Упражнения по риторике. Ораторское искусство: упражнения Вы можете оставить комментарий ниже Упражнения по ораторскому мастерству

Искусство красноречия имеет большое значение, ведь человек своим словом может убедить людей в чем угодно. Хорошая речь и в личной жизни и в карьере является визитной карточкой. Поэтому многие хотели бы знать, как развить красноречие. Подобный навык безусловно необходим в личном саморазвитии. Существуют специальные тренинги и курсы по ораторскому искусству. Но красноречию можно учиться и самостоятельно. Простые рекомендации и специальные приемы помогут улучшить навыки общения.

Слово красноречие имеет различные понятия. Это умение построить аргументированную речь, возможность общаться на разнообразные темы и умение подать свою мысль так, чтобы она казалась достойной внимания слушателя. Чтобы научиться стройно и четко высказывать свои мысли, была создана специальная наука – риторика. У подобного учения есть определенные достоинства:

  1. Красноречие представляет собой навыки и приемы убеждения. Если человек грамотно может подбирать слова, то его аргументацию сложно опровергнуть.
  2. С его помощью можно выражать свои мысли четко и без долгих пауз.
  3. Умение прекрасно говорить создает впечатление достоверности размышлений. У большинства людей присутствует стереотип, что кто верно мыслит – хорошо излагает.

Развитие красноречия зависит от настроя и душевного состояния, которое влияет на качество речи. Умение перебороть свой страх и нервозность – отображается в способности говорить. Дополнительную уверенность придает качественная подготовка к выступлению. Опытные ораторы перед выступлением планируют и репетируют не только доклад, но и мимику, жестикуляцию и даже позу.

Риторика как наука необходима в образовательной сфере, где применяется академическое красноречие. Видом ораторского мастерства считается политическое красноречие, которое отличается доступностью и простотой выражений, убеждающей силой и способностью заражать идеей многих людей. Мастерство ведения коммуникаций необходимо в сфере бизнеса. Важной частью деловых отношений являются переговоры, презентации и заключения договоров.

Основные правила создания красивой речи

Наука красноречия предполагает тренировку голосовых связок, чтобы обладать приятным тембром. Также нужно заполнять свой словарный запас и не использовать тавтологий.

Какие упражнения помогут стать красноречивее?

Редко люди сразу же рождаются со способностями придумывать оригинальные речевые обороты, большинству данному умению приходится долго учиться. Именно для тренировки данного навыка и представлены следующие упражнения:

  1. Берется текст из любого источника и в нем зачеркиваются карандашом разные слова. Затем отрывок читается вслух, и на ходу нужно подменять перечеркнутые слова синонимами.
  2. Выбирается любая тема, и в течение 4-5 минут нужно говорить только на эту тему. Причем вести рассказ необходимо без запинок и ровно.
  3. Развивать красноречие поможет упражнение на креативность. Необходимо рассуждать на фантастические и самые необычные темы. Например: если бы не изобрели электричество, если бы сказки ожили или если бы в современном мире жили динозавры. При ответе нужно полностью раскрывать тему со всеми мельчайшими подробностями.
  4. Нужно брать слова из толкового словаря, начиная с простых, и самостоятельно давать им определение своими словами.
  5. Важное упражнение – поиск прилагательных. Нужно взять любое слово и подобрать к нему пять прилагательных, которые к нему подходят по смыслу, а потом пять, которые не подходят.

Все эти упражнения помогут понять: как развить красноречие. Специалисты советуют ежедневно вычитывать значение нового слова, подбирать к случайным словам множество синонимов и записывать свою речь на диктофон.

Какие книги стоит прочитать?

При ответе на вопрос как научиться красноречию — полезно изучать специальную литературу. Для этого не обязательно изучать словарь, существуют разнообразные обучающие и интересные пособия.

В самостоятельном обучении пригодятся следующие развивающие книги:

  • Повысить культуру речи и добиться выразительности речевых оборотов поможет книга Ирины Голуб «Искусство риторики. Пособие по красноречию».
  • Практические советы и рекомендации представлены в произведении Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора».
  • «Ораторское искусство для начинающих» О. Болсунова пользуется популярностью, благодаря тщательному анализу ошибок, которые допускают ораторы.
  • Книга «Черная риторика» Карстена Бредемайера включает упражнения и приемы, помогающие говорить убедительно и вести переговоры с правильной аргументацией.

Регулярное чтение художественной литературы также обогащает словарный запас. Классическая художественная литература позволяет изучить стилистическое изложение мыслей и в какой-то мере перенять красоту изложения слога.

Специализированная бизнес литература поможет научиться грамотно и профессионально общаться в сфере вашей деятельности.

Литература по психологии общения поможет правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

Литература по психологии общения обучает правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

При самостоятельном обучении стоит воспользоваться следующими советами:

  1. Необходимо следить за своей речью и обдуманно выбирать круг общения.
  2. Чтение книг позволит формировать богатый словарный запас и повышать объем знаний.
  3. Лучше говорить немного, но только по делу. Нужно стремиться, чтобы каждая произнесенная фраза была яркой и полноценной.
  4. Речь для публичного выступления рекомендуется предварительно готовить. К импровизации важно подготовиться морально.
  5. Говорить нужно отчетливо, спокойно и громко, но не крикливо.
  6. При чтении доклада нужно смотреть на людей, а не на бумаги.
  7. С помощью пауз необходимо выделять формулировки и важные слова.

Профессиональный подход предполагает поиск собственного стиля в ораторском искусстве. Поставленная речь помогает утвердить свои убеждения и повлиять на людей, но при этом нельзя навязывать свое мнение. Важно убеждать ту аудиторию, которая готова слушать.

Необходимо приобретать опыт, ведь только практика поможет оттачивать мастерство.

Не менее важным считается вопрос: как улучшить красоту речи у своего ребенка. Подобное умение позволит не только хорошо отвечать у доски, но и стать успешным человеком в будущем. Для этого рекомендуется читать книги, слушать аудио сказки и устраивать домашние представления. Необходимо побуждать ребенка говорить и задавать ему при этом наводящие вопросы.

Регулярные занятия и упорный труд в развитии красноречия способны сделать из практически любого человека настоящего оратора.

Риторика – наука о речи, правильных и красивых методах общения, способных убедить любого в правоте оратора, создать почву для дальнейших убеждений. Это искусство изучается в современных учебных заведениях, потому что слово является мощным инструментом, если его правильно использовать. Основная цель риторики – научить общаться, чтобы ощущать уверенность в любой ситуации.

История возникновения

Возникновением риторики принято считать V век до н. э. Древняя Греция первой в современной Европе сформировала основы науки. В то время в Древней Греции изучались стилистика и грамматика. Греки первыми стали систематизировать знания по риторике и создали большое количество трактатов по данной теме, и некоторые из них изучаются даже в наше время.

Цицерон – один из известнейших ораторов Древнего Рима

Римляне заинтересовались искусством риторики после завоевания Греции, когда традиции этих стран начали перемешиваться, и империя активно заимствовала знания своих провинций. Искусство начало процветать в сенате, судах, общественных собраниях.

Существовали некоторые различия между стилями риторики, так как римляне были менее образованы, чем греки. У завоевателей речь была усеяна отступлениями, историями, стилистическими нюансами. Несмотря на это, красноречие все равно являлось мощным инструментом ораторов. Были случаи, когда в Древнем Риме высокие государственные посты занимали люди, искусно владеющие речью, и именно это было их главным преимуществом в политической борьбе, о чем мы можем узнать из исторических справок.

Появление в России

В древних эпохах это искусство видоизменялось, дополнялось полезными приемами. Использовать риторику начали и церковные деятели, которые активно завлекали в свою веру новую паству, и приводили неопровержимые словесные доказательства против еретиков. В Россию понятие риторики попало из Европейских стран в XVIII веке.

Михаил Васильевич Ломоносов

Возникновение ораторства совпало со временем распространения христианства. Называлось оно чаще всего «дар красноречия». Немного позже Ломоносов создал «Русскую грамматику», в которой присутствовали «Правила красноречия». Хорошими ораторами считались такие политические деятели, как Столыпин, Троцкий. Немного меньше, но все же преуспел в познании этой науки и Ленин.

Ораторское мастерство вполне можно развивать самостоятельно. Для развития речи требуются тренировки, сопровождающиеся постоянными замечаниями к себе, исправлениями и дополнениями навыков. Нужно подмечать все ошибки, которые совершаются, чтобы постараться исправить их при следующем разговоре.

  • используйте правильный темп. Важная особенность, требующая усвоения. Следить за скоростью разговора нужно обязательно, так как слишком быстрая речь не успевает усваиваться слушателем, медленная усыпляет, заставляет становиться невнимательным к фразам. Старайтесь выделять важные моменты интонацией, менять высоту голоса. Это привлекает внимание, не дает собеседнику скучать;
  • общайтесь с людьми. Для улучшения навыков общения недостаточно рассказывать о вещах дома. Требуется практика, заключающаяся в общении вживую. Для снятия накопившегося напряжения при длительном рассказе, нужно употреблять шутки, которые можно заранее приготовить;
  • используйте отступления. Поговорки, юмор, цитаты великих людей делают речь менее сухой, позволяют делать речь более доказательной;
  • поставьте голос. Произношение должно быть четким, правильным. Следует выговаривать согласные, чисто произносить любые звуки;
  • говорите о темах, которые интересует окружающих. Начать можно и с одного верного утверждения, после чего плавно подвести к другому, необходимому для достижения цели;
  • поддерживайте нейтралитет. Оратор должен стремиться достигать со всеми соглашения. Даже если собеседник или несколько человек неправы, следует сказать «Да, верно, но…», после чего можно доказывать свою точку зрения.

Совершенствование речи

Чтобы развивать ораторские навыки, следует тренироваться. Иначе овладеть ими не получится. Для совершенствования существует комплекс упражнений:

  1. Освобождающие от мышечных зажимов. Суть в облегчении процесса разговора. Для выполнения следует:
    • разминать плечи, шею вращательными движениями. Голова должна двигаться как бы под собственным весом;
    • разогревать как можно чаще предплечья, кисти рук, вращать в плечах суставами;
    • использовать круговые движения рук в локтях;
  2. Артикуляционные. Развивают и тренируют губы, щеки, язык, твердое и мягкое нёбо, нижнюю челюсть. Вырабатывается гибкость речевого аппарата, укрепляются мышцы, необходимые для лучшего произношения звуков. Снимается напряжение с мышц, происходит их расслабление. Нужно делать следующее:
    • языком почистить десна в обе стороны. Делать «уколы» в щеки, вытягивать его как можно дальше, изменять форму. Издавать звуки, похожие на скачку лошади;
    • губами вращать в разные стороны, вытягивать их. Захватывать воздух вытянутыми губами, напрягать и расслаблять. Появится легкость и четкость при разговоре;
    • надувать щеки, катать воздух во рту от одной щеки ко второй. Разминать их следует обязательно, иначе голос будет дряблым;
    • про себя, не открывая рта, произносить различные слова, звуки. Тренируется глотка, в результате чего звучание становится громким и глубоким;
    • руками плавно раскрывать челюсть. Снимаются мышечные усилия, лишнее напряжение.
  3. Улучшающие произношение, увеличивающие словарный запас. Список упражнений:
    • чтение вслух. Считается лучшим способом усовершенствовать ораторские навыки. Улучшается дикция, увеличивается словарный запас, яркость речи, эмоциональная окраска. Читать следует медленно, проговаривая каждое слово. Произносится текст не читательским тоном, а разговорным;
    • проговаривание скороговорок. Эффективно тренируется дикция произнесением слов и звуков с максимальной скоростью. Вырабатывается верная артикуляция, оговорки случаются реже.

При чтении отчетливо произносится каждый звук, скорость увеличивается постепенно. Главное – следить за правильным произношением, только потом ускорять речь. Для удобства нужно создать в голове картину происходящего, стараться понять прочтенные слова. Не следует прекращать работу над одной фразой до тех пор, пока ошибки полностью не исчезнут.

По возможности, вести диктофонную запись как прочтенного из книги материала, так и скороговорок. Таким образом, можно устранить речевые недостатки, найденные после прослушивания.

Существует много упражнений, развивающих произношение, улучшающих навыки оратора. Приведенных вариантов вполне достаточно для начинающих ораторов. С их помощью можно добиться немалых успехов. Главное в ораторском искусстве – не прекращать развиваться, постоянно совершенствовать навыки, и как можно больше говорить.

не дается от рождения, он приобретается, благодаря упорному труду и постоянным тренировкам.

Таким образом, чтобы по-настоящему постичь ораторское искусство, упражнения и тренировки должны быть систематическими и постоянными. Специалисты рекомендуют проводить их не менее одного раза в неделю.

Умелого владения речью и свободного выражения мыслей можно добиться с помощью не очень сложных, но регулярных упражнений. Рекомендуется выполнять их 20-30 раз в течение дня.

Громкое чтение вслух

Взяв любую газетную или журнальную статью, нужно читать ее вслух громко, обращаясь к воображаемой аудитории. При чтении необходимо стараться немного забегать вперед, запоминая написанное небольшим отрывком, чтобы затем воспроизвести его.

Воспроизведение смысла прочитанного

Отрывок, состоящий из двух-пяти предложений, прочитывается и пересказывается. При этом преследуется цель - запоминать детали, для чего используется по возможности дословный пересказ. Необходимо пытаться формулировать мысли и речь, рассказывая прочитанное своими словами.

Развитие речевого мышления

Приемы ораторского искусства включают в себя такое понятие, как «речевое мышление», конкретно это означает, что предложение или фраза строятся на основе ключевых слов или ключевых предложений. Эти слова побуждают оратора строить предложения и раскрывать мысль вокруг основных ключевых слов.

Таким образом, ключевые слова становятся некими неподвижными точками, вокруг которых происходит свободное движение других слов. Менеджер находит точки опоры и «вращает» вокруг них мысль в разных формулировках. Находить эти ключевые слова и их новые формулировки и есть то самое занятие в данном упражнении.

Модификацией этого упражнения служит еще одно: прочитать вслух половину предложения и продолжить его своими словами. Здесь же полезен тренинг на дефиницию — формулировку понятий. Данное упражнение позволит менеджеру, как и любому оратору, научиться, как можно более конкретно формулировать определение предмета, выявляя и определяя его сущность точно, ясно и емко.

Рассказывание историй

Взяв любую историю, анекдот или заметку необходимо рассказать их ярко, живо, образно и увлекательно. Это может быть история жизни или одного прожитого дня. Например, один день из жизни менеджера. Для длинного рассказа можно мысленно разработать краткий план.

Начало рассказа или истории всегда должно быть интригующим, заинтересовывающим и иметь оттенок напряжения. Во время кульминации рассказа напряжение достигает пика, а окончание истории дает слушателю возможность расслабиться и перевести дыхание, при этом, напряжение спадает.

Не стоит заострять внимание на ошибках или заминках в речи. Скорее всего, слушатели не заподозрят в них произвольных пауз, поэтому те будут выглядеть естественно. Но после все же стоит позаботиться и устранить возникшие помехи.

Перефразирование делового сообщения

Задание заключается в том, чтобы воспроизвести в свободной форме своими словами суть и содержание газетной заметки или статьи на основе выбранных из нее ключевых слов. Статья перефразируется несколько раз. При этом необходимо сжать ее содержание, уместив в одно предложение и расширить его, добавив собственное мнение.

Речь должна быть связной, плавной, без вынужденных и неоправданных задержек, пауз. В упражнении необходимо добиться перефразирования хотя бы десяти предложений. К этому же упражнению можно отнести описание картины и изображенных на ней образов, деталей, взаимных связей между ними.

Тематическое сообщение

Выбрав какую-либо тему, например, хобби, необходимо сделать пятиминутное сообщение по этой теме. Обращаясь к воображаемым слушателям, нужно чередовать, произнося речь один раз вслух, а другой раз — мысленно, про себя.

В упражнении лучше придерживаться следующей тактики: в начале сообщения использовать ключевые слова, а заканчивать его в свободной форме. При этом не стоит сосредотачиваться на правильности построения фраз, а сделать акцент на плавном и спокойном течении речи. Если произошла ошибка в сказанном слове или предложении, не останавливаться, спокойно закончить предложение. Для того чтобы отследить ошибки, лучше наговаривать сообщение на диктофон.

Ораторское мастерство и искусство речи, упражнения риторики подразумевают постоянное пополнение словарного запаса. Это очень важная часть тренировки. Богатый лексикон поможет сделать язык, речь и ее стиль разнообразным и уникальным.

Изучение речи других ораторов

Наблюдение, слушание и постоянное изучение речи других ораторов — хорошая практика. Слушая доклады, дискуссии, передачи, проповеди, менеджеру следует анализировать услышанное с позиции содержания и с позиции характеристики речи.

К первой позиции относится анализ подачи содержания, соответствия плану, логичность изложения, образность, стилистические приемы. Ко второй принадлежат оценка силы голоса, высоты тембра, ударения, насколько плавно оратор произносит речь, его артикуляции и жестикуляции.

Анализ речи

Слушать речи ораторов, известных политиков, знаменитых личностей, приняв за основу анализа риторические средства — одно из полезных и эффективных тренингов. При этом следует обращать внимание на:

  • то, как оратор делает вступление и заключение;
  • употребляет сравнения;
  • образность речи;
  • наличие повторов, преувеличений и противопоставлений;
  • игру слов.

При этом непременно нужно замечать то, где и как происходит увеличение напряжения речи и его спад, а также следить за другими средствами воздействия речи, употребляемыми оратором.

Практика через дискуссии

Самым эффективным методом были и остаются практические упражнения, ораторское мастерство оттачивается на дискуссиях. Можно начать практиковаться в кругу друзей или коллег, лишь кратковременно вступая в полемику и высказываясь по поводу тех или иных вопросов.

Такая практика поможет постепенно перейти к выступлениям перед более широкой и менее знакомой аудиторией. Менеджер или торговый агент должен учиться говорить, дискутировать, выслушивать оппонентов и отстаивать свою точку зрения.

Выступление с докладом

Вот и подошло время настоящего выступления или первой серьезной речи. Подготовка самостоятельного делового сообщения — еще один способ, как развить ораторское искусство. При подготовке делового сообщения лучше выбрать хорошо знакомую тему.

На протяжении подготовки, а также в процессе всего выступления, необходимо постоянно задаваться вопросом, какими риторическими средствами можно дополнить речь, чтобы она выглядела наглядно, органично, пластично и доступно. Может быть, нужно представить аудитории карты, схемы или графики.

Нужно постараться сделать привлекательное и несухое начало, чтобы слушатели с первых слов начинали вслушиваться в речь и приходили в состояние напряженного внимания. Для этого менеджер или торговый агент должен постоянно ставить себя на место слушателя.

Например, голые цифры не будут говорить слушателю о многом, но если предоставить наглядный пример и связать эти цифры с жизнью, они оживут, обретут «плоть и кровь», заденут, затронут, тогда слова будут цеплять. А ведь этого и должен добиться оратор.

Пользуясь техникой побуждения к размышлению, хорошим началом будет неожиданный вопрос или утверждение. Это вызовет в слушателе, во-первых, интерес, во-вторых, даст толчок поразмышлять над услышанным. По мере того, как менеджер или любой другой оратор будет приводить факты, необходимо также и давать решение обсуждаемой проблемы, если в речи таковая затрагивается.

Если в докладе или деловом сообщении менеджер начинает приводить свое личное мнение, значит, он перешел к речи с выражением мнения. В таком случае необходимо разграничивать, что относится к деловому сообщению, а что является личным мнением и интерпретируется собственно докладчиком.

Выразительная речь — должна стать одним из основных инструментов не только мастеров красноречия, но и каждого торгового агента или менеджера. Развивать риторические способности необходимо постоянно. Помогут усовершенствовать ораторское искусство упражнения видео онлайн.

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов - на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов - на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка и так далее".

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса : его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание . Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Продолжение следует...

Каждый день мы произносим тысячи и тысячи слов, словосочетаний и предложений, говорим в диалоге или монологе. И хотим, чтобы каждое наше слово было понято и принято к сведению, чтобы то, что мы говорим было значимо для других людей. Как это сделать? Конечно учиться! И в данном случае учиться ораторскому искусству.

Цель : получить навыки выступления перед аудиторией; узнать и попробовать упражнения на развитие артикуляционного аппарата, мимики лица; получить навыки написания публичного выступления; создание практических рекомендаций «Хорошего оратора».

Время: 4-5 часов.

Оборудование:

  • Просторное помещение.
  • Стулья по количеству участников.
  • Бумага для флип-чата.
  • Маркеры.
  • Ручка и листы бумаги на каждого.
  • Маленькие листочки с именами 4-5 известных актёров.
  • По 2-3 карточки на участника.

Упражнение «Знакомство — жест». Участники стоят в кругу. Ведущий начинает. Он называет свое имя и одновременно делает любое движение. Остальные участники хором повторяют имя и движение. Далее по кругу до последнего участника.

Обсуждение: Ведущий обязательно должен узнать ожидания участников от тренинга, чему они хотят научиться, предыдущий опыт в этой сфере.

Правила на тренинге: можно поговорить об этом в виде

  • Что можно делать на тренинге.
  • Что нельзя делать на тренинге.
  • Что желательно, но не обязательно.

Рассказать план дальнейшей работы (количество перерывов, какого характера будут упражнения).

Энерджайзер «Машина». Упражнение должно проводиться в быстром темпе. Обратить внимание участников на то, что каждый звук должен быть произнесен и показан ярко и выразительно.

Все становятся в круг. Ведущий говорит: «Представьте, что был снят фильм, посвященный «Формуле 1», а теперь его нужно озвучить. У нас есть звуки машины: «ЖЖЖЖЖЖЖ!», сигнал клаксона: «БИ-БИ!» и звук тормоза: «ИИИИИИИИ!». На звук машины вместе с руками передаем звук соседу. На звук клаксона машина перепрыгивает на другую сторону круга (говорим «БИ-БИ!» и смотрим на человека, которому передаем движение). На звук тормоза машина меняет направление на противоположное».

Упражнение «Круг почета». Участники сидят в кругу. Ведущий начинает. Инструкция: презентовать себя пока вы идете 1 круг до своего места. Можно говорить о чем хотите. Главное чтобы это как-то Вас отражало.

Обратная связь:

  • Какие у вас ощущения от упражнения?
  • На что оно было направленно?
  • Какие вербальные и невербальные способы коммуникации были использованы?
  • На что они были направлены?

Упражнение на совершенствование техники речи .

  1. Сочетание согласного с гласным, используя согласные в алфавитном порядке. Например: БА-БЕ-БИ-БО-БУ, ВА-ВЕ-ВИ-ВО-ВУ, ГА-ГЕ-ГИ-ГО-ГУ… Все это повторяем по нескольку раз, то ускоряя, то замедляя темп, с выраженным напряжением губ.
  2. Читать скороговорки нужно сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию. Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала у Карла кларнет.

Королева Клара строго Карла карала за кражу королевского коралла.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

Упражнение «Циклоп». Участники становятся лицом в круг. Ведущий в центр круга кладет яркую вещь. Инструкция: на команду «Вниз» все смотрят на вещь в центре круга, на команду «Вверх» нужно поймать взгляд другого участника. Взгляд не блуждает. Если взгляды встретились, то эта пара выходит из круга. Таким образом можно разбить участников на пары.

Упражнение «Зеркало». Участники стоят в парах. Они договариваются кто будет Зеркалом (повторять), а кто будет Ведущим (показывать). Ведущий старается изобразить сначала просто эмоцию, а потом целую ситуацию. Зеркало старается повторить, и, при этом пытается понять, какую эмоцию или ситуацию показывает Ведущий. Через 5-7 минут все меняются ролями.

Обратная связь:

  • Ваши ощущения?
  • Кем быть легче Зеркалом или Ведущим?
  • Легко ли было отгадывать эмоции и ситуации?
  • Что нам говорит мимика и пантомимика в общении?

«Мозговой штурм». Ведущий и участники составляют план написания публичного выступления.

Упражнение «Актеры». Ведущий заранее готовит бумажечки с именами известных актеров по количеству участников. Имен актеров должно быть столько, на сколько подгрупп необходимо разбить группу. Например, группу из 20 человек необходимо разделить на 4 подгруппы по 5 человек. На 20 бумажечках пишется 5 раз Чак Норис, 5 раз Мэрилин Монро, 5 раз Чарли Чаплин и 5 раз Арнольд Шварценеггер. Каждый вытягивает 1 бумажечку и показывает своего актера, но без слов. Задача участников объединиться в группы (признак — одинаковый актер).

Примечание. Участники тренинга должны двигаться очень выразительно, вжиться в свой характер.

Упражнение «Гайд Парк». 20 минут на написание выступления, 20 минут на выступления и 20 минут на обсуждение. Индивидуально каждый участник пишет себе выступление (длительность 3-5 минут) на тему: «Как можно улучшить мир». Затем первая группа «актеров» (из предыдущего упражнения) расходится по коридору или улице так, чтобы не мешать другим выступающим. Оставшиеся получают по 1 купону. Его они должны отдать кому-то из выступающих со своими комментариями после того, как прослушают всех из одной группы. Потом группы меняются («выступающими» должны побыть все участники). В конце определяются самые успешные ораторы. Их можно наградить какими-нибудь призами или просто овациями.

Критерии оценки : интересная тема, интересная подача информации, убедительность речи, выразительность и др.

Обратная связь 15 минут:

  • Что было легче: выступать или оценивать?
  • Кому какая роль больше понравилась?
  • Какие способы привлечения внимания были выбраны участниками? Что больше всего запомнилось.
  • Какие темы были самыми интересными?
  • Какой вывод каждый из вас сделал из этого упражнения? Чему научились?

Создание памятки «Хорошего оратора». Можно в виде мозгового штурма или работы в малых группах записать правила, замечания, принципы для тех, кто хочет стать хорошим оратором. Формат любой.

Обратная связь ко всему тренингу:

  • Что «возьмете» с собой?
  • Что «выбросить»?
  • Что «отложите в долгий ящик»?
  • Что расскажете другу/подруге.

Упражнение «Передай подарок». Участники сидят в кругу. Начинает любой участник. Он передает соседу воображаемый подарок. Это может быть как вещь, так и качество. Сначала показывает его, а потом называет. Далее по кругу. Показывать следует выразительно, чтобы тренировать свою мимику и пантомимику.

Дополнительные энерджайзеры (Руханки).

  1. Участники стоят по кругу достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.
  2. Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! В заключении подсчитываем, кто привлек внимание большего числа участников игры.
  3. Выберем какую-нибудь простую фразу. Например: «В саду падали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока, находящегося справа от ведущего, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3-4 победителя. Может быть она закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового.