрессии. Однако в этот период ещё существовала возможность плюралистических воззрений, и такого рода отклонения от курса партии не исключали дальнейшего пребывания в её рядах. Т. Рыскулов вновь вернулся к активной деятельности. Он был вызван в Москву и 24 августа 1920 г. назначен вторым заместителем Наркома по делам национальностей РСФСР. После ухода в отставку Т. Рыскулова Турккомиссия приняла постановление о роспуске Крайкома КП Туркестана и образовании Временного ЦК КП Туркестана. Одновременно было принято решение и об обновлении состава Турккомиссии. В новый состав Турккомиссии решением Политбюро ЦК РКП (б) были включены следующие партийные деятели: Г.Я. Сокольников, Г.И. Бокий, Я.С. Суриц, Я.Х. Петерс и Г.И. Сафаров. Глава государства В.И. Ленин, который с беспокойством следил за ситуацией в Туркестане, поручил Оргбюро ЦК РКП (б) в спешном порядке направить новую Турккомис - сию в г. Ташкент

Казахская интеллигенция, к которой относился и Т. Рыскулов, строила Советскую власть в Казахстане, основываясь на большевистских идеях, и старалась представить новый режим простому народу в выгодном для себя свете. Они пропагандировали большевизм как освобождение не только от ига «белого» царя, но и от господства капиталистов, буржуазии и баев. Большевистские лидеры позиционировались как вожди, создавались их иконографические образы, даже находилось оправдание карательным мерам в отношении простого населения со стороны коммунистов. Позже, под давлением власти, Рыскулов признаёт свои ошибки, за которые был обвинен как националист, объясняя свою позицию по данному вопросу так: «Встав у руководства Туркреспубликой (я был тогда председателем ТурЦИКа), мы увлеклись «национальными лозунгами», недооценивали национальные задачи, боролись за насаждение в аппаратах своих национальных чиновников и т.п.» В период крупномасштабных строек большое значение имела транспортная связь строящихся промышленных регионов Казахстана между собой и с предприятиями России. В этих целях стало осуществляться строительство железнодорожных линий. Турар Рыскулов, в тот период являясь заместителем председателя Совнаркома РСФСР, возглавил Комитет содействия Турксибу. Как отмечал Т. Рыскулов, железнодорожная магистраль, соединяя Сибирь со Средней Азией, обеспечит снабжение Средней Азии дешевым хлебом из Сибири, Казахстана и Киргизии, и тем самым благоприятно повлияет на развитие хлопководства в Средней Азии. Одновременно с этим дорога откроет большие перспективы для развития хозяйства районов, тяготеющих к ней, расширяя за их счет сырьевую базу нашей промышленности, создавая нормальное экономическое взаимодействие между этими районами, соединяемыми железной дорогой Безусловно, экономические расчеты Турара Рыскулова были верны. После окончания строительства железной дороги в 1930 г. экономическое развитие Казахстана и республик Средней Азии получило мощный импульс. Однако Сибирская железнодорожная магистраль усилила, прежде всего, сырьевое значение республик Средней Азии и Казахстана для российской промышленности. Рыскулов был патриотом своего народа, искренне желал ему добра, изнутри знал его проблемы и чаяния. Уже в годы Советской власти, находясь на высоких должностях в большевистской партии и правительстве, он, несмотря на угрозу собственной карьере и личной безопасности, неоднократно выступал в защиту интересов коренного населения с трибун съездов и конференций.

Особо следует отметить гражданское мужество Турара Рыскулова, который, будучи заместителем председателя СНК РСФСР, в письмах и докладных записках старался обратить внимание Центрального партийного руководства и Сталина на трагедию, разыгравшуюся в Казахстане в период коллективизации. Например, в докладной записке Сталину от 29 сентября 1932 г. он раскрывает ситуацию, сложившуюся в животноводческой отрасли Казахстана. В другом письме, датированном мартом 1933 г., он приводит факты гибели сотен тысяч своих соотечественников в различных районах Казахстана. Такие доклады заставили большевистское руководство принять экстренные меры по ликвидации последствий голода в Казахстане.

Одним из ярких ее представителей был Турар Рыскулов, искренне веривший в идеи социалистической справедливости и строительства будущего коммунистического общества. Турар Рыскулов сам стал жертвой этой тоталитарной власти - в числе других крупных советских государственных деятелей Казахстана в 1938 г. попал под волну жестоких репрессий. Казахская советская интеллигенция, работавшая в органах государственной власти, сделала многое для развития своего родного края, создавая основу для сегодняшней независимости и суверенитета нашей республики.

рыскулов политический власть идейный

Турар Рыскулов родился 26 декабря 1894 года в Восточно-Талгарской волости Семиреченской области в урочище Бесагаш (ныне - Талгарский район Алматинской области), казах.

В 1907-1910 годах он учился в Меркенской русско-казахской школе-интернате (Мерке). В 1914 году окончил Пишпекскую сельскохозяйственную школу (Пишпек).

Участник Среднеазиатского восстания 1916. В 1917 году создал Революционный союз Казахской молодёжи в Мерке . В сентябре 1917 года вступает в ряды РСДРП. В 1920 председатель ЦИК Туркестанской АССР. В 1921-22 заместитель наркома по делам национальностей РСФСР. В 1926-37 заместитель председателя СНК РСФСР.

Интересен факт, что судьба сделала родственниками двух крупных казахских деятелей, занимавших противоположные позиции в годы революции и Гражданской войны, - алашординца Д. Досмухамедова и Т. Рыскулова. Они женились на сестрах О. К. и Н. К. Пушкаревых.

Турар Рыскулов пользовался большим авторитетом в народе. Пожалуй он был одним из наиболее видных и влиятельных руководителей в Центральной Азии. М.В.Фрунзе, в докладной записке на имя Ленина, писал: “Среди местных кадров выделяются двое- Рыскулов и Ходжаев, за которыми идут массы. Но первый обладает не только умом, но и недюжинным характером". Турар Рыскулов избирался делегатом XVI и XVIII съездов партии. На XVI съезде партии, выступая перед делегатами, он сказал, что нельзя отождествлять положение крестьн в России и положение дихан в Центральной Азии. Центральная Азия все еще несет на себе следы колониальной политики царской России и с этим нельзя не считаться. Будучи руководителем Мусбюро компартии в Средней Азии и руководителем республики Туркестан, он не однократно ставил вопрос о сохранении единства территории Туркестана. Он доказывал, что тюрко-язычные народы Туркестана - единый народ, лишь ходом истории раздробленный. Его обвинили в "пантюркизме". Турар был прав, но его мнение по этому принципиальному вопросу коренным образом противоречило линии партии. Честность и принципиальность Рыскулова раздражали многих. Свидетельством этого служит и его послужной список. Его перебрасывали с одного места работы на другое. Его боялись оставлять на посту председателя Туркестанской республики, считая, что при нем Туркестан может отделиться от России. Примириться с этим Россия не могла; потерять богатую сырьем республику - этого нельзя было допустить. С заявления Рыскулова о сохранении единства Туркестана начался этап гонении. В 1925 г., Сталин И.В. проводил совещание с руководящими кадрами мусульманских регионов. В своем выступлении Сталин обвинил Рыскулова в “пантюркизме” говоря, что Рыскулов поддерживает Султангалиева, видного деятеля - революционера из Татарии, перешедшего на сторону басмачества. Рыскулов опроверг это обвинение, говоря, что это именно Сталин восхвалял Султангалиева, называя его преданным делу революции коммунистом. По какой причине Султангалиев отошел от большевизма и примкнул к басмачеству должно быть известно ЦК ВКП (б). 1929 г. в газете “Известия” была напечатана статья Рыскулова, в которой он написал о том, что ошибки в практическом воплoщении политики партии были, но они не шли вразрез с генеральной линией партии. Рыскулов не примкнул ни к одной партии. Туркестан был общим домом для тюрко-язычных народов, населявших Туран. Рыскулов настоятельно рекомендовал в период размежевания считаться с этим и обязательно учитывать местные условия. Турар Рыскулов близко к сердцу принимал боль и страдания народа. Лучше всего понять характер Турара можно из его письма Сталину, написанному им в 1933 г., в котором он открыто писал о судьбе погибающего от голода народа. Только после этого письма был решен вопрос о продовольственной помощи Казахстану. Коллективизация лишила казахов основного источника пропитания - скота. Страшный голод 1932-1933 гг. поставил казахов на грань исчезновения. Никто, кроме Турара, не решился сказать правду. Т.Рыскулов был сторонником самостоятельности Турана. Его идеи не были приняты руководством Центра. Сохранение единства и самостоятельности не входило в планы большевистского руководства России. За свои убеждения, честность, принципиальность Рыскулов был объявлен врагом народа и расстрелян 10 февраля 1938 года.

По данным ФСБ России переданной в фонд "Мемориал" в списке захороненных на спецобъекте НКВД под названием "Коммунарка" имеется сведения о захоронении Турара Рыскулова.

Спецобъект "Коммунарка" это кладбище 6,5 тысяч казненных жертв политических репрессий находится в Московской области на 24-м километре Калужского шоссе. Место это было засекречено вплоть до 1999 года. В настоящее время рассекречены данные о 4,5 тысячах репрессированных.

Реабилитирован посмертно.

Память

Имя Рыскулова носит село, центр Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области - Турар Рыскулов , бывшая Ванновка, и одна из главных магистралей Алма-Аты и Шымкента. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан Казахский Экономический Университет носит имя Турара Рыскулова.

11 августа 2011 г. в Москве на доме, где в 1931-1934 гг., жил Т. Рыскулов (Покровский б-р, 14), установлена мемориальная доска.

Труды

  • Рыскулов Т. О восстании казахов и каракиргизов в 1916 г. (К 10-летней годовщине). Основные экономические и политические причины восстания. - Кустанай, 1926.
  • Рыскулов Т. Казахстан. - М.-Л., Госиздат, 1927.
  • Рыскулов Т. Из прошлого казахской интеллигенции. Избранные труды. Алма-Ата, Казахстан, 1984.

РЫСКУЛОВ Турар (26.12. 1894, Восточно-Талгарской волости Верненского уезда Жетысуской области - 10.02.1938, г. Москва), партийный и государственный деятель, один из организаторов Советской власти в Средней Азии и Казахстане. Учился в русско-казахской школе, Пишпекской сельскохозяйственной школе, Ташкентском учительском институте.

Участвовал в национально-освободительном восстании 1916 года был арестован царской администрацией, но из-за отсутствия обвинений освобожден.

В 1918 заместитель председателя, затем председатель исполкома Аулиеатинского уезда. В сентябре 1918 года Рыскулов назначен народным комиссаром здравоохранения Туркистанской АССР; председатель Мусульманского бюро, образованного по решению 2-й конференции КП Туркистана (14-31 марта 1919).

21 января 1920 назначен председателем ЦИК Туркистанской АССР. Большое внимание уделял защите прав местного населения, возвращения им земель, отобранных переселенцами, за что подвергся резкой критике со стороны центра в Москве.

4 февраля 1924 по решению ЦК РКП(б) Р. отправлен на работу в составе исполкома Коминтерна и был утвержден заместителем заведующего Центрально-Восточного отдела.

Летом 1924 Рыскулов назначен полномочным представителем исполкома Коминтерна в Монголии. Вернувшись в марте 1926 года в Казахстан, работал заведующим отделом печати Казахского краевого комитета ВКП(б), затем ответственным редактором газ. “Еңбекші қазақ”.

31 мая 1926 по решению Всесоюзного ЦИК утвержден заместителем председателя Наркома Российской Федерации, одновременно председателем правительственной комиссии на строительстве Туркистано-Сибирской железной дороги (Турксиб).

Открыто выступил против идеи председателя Казахского краевого комитета ВКП(б) Ф.И. Голощекина об организации в Казахстане “малого октябрьского переворота”. Рыскулов предложил И.В. Сталину конкретные меры по устранению последствий сплошной коллективизации и спасению населения Казахстана от голода. Занимался вопросами народного образования, считал важнейшей задачей - приобщение народа к духовному богатству. Признавая значение национально-русского двуязычия, большое внимание уделял обучению детей и взрослых на родном языке. 21 мая 1937, находясь в отпуске в Кисловодске, Рыскулов был арестован по обвинению в “пантюркизме” как “враг народа”. Умер в Московской тюрьме.

8 декабря 1956 по решению Военной коллегии Верховного Суда КазССР реабилитирован. Образ Рыскулова отражен в произведениях казахского писателя Шерхана Муртазы: “Қызыл жебе” (1,2 кн.), “Жұлдыз көпір”, “Қыл көпір”, “Тамұқ”. Имя Рыскулова присвоено сельскому району в Жамбылской области, Казахскому экономическому университету (г. Алматы).

- 35.09 Кб

План

Введение 3

Глава I. Биография 6

Глава II. Роль в истории 8

Глава III. Достопримечательности улицы 9

Заключение 10

Список использованных литератур 11

Введение

Актуальность проблемы формирования интеллигенции в нашей стране в современных условиях, обретение Республикой Казахстан независимости, необходимость становления новой идеологии предполагают объективность и взвешенность в оценке прошлого, с тем, чтобы объяснить сегодняшние процессы и с наибольшей долей вероятности прогнозировать тенденции развития общества. Сегодня в наибольшей степени история должна выполнять свою основную функцию - роль социальной памяти общества. В ней мы ищем для себя нужные социальные ориентиры, духовные ценности, традиции, нормы поведения, все те категориальные принципы, которые позволяют любому индивидууму становиться личностью.

Одним из компонентов характеристики социокультурного потенциала современного общества является наличие в ней определенной полосы, традиционно связываемой с духовностью и присущей ей исключительной нравственной ролью в человеческом социуме, именуемой понятием «интеллигенция». В этом контексте представляется крайне актуальной, как в научном, так и в общественном отношении, постановка проблемы формирования казахстанской интеллигенции в советский период, определения ее места в социальной системе общества, социального портрета, напрямую связанного с ее демографическими характеристиками.

В современных условиях гласности, плюрализма и борьбы за историческую правду и справедливость, осуждая «вождей» и «лидеров» административно-командной системы, сталинизма и террора, хрущевского волюнтаризма и брежневского застоя, мы не имеем права забывать других партийных и государственных деятелей, которые честно и самоотверженно служили народу. И если первые своей «деятельностью» нанесли невосполнимый и неоценимый «во веки веков» ущерб тому, что мы считаем ценностями государства, его политическим и нравственным капиталом, то другие подвергались шельмованию и при их нелегкой жизни, и после из трагической гибели в сталинских застенках. На политической арене такие деятели, вспыхнув ослепительным метеором в сумрачном небе строившегося социализма, отходили на второй план. Как правило, они погибали в расцвете творческих сил и молодых лет. Но именно деятельность таких людей на фоне тяжелого труда всего народа позволила стать Советскому Союзу (теперь уже бывшему) одной из двух супердержав мира.

Рыскулов Турар Рыскулович относится именно к таким политическим и государственным деятелям. Он вошел в историю Октябрьской революции и Советского государства как представитель демократически настроенной казахской интеллигенции, активно вступившей в революционную борьбу с царизмом, капитализмом и национальным гнетом. Он не был буржуазным националистом. Но к Октябрю 1917 г., являясь уже членом большевистской партии, не представлял еще четкой взаимосвязи социалистической революции, диктатуры пролетариата и национально-освободительного движения. Он еще не был убежден в том, что угнетенные народы, борющиеся против национального гнета, объективно выступают союзниками рабочего класса. Но он уже хорошо представлял жестокость и беспощадность классовой борьбы. В таковой борьбе исчезают национальные различия. Это он уже видел в повседневной жизни Российской империи.

Двойственность национальной буржуазии, ее своеобразный дуализм Рыскулов осознал уже после Октябрьского переворота 1917 г. Это было бурное время глубоких общественно-политических и социально-экономических свершений, способствовавшее раскрытию творческих способностей, ума и энергии молодого Рыскулова. В двадцать пять лет он уже зарекомендовал себя видным политическим деятелем. Он уже – лидер коммунистов- мусульман в Советском Туркестане. Рыскулов, находясь в правительстве, великолепно разбирался в сложных проблемах многомиллионного мусульманского населения Советского Союза. Со своей стороны и сам Рыскулов был вынужден «терпеть» руководство «вождя народов», хорошо понимая, что его, Рыскулова, уход от руководства экономикой и от политики ничего существенного не изменит. Более того, уход его только ухудшит и без того сложное положение в партии и стране. При всей его смелости, партийной принципиальности, чистоте и высокой нравственности Рыскулов понимал бессмысленность открытого выступления против Сталина, особенно в годы создания его культа личности. Так или иначе, но этим двум столь различным политикам пришлось работать совместно в течение почти 14 лет, что было крайне нелегко для Рыскулова, который в кругу самых близких для него людей, особенно жены – Азизы Тубековны, никогда этого не скрывал.

Трагичность судьбы Рыскулова состоит еще в том, что даже после полной его реабилитации долгие годы идеологические шоры не позволяли писать о нем правду. Трагические судьбы замечательных людей всегда вызывали противоречивые суждения, вспыхивающие с новой силой по мере того, как каждое последующее поколение привносит в аргументацию свое особое видение и внутренние конфликты.

Задача данного доклада показать отдельные стороны и аспекты жизни и деятельности Т.Р. Рыскулова объективно, что было и как было в действительности. Это весьма важно прежде всего потому, что история двулика: она обращена в прошлое и в современность. Вторая задача заключается в том, чтобы изучить роль Турара Рыскулова в истории Казахстана, а также его вклад в экономику страны.

Рыскулов считается основоположником становления казахстанской экономики и сейчас многие молодые ученые изучают труды Турара Рыскулова. С приобретением независимости Казахстана очень большое значение уделяется экономике как науке, например с мая 2006 г. в КазЭУ стал проводиться ежегодный международный научный форум «Рыскуловские Чтения», в котором принимают участие ведущие ученые и специалисты из образовательных и научных центров ближнего и дальнего зарубежья.

Анализ источников показывает, что историография по изучению и жизнедеятельности Турара Рыскулова не очень обширна, так как многие архивные материалы глубоко не изучены. В основном выделяются работы советских историков, самым значительным является книга профессора Устинова, так же о нем писали Бейсембаев С., Кульбаев С.. В художественной литературе выделяется роман «Огненная стрела» Шерхана Муртазы.

Возможно, мы сможем, узнать многие факты из жизни Рыскулова посмотрев документальный фильм «Турар Рыскулов», благодаря съемкам этого фильма было найдено место захоронения известного казахстанского политического деятеля Турара Рыскулова, а также других видных казахстанцев репрессированных в 1930–1950 годах.

Фильм снимается по заказу киностудии «Казахфильм» и Министерства культуры Казахстана, режиссер фильма Еркин Ракишев. В Москве съемочная группа встретилась с внуком Турара – Владимиром Рыскуловым, чтобы набрать побольше информации для фильма, который будет готов к концу текущего года.

Глава I. Биография

Турар Рыскулов родился 26 декабря 1894 г. в Верненском уезде Семиреченской области (территория нынешней Алматинской области). Видный партийный и государственный деятель. Отец Турара, Рыскул, за выступления против колониальной политики царизма был осужден на 10 лет каторги и сослан в Сибирь. Турар жил у родственников, в Мерке, учился в русско-казахской школе. После окончания ее он поступает учиться в сельскохозяйственное училище в г. Пишпеке (ныне г. Бишкек).

Будучи студентом Ташкентского учительского института, Турар Рыскулов всецело включился в общественно- политические события в дни Февральской революции. В собственноручно написанной автобиографии для Комиссии по чистке партии в 1923 году Рыскулов указал, что в Меркенском районе, где население 80 тысяч, он возглавил борьбу против комитета Временного правительства. Произошло знакомство с большевиками, прибывшими из Ташкента, это было в сентябре 1917 года.

В апреле следующего года Рыскулов стал заместителем председателя Аулие-Атинского совета. В октябре 1918-го на VI съезде Советов Туркестанской АССР он избран в состав ТуркЦИКа, назначен комиссаром здравоохранения республики. Ему поручено возглавить также Комиссию по борьбе с голодом. Следующей вехой его биографии стало руководство Мусульманским бюро при краевом комитете партии большевиков.

В январе 1920 года Турар Рыскулов избран председателем ТуркЦИКа - Центрального исполнительного комитета Туркестанской Советской Республики. Таким образом, в течение первых трех лет новой власти, начав с Аулие-Атинского уезда, он сделал стремительную карьеру, став главой Советского Туркестана, объединившего в то время нынешние государства Средней Азии и южные области Казахстана. Шел Рыскулову тогда 26-й год.

В начале 20-х годов в российском обществе, а также среди образованных представителей народов Туркестанской республики шла борьба мнений о путях развития страны. Наиболее острыми и сложными были вопросы национальной, аграрной и кадровой политики. По ним высказывались и предлагались различные варианты решения.

Турар Рыскулов, находясь на высоком посту председателя ТуркЦИКа, выступая на III Конференции мусульманских организаций края, предложил именовать Туркестанскую АССР Тюркской Советской Республикой, ее парторганизацию - Компартией тюркских народов.

Эти и другие теоретические и политические разногласия Рыскулова, его отдельные ошибки в практической работе стали основной причиной противостояния его с руководителями Турккомиссии - полномочного органа Центра в Туркестане. Рыскулов был отозван в Москву. 24 августа 1920 года назначен вторым заместителем народного комиссара по делам национальностей РСФСР. Наркомом был И.В.Сталин, его первым заместителем - Н.Н.Нариманов.

В Туркестанской АССР в руководстве республики вновь создалась напряженная обстановка. Встал вопрос о возвращении Т.Рыскулова в Ташкент. Турар Рыскулов был утвержден в должности председателя Совета народных комиссаров (правительства) Туркестанской АССР. Вершиной партийной карьеры и большевистского авторитета для Рыскулова стал ХII съезд РКП(б), когда он был избран кандидатом в члены Центрального Комитета партии. Событие редкостное: из коммунистов среднеазиатской окраины России не было случая избрания в руководство РКП(б).

После непродолжительной работы в Монголии (1924-1925 гг.) и Казахстане решением Кремля Турар Рыскулов вновь отозван в Москву, назначен (28 мая 1926 года) заместителем председателя правительства РСФСР. В течение одиннадцати лет, находясь в руководстве Российской Советской Федерации, он был делегатом трех партийных съездов в составе ВЦИК СССР, избран депутатом Верховного Совета РСФСР.

Особые страницы жизни и деятельности Рыскулова составляют 1927-1930 годы, когда он возглавлял Комитет содействия строительству Турксиба - Туркестано-Сибирской железной дороги. В правительстве РСФСР Т. Рыскулов возглавлял и другие важные участки экономического и хозяйственного строительства.

В 1937 году, 21 мая, когда Турар Рыскулов находился на отдыхе в городе Кисловодске, его арестовали. Он был обвинен в совершении преступлений, предусмотренных статьей 58, по четырем ее подпунктам: “Измена родине”, “Террор”, “Диверсия”, “Соучастие в контрреволюционной деятельности”. Суд состоялся в Москве в начале февраля 1938 года. Судебный процесс под председательством В.Ульрихта, длившийся 15 минут, завершился приговором к высшей мере наказания - расстрелу, с конфискацией всего лично принадлежащего ему имущества.

По сведениям органов НКВД, Т.Рыскулов расстрелян в Москве 10 февраля 1938 года. 8 декабря 1956 года Т. Рыскулов был реабилитирован. Решением Бюро Московского городского комитета КПСС от 6 февраля 1957 года его восстановили и в партии.

Глава II. Роль в истории

Турар Рыскулов много сделал для республики. По его инициативе была начата разработка Карагандинского угольного бассейна, Коныратского месторождения меди, началось строительство Балхашского медеплавильного комбината. Он был председателем комиссии по строительству Турксиба.

Описание работы

Актуальность проблемы формирования интеллигенции в нашей стране в современных условиях, обретение Республикой Казахстан независимости, необходимость становления новой идеологии предполагают объективность и взвешенность в оценке прошлого, с тем, чтобы объяснить сегодняшние процессы и с наибольшей долей вероятности прогнозировать тенденции развития общества. Сегодня в наибольшей степени история должна выполнять свою основную функцию - роль социальной памяти общества.

Глава I. Биография 6

Глава II. Роль в истории 8

Глава III. Достопримечательности улицы 9

Заключение 10

Список использованных литератур 11